Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читать

Кириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читать
Васнецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читать
Тютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читать
Капитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читать
Тимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Белов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читать
Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Иоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читать
Антропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читать
Соколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читать
Бондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читать
Левитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читать
Верещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читать
Ломоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читать
Юрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читать
Нефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читать
Евфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читать

Статьи

Главная » Статьи » Впервые в мире » СССР

Кузнецов Александр Алексеевич, генерал-майор авиации, возглавлял воздушную экспедицию которая первая официально достигла Северного полюса

Оцени статью:
1904-1966
Биография
Покорение Северного полюса.

Покорение северного полюса началось очень давно - в 1607 году. Было сделано очень много неудачных попыток, самые известные из них это:

1607 год мореплаватель Генри Гудзон

1765 и 1766 гг Василий Чичагов

1773 год Джон Франклин

1827 год экспедиция Уильяма Парри

Все эти попытки оказались неудачными и экспедициям не удалось дойти до самого северного полюса.

В 1909 Роберт Пири заявил, что ему удалось дойти до северного полюса и долгое время все считали это правдой, однако потом, нашлись несоответствия в его рассказах и все поняли, что Роберт Пири не покорил северный полюс.

Первое и официальное покорение северного полюса произошло в 1948 году.Его совершили участники советской воздушной экспедиции «Север-2» , которой командовал Александр Кузнецов.

Экспедиция «Север-2»

Как началась экспедиция «Север-2»? Три самолёта стар­товали с острова Котельный и взяли курс на Северный по­люс. Среди участников экспедиции на борту были, конеч­но же, ветераны папанинской одиссеи. Вот именно они и поняли первыми: что-то не так! - в момент, когда вдруг резко изменяется вид, открывающийся под крылом.

Илья Мазурук с тревогой сообщил по радио Виталию Масленникову, командиру одной из машин: внизу несоразмерно много открытой воды! Это, говорил Мазурук, напоминает прямо какое-то наводнение!

Огромные массивы тумана, быстро перемещающиеся, мешали составить ясное представление о том, что имен­но творится внизу.

И вот приборы показывают, что машины над Полюсом. Пилоты начинают высматривать место, пригодное для посадки. Необходима ровная полоса протяжённостью не менее 800 м. Такое место удаётся найти, но где взять уверенность, что этот лёд выдержит удар приземляющих­ся машин? Перед глазами пилотов так и стоят виденные только что участки ледяной каши, в которые стремитель­но превращается монолитный, как это им только что ка­залось, панцирь.

Александр Кузнецов, командир экспедиции, приказыва­ет посадить первым - «для пробы» - самолёт, на борту ко­торого находился сам. Пилот Иван Черевичный выполняет приказ. То есть осуществляет первую в истории посадку на Северный полюс. Она проходит успешно, и вслед са­жают свои машины Виталий Масленников и Илья Котов. Произошло это 23 апреля 1948 года в шестнадцать часов сорок четыре минуты по московскому времени.

Каким же было первое впечатление покорителей По­люса? Знаменитый полярный холод? - он почти что не чувствуется! Участников экспедиции встретила погода, напоминающая хмурую оттепель во время зимы в сред­ней полосе. Такое уже само по себе не могло не насторо­жить, но было и ещё кое-что, а именно: чувство неотступ­ной опасности, которое ощущали без исключения все. А это ведь были люди, прошедшие «промывание мозгов» на тему: никаких необоснованных предчувствий не сущест­вует, всё это «идеалистический уклон», «мистика»! Свин­цовая тяжесть ощущения опасности, по словам участни­ков экспедиции «Север-2», была как будто разлита под этими низкими, серыми, стремительно движущимися не­бесами в воздухе.

Неудивительно, что первый приказ, отданный Кузнецо­вым на Полюсе, был: измерить толщину льда! Результа­ты вызвали невольный вздох облегчения: обнаружилось, что под ногами исследователей надёжный панцирь пятиметровой мощности. Из практики полярных полётов было известно: и толщины вдвое меньшей будет вполне достаточно, чтобы не провалился при взлёте тяжёлый аэ­роплан. У командира камень упал с души, и затем пос­ледовали уверенные распоряжения: разбиваем лагерь, ставим палатки, готовим оборудование к проведению из­мерений. А сразу после этого отдыхаем - позади тяжё­лый перелёт и не грех будет выспаться перед предстоя­щей работой в напряжённом темпе.

Но отдых не состоялся.

- Тревога! Всем из палаток срочно выйти на лёд!

Жизни участников экспедиции «Север-2» спасло то, что выставленный предусмотрительно наблюдатель заметил трещину. Она бесшумно и быстро раскалывала панцирь и прошла под шасси, оснащённым лыжей, одного из аэ­ропланов. Зияющий чернотою разлом увеличивался на глазах. В нём стала видна вода - стремительный и бурный поток - и от этой воды шёл пар!

Машина начала крениться. Чтоб сдвинуть аэроплан с места, необходимо было пустить моторы, но они отказы­вались работать. Люди раскручивали винты руками, тащили под шасси доски... За этой отчаянной суматохой не сразу даже заметили, насколько невероятно, страш­но изменяется всё вокруг. Первая трещина превратилась в зигзагообразное и всё расширяющееся ущелье, кото­рое напополам раскололо лагерь. Полярники переправля­ли через него снаряжение, чтобы не оказаться на разных льдинах. На панцире стремительно возникали всё новые разломы. «Словно в стекле витрины, в которую попал ка­мень», - запишет потом в дневнике исследователь Моро­зов. Размеченная флажками взлётная полоса развалива­лась на глазах на фрагменты...

Вокруг чернели всё более широкие рукава воды. Ос­колки только что целостного щита, раскачиваясь, отпра­вились в плавание. Медленно канул в клубящуюся туман­ную мглу торос, на котором развевалось красное знамя. Оно было призвано увенчать покорённую «точку ноль» ар­ктического щита, но щита не стало! Только отдельные небольшие льдины дрейфовали вокруг, уносимые куда-то прочь могучим течением. «Лёд несся с невероятной скоростью, - расскажет потом Павел Сенько, специалист по изучению магнитного поля Земли, - как это можно пред­ставить только на реке в ледоход. И продолжалось его та­кое движение больше суток!»

Однако это было ещё далеко не самое невероятное. Кузнецов приказал попытаться определить направление дрейфа льдины. Сначала секстант показывал, что членов экспедиции с большой скоростью несёт на юг. Но потом направление движения стало изменяться от замера к за­меру. Оставшиеся в живых не помнят, кого из них осени­ла первым немыслимая догадка: их льдину несёт по кру­гу! Ступившие на Полюс плавали теперь вокруг Полюса. Диаметр описываемых льдиной кругов составлял около девяти морских миль.

Никто не мог и предположить, что за силы проснулись в глубине Ледовитого океана, чего ещё от них ждать, и ка­кая уготована судьба свидетелям грозной тайны. И тем не менее у русских людей доставало мужества не только не падать духом, но ещё и шутить: «Ого! Сколько это уже раз мы совершили кругосветное путешествие?»

За сутки дрейфа по кругу произошёл один примеча­тельный факт. Мимо льдины с полярниками стремительно проплыл тюлень; животное даже попыталось выбраться на неё, но скорость потока не позволила ему это сделать. Факт этот изумил ветеранов папанинской экспедиции едва ли даже не более, чем всё прочее. Тюленя встре­тить на Полюсе?! Откуда его сюда принесло и как? Ведь эти звери обитают лишь у границ Полярного круга!

Меж тем явились основания полагать, что радиус опи­сываемых кругов уменьшается. Траектория движения льдины с полярниками представляет собой, следователь­но, центростремительную спираль. Едва ли хоть один из исследователей не задался тогда вопросом: что ожидает их в конце пути - в «точке ноль»?

Отчаянное положение экспедиции начало меняться только на третьи сутки. Вдруг скорость кругового дрей­фа уменьшилась, но вместе с тем осколки ледяного пан­циря почти уже по прямой влекло к северу. Словно исся­кал завод какой-то пружины и всё движение, вызванное ею, начало утихать.

Области открытой воды меж льдинами сокращались, и одновременно полярный холод вновь обретал права. Движение наконец прекратилось, и все льдины, которые только что дрейфовали по отдельности, притёрло очень плотно друг к другу. Полярный лёд начал вновь произво­дить впечатление целостного щита, который лишь кое-где прорезывали протяжённые полыньи. Всё происшедшее напоминало детскую головоломку-картинку, сначала ра­зобранную, а потом вновь восстановленную из фрагмен­тов, хотя и весьма небрежно.

Вернулся даже торос, на котором был поднят флаг. Об­леденевшее полотнище провисало и от сильных порывов ветра лишь едва шевелилось.

Арктический мороз укреплял всё более возрождённый панцирь, спаивая осколки. Поэтому родилась надежда, казавшаяся безумной: что всё-таки удастся взлететь с этого удивительного щита, расколовшегося и затем вос­становившего вновь свою целостность.

Внимательная разведка позволила обнаружить нечто, более-менее соответствующее требованиям к взлётной полосе. Но протяжённость этого относительно ровного пространства оказалась меньше, чем требовалось, при­близительно вдвое! Удастся ли машине взмыть в воздух, или она попросту соскользнёт, оборвавшись с ледяной кромки, под воду? В условиях полярного холода послед­нее представляет собой верную смерть.

Между экипажами возник спор, кто будет испытывать судьбу первым. Каждый из лётчиков хотел сам принять вызов чрезвычайных обстоятельств, как это и естественно для людей, уверенных в своём мастерстве. Дискуссию ос­тановил Илья Котов, командир одного из экипажей, лишь надавив авторитетом старшего по званию.

Котов максимально облегчил аэроплан и даже слил часть горючего. При старте хвостовое оперение букваль­но нависало над водой - лётчик стремился выиграть до­полнительные даже дециметры разбега... Лыжи аэропла­на оторвались ото льда менее чем за метр до кромки.

____






Источник: http://whitemoscow.livejournal.com/90641.html

--

|Категория: СССР | Добавил: sv77 (07.10.2013)
| Рейтинг: 5.0/1| Просмотров: 5960 | Теги: впервые в мире., северный полюс, кузнецов а а, север-2
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [0]
Российская империя [61]
СССР [29]
Россия [2]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]