Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читать
Алексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьЕвфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читать
В 1875 окончила Мариинскую женскую гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э. Блюменталъ-Тамарина. С 1885 начала выступать на любительской сцене. В 1887 дебютировала в профессиональном летнем театре в Петровском парке в Москве (Китти — «Кин, или Беспутство и гений» Дюма-отца), в 1889 — у М.В. Лентовского в «Театре мелодрам и разных представлений» (б. театр «Скоморох»). В 1890-1901 работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В 1901-14 и в 1921-33 — актриса московского Театра Корша (в советское время назывался Драматическим театром и театром «Комедия» (б. Корш)). В 1914-15 играла в театре Суходольского, в 1918-20 — в Показательном государственном театре. В 1933-38 — в труппе Малого театра. Большую роль в творческой жизни Блюменталь-Тамариной сыграл выдающийся режиссер Н.Н. Синельников, с которым она работала в течение ряда лет (1894-1910) сначала в провинции, затем в московском Театре Корша. Блюменталь-Тамарина выступала главным образом в ролях старух.
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет»,«Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
Ранние годы
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, П. Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.
За недолгий творческий путь (около 25 лет) Малышкин написал скромное количество произведений. Так, в сборниках и собраниях сочинений писателя, как правило, печатались 14 рассказов, 2 повести и 1 роман. Такая "непродуктивность" объясняется тем, что над каждым произведением писатель работал очень трудно, тщательно подбирая каждое слово и нередко перечёркивая написанное.
Однако дух времени Александр Малышкин передавал в своей манере и со своей точкой зрения, не внимая спускаемым сверху директивам. О чём же писал этот автор?
Ранние рассказы Малышкина: 1913 - 1915
Особый интерес для современного читателя могут представить дореволюционные рассказы Малышкина, которых ещё совсем не коснулась советская идеология, отчего они выдержаны в модернистской манере.
Казаченко, Григорий Алексеевич - композитор и дирижер (родился в 1858 г.). Музыкальное образование получил в императорской певческой капелле у Рыбасова и Гунке и в Петербургской консерватории у Игансена и Римского-Корсакова (композиция) и у Аменда и Штейна (фортепьяно). Кончив консерваторию (в 1883 г.), получил место хормейстера Петербургской оперы, а также преподавателя хорового пения при опере, в училище правоведения, разных гимназиях и институтах. В 1898 г. выступал в Париже в русских симфонических концертах в качестве дирижера. Казаченко написал оперы: "Князь Серебряный" (1892, Мариинский театр), "Пан Сотник" (1902, поставленную в Петербургском Народном доме), 2 восточных сюиты, балетную сюиту, кантату "Русалка", для сопрано, смешанного хора и оркестра, хоры, симфонию, романсы, фортепьянные пьесы и т. п.
Интерес к творчеству Бориса Пильняка сегодня нарастает, а в 20-е годы ХХ века его имя гремело. Его ценили, критиковали, но и публиковали. Те, кто учился на филфаке, знакомились с романом Пильняка "Повесть непогашенной луны". Запомнилось: жизнь писателя была трагически прервана в 1938-м: ему было всего 42 года (1894–1938). После трагической гибели писателя с 1938 по 1975 годы книги Пильняка не издавались. В 1964 году журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар». Ныне, в немалой степени благодаря интернету, можно подробнее познакомиться с творчеством Пильняка, понять и осознать, в чем его тайна, в чем его необычность в русской литературе и почему так рано и трагически оборвалась его жизнь , ощутить стиль писателя.
Мандельштам и Ахматова приходили в ярость, писала Надежда Мандельштам, когда литературоведы приписывали в акмеисты кого им вздумается. Настоящих акмеистов всегда было шесть: Николай Гумилев, сама Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут.
В 1906 году, окончив Глуховскую классическую гимназию, Нарбут был зачислен на факультет восточных языков Петербургского университета. В 1910 году в издательстве «Дракон» вышел его первый сборник – «Стихи», а в 1912 году Нарбут принял самое активное участие в создании «Цеха поэтов». Когда «Блудный сын» Гумилева («Первая акмеистическая вещь Коли», – говорила Ахматова) был прочитан в «Академии стиха», вспоминала позже Н. Мандельштам, Вячеслав Иванов подверг «Блудного сына» настоящему разгрому.
Сергей Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства, которые, следуя лучшим традициям передвижников, пошли по пути обновления в конце 19 – начале 20 века. Среди этих гигантов (Серов, Левитан, Коровин и другие) Виноградов не затерялся, он обладал своим глубоко индивидуальным почерком, разрабатывал свои темы, узнаваемы его технические и колористические приемы.
С большим терпением и трудолюбием художник завоевывал высокие творческие позиции, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения Виноградов шел своим путем в искусстве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.
Маленький Юлий рос живым, общительным. Он обожал подвижные игры, любил пошалить. Если в доме слышался звон разбиваемой чашки или грохот падающего кресла, можно было сразу назвать виновника — Юлий. Мать расстраивалась, что сын — неисправимый непоседа. Но бабушка успокаивала ее: «Плохо, когда ребенок тихий и печальный. А наш Юля, посмотри, похож на воробушка, потому и прыгает везде».
Долго сидеть на месте Юлий мог, лишь когда рисовал. За этим занятием он забывал обо всем на свете. Однажды, перед Рождеством, когда в самой большой комнате дома поставили живую елку, отец собрал детей и сказал: «Давайте украсим нашу красавицу не только старыми игрушками из коробки, но и новыми, которые придумаем сами».
Отец показал, как клеить гирлянды, вырезать китайские фонарики. Работа закипела. Дети старались от души. А отличился больше всех Юлий: он нарисовал и вырезал таких красивых рыцарей, что все домочадцы, а потом и гости ходили на них смотреть.
Он пытался внести в балет реализм. Брался ли он за сказочное Средневековье или за «хореографическую Испанию», Древний Египет, Восток или Карфаген, – у зрителей возникало ощущение полной достоверности сценического действия. Он не боялся трагических финалов. И даже его ошибки – это ошибки не знающего меры в своей увлеченности таланта.
Александр Горский родился в Стрельне, под Санкт-Петербургом, в семье торгового служащего. В 1880 году он поступил в Петербургскую балетную школу. В 1889 году он окончил школу и стал танцевать в кордебалете. Лишь одиннадцать лет спустя он достиг положения первого танцовщика.
Брюсов с юности мечтал о XX веке. Ему казалось, что в самой смене столетий раскроется какая-то пружина действенной жизни. Произойдет своего рода озарение, и все увидят выход из создавшегося в современном обществе тупика.
А тупик и бесперспективность сложившихся взаимоотношений между различными слоями общества сознавали многие. Классовые противоречия становились всё ожесточённее. Все же XX век наступил относительно спокойно. Внешне жизнь текла по-старому. "Третья стража" ввела поэта в официально признанную литературу. Однако Брюсов как поэт, изжив себя прежнего в "Третьей страже", готов опять искать иные пути тв-ва.
Любовь занимает большое место в поэзии Поликсены Сергеевны. Но, как у Сафо, все ее эротические стихи обращены к женщинам, иной любви она никогда не испытала. Я считаю возможным говорить об этом потому, что чувство любви у Поликсены Сергеевны ничего общего не имело с „лесбийской любовью“ в вульгарном и грязном смысле этого слова. Это было чисто платоническое обожание к подруге, которую она называла: „Иней души моей, иней прекрасный“. …Раз она мне высказала такую мысль: „Все Соловьевы – глубоко несчастные люди. Они ищут на земле любви, которой найти невозможно. Это искание любви у одних из нас выражается в самой высокой форме, у других в низкой и грубой“.
Десятки лет Валентина Серова отдала развитию музыкальной культуры в деревнях и селах, где до нее ничего подобного не происходило. Ее благородное служение русскому искусству одобряли и поддерживали выдающиеся деятели литературы и искусства России Лев Толстой, Антон Рубинштейн, Ф. Шаляпин, М. Антокольский, И. Репин и др. Жизнь не баловала ее, она пережила утрату близких и дорогих ей людей: мужа — композитора и теоретика музыки Александра Серова, сына — художника Валентина Серова, маленькой дочери, второго мужа — врача Василия Немчинова.В своей просветительской деятельности среди крестьян она постоянно сталкивалась с непониманием и противодействием власть имущих. В борьбе за претворение в жизнь своих целей и идей она была одержима, ее дух не могли сломить ни время, ни беды, ни болезни; за год до смерти, парализованная, она продолжала думать о новой опере.
МЧЕДЕЛОВ, ВАХТАНГ ЛЕВАНОВИЧ (наст. фамилия Мчедлишвили) (1884–1924), русский режиссер, театральный педагог. Родился 6 августа 1884 в Батуми. С 1904 работал в Художественном театре, сначала сотрудником и помощником режиссером, потом режиссером. В 1913–1916 преподавал в частной Школе драматического искусства Николая Массалитинова, Николая Александрова и Николая Подгорного, (в «Школе трех Николаев»). Мастерство актера здесь преподавали также Н.Н.Литовцева, Е.П.Муратова, В.В.Лужский. По воспоминаниям В.А.Вербицкого, «из педагогов самым популярным был В.Л.Мчеделов. Он любил молодежь, и она платила ему тем же. Он отдавал нам больше времени, чем другие учителя, и мы это ценили». В 1916 школа была закрыта за неимением средств. Тогда Мчеделов на деньги, собранные среди артистов и учеников, занялся организацией новой студии Художественного театра, назвав ее Второй студией МХТ. Его идею поддержал Станиславский.
Родился будущий нотоиздатель №1 в 1836 году в Ревеле (это Таллинн) в семье бедного шкипера. Корни его тянутся из Дании, где Йоргенсонов - как у нас Ивановых. В 14 лет паренька отправили вслед за старшим братом в Санкт-Петербург обучаться ремеслу, и так сложилось, что он попал в нотоиздательскую контору, где его научили гравировать ноты. В то время это было довольно редкой специальностью в России. Заодно он там освоил и музыкальную грамоту, по ходу дела.
Почти десять лет затем он работал в разных нотных магазинах и издательствах приказчиком и гравёром, потом его зазвали на должность управляющего музыкального торгового дома в Москву - но едва он туда переехал, как эта фирма закрылась. Тут-то Пётр Юргенсон и задумался: а не открыть ли ему своё собственное дело. И отправился знакомиться с Николаем Рубинштейном, о котором он тогда знал только то, что это главный человек по музыке в Москве. И тот его поддержал. Было это ещё в 1861 году.
Всеволод Сергеевич Соловьев родился в Москве 1 января 1849 года. Он был старшим сыном замечательного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. Мать будущего писателя, урожденная Романова, происходила из старинной и даровитой малороссийской семьи. В ее роду ярко сияло имя философа, писателя, просветителя Григория Сковороды.
Среди многочисленных детей Соловьевых были очень яркие фигуры. На четыре года моложе Всеволода был Владимир, впоследствии основоположник русской религиозной философии, поэт, публицист. Его сочинения получили широкую известность в России и Европе конца XIX - начала XX веков. Ныне интерес к ними возродился, они пристально изучаются современными интеллигентами. Сестра Поликсена с годами выросла в одаренную поэтессу, часто печатавшуюся в тогдашних журналах под псевдонимом "Allegro".
Литературные произведения Станюковича в печати впервые появились в 1859 (в некоторых источниках — 1861) в журнале «Северный цветок». Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в «Искре», «Будильнике», «Эпохе», «Женском Вестнике», газете «Гласность», в 1872 начал работать в журнале «Дело». В 1874—1884 печатался под псевдонимом «Откровенного писателя», под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в «Новостях», «Молве» и «Порядке». Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в «Деле» нескольких рассказов и романов. В 1877—1879 Константин Станюкович находился за границей. В 1881, после смерти редактора журнала «Дела» Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 приобретает его в собственность.
Евгений Львович Марков, потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящих к началу XVII в., родился и вырос в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии. По материнской линии он приходился внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А. Ган, Е.П. Блаватской, В.П. Желиховской и публициста Р.А. Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где закончил курс кандидатом естественных наук. После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого он слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 г. Марков поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии Гаярина группировался кружок молодых педагогов, "одушевленных стремлением" поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого
Искусство, изобразительное в том числе, уместно уподобить горной стране, в которой разные по форме и высоте вершины покоятся на возвышенном плато. И чем обширнее и выше плато-основание, тем с большей вероятностью можно предполагать наличие в этой горной стране поражающих воображение величественных пиков и скал. Петр Суходольский как раз из тех художников, которые и составляют основание русской пейзажной живописи. Сведения о Петре Суходольском крайне скупы в виду утраты архивов и картин в период революции 1917 года, затем — в Великую Отечественную войну; художника не баловала вниманием критика при жизни, современных исследований его творчества также очень мало, и нам остается судить о его творчестве по главному беспристрастному свидетельству – полотнам и рисункам, что сохранились в главных галереях России и частных коллекциях.
Один из первых русских писателей, целиком посвятивших свое творчество научной фантастике. Его фамилия также иногда писалась как Стечькин.
Принадлежал к старинному роду тульских дворян. В молодые годы учился в Московской лесной Академии, но вскоре был из нее исключен за участие в революционном движении и выслан в Холмогоры Архангельской губернии. Вернувшись из ссылки, С. Я. Стечкин пишет фельетоны под псевдонимом Сергей Соломин и сотрудничает со столичными газетами и журналами. Иногда он пользовался такими «фантастическими» именами, как Гулливер или Мерлин. А в период русской революции 1905 года в Санкт-Петербурге, он издавал полулегальные журналы «Рабочий колокол» и «Пережитое». Был сослан на Урал, где в 1913 в возрасте 49 лет скончался.