Преподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читать
Белов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читать
За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый раз это
случилось в апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской
школы пилотов вылетел на свое первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики.
В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский самолет Ю-88. Когда
возвращались, командир звена по радио передал новичку, что его самолет
горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно. Командир приказал
прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь метрах в трехстах от
земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно
подвернул ногу. Местные мальчишки на руках отнесли летчика в село.
Старушка-знахарка, которую привел председатель колхоза, вправила вывих.
Через несколько дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его
уже считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.
Вскоре И.А. Леонов был направлен в город Арзамас для переучивания на
самолет Ла-5. По окончании учебы он прибыл в город Щигры на
Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик
Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой
счет 7 самолетов противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в
групповом бою. 15 июля 1943 года в воздушном бою он получил тяжелое
ранение.
В тот день он и его ведущий старший лейтенант Шестак возвращались с
аэрофоторазведки и нарвались на группу "фоккеров". Во время неравного
боя ведущий и ведомый потеряли друг друга из виду. Четверка "фоккеров"
взяла самолет Леонова в "клещи". Уходя от прицельного огня, он бросал
истребитель из стороны в сторону и вдруг почувствовал, что левое плечо
занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно свалилась с сектора газа,
плетью повиснув вдоль сиденья, залитого кровью. Объятый пламенем самолет
стал неуправляем и вошел в штопор. Иван почувствовал, что теряет
сознание, но самолет сумел покинуть.
Очнулся через минуту-другую на высоте примерно 1000 метров. Вокруг
царила тишина, и только легонько шуршал парашют. Немецкие летчики решили
добить его. Они изрешетили парашют, но не попали. Он приземлился на
нейтральной полосе, в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это
спасло ему жизнь, поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров
почти не тормозил падение. Иван снова потерял сознание и лишь намного
позже узнал обстоятельства своего спасения. Оказалось, что неподалеку от
него приземлился один из сбитых вражеских летчиков, и фашисты с
передовой пытались его вытащить. Одновременно на помощь Леонову
поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами завязался бой, в
результате которого противник был отброшен, а Леонова в бессознательном
состоянии вытащили из пруда и доставили в расположение советских войск.
Пока довезли до медсанбата, а оттуда - до полевого госпиталя,
развилась газовая гангрена в руке, и ее пришлось ампутировать по самое
плечо. Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале. Снаряд, перебивший
руку, раздробил бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в
плечо и пробили легкое. Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а
двенадцать - до сих пор носит в себе фронтовик.
Месяцы, проведенные в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел
летать, однако управлять самолетом без руки еще не удавалось никому. Его
направили на корректировочный пост 1-й воздушной армии, которой
командовал прославленный летчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл
сам командарм, и Иван попросился летать. Громов опешил: "Ты же
однорукий!" Леонов отрезал: "Был бы двурукий, Вас не просил бы".
Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в штаб армии и
снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился
выделить ему для тренировок самолет По-2, а через пять суток устроить
экзамен.
Еще в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для
управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия
смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке
сектора газа. В тот же день Леонов впервые взлетел после долгого
перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й
эскадрилье связи 1-й воздушной армии: доставка печати на передовую,
перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага к партизанам. Этот период
боевой истории И.А. Леонова подробно описан в книге командующего 1-й
воздушной армией генерала М.М. Громова "На земле и в небе".
В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой
высоте, Леонов попал под обстрел фашистских автоматчиков и был ранен в
ногу. Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолет на поле сразу
за передовой. Наши бойцы на танке отвезли летчика в медсанбат. Потом
снова был госпиталь.
В полку его какое-то время считали погибшим. Именно в те дни в
дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о
присвоении Леонову звания Героя Советского Союза. И кто-то из штабистов
на бумаге начертал резолюцию: "Награда не вручена в связи с гибелью".
Однако все это выяснилось лишь через полвека. Указом Президента РФ от 16
февраля 1995 года И.А. Леонову было присвоено звание Героя Российской
Федерации.
После ранения в ногу Леонов выбыл из летного состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного полка.
В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе "Трудовые
резервы" воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил
И.А. Леонова на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской
области. Вернувшись в родные места, Леонов увлекся мотоциклетным спортом
и, несмотря на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах
области по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории по
этому виду спорта.
После переезда в город Бежицу И.А. Леонов снова работал в "Трудовых
резервах" (1950-1966). В 1959 году окончил Минский педагогический
институт. С 14 декабря 1966 по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ
преподавателем правил дорожного движения и устройства автомобиля.
Впоследствии стал начальником областного автоклуба. В дальнейшем он
вновь сменил местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в
школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном
техникуме.
И.А. Леонов долгие годы работал в Брянске директором в специальном
ремесленном училище (детдоме). Ведет активную
воспитательно-патриотическую работу с молодежью, систематически
выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях, в
средствах массовой информации. Он - член Тульского областного и
городского Совета ветеранов войны и труда Вооруженных Сил и
правоохранительных органов.
Герой Российской Федерации И.А. Леонов награжден тремя орденами
Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалью "За
отвагу", "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", многими другими
медалями. Он - почетный гражданин Шаблыкинского района Орловской
области, почетный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на
истребителях с одной рукой занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Именем
летчика И.А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном из поселков в
Шаблыкинском районе.
Экспозиции, посвященные подвигу Героя Российской Федерации И.А.
Леонова, созданы в ряде музеев Тульской, Брянской, Курской областей, в
музее Войск ПВО и музее Армавирского института летчиков. Его имя
занесено в энциклопедию "Писатели на пороге ХХI века" (т.2, с.102).
И.А. Леонов - член Союза писателей. Его перу принадлежат книга
"Назван человеком из Легенды" (1998,1999) и сборник "Поэмы и
стихи"(1999). О нем самом написано пять книг: "В небе над
Курском"(Воронеж, 1989), "Первый выпуск Армавирской школы" (М. Тегенев,
Краснодар, 1983), "Земля Пересвета" (В. Роднов, Приупское издательство,
1984), "Колокол на Долгом лугу" (В. Овчинников, М.: Молодая Гвардия,
1989), "Десна" (В. Роднов, Брянск, 1995).
Заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством