Алексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читать
Капитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читать
Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937-ом году в Сталинграде. В этом городе прошли его детство и юность. А в страшные военные годы он собственными глазами видел храбрых защитников города, поэтому нет ничего удивительного в желании Геннадия Николаевича стать военным. В 59-ом он закончил Батайское военное авиационное училище лётчиков. После окончания учебного заведения служил в разных местах, самым последним была авиабазе под городком Вазиани, что в Грузинской ССР.
28 ноября 73-го года навсегда вошло в историю авиации. Случилось событие, в котором капитан Елисеев был главным действующим лицом. А произошло вот что: в этот день воздушное пространство Советского Союза над Азербайджаном нарушил неопознанный самолёт. Покружив немного, он стал уходить в сторону советской границы, стремясь выйти за пределы государства. Капитану Елисееву был дан приказ подняться в небо и сбить нарушителя.
«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос… Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы… Это не фантазии — это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость».
Эти слова, сказанные еще в самом начале космической эры Королевым, стали поистине пророческими. За неполные пятьдесят лет истории «внекорабельной деятельности» десятки людей побывали в открытом космосе, а продолжительность пребывания человека за один выход возросла от нескольких минут до нескольких часов. Создание же и поддержание МКС вообще было бы невозможным без длительных выходов в космос и выполнения гигантского объема ремонтных и монтажных операций. Однако первый шаг на этом пути был сделан 18 марта 1965 года.
Яков Григорьевич Украинский – командир экипажа стратостата ВВА-1, потерпевшего крушение 18 июля 1938.
Яков Григорьевич Украинский родился в 1903 в Черкассах в семье мелкого служащего.
Учился в гимназии, затем, не окончив её, добровольно вступил в Красную Армию, в составе сводной Петроградско-Полтавской дивизии курсантов участвовал в боях на польском фронте и против частей Врангеля.
После курсов красных командиров уже в мирные годы был помощником уездного военкома, заместителем начальника штаба пехотного полка.
Он поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, где успешно окончил сразу два факультета - эксплуатационный и воздухоплавательный.
Детищем КБ Челпана стал отечественный бескомпрессорный двигатель Д-40. Его технико-экономические показатели были высоко оценены учеными и конструкторами. Сам Челпан заявил: «Мы сконструируем свой двигатель, ни в чем не похожий на заграничный».
Харьковское конструкторское бюро (КБ), возглавляемое Константином Челпаном, стало средоточением лучших научных кадров по дизелестроению всего СССР.
28 апреля 1933 года на испытательном стенде бюро завода заработал опытный образец мотора. Двигатель сняли и установили вместо авиационного (М-5) на быстроходный танк (БТ-5) и пустили по заводу. Танк пошел… и как! Очевидцы рассказывали, как все работники КБ ликовали, обнимались, кричали «Ура!».
Позже о сконструированном двигателе для Т-34 специалисты напишут: «…в мировой практике дизелестроения не было аналогов для создания на заводе танкового дизеля, мастерство и смелость в конструкции – на грани нахальства, но задача была решена блестяще…».
Николай Александрович Евдокимов родился в 1909 году в Новгородской области. Проходил обучение в Борисоглебском летом училище, окончив которое получил направление на Гатчинский аэродром. Был первым в СССР парашютистом, выполнившим затяжной прыжок с парашютом – 22 мая 1932 года. В 1934 году был одним из первых 14 человек, получивших звание «Мастер парашютного спорта СССР». Через год был награжден орденом Ленина за выдающиеся спортивные достижения. На этот момент у Евдокимова было выполнено 76 прыжков с затяжным раскрытием, а также дважды установлен мировой рекорд свободного падения с высоты 6,9 и 8,1 километров.
Газеты того времени писали: «16 июня 1934 года инструктор парашютного дела Н. Евдокимов установил в городе Кречивицы Ленинградской области новый мировой рекорд затяжного прыжка с парашютом. Поднявшись на двухмоторном самолете, пилотируемом летчиком Дацко, на высоту 8.100 метров Евдокимов отделился от самолета и пролетел, не раскрывая парашюта, 7.900 метров в 142 секунды. Лишь в 200 метрах от земли он раскрыл парашют и вскоре благополучно приземлился».
В.С. Савельев и его ученики дали значительный импульс развитию современной флебологии. Виктор Сергеевич впервые выполнил реконструктивные операции при синдроме верхней полой вены, тромбэктомию при болезни Педжета-Шреттера, оперативные вмешательства по поводу острых тромбозов в системе нижней полой вены. Крупномасштабные исследования, проведенные в его клинике, позволили разработать концепцию тромбообразования в магистральных венах, изучить особенности гемодинамики и гемостаза при этих состояниях, разработать рентгенологическую и радионуклидную диагностику острых венозных тромбозов и на этой основе предложить принципы консервативного и оперативного лечения больных с острым тромбозом магистральных вен.
Фундаментальные исследования в области флебологии позволили В.С. Савельеву и его ученикам создать новую концепцию причин тромбоэмболии легочной артерии и сформировать понятие об эмбологенном венозном тромбозе, разработать методы ранней диагностики, профилактики, консервативного и оперативного лечения тромбоэмболии легочных артерий и постэмболической легочной гипертензии. За цикл работ по этой проблеме он как руководитель авторского коллектива в 1992 году был удостоен Государственной премии РФ.
За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это
случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской
школы пилотов вылетел на свое первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики.
В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский самолет Ю-88. Когда
возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолет
горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно. Командир приказал
прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь метрах в трехстах от
земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно
подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли летчика в село.
Старушка-знахарка, которую привел председатель колхоза, вправила вывих.
Через несколько дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его
уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.
Вскоре И.А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на
самолет Ла-5. По окончании учебы он прибыл в город Щигры на
Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик
Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой
счет 7 самолетов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в
групповом бою. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжелое
ранение.
Самолет АН-225
на сегодняшний день, является крупнейшим самолетом для перевозок грузов
в мире, как по габаритам, так и по грузоподъемности (полезной
нагрузке) История создания самолета Ан-225
Космическая программа на Байконуре в 1970-1980 годах, требовала
создания транспортного воздушного средства для перевозок значительных по
массе и размеру конструкций. Изначально задачу транспортировки части
космических объектов решал самолет ВМ-Т "Атлант", но он мог брать на
борт груз массой до 50т., были созданы проекты модификаций этого
самолета, но предельная полезная нагрузка составляла 200т.
В конце 70-х годов конструкторскому бюро им. Антонова была
поставлена задача, разработать принципиально новый самолет с максимально
возможной грузоподъемностью.
За основу был взят транспортный самолет Ан-124. Конструкторскому бюро
удалось создать уникальный самолет грузоподъемностью 250 т.
Как началась экспедиция «Север-2»? Три
самолёта стартовали с острова Котельный и взяли курс на Северный
полюс. Среди участников экспедиции на борту были, конечно же, ветераны
папанинской одиссеи. Вот именно они и поняли первыми: что-то не так! - в
момент, когда вдруг резко изменяется вид, открывающийся под крылом.
Илья
Мазурук с тревогой сообщил по радио Виталию Масленникову, командиру
одной из машин: внизу несоразмерно много открытой воды! Это, говорил
Мазурук, напоминает прямо какое-то наводнение!
Огромные массивы тумана, быстро перемещающиеся, мешали составить ясное представление о том, что именно творится внизу.
И
вот приборы показывают, что машины над Полюсом. Пилоты начинают
высматривать место, пригодное для посадки. Необходима ровная полоса
протяжённостью не менее 800 м. Такое место удаётся найти, но где взять
уверенность, что этот лёд выдержит удар приземляющихся машин? Перед
глазами пилотов так и стоят виденные только что участки ледяной каши, в
которые стремительно превращается монолитный, как это им только что
казалось, панцирь.
Основоположник отечественной высокочастотной техники
В первые два десятилетия после изобретения радио в 1895 году для целей радиосвязи применялись искровые и дуговые генераторы электромагнитных волн. Искровые передатчики имели малый КПД, сравнительно небольшой радиус действия, были подвержены влияниям помех. Несмотря на это, искровые радиостанции использовались на гражданских и морских судах, в сухопутных войсках. В военно-морском флоте радиосвязь была единственным средством беспроводной связи.
Поиски учеными и инженерами более надежных средств связи привели к созданию дуговых генераторов незатухающих электромагнитных колебаний. До начала 20-х годов XIX века дуговые радиостанции широко использовались в разных странах. Дуговые генераторы (мощностью от единиц до тысячи киловатт) были первыми технически пригодными средствами получения незатухающих колебаний, но при этом не могли удовлетворять возрастающие потребности в беспроводной связи: работали неустойчиво, были капризны в настройке и обслуживании. Научные исследования и многочисленные эксперименты показали, что более перспективным средством получения незатухающих электромагнитных колебаний могут быть электрические генераторы высокой частоты.
Станция строилась в условиях строгой секретности, и вдруг 30 июня 1954 г. не только на всю страну – на весь мир прозвучало сообщение ТАСС, потрясшее воображение людей: «В Советском Союзе усилиями ученых и инженеров успешно завершены работы по проектированию и строительству первой промышленной электростанции на атомной энергии полезной мощностью 5000 киловатт. 27 июня атомная станция была пущена в эксплуатацию и дала электрический ток для промышленности и сельского хозяйства прилежащих районов».
9 мая 1954 года в 19 часов 07 минут состоялся физический пуск реактора Первой АЭС в присутствии И.В.Курчатова и других членов пусковой комиссии – цепная реакция началась. И лишь в октябре 1954 года вышли на 100% мощности, турбина дала 5 тыс. кВт. Этот период времени – от физического пуска до проектной мощности – был периодом укрощения «дикого зверя». Реактор нужно было изучить, его параметры работы сопоставить с расчетными, постепенно вывести на проектную мощность.
Благодаря забытому ныне физику Олегу Лосеву у СССР был шанс создать полупроводниковые технологии намного раньше, чем США
В списке государств - лидеров в области полупроводниковых технологий Россия не значится. Направив основные финансовые и человеческие ресурсы на создание космической техники и разработку атомного оружия, руководители советского государства не сумели своевременно "откорректировать" научный бюджет таким образом, чтобы он пришел в соответствие с быстро менявшимися реалиями НТР.
Между тем анализ истории науки однозначно свидетельствует в пользу того, что при более удачном стечении обстоятельств у Советского Союза были отличные шансы опередить остальной мир в этой технологической гонке. В этом году исполнилось восемьдесят лет со дня создания первого в мире полупроводникового прибора, усиливавшего и генерировавшего электромагнитные колебания. Автором этого важнейшего изобретения был наш соотечественник, девятнадцатилетний сотрудник Нижегородской радиолаборатории Олег Владимирович Лосев. Его многочисленные открытия намного опередили время и, как это, к сожалению, часто случалось в истории науки, были практически забыты к моменту начала бурного развития полупроводниковой электроники.
В отечественных средствах массовой информации теперь часто упоминается имя выдающегося русского инженера-изобретателя Владимира Зворыкина, большую часть жизни прожившего в США. Его имя вспоминается всякий раз, когда заходят разговоры о необходимости для России технологических инноваций.
Имя Зворыкина стало одним из удачных символов новых ориентиров. Оно логично и справедливо звучит из уст руководства страны в связи с учреждением ежегодной зворыкинской премии — Национальной премии в области инноваций. Чуть позже ленты информационных агентств приносят весть о создании Леонидом Парфёновым историческо-документального фильма под названием «Зворыкин — Муромец», а также о всероссийском сборе средств на установку памятника «отцу телевидения» в его родном Муроме.
В русском зарубежье Владимир Зворыкин — особая гордость: он первый член Русско-американской палаты славы. Именно Владимиру Козьмичу Зворыкину в 1978 году Конгрессом русских американцев было присвоено звание заслуженного русского американца за выдающийся вклад в мировую науку и технику. Надо отметить, что в США имя Зворыкина высоко почитается, особенно деятелями науки. Известный историк телевидения Альберт Абрамсон посвятил ему вышедшую в 1995 году солидную монографию «Зворыкин. Пионер телевидения». (Автор встречался с Владимиром Зворыкиным при жизни, и тот передал ему один из вариантов подробной автобиографии.)
Валентин Петрович Глушко — видный ученый в области физико-технических проблем энергетики, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, один из крупнейших специалистов в области ракетной техники. В.Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, конструктор первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных ЖРД.
Сергей жил на Платоновском молу в порту, Валентин — на Ольгиевской улице. Вряд ли они встречались где-нибудь, во всяком случае, ни тот, ни другой не помнят такой встречи, а тут еще разница в возрасте: Валентин был на целых два года моложе, в детстве это огромная разница. Да и устремления у двух этих одесских мальчишек были разные: Сергей увлекался авиацией, Валентин — астрономией. Сейчас это покажется странным, но в те годы идея космического полета была более близка астрономам, чем авиаторам. Космонавтика скорее рисовалась как будущее астрономии, чем авиации. Может быть, поэтому юному Королеву не пришло в голову написать Циолковскому письмо.
...Были другие лаборатории и заводы, были другие учёные, были другие изобретения, в том числе и Сергея Лебедева, который в 1928 году показал, как можно делать искусственный каучук из... картофеля. Сначала из картошки получают спирт, из него - дивинил, а уж из дивинила - каучук. Но изобретение Лебедева в «чистом виде» не прижилось, на изготовление одной автошины требовалось бы полтонны картофеля. И когда стране очень понадобился искусственный каучук, вспомнили о технологи Бызова, усовершенствовали её, и в феврале 1931 года газеты всего мира сообщили, что в СССР выпущена первая большая партия искусственного каучука. Мировые лидеры - Германия и Англия - на тот момент не могли предложить свой вариант решения этой промышленной проблемы. Знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон в одном из своих интервью того времени так оценил это событие: «Известие о том, что Советы достигли успехов в производстве синтетического каучука из нефти, невероятно. Этого нельзя сделать. Я бы даже сказал больше: весь этот отчёт является фальшивкой. На основании моего собственного опыта и опыта других сейчас нельзя сказать, что получение синтетического каучука вообще когда-нибудь будет успешным». Однако уже в 1932 году в Ярославле дал продукцию первый завод синтетического каучука....
Нельзя ли как-нибудь заглянуть внутрь металлической детали, проверить ее однородность? Оказывается, можно. Способ "просвечивания” металлических изделий открыт сравнительно недавно, всего шесть десятилетий назад. И принадлежит он талантливому ученому-физику — нашему земляку Сергею Яковлевичу Соколову (1897-1957).
Родился Сергей Яковлевич Соколов 8 октября 1897 года в селе Кряжиме Вольского уезда (ныне — того же района) в крестьянской семье, в Саратове окончил среднетехническое училище (ныне Саратовский колледж радиоэлектроники приборов имени П.Н. Яблочкова-СГУ). Завершив образование в Ленинградском электротехническом иституте имени В.И. Ульянова (Ленина), Соколов на протяжении всей жизни трудился в стенах этого прославленного вуза.
Свои научные исследования С.Я. Соколов посвятил акустике, в частности изучению ультразвуковых колебаний, то есть упругих колебаний очень высокой частоты
В 1985 году состоялся полёт Владимира Джанибекова и Виктора Савиных к орбитальной станции Салют-7, по официальной версии они должны были совершить несколько экспериментов и пополнить запасы. На самом же деле они летели, как предполагалось, в последний полёт без права вернутся. Перед ними поставили задачу спасти Салют от схода с орбиты любой ценой. У них было очень мало шансов исправить ситуацию, с огромной вероятностью им предстояло сгореть в атмосфере вместе со станцией и своим модулем.
Впервые в мире корабль «Союз» успешно состыковался с неработающим объектом на орбите. Космонавтам буквально за считанные дни удалось реанимировать «умершую» станцию. Благодаря высокому профессионализму и самоотверженности экипажа корабля - Владимира Джанибекова и Виктора Савиных - российская космонавтика смогла еще раз доказать всему миру, что невозможное возможно.
Леонид Витальевич Канторович вошел в плеяду крупнейших ученых двадцатого века благодаря своему капитальному вкладу в математику и экономику. Исследования Л. В. Канторовича в области функционального анализа, вычислительной математики, теории экстремальных задач, дескриптивной теории функций и теории множеств оказали влияние на становление и развитие указанных математических дисциплин, послужили основой для формирования новых научных направлений.
Л. В. Канторович по праву считается одним из основоположников современного экономико-математического направления, ядро которого составляют теория и модели линейных экстремальных задач. Это направление было затем переоткрыто и развито в трудах других ученых (прежде всего Дж. Данцига) и получило название линейное программирование. Идеи и методы этой дисциплины широко используются для постановки и решения разнообразных экстремальных и вариационных задач не только в экономике, но и в физике, химии, энергетике, геологии, биологии, механике и теории управления. Линейное программирование оказывает существенное влияние также на развитие вычислительной математики и вычислительной техники. Нам представляется, что никто другой не сделал так много для использования линейного программирования в экономической теории, как Л. В. Канторович.
Сергей Васильевич Лебедев (1874—1934) — советский учёный-химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука. Академик АН СССР (1932).
Родился в семье священника. Гимназическое образование получил в Варшаве, где и увлёкся химией. В 1895 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Под руководством профессора, будущего академика А. Е. Фаворского выполнил дипломную работу «Исследование трихлорметил-о-метоксифенилкарбинола» (1897—1899). В 1899 году за участие в студенческих волнениях Лебедев был арестован и почти на год выслан из столицы. В 1900 г. он окончил Петербургский университет, а с 1902 г. стал работать в этом университете, занимаясь химией углеводородов. В 1910 г. ему удалось впервые получить образец синтетического бутадиенового каучука.