Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читать
Кириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читать
Покорение северного полюса
началось очень давно - в 1607 году. Было сделано очень много неудачных
попыток, самые известные из них это:
1607 год мореплаватель Генри Гудзон
1765 и 1766 гг Василий Чичагов
1773 год Джон Франклин
1827 год экспедиция Уильяма Парри
Все эти попытки оказались неудачными и экспедициям не удалось дойти до самого северного полюса.
В
1909 Роберт Пири заявил, что ему удалось дойти до северного полюса и
долгое время все считали это правдой, однако потом, нашлись
несоответствия в его рассказах и все поняли, что Роберт Пири не покорил
северный полюс.
Первое и официальное покорение северного полюса
произошло в 1948 году.Его совершили участники советской воздушной
экспедиции «Север-2» , которой командовал Александр Кузнецов.
Как началась экспедиция «Север-2»? Три самолёта стартовали с острова Котельный и взяли курс на Северный полюс. Среди участников экспедиции на борту были, конечно же, ветераны папанинской одиссеи. Вот именно они и поняли первыми: что-то не так! - в момент, когда вдруг резко изменяется вид, открывающийся под крылом.
Илья Мазурук с тревогой сообщил по радио Виталию Масленникову, командиру одной из машин: внизу несоразмерно много открытой воды! Это, говорил Мазурук, напоминает прямо какое-то наводнение!
Огромные массивы тумана, быстро перемещающиеся, мешали составить ясное представление о том, что именно творится внизу.
И вот приборы показывают, что машины над Полюсом. Пилоты начинают высматривать место, пригодное для посадки. Необходима ровная полоса протяжённостью не менее 800 м. Такое место удаётся найти, но где взять уверенность, что этот лёд выдержит удар приземляющихся машин? Перед глазами пилотов так и стоят виденные только что участки ледяной каши, в которые стремительно превращается монолитный, как это им только что казалось, панцирь.
Александр Кузнецов, командир экспедиции, приказывает посадить первым - «для пробы» - самолёт, на борту которого находился сам. Пилот Иван Черевичный выполняет приказ. То есть осуществляет первую в истории посадку на Северный полюс. Она проходит успешно, и вслед сажают свои машины Виталий Масленников и Илья Котов. Произошло это 23 апреля 1948 года в шестнадцать часов сорок четыре минуты по московскому времени.
Каким же было первое впечатление покорителей Полюса? Знаменитый полярный холод? - он почти что не чувствуется! Участников экспедиции встретила погода, напоминающая хмурую оттепель во время зимы в средней полосе. Такое уже само по себе не могло не насторожить, но было и ещё кое-что, а именно: чувство неотступной опасности, которое ощущали без исключения все. А это ведь были люди, прошедшие «промывание мозгов» на тему: никаких необоснованных предчувствий не существует, всё это «идеалистический уклон», «мистика»! Свинцовая тяжесть ощущения опасности, по словам участников экспедиции «Север-2», была как будто разлита под этими низкими, серыми, стремительно движущимися небесами в воздухе.
Неудивительно, что первый приказ, отданный Кузнецовым на Полюсе, был: измерить толщину льда! Результаты вызвали невольный вздох облегчения: обнаружилось, что под ногами исследователей надёжный панцирь пятиметровой мощности. Из практики полярных полётов было известно: и толщины вдвое меньшей будет вполне достаточно, чтобы не провалился при взлёте тяжёлый аэроплан. У командира камень упал с души, и затем последовали уверенные распоряжения: разбиваем лагерь, ставим палатки, готовим оборудование к проведению измерений. А сразу после этого отдыхаем - позади тяжёлый перелёт и не грех будет выспаться перед предстоящей работой в напряжённом темпе.
Но отдых не состоялся.
- Тревога! Всем из палаток срочно выйти на лёд!
Жизни участников экспедиции «Север-2» спасло то, что выставленный предусмотрительно наблюдатель заметил трещину. Она бесшумно и быстро раскалывала панцирь и прошла под шасси, оснащённым лыжей, одного из аэропланов. Зияющий чернотою разлом увеличивался на глазах. В нём стала видна вода - стремительный и бурный поток - и от этой воды шёл пар!
Машина начала крениться. Чтоб сдвинуть аэроплан с места, необходимо было пустить моторы, но они отказывались работать. Люди раскручивали винты руками, тащили под шасси доски... За этой отчаянной суматохой не сразу даже заметили, насколько невероятно, страшно изменяется всё вокруг. Первая трещина превратилась в зигзагообразное и всё расширяющееся ущелье, которое напополам раскололо лагерь. Полярники переправляли через него снаряжение, чтобы не оказаться на разных льдинах. На панцире стремительно возникали всё новые разломы. «Словно в стекле витрины, в которую попал камень», - запишет потом в дневнике исследователь Морозов. Размеченная флажками взлётная полоса разваливалась на глазах на фрагменты...
Вокруг чернели всё более широкие рукава воды. Осколки только что целостного щита, раскачиваясь, отправились в плавание. Медленно канул в клубящуюся туманную мглу торос, на котором развевалось красное знамя. Оно было призвано увенчать покорённую «точку ноль» арктического щита, но щита не стало! Только отдельные небольшие льдины дрейфовали вокруг, уносимые куда-то прочь могучим течением. «Лёд несся с невероятной скоростью, - расскажет потом Павел Сенько, специалист по изучению магнитного поля Земли, - как это можно представить только на реке в ледоход. И продолжалось его такое движение больше суток!»
Однако это было ещё далеко не самое невероятное. Кузнецов приказал попытаться определить направление дрейфа льдины. Сначала секстант показывал, что членов экспедиции с большой скоростью несёт на юг. Но потом направление движения стало изменяться от замера к замеру. Оставшиеся в живых не помнят, кого из них осенила первым немыслимая догадка: их льдину несёт по кругу! Ступившие на Полюс плавали теперь вокруг Полюса. Диаметр описываемых льдиной кругов составлял около девяти морских миль.
Никто не мог и предположить, что за силы проснулись в глубине Ледовитого океана, чего ещё от них ждать, и какая уготована судьба свидетелям грозной тайны. И тем не менее у русских людей доставало мужества не только не падать духом, но ещё и шутить: «Ого! Сколько это уже раз мы совершили кругосветное путешествие?»
За сутки дрейфа по кругу произошёл один примечательный факт. Мимо льдины с полярниками стремительно проплыл тюлень; животное даже попыталось выбраться на неё, но скорость потока не позволила ему это сделать. Факт этот изумил ветеранов папанинской экспедиции едва ли даже не более, чем всё прочее. Тюленя встретить на Полюсе?! Откуда его сюда принесло и как? Ведь эти звери обитают лишь у границ Полярного круга!
Меж тем явились основания полагать, что радиус описываемых кругов уменьшается. Траектория движения льдины с полярниками представляет собой, следовательно, центростремительную спираль. Едва ли хоть один из исследователей не задался тогда вопросом: что ожидает их в конце пути - в «точке ноль»?
Отчаянное положение экспедиции начало меняться только на третьи сутки. Вдруг скорость кругового дрейфа уменьшилась, но вместе с тем осколки ледяного панциря почти уже по прямой влекло к северу. Словно иссякал завод какой-то пружины и всё движение, вызванное ею, начало утихать.
Области открытой воды меж льдинами сокращались, и одновременно полярный холод вновь обретал права. Движение наконец прекратилось, и все льдины, которые только что дрейфовали по отдельности, притёрло очень плотно друг к другу. Полярный лёд начал вновь производить впечатление целостного щита, который лишь кое-где прорезывали протяжённые полыньи. Всё происшедшее напоминало детскую головоломку-картинку, сначала разобранную, а потом вновь восстановленную из фрагментов, хотя и весьма небрежно.
Вернулся даже торос, на котором был поднят флаг. Обледеневшее полотнище провисало и от сильных порывов ветра лишь едва шевелилось.
Арктический мороз укреплял всё более возрождённый панцирь, спаивая осколки. Поэтому родилась надежда, казавшаяся безумной: что всё-таки удастся взлететь с этого удивительного щита, расколовшегося и затем восстановившего вновь свою целостность.
Внимательная разведка позволила обнаружить нечто, более-менее соответствующее требованиям к взлётной полосе. Но протяжённость этого относительно ровного пространства оказалась меньше, чем требовалось, приблизительно вдвое! Удастся ли машине взмыть в воздух, или она попросту соскользнёт, оборвавшись с ледяной кромки, под воду? В условиях полярного холода последнее представляет собой верную смерть.
Между экипажами возник спор, кто будет испытывать судьбу первым. Каждый из лётчиков хотел сам принять вызов чрезвычайных обстоятельств, как это и естественно для людей, уверенных в своём мастерстве. Дискуссию остановил Илья Котов, командир одного из экипажей, лишь надавив авторитетом старшего по званию.
Котов максимально облегчил аэроплан и даже слил часть горючего. При старте хвостовое оперение буквально нависало над водой - лётчик стремился выиграть дополнительные даже дециметры разбега... Лыжи аэроплана оторвались ото льда менее чем за метр до кромки.