Фомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читать
Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читать
28 июня 1935 года в Касимове по делу «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» было арестовано 10 верующих, среди них – свмч. Николай Правдолюбов, блаж. Матрона Анемнясевская, Вера Самсонова и другие. Поводом для ареста послужила рукопись жизнеописания блаженной старицы, которую принесли в НКВД.
Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Жизнеописание блаженной Матроны было составлено еще в 1933 году свщн. Николаем и мч. Владимиром Правдолюбовами, родными братьями. Эту рукопись обнаружил в наши дни в архиве ФСБ потомок этой удивительной священнической династии, протоиерей Сергей Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.
Священномученик Василий родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Константина Преображенского. Образование Василий получил в духовном училище; в 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года.
В годы гонений на Русскую Православную Церковь Василий изъявил желание стать священником – и был рукоположен и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верховье на Югу[1] Ермаковского района Ярославской области. В 1937 году храм был закрыт и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета; поселившись в доме церковной старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому.
28 декабря 1937 года отец Василий был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и антисоветской агитации.
Преподобный Агапит Печерский, врач ("лечец") безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного АнтонияПечерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.
Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.
Преподобный Дионисий родился около 1362 года в окрестностях города Вологды. Его мирское имя — Дмитрий. О родителях святого и его жизни до пострижения в монахи сведений не сохранилось. Известно, что еще юношей он пришел в Спасо-Каменный монастырь, находившийся на скале («камне») на Кубенском озере, в Вологодской области. (Ныне это озеро не существует: оно превращено в водохранилище.)
Спасо-Каменная обитель была еще одним духовным центром Северной Руси, испускавшим живительные лучи святости. Первым ее игуменом, известным нам по имени, был выходец с Афона Дионисий (Дионисий Святогорец). Он и постриг пришедшего к нему отрока Дмитрия, дав ему новое имя в иночестве — Дионисий. В этой обители преподобный провел девять лет.
О дальнейшей жизни преподобного Дионисия рассказывается в его Житии, составленном в конце XV века иноком основанного им Глушицкого монастыря Иринархом. Сам Иринарх никогда не видел святого, но внимательно слушал рассказы людей, хорошо его знавших, а также пользовался различными записями, которые велись в монастыре.
Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года на погосте Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника. Один из его братьев был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обучался Философ сначала в Кирилловском Духовном училище, а затем в Новгородской Духовной Семинарии. В 1885 году он со степенью кандидата богословия окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора, и вскоре принял священство. Первоначально батюшка служил настоятелем в храме приюта Принца Ольденбургского, где до этого преподавал Закон Божий.
С 1892 по 1912 годы он служит настоятелем храма при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Двадцать шесть лет он являлся председателем «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», успешно противодействуя антицерковным течениям.
вященномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельеве Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Смоленского.
В 1891 году Василий Петрович Смоленский окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к Казанскому храму села Ламишино Звенигородского уезда. Первая деревянная церковь была основана здесь в 1670 году, а каменный храм начали строить при отце Василии в 1902 году. 11 сентября 1905 года новый храм был освящен епископом Можайским Серафимом. В 1908 году церковь была расписана.
В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца.
Андрей Матвеевич Трофимов родился 30 октября 1882 года в деревне Китенево Клинского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Отец его летом занимался сельским хозяйством, а зимой разрабатывал лесные делянки. Андрей окончил сельскую школу и помогал отцу, пока не женился и не обзавелся своим хозяйством. В 1916 году он был призван на фронт и служил рядовым до 1917 года.
Андрей был прихожанином церкви Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Клинского уезда, с юности пел здесь на клиросе, был псаломщиком и регентом, членом церковного совета. Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, он остался членом церковного совета и регентом.
В 1931 году советская власть стала уничтожать крестьянские хозяйства, и Андрей Матвеевич вступил в колхоз, где ему было поручено ухаживать за колхозными лошадьми.
Священномученик Иоанн родился 21 марта 1880 года в селе Васильевском Вологодской губернии в семье псаломщика Александра Преображенского. В 1897 году Иван окончил Вологодское духовное училище и в том же году был назначен псаломщиком в Васильевскую Тошнинскую церковь в Вологодском уезде, а в 1904 году – рукоположен во диакона к этой церкви.
В 1906 году диакон Иоанн был переведен во Власьевскую церковь в Вологде. В 1920-х годах этот храм был закрыт, и диакон Иоанн был направлен в храм в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1929 году диакон с супругой и тремя малыми детьми были выселены из дома как семья священнослужителя, и власти потребовали от супруги, чтобы она развелась с мужем. Чтобы отвести от детей угрозу преследований, она с согласия мужа исполнила это требование, и с этого времени семья стала жить отдельно на средства, которые тайно передавал им отец Иоанн.
Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский родился в Москве в 1635 году и во святом крещении был назван Иоанном. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из Московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного.
После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он, после беседы, при прощании одарял ещё каждого, чем мог.
Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово, близ старого Устюга, от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет он отличался строгой постнической жизнью, по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался только хлебом и водой. Родители его переселились в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг с именем Наталия в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн начал безмолвствовать, а затем подвизаться в юродстве. Перейдя в город Устюг, он поселился в построенной для него хижине и проводил ночи в неустанной молитве. Днем же, в разодранном рубище и босой во всякое время года, ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза и перенося множество оскорблений и издевательств от жителей города.
Преподобномученица Гермогена родилась 4 декабря 1870 г. в селе Мокрый Мичкасс Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Капитона Кадомцева и в крещении была наречена Варварой. В 1885 г. она поступила в Нижне-Ломовский Успенский монастырь, находившийся в городе Нижнем Ломове. Монастырь возник в середине ХIХ столетия; сначала на этом месте была богадельня, затем монашеская община, а с 1880 года — общежительный монастырь, средства для благоустройства которого были даны местным купцом Волковым. Здесь Варвара была пострижена в мантию с именем Гермогена и подвизалась до закрытия монастыря во время безбожных гонений в начале 1920-х годов. После закрытия обители она поселилась в городе и долгое время зарабатывала на жизнь стиркой белья, мытьем полов и другими домашними работами, а затем переехала жить в родное село.
Преподобноисповедник Ираклий родился в 1863 году в Черниговской губернии в казачьей семье и в крещении был наречен Иосифом. В 1871 году была образована Туркестанская епархия, и в 1882 году епископ Туркестанский Александр (Кульчицкий) основал здесь Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь, куда и поступил Иосиф Мотях. В 1889 году во время землетрясения монастырь был разрушен, но затем восстановлен. 25 марта 1905 года послушник Иосиф был пострижен в монашество и наречен Иринеем. В монастыре он исполнял послушание звонаря и помощника эконома.
Летом 1916 года, воспользовавшись тем, что русская армия воевала на фронтах Первой мировой войны, киргизы подняли в Семиречье восстание, выразившееся в массовых и беспощадно жестоких убийствах и грабежах. Были убиты тысячи русских людей, тысячи взяты в плен, детей разрывали и разбивали о камни, сбрасывали с утесов, женщин насиловали, дороги от селения до селения были завалены трупами, имущество разграблено, церкви разорены и сожжены, священники убиты
По профессии Петр был плотником, и в поисках работы ему приходилось ходить по Тверской и Московской губерниям. Ближайшим приходом к его дому был храм в селе Бокланово, в котором он в течение многих лет во время гонений от безбожников был помощником старосты, и на нем лежала обязанность закупать все необходимое для храма.
25 марта 1931 года собрание церковной двадцатки постановило отправить Петра Лаврентьевича в Москву для закупки свечей как человека, знающего, где что можно купить. Не откладывая исполнение поручения, Петр сразу же отправился в Москву за свечами, но здесь не смог их купить, и ему посоветовали поехать в Хотьково, чтобы узнать у монахинь, где они покупают свечи, и там купить.
Сойдя с поезда и решив во время вечерней службы спросить о свечах у монахинь, он пошел к храму вдоль железнодорожных путей. Навстречу ему попался железнодорожный рабочий. Петр Лаврентьевич подошел к нему и стал расспрашивать о его работе.
Мученик Игнатий родился 20 декабря 1876 года на хуторе Марино Махринской волости Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Артемия Маркова. Игнатий Артемьевич был глубоко верующим человеком и посещал ближайший к хутору храм в селе Махры; он был женат и имел семерых детей, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством. 6 апреля 1931 года Игнатий Артемьевич был арестован в городе Загорске Московской области.
«Я занимался сельским хозяйством, и на меня наложили большой налог в 2 200 рублей, – сказал он на допросе следователю, – так что я не мог его уплатить, и по суду у меня отобрали все имущество и присудили к году принудительных работ. Будучи сильно убит горем, я, как человек верующий, пошел в Троице-Сергиеву Лавру помолиться.
Священномученик Николай родился в 1872 году в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895–1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове.
У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви.
В небольшой веси, расположенной на старом торговом Бежецком тракте в Савцынской волости, 26 сентября 1866 г. родился святой Божий угодник. Его родители были крестьянами деревни Сумино. Их звали Иосифом Иоакимовичем и Матроной Ивановной Петушковыми. Мы не знаем, как они жили и как воспитывали своего сына Дениса, которого в последствие нарекут при постриге Ефимием. Они учили его крестьянскому ремеслу, любили и прожили с ним около 40 лет.
В 1905 г. сорокалетний крестьянин стал послушником Нило-Столобенской пустыни Осташковской волости, в 1910 г. был пострижен в монахи с именем Евфимий (в схиме - Дионисий). Он подвизался в монастыре до 1927 г., когда обитель была закрыта властями. Следующие четыре года схимник проживал в домах набожных церковных людей. Так, бывший благотворитель Ниловой пустыни, зажиточный крестьянин Сергей Федорович Комаров приютил инока в избе в хуторе Черенчиха. Преподобномученик поставил в своей молельной комнате сделанный для себя гроб.
Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве.
21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему.
3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию. «Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание.
В отличие от Католической церкви, пытавшейся установить власть над светскими правителями Европы, Русская Православная Церковь с княжеской, а впоследствии царской властью, вела равный диалог. Ровными эти отношения не были никогда, но тот принцип отношения Церкви и государства, который в Византии называли симфонией, на Руси был приближен к идеалу. Напряжённых споров о первенстве власти на Руси не возникало. В критические минуты Церковь всегда приходила на помощь светской власти, а та, помня о своей миссии, оказывала Церкви поддержку и покровительство.
И, всё же, попытки оспорить у светской власти решение в общих вопросах со стороны церковных иерархов случались и на Руси. Одним из самых выразительных примеров оказалось служение митрополита Геронтия. Великий князь московский Иван III Васильевич хотел видеть в нём лояльного к себе иерарха, поскольку Геронтий, занимавший до этого в течение 20 лет Коломенскую кафедру, на место предстоятеля Русской Церкви был избран при согласии великого князя Собором епископов.
В Ардатовском уезде Нижегородской губернии, в родовом имении — селе Нуче жили сироты брат с сестрой, дворяне-помещики Михаил Васильевич и Елена Васильевна Мантуровы. Михаил Васильевич состоял на военной службе и много лет служил в Лифляндии. Там он женился на лифляндской уроженке Анне Михайловне Эрнц, но вскоре сильно заболел, принужден был оставить службу и переехать на жительство в свое имение. Елена Васильевна, гораздо моложе своего брата, была веселого характера и мечтала только о светской жизни и скорейшем замужестве.
Болезнь Михаила Васильевича имела решающее влияние на его жизнь. Лучшие доктора затруднялись определить причину и свойства заболевания. Скоро всякая надежда на медицинскую помощь была потеряна и осталось уповать только на милость Божию. Молва о святой жизни батюшки Серафима Саровского, обежавшая уже всю Россию, конечно, достигла и села Нучи, лежавшего всего в 40 верстах от Сарова. Когда болезнь приняла угрожающий характер, так что у Михаила Васильевича начали выпадать кусочки костей из ног, он по совету близких и знакомых решил ехать к преподобному Серафиму.