Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Вологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читать

Бурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читать
Верещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читать
Милашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читать
Вертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читать
Соколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читать
Скобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читать
Ломоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читать
Дубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читать
Славянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читать
Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читать
Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читать
Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Фомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читать
Бенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читать
Коновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читать
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читать
Иоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читать

Статьи

Главная » Статьи » Впервые в мире » СССР

Понятов Александр Матвеевич, изобретатель первого коммерческого видеомагнитофона

Оцени статью:
1892-1980
Биография
Гений из села Русская Айша
 
Александр Матвеевич Понятов, русский инженер и американский бизнесмен-изобретатель, стал широко известен миру в 1956 году как создатель первого в мире видеомагнитофона и основатель знаменитой фирмы «Ампекс», в течение полувека удерживавшей мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Мировые электронные гиганты — Сони, Мацусита, JVC, Филипс, Тошиба и т.д. в течение десятилетий шагу не могли ступить в производстве бытовой видеоаппаратуры без принадлежащих ему патентов. Он прожил 88 лет и был удостоен в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого — он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине он до сих пор известен лишь специалистам.
 
Впервые это имя я услышал еще студентом в 1958 году, когда вышло «широко известное в узких кругах» секретное по форме и свирепое по содержанию постановление Совета Министров СССР о начале разработки линейки советских вещательных видеомагнитофонов. Осенью 1959 года эти работы были резко активизированы после визита тогдашнего руководителя страны Н.С.Хрущева в Америку — ему подарили видеозапись его встречи с Президентом США Д.Эйзенхауэром, и он очень рассердился узнав, что ее в СССР нет возможности воспроизвести. На кафедру телевидения Московского электротехнического института связи (теперь это МТУСИ), где я тогда учился и работал, по тогдашнему обыкновению «упало как снег на голову» серьезное поручение из несекретного приложения к этому постановлению. Поиск по зарубежной литературе привел к американской фирме «Ампекс» и ее основателю и владельцу Александру М. Понятову, которого по невозможности в то время уточнить отчество именовали на всякий случай «Михайловичем». В научно-технических отчетах эта фамилия вопросов не вызывала, но попытки сослаться на него в печати не проходили через «Главлит» (так сокращенно именовалось тогда цензурное ведомство) ни тогда, ни на 20 года позже. Горжусь тем, что я 1992 году поднял архивы в Казани и Москве, и первым в стране в печати рассказал о заслугах А.М.Понятова, а в 1993 году помог Михаилу Анатольевичу Таратуте сделать телепередачу о Понятове в его тогда знаменитом цикле «Америка с Михаилом Таратутой».
 
Магнитную запись электрических сигналов на металлический носитель — стальную проволоку изобрел в 1898 году датчанин В.Паульсен. Многие недостатки этого носителя не позволили магнитной записи проникнуть в сферу радиовещания и телевидения. Известно лишь о применении в 30-е годы прошлого века проволочных магнитных носителей в малосерийных профессиональных диктофонах. Однако другие свойства подобного магнитного носителя в виде стальной ленты (проволоки – «плющенки») привели его во многие виды аппаратуры специальной магнитной записи, в том числе в автоматические бортовые самописцы на самолетах, кораблях и т.д., известные широкой публике как «черные ящики», хотя они обычно имеют шарообразную форму и красятся в ярко оранжевый цвет.
 
Но в довоенное время в бытовой сфере господствовали и быстро совершенствовались методы механической записи — снижались скорости вращения пластинок с 78 до 45, а потом до 33 оборотов в минуту, вводилась стереофония, шеллачная основа (смола, вырабатываемая тропическими насекомыми) заменялась синтетическим винилом. Мировым лидером в этих технологиях была возглавляемая выходцем из России Давидом Сарновым гигантская Американская радиокорпорация (RCA), точнее ее дочерняя фирма граммзаписи «Виктор». Нам теперь более известен ее бывший японский филиал «JVC — Джапан Виктор Компани» (в самой Японии ее зовут более нежно — «Ни-Ви-Ко»), и фирма эта, как мы видим, «высоко несет флаг» своих основателей.
 
В профессиональной звукозаписи в то время пытались применять «мокрые» кинематографические технологии. В России первая радиопередача с фрагментами таких записей прозвучала в августе 1931 года; позднее была создана специальная студия «Радиофильм» для проведения записи внестудийных радиопередач на кинопленку.
 
Многочисленные попытки упростить и удешевить эти технологии, сделать их оперативными («говорящая бумага», «говорящий целлофан» и т.д.) успеха в то время не имели. Технологический прорыв состоялся в начале 1940-х годов в воюющей Германии, где фирмы «АГФА» и «БАСФ» объединенными при выполнении военных заказов усилиями создали дешевый и эффективный носитель для магнитной записи электрических сигналов — магнитную ленту на пластиковой основе. В конце войны в Германии уже была аппаратура магнитной записи, пригодная для целей радиовещания — союзники по антигитлеровской коалиции удивлялись отменному качеству музыкальных программ Берлинского радио, когда было доподлинно известно об уничтожении всех его студийных комплексов. Вывезенная победителями из Германии трофейная аппаратура и документация в области магнитной записи дала толчок развитию этих технологий во многих странах. Магнитные ленты в то время имели ацетатную основу, схожую с основой негорючей кинопленки, и делились на два типа: в первом тонкий игольчатый порошок из окиси железа замешивался в саму пластиковую основу ленты, во втором — формировался отдельный магнитный рабочий слой, наносимый с одной стороны основы в виде лакового покрытия, в которое замешивался магнитный порошок. Лет 10 потом эти технологии соперничали, но теперь, как мы видим победила вторая. Трофейные магнитофоны, которые мне приходилось встречать, все были знаменитой в то время фирмы «Телефункен», которая позже, в 1967 году подарила миру систему цветного телевидения «ПАЛ», и растворилась во времени по примеру многих других великих «брендов».
 
В США «его величество Случай» доверил развитие трофейных технологий магнитной записи А.М.Понятову, владельцу скромной фирмы «Ампекс», аббревиатура названия которой состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent» — несравненный, превосходный. Фирма Ампекс была основана в начале 1940-х годов в Калифорнии в г. Редвуд-сити (около 200 км. южнее Сан-Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины — электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч.Андерсен, Ч.Гинзбург и Ш.Хендерсон. С двумя первыми я был хорошо знаком и встречался последний раз лет 10 назад — очень симпатичные талантливые люди. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Интересно, что позже, в 1952 году к этой группе присоединился совсем юный студент Рей Долби — основатель знаменитой в наше время фирмы «Долби». По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать «новый хлеб» — по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией — слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки.(Во времена моей молодости в Москве были в большой моде «песни на косточках», — кустарные граммпластинки из отработанной рентгеновской фотопленки, изготовленные по похожей технологии).
 
Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу. Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами. Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б.Кросби почему-то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов — отличную рекламу. Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.
 
Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно-техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по-настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона. 
 
Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно-белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались  и не смогли решить эту головоломно сложную задачу — ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости — многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов. Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под мудрым руководством  64-летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно-строчный метод записи на относительно широкую ленту (50,8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом. Кстати заметим, что в ряде стран для самого процесса видеозаписи на магнитную ленту некоторое время бытовал термин «ампексование»!
 

 
Во время нашей встречи с Понятовым в мае 1974 года он сказал, что если бы он и его коллеги заранее представляли себе все трудности, преодоленные при создании видеомагнитофона, то никогда не взялись бы за ее решение! Ведь сам видеомагнитофон — лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон по общему мнению оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских  усилий с гениальными научно-техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».
 
Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км северо-восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей. В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2-м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д. Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико-математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. При нашей с ним встрече он сказал, что считает себя учеником профессора Н.Е.Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е.Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе. Из Германии на наш запрос ответили, что А.М.Понятов значится в списках студентов в 1911-1913 годах, но никаких других документов не сохранилось, в том числе и сведений о завершении образования.
 
Поскольку А.М.Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился. Поиски сведений о Понятове в российских военных архивах не дали результатов — не было точной зацепки. В списках личного состава всех 144(!) авиационных частей Российской армии с 1913 по 1917 года Понятов А.М. не значился. К сохранившимся архивам Белой армии тогда добраться не удалось. Родственников Понятова в его родном селе и окрестностях также не осталось.
 
Выступая как-то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918-1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», а потом через Китай в 1927 году добрался до Америки. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.
 
Встретиться мне с Понятовым удалось только один раз в мае 1974 г., когда первая делегация Гостелерадио СССР посетила фирму в г. Редвуд-Сити в Калифорнии. Нам сразу же объяснили, что Понятов в делах фирмы уже не участвует, но на фирме очень чтят основателя, для него сохранен рабочий кабинет, и мы с ним обязательно встретимся. Мы видели, как сам он подъехал на автомобиле к персональной стоянке (крупными белыми буквами на асфальте было написано «Ponjatoff») и пересел в поданную ему электрическое кресло-коляску (у него были парализованы ноги — последствия авиакатастрофы в военной молодости). Во время встречи в кабинете нас приветствовал поднявшийся за столом высокий худощавый старик — ему тогда было уже 82 года. По-русски он говорил очень правильно, но иногда долго подыскивал слова. После официальных приветствий он сказал, что выписывает газету «Известия» и старается следить за событиями в России. Мы коротко рассказали ему о развитии телевидения на его родине и о наших работах по видеозаписи, подчеркнув, что считаем себя его последователями. Однако он уклонился от технической беседы, адресовав нас к инженерам фирмы. Потом показав на лежащую перед ним местную газету, обратил внимание на «чудовищную несуразность» — вся первая полоса посвящена «дураку-столпнику» (человек на пари просидел несколько дней на высоком столбе и в итоге разбился), а самая важная информация о том, что средняя продолжительность жизни американцев постоянно сокращается, дана короткой заметкой в глубине толстой газеты.
 
Мы попросили его рассказать молодым российским инженерам, как он добился столь выдающихся успехов и что он может им посоветовать. Понятов оживился и сказал, что у него есть несколько собственных правил и они могут быть интересны и другим:
 
- нужно всю жизнь учиться. Он учится и сейчас — разрывает нужную книгу на части по 10-12 страниц, носит в кармане и читает при любой возможности.
- ничего не надо считать догмой.
- старайтесь всегда сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник. И это будет обязательно замечено.
- избегайте любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у Вас не более 50%.
 

При расставании Понятов попросил нас прислать ему книгу П.П.Владимирова «Особый район Китая» (АПН, 1973 г., о военных действиях в северо-восточном Китае в 1942-1945 г.). О причинах своего интереса к книге он не сказал, но, как я потом выяснил, с этими местами была связана часть его жизни после гражданской войны. Книгу была ему передана через корреспондента Гостелерадио СССР в США.
 
Поcле нашего возвращения и доклада «в инстанции», Гостелерадио СССР официально пригласило А.М.Понятова посетить Россию и свою «малую родину», но он вежливо ответил, что не совсем здоров и с некоторых пор принципиально не летает самолетами. Уже потом мы узнали, что дело было здесь сложнее: у Понятова в свое время случился очень неприятный спор с Н.С.Хрущевым о проблемах демократии в СССР и США на его встрече с бизнесменами в Сан-Франциско. Понятов после этой «беседы», видимо, решил для себя, что дорога на родину ему теперь «заказана».
Великий инженер Понятов умер в 1980 году. Через 15 лет умерла и основанная им знаменитая фирма Ампекс. Однако его имя и заслуги перед человечеством не должны быть забыты ни в Америке, ни в России.



Источник: http://xn----7sbbaqebgvgsrk1y.xn--p1ai/news/2035

--

|Категория: СССР | Добавил: Kolosov (04.02.2013)
| Рейтинг: 5.0/1| Просмотров: 8297 | Теги: Понятов, видеомагнитофон, впервые в мире
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [0]
Российская империя [61]
СССР [29]
Россия [2]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]