Войно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читать
Герман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьКарелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читать
"Неотразимая" - именно так назвала Аделаиду Герцык в замужестве Жуковскую Марина Цветаева вслед за своим другом. Встреча двух поэтесс состоялась в 1911 году, и устроил ее всегда восторгавшийся талантливыми людьми Максимилиан Волошин. Позднее об этом событии, иначе и не назовешь, Цветаева оставила такую запись: «Макс (Волошин) живописал мне ее: глухая, некрасивая, немолодая, неотразимая. Любит стихи, ждет меня к себе. Пришла и увидела - только неотразимую. Подружились страстно».
В то время Цветаевой было всего восемнадцать лет, а «немолодой» Герцык – тридцать пять. В наши дни Марину Ивановну знают и почитают во множестве стран мира. Большинство произведений Аделаиды Казимировны так и не дошло до читателя.
Аделаида Казимировна Герцык (в замужестве Жуковская; 1874, Александров Владимирской губернии — 25 июня 1925, Судак, Крым) — русская поэтесса, прозаик, переводчица.
Родилась в семье инженера-путейца, потомка обедневшего польского дворянского рода. Росла и воспитывалась вместе с младшей сестрой Евгенией. Девочки рано лишились матери, росли под руководством воспитателей, получили отличное домашнее образование, хорошо знали пять иностранных языков, включая итальянский и польский.
На столичной сцене Давыдов сразу завоевал симпатии зрителей блестящим мастерством, тонким вкусом, художественным тактом. Его творчество отличалось подлинным проникновением во внутреннюю сущность образа, глубиной психологического анализа, ярко выраженной демократической направленностью. Виртуозное владение всеми средствами внешней выразительности, безукоризненная техника перевоплощения в сочетании с органически присущим Давыдову чувством жизненной правды позволяли ему одинаково успешно выступать в комедийных, трагических, водевильных и даже женских ролях. Часто в одной пьесе Давыдов исполнял в разные периоды самые различные роли: в «Ревизоре», например, он играл Бобчинского, Шпекина, Пошлепкину, Хлестакова, Осипа, Городничего, Землянику. Крупнейшие достижения артиста связаны с русской классикой. Давыдов был замечательным исполнителем ролей Фамусова (1879), Городничего; Подколесина и Кочкарева («Женитьба»). Играя роль Фамусова, Давыдов давал обличит. характеристику бюрократа средней руки, чиновника, выросшего на мечтах о «крестишках и местечках». Под маской внешнего благодушия проступала хищническая сущность Городничего
27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон» (с 1914 года – «Новый Сатирикон»).
Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами Теффи и других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей.
В октябре 1931 года в семье советских учителей в Ленинграде родился замечательный поэт и прозаик Глеб Горбовский. Отец его был выходцем из крестьян, а мать из семьи известной писательницы. Видимо, Глеб Горбовский получил свой талант по наследству. Поэт не очень любил откровенничать о своей жизни, но автобиографию написал остроумную, где за шутливым тоном явно слышится и понимается огромная жизненная ответственность.
Автобиография Многое было невыносимым уже в детстве. Мальчиком Глеб Горбовский пережил оккупацию вдали от дома, скитался четыре года. Многое перенёс и в юности: проблемы в учебных заведениях, колонию. Но уже в раннем возрасте получалось с головой уходить в стихи. Глеб Горбовский начал их писать в шестнадцать лет, беглецом скрываясь далеко в заповедной глуши. Там, где учительствовал его лишённый прав отец, находясь на поселении. Всё это, наверное, невозможно рассказывать всерьёз бесслёзно, а мужчине, даже и поэту, плакать не пристало.
Он родился 8 февраля 1925 года в селе Даровское Кировской области в семье железнодорожников. Родители часто переезжали с места на место, какое-то время семья Вагиных жила в Алма-Ате, и с тех пор Евгений Иванович любит солнце и жару. Но к холодному Нижнему Тагилу все же прикипел всем сердцем.
– Очень люблю этот город за природу, за его характер, – говорит Евгений Иванович. – Мне нравился старый Тагил, период, когда город перестраивался, был очень интересным, я старался передать его в своих работах. К сожалению, сейчас я не узнаю свой город, мало что в нем вызывает восхищение…
Евгений Вагин – Заслуженный художник России, член Союза художников СССР, Ветеран труда.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930). Поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.
Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т.п.
С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 появилась первая его публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа).
Н. А. Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) "народный художник республики".
Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова. Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти".
После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря и др.
«Когда сейчас вспоминают печатно или устно о 3акушняке – вспоминают, к сожалению, чрезвычайно редко, – непременно спешат указать, что он явился основоположником жанра художественного чтения, что до него этого жанра в профессиональном смысле не существовало, что он утвердил на эстраде приоритет большой литературы и т. д., и т. п. Все это, безусловно, верно и справедливо. Но мне хочется начать свои скромные воспоминания об Александре Яковлевиче Закушняке с другого. Мне хочется прежде всего сказать, что это был умный, веселый, легкий, добрый, красивый человек. Красивый и своим внутренним миром, и внешним обликом.
Вот я сейчас пишу об Александре Яковлевиче, вспоминаю его и ловлю себя на том, что невольно улыбаюсь. И в жизни так было: смотришь на Закушняка, разговариваешь с ним, и сам не замечаешь, как начинаешь приветливо ему улыбаться, – таким приятным, милым, обходительным был этот человек. Невысокий, стройный, худощавый, с тонким подвижным лицом, живыми, выразительными глазами, он располагал к себе уже самой своей наружностью. В общении же он привлекал деликатностью, мягкостью, непосредственностью.
Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.
Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда.
В конце 19-го начале 20-го веков жил и творил Александр Яковлевич Головин - художник, сценограф и народный артист РСФСР. Он работал в основном темперой и пастелью, создавая колоритные пейзажи, натюрморты и портреты. Мы рады приветствовать Вас на сайте, который расскажет Вам о жизни и творчестве этого замечательного мастера.
Александр Головин. АвтопортретРазвитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Все этапы его становления, роста, расцвета и увядания, предшествующего новому витку Жизни, идут в ногу со Временем, вне которого порой очень сложно осмыслить тенденции и причины отдельных явлений. Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. К этому времени государство и общество, уже пройдя большой путь от состояния застоя через все более активную социализацию, вступали в период нарастающего мутного бурления, предшествующий неумолимо приближающемуся революционному взрыву. Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича.
В конце XIX — начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя — известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровский совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве — от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными.
Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады, будь то светский прием, актерская вечеринка или воровской кутеж в притонах Тишинки.
Иван Аксенов родился в Путивле в дворянской семье. Окончил кадетский корпус в Киеве, затем в 1905 г. Николаевское военно-инженерное училище в Москве.
В 1906-1908 гг. служил в инженерных войсках в Киеве. В 1908 г. после бунта саперного батальона, который он поддержал, Аксенов был судим, месяц провел в тюрьме, а затем отправлен служить в Сибирь. Через два года его перевели обратно в Киев.
За время ссылки Аксенов успел сформироваться как литератор, начал публиковать стихи и рецензии.
25 апреля 1910 г. Аксенов был шафером на свадьбе Анны Горенко и Николая Гумилева.
Уже в киевский период Аксенов зарекомендовал себя не только как поэт, но и как художественный критик. В 1912 г., во время посмертной выставки М. Врубеля, в «Киевской неделе» он опубликовал статью «Врубель, Врубель и без конца Врубель».
Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.
Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.
Детство и юность
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.
Гражданский инженер (архитектор), педагог, композитор и виолончелист.
Выпускник ИГИ 1883 г.
Профессор (1900), директор (1904–1905), затем заслуженный профессор ИГИ. Действительный статский советник.
Специалист по строительным материалам и строительной технологии, основоположник научного строительного материаловедения. Как архитектор строил в Петербурге.
Секретарь (1893), товарищ (заместитель) председателя Петербургского общества архитекторов (ПОА), редактор журнала «Зодчий» (1896), непременный член Комитета по техническим делам Министерства торговли и промышленности (1910-е гг.). Почетный председатель Ленинградского общества архитекторов (ЛОА, 1927).
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он — создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также — автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО.
Выходец из российской глубинки, всегда чувствовавший свою кровную связь с ней, богато одаренный от природы, сочетавший стихийную силу глубоко народного таланта с «аристократической» огранкой голоса, что называли «сильнее грома», любимец Георгия Свиридова и первый исполнитель многих его произведений, в том числе «Патетической оратории», Александр Филиппович Ведерников стал одним из самых прославленных русских басов XX столетия и гордостью оперной труппы Большого театра.
— Ведерников — талантливый человек, человек огромного дарования, огромной души, огромного „нутра“, и его воспарения художественные… просто грандиозны… Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни… Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист, — Георгий Свиридов.
Мих Мих, как его ласково называли коллеги, отличался природной добротой. Даже бывшие жены (а он был женат трижды) всегда говорили о нем исключительно с любовью.
«Он давно болел»
- Миша давно болел, - рассказывает «Комсомолке» его бывшая, вторая по счету жена Нина Семеновна Буденная, дочь знаменитого советского военачальника. - Два года боролся с болезнью ног, с палочкой ходил. У Миши, говоря простым языком, была закупорка вен. Сосудистая болезнь его мучила. Плюс давление, плохое снабжение мозга. В декабре ему оперировали ногу, чистили сосуды - не в первый раз уже. Вернулся домой в конце прошлого года. Он не терял чувства юмора. Шутил: мол, танцевать не могу... А потом стало хуже, его опять положили в больницу. Миша угас буквально за две недели. За пару дней до ухода пригласили батюшку-духовника в больницу. Да, Миша был верующим. В этом отношении все было сделано как надо. Думаю, он понимал, что уходит. Последние два дня Миша находился без сознания.
Роль сценариста — одна из ключевых. Однако чаще всего в тени и режиссёра, и художника. И созданные им на экране образы персонажей тоже намного известнее его самого. Точнее, в лицо их автора из обычных зрителей мало кто узнаёт. Ничего не попишешь…
Анимационное кино — одна из составляющих творческой биографии Элеоноры Тадэ, отметившей недавно своё 85-летие. В 1955 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Потом несколько лет (1957–1958) служила заведующей музеем Государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле. Переехав в Москву, работала редактором Центральной студии ТВ (1958–1959 и 1968–1969), редактором журнала «Советский фильм» (1959–1964) и его внештатным корреспондентом (1969–1980).
Созданные Элеонорой Тадэ «кинообразы» по-прежнему задевают за живое, поскольку не теряют смысл такие понятия, как гуманность, эстетика, доброта, сердечность, искренность, теплота души, отзывчивость.
Известный живописец Анатолий Георгиевич Костовский родился 18 февраля 1928 г. в семье рабочего в Иркутске. Интерес к рисованию у будущего художника пробудился в раннем детстве. Его увлечение поощряли и родители, и учителя. Война помешала ему заняться любимым делом, и на все четыре года он, подобно тысячам сверстников, встал за токарный станок. А. Костовскому пришлось работать на эвакуированном с Запада страны патронном заводе, где он вытачивал детали к механизмам для боеприпасов. Непосильный труд и голод довели его до дистрофии – он попадает в больницу.
Ни война, ни послевоенное лихолетье, когда он с матерью работал в противочумном институте, не охладили его страсть к рисованию. В 1948 г. Костовский поступает в Иркутское художественное училище. Первым его наставником стал Дмитрий Михайлович Баркалов.
- Я очень рано начала заниматься музыкой. Очень рано. Я занималась классикой, была пианисткой, и мне никогда не приходило в голову, что я буду когда-то на эстраде открывать рот. Но сложилось, как сложилось. Тем более, что к эстраде я всегда тянулась. У нас дома было очень много довоенных пластинок, и я многое из них сама себе играла, будучи совсем маленькой.
Дело было предвоенное, мама устроилась работать в организацию, которая называлась Осоавиахим. Однажды к ней пришел какой-то мужчина, он застал меня играющей на пианино. А я себе еще такое маленькое попурри сделала из всех наших пластинок. Он послушал и говорит: «У меня есть идея!» Подходит ко мне и надевает на меня противогаз. «Сможешь играть в этом?» - спрашивает.