Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читать
Бурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937-ом году в Сталинграде. В этом городе прошли его детство и юность. А в страшные военные годы он собственными глазами видел храбрых защитников города, поэтому нет ничего удивительного в желании Геннадия Николаевича стать военным. В 59-ом он закончил Батайское военное авиационное училище лётчиков. После окончания учебного заведения служил в разных местах, самым последним была авиабазе под городком Вазиани, что в Грузинской ССР.
28 ноября 73-го года навсегда вошло в историю авиации. Случилось событие, в котором капитан Елисеев был главным действующим лицом. А произошло вот что: в этот день воздушное пространство Советского Союза над Азербайджаном нарушил неопознанный самолёт. Покружив немного, он стал уходить в сторону советской границы, стремясь выйти за пределы государства. Капитану Елисееву был дан приказ подняться в небо и сбить нарушителя.
«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос… Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы… Это не фантазии — это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость».
Эти слова, сказанные еще в самом начале космической эры Королевым, стали поистине пророческими. За неполные пятьдесят лет истории «внекорабельной деятельности» десятки людей побывали в открытом космосе, а продолжительность пребывания человека за один выход возросла от нескольких минут до нескольких часов. Создание же и поддержание МКС вообще было бы невозможным без длительных выходов в космос и выполнения гигантского объема ремонтных и монтажных операций. Однако первый шаг на этом пути был сделан 18 марта 1965 года.
Яков Григорьевич Украинский – командир экипажа стратостата ВВА-1, потерпевшего крушение 18 июля 1938.
Яков Григорьевич Украинский родился в 1903 в Черкассах в семье мелкого служащего.
Учился в гимназии, затем, не окончив её, добровольно вступил в Красную Армию, в составе сводной Петроградско-Полтавской дивизии курсантов участвовал в боях на польском фронте и против частей Врангеля.
После курсов красных командиров уже в мирные годы был помощником уездного военкома, заместителем начальника штаба пехотного полка.
Он поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, где успешно окончил сразу два факультета - эксплуатационный и воздухоплавательный.
Детищем КБ Челпана стал отечественный бескомпрессорный двигатель Д-40. Его технико-экономические показатели были высоко оценены учеными и конструкторами. Сам Челпан заявил: «Мы сконструируем свой двигатель, ни в чем не похожий на заграничный».
Харьковское конструкторское бюро (КБ), возглавляемое Константином Челпаном, стало средоточением лучших научных кадров по дизелестроению всего СССР.
28 апреля 1933 года на испытательном стенде бюро завода заработал опытный образец мотора. Двигатель сняли и установили вместо авиационного (М-5) на быстроходный танк (БТ-5) и пустили по заводу. Танк пошел… и как! Очевидцы рассказывали, как все работники КБ ликовали, обнимались, кричали «Ура!».
Позже о сконструированном двигателе для Т-34 специалисты напишут: «…в мировой практике дизелестроения не было аналогов для создания на заводе танкового дизеля, мастерство и смелость в конструкции – на грани нахальства, но задача была решена блестяще…».
Николай Александрович Евдокимов родился в 1909 году в Новгородской области. Проходил обучение в Борисоглебском летом училище, окончив которое получил направление на Гатчинский аэродром. Был первым в СССР парашютистом, выполнившим затяжной прыжок с парашютом – 22 мая 1932 года. В 1934 году был одним из первых 14 человек, получивших звание «Мастер парашютного спорта СССР». Через год был награжден орденом Ленина за выдающиеся спортивные достижения. На этот момент у Евдокимова было выполнено 76 прыжков с затяжным раскрытием, а также дважды установлен мировой рекорд свободного падения с высоты 6,9 и 8,1 километров.
Газеты того времени писали: «16 июня 1934 года инструктор парашютного дела Н. Евдокимов установил в городе Кречивицы Ленинградской области новый мировой рекорд затяжного прыжка с парашютом. Поднявшись на двухмоторном самолете, пилотируемом летчиком Дацко, на высоту 8.100 метров Евдокимов отделился от самолета и пролетел, не раскрывая парашюта, 7.900 метров в 142 секунды. Лишь в 200 метрах от земли он раскрыл парашют и вскоре благополучно приземлился».
И пусть слава первооткрывателей кинематографа досталась более предприимчивым французским братьям Люмьер, мы должны по праву гордиться нашим земляком, который почти за два года до событий в подвале парижского «Гран-кафе» продемонстрировал в Одессе, а затем в Москве ошеломленной российской публике первый в мире прототип киноаппарата и первые съемки движущихся людей.
Фильмы «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» были показаны летом 1893 года. А 9 января 1894 года Тимченко продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве.
Дашкова была принята в члены многих ученых обществ: была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.
По возвращении в Россию в 1783 г. получила должность директора Петербургской Академии наук, став единственной в мире женщиной на этом посту. Она учредила особую Российскую Академию для изучения «российского слова». Основала два научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» и «Новые ежемесячные сочинения», где печатались Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и др. Автор многих литературных трудов. Особый интерес представляют ее мемуары.
Будучи студентом Санкт-Петербургского технологического института, Густав Тринклер начинает разрабатывать проект нового теплового двигателя, работающего на жидком углеродном топливе с воспламенением от сжатия.
Летом 1898 года при переходе на V курс института Тринклер завершил работу над проектом и был принят на Путиловский завод, где очень быстро начал строить первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», который он назвал «Тринклер-мотором». В течение 1898 года двигатель был построен, и в 1900 году начались его испытания. Результаты испытания «Тринклер-мотора», спроектированного, построенного и испытанного молодым русским инженером вызвали восхищение специалистов достигнутым блестящим результатом (КПД равен 29 %) и одновременно волну опасений русских и зарубежных производителей тепловых двигателей
Первый и пока единственный в мире покоритель пяти полюсов нашей планеты: Северный и Южный географические, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов).
Совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, один раз на вёсельной лодке. В период с 22 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года совершил путешествие через Тихий океан на вёсельной лодке из порта Конкон (Чили) в Австралию. Потратив на путешествие 160 дней, Конюхов показал лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке без заходов в порты и посторонней помощи (лучшее из предыдущих подобных путешествий длилось 273 дня)
В.С. Савельев и его ученики дали значительный импульс развитию современной флебологии. Виктор Сергеевич впервые выполнил реконструктивные операции при синдроме верхней полой вены, тромбэктомию при болезни Педжета-Шреттера, оперативные вмешательства по поводу острых тромбозов в системе нижней полой вены. Крупномасштабные исследования, проведенные в его клинике, позволили разработать концепцию тромбообразования в магистральных венах, изучить особенности гемодинамики и гемостаза при этих состояниях, разработать рентгенологическую и радионуклидную диагностику острых венозных тромбозов и на этой основе предложить принципы консервативного и оперативного лечения больных с острым тромбозом магистральных вен.
Фундаментальные исследования в области флебологии позволили В.С. Савельеву и его ученикам создать новую концепцию причин тромбоэмболии легочной артерии и сформировать понятие об эмбологенном венозном тромбозе, разработать методы ранней диагностики, профилактики, консервативного и оперативного лечения тромбоэмболии легочных артерий и постэмболической легочной гипертензии. За цикл работ по этой проблеме он как руководитель авторского коллектива в 1992 году был удостоен Государственной премии РФ.
За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это
случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской
школы пилотов вылетел на свое первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики.
В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский самолет Ю-88. Когда
возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолет
горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно. Командир приказал
прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь метрах в трехстах от
земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно
подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли летчика в село.
Старушка-знахарка, которую привел председатель колхоза, вправила вывих.
Через несколько дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его
уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.
Вскоре И.А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на
самолет Ла-5. По окончании учебы он прибыл в город Щигры на
Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик
Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой
счет 7 самолетов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в
групповом бою. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжелое
ранение.
Александр Степанович Попов родился 16 марта 1859 года в поселке
Турьийские Рудники на Северном Урале (ныне г. Краснотурьинск
Свердловской области). Сын священника, он учился в Далматовском духовном
училище и Пермской духовной семинарии. Но, как и многие семинаристы,
тяготевшие к науке, он вышел из семинарии после окончания
общеобразовательных классов и 18-летним юношей поступил на
физико-математический факультет Петербургского университета. С
увлечением, отдаваясь научным занятиям, А. С. Попов вскоре обратил на
себя внимание профессоров университета, среди которых были крупнейшие
физики того времени (Ф. Ф. Петрушевский, И. Г. Егоров и др.). Блестящие
способности А. С. Попова позволили ему еще студентом исполнять
обязанности ассистента профессора на лекциях. Окончив университет в 1882
году, Александр Степанович по материальной необеспеченности не смог
принять предложение остаться при кафедре физики для подготовки к
профессорскому званию и занял место преподавателя физики в кронштадском
Минном офицерском классе и в Минной школе. Сюда А. С. Попова влекла
возможность вести научно-исследовательскую работу в первоклассном по
своему оборудованию физическом кабинете класса.
Сын русского крепостного Порфирий Иванович Бахметьев известен науке
как выдающийся биолог-экспериментатор. Но не менее велик вклад в науку
Бахметьева-физика. Его телефотограф, которым так заинтересовался Розинг,
во многом определил пути развития телевидения. Как же мыслил передачу
изображения Бахметьев?
Передающий аппарат похож на обычную фотокамеру. Кто из нас в детстве не
мечтал хоть на секунду заглянуть под материю, прикрывающую голову
фотографа и желтый, сверкающий куб фотоаппарата, шагающего на трех
тонких ногах штатива? Те, кому посчастливилось просунуть голову под
черный бархат, видели маленькое чудо: перевернутое радужное изображение
на серебристом матовом стекле. Вот так же и в аппарате Бахметьева.
Только здесь изображение проектируется объективом не на фотопластинку, а
на заднюю внутреннюю стенку камеры, против которой помещается крохотный
фотоэлемент. Фотоэлемент движется, очерчивая спираль, но продолжая
оставаться в одной и той же плоскости. В этой плоскости расположены все
самые резкие изображения передаваемой сцены.
Открытие в 1869 г. Периодического закона стало не только одним из
крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле
одним из самых выдающихся достижений человеческой мысли минувшего
тысячелетия. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов до сих пор все еще остаются загадкой. До сих пор не удается
понять глубокие физические причины периодичности, в частности, причины
периодической повторяемости сходных электронных конфигураций атомов,
хотя ясно, что феномен этот связан с непространственной динамической
симметрией атомных систем [1-6]. До сих пор ясно не очерчены границы
применимости Периодического закона, и, в частности, не выяснено, какой
тип свойств соединений какого структурного или топологического класса
(или классов) изменяется периодически и почему. Продолжается полемика
относительно верхней границы Периодической системы и специфики ядерных и
электронных свойств атомов сверхтяжелых элементов [7-9]. Наконец,
остается во многих отношениях загадочной сама история открытия
Периодического закона и создания Периодической системы, хотя ей была
посвящена обширная литература. Разными исследователями предлагались
различные версии истории открытия Периодического закона.
Вывод:
одним из самых выдающихся достижений науки считается создание
периодической системы элементов. Но и сегодня ученые не перестают
удивляться, как Менделеев мог ее создать, имея столь скудные исходные
данные.
Еще в 1868 году
генерал от артиллерии Н. В. Маиевский, профессор баллистики Михайловской
артиллерийской академии предложил проект кривоствольной пушки, заряжаемой с
наземной части. Правда, делал он это с целью увеличения стрельбы дисковым
снарядом. При выстреле из артсистемы с выгнутым вверх каналом ствола,
«диск», установленный на ребро, прижимался центробежной силой к верхней
части ствола и получал необходимое вращение, которого добивались
конструкторы. Одно из орудий с подобным каналом ствола изготовили в России
под руководством профессора Маиевского. Опытные стрельбы в 1871-1873 годах
подтвердили правильность расчетов: дисковый снаряд массой 3,5 кг,
обладающий начальной скоростью 480 м/с, пролетел 2500 м, в то время как
обычное ядро того же веса при тех же условиях - всего 500 м. Но главное, при
этом эксперименте были выявлены возможности ведения стрельбы из
кривоствольного оружия.
В 1864 г. русский военный инженер генерал М. М. Боресков открыл
кумулятивный эффект и использовал его в саперном деле. Но первые
систематические исследования кумулятивного эффекта были проведены в 1923
- 1926 гг. М. Сухаревским, который установил зависимость бронебойного
действия кумулятивных зарядов без облицовки от формы выемки и ряда
других факторов.
Видным теоретиком и практиком минноподрывного дела был военный инженер, генерал-лейтенант Михаил Матвеевич Боресков. В 1853 г. подпоручик М. М. Боресков
«отправляется в кампанию», где ему поручают устройство минных
заграждений, а также разрушение взрывами крепостей Килии и Измаила, в
ходе которых им было произведено 550 взрывов зарядов общим весом 44 т
пороха.
Можно с
полным правом сказать о том, что нефтеперегонная установка, построенная в
1823 году братьями Дубиниными — крепостными графини Паниной, была
первым в мире нефтеперегонным заводом, на котором приготовлялся керосин,
превосходивший по своим качествам фотоген.
В сохранившихся
документах упоминаются большие затруднения, возникшие при добывании
нефти из колодцев, расположенных на Терском хребте близ станицы
Вознесенской. Но не природные трудности помешали развитию дела
Дубининых. Непомерно высокая цена на откуп нефтяных участков, бездушное
чванство правящей аристократии России, непонимание нужд государства —
вот тот барьер, о который безуспешно разбивалась энергия братьев
Дубининых. В своем письме к правителю Кавказа князю Воронцову братья
пишут: «Сиятельнейший князь. В делах промышленных сильное
распространение и особенно деятельность в выделывании собственных
отечественных произведений составляет народное богатство, а народное
богатство есть сила государственная.
У крепостных крестьян
Дубининых было куда больше государственной мудрости, чем у тогдашних
правителей России. Никакой помощи братьям оказано не было, правительство
ограничилось лишь выдачей серебряной медали Васйлию Дубинину.
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.
4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.
За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
Руководил первой русской антарктической
(кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в
январе 1820 г. Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом
океанах.
Его именем названы мыс на Сахалине, российская научная полярная станция Беллинсгаузен
на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), входящем в группу Южных Шетландских
островов (открыта 22 февраля 1968 г. на юго-западной оконечности острова
мысе Файдлс), море Беллинсгаузена (окраинное море Южного океана у берегов Антарктиды, между полуостровами Антарктическим и Терстон), шельфовый ледник Беллинсгаузена (расположенный в восточной части берега принцессы Марты (Восточная Антарктида)), котловина Беллинсгаузена
(понижение дна на юго-востоке Тихого океана между материковым склоном
Антарктиды, Южной Америки и Западно-Чилийским поднятием), остров в архипелаге Туамоту, а также острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых.
Первый в мире выдвинул идею костной пластики, применил наркоз в
военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых
условиях.По его настоянию в штаты
войсковых частей в 1869 были введены спец.
носильщики. Он высказал мысль о единстве лечения
и эвакуации, о зависимости лечения ран от свойств
ранящего оружия, первым выдвинул идею сортировки
раненых, рекомендовал применять «сберегательную
хирургию» (отказался от ранних ампутаций при
огнестр. ранениях конечностей с повреждением
костей), впервые наложил гипсовую повязку в
полевых условиях (1854); во время обороны
Севастополя привлёк (1855) женщин (сестёр
милосердия) к уходу за ранеными на фронте. П.
разработал научные основы лечебно-эвакуац.
обеспечения боевых действий войск. Он первым
провозгласил принцип разделения тер. страны и
тыла действующей армии на эвакуац. р-ны. В каждом
р-не предлагал создавать эвакуац. комиссию; все
учреждения, объедин. эвакокомиссией, в т. ч.
госпитали и сан. поезда, П. назвал эвакуац.
пунктом. Ценным вкладом П. в мед. науку и
военно-полевую хирургию явилось его учение об
общей и местной реакции организма на травмы, о
ранениях, осложнениях и т. д.; о различ. видах
огнестр. ранений с повреждением костей, сосудов и
нервов. Труды П. легли в основу деятельно- сти
военно-полевых хирургов 19-20 вв