Михневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читать
Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьАнуфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читать
Заслуженная артистка РФ Клара Евгеньевна Тузова, любимая многими поколениями таганрожцев.
Прекрасная и удивительная женщина! Она мечтает о новых ролях, готовит новую программу, посвященную творчеству Фаины Раневской, не падает духом ни при каких обстоятельствах и живет настоящим, бережно вспоминая действительно богатое прошлое.
…Честно говоря, я очень волновалась, когда шла брать у нее интервью: перебирала заготовленные вопросы, еще раз перечитывала биографию, боялась опоздать.
Ровно без десяти я была на месте. Клара Евгеньевна уже ждала меня. Великолепная укладка, макияж, выглаженный бирюзовый костюм, умело подобранные аксессуары и золотые часики «Tissot», которые вот уже пару месяцев спешат на пятнадцать минут.
«Не перевожу часы, чтобы не опаздывать!» – смеется Клара Евгеньевна.
Хотя в отсутствии пунктуальности ее трудно уличить, ее крепкий сибирский характер всегда помогал ей оказываться в нужное время в нужном месте.
Признаюсь, ни один заготовленный вопрос мне не понадобился. Любимая с детства актриса сама задавала тон разговора и рассказывала о себе, о том, как пришла в Таганрогский театр в 1951 году, когда на Чеховской сцене «царили» выпускники ГИТИСовского курса 1944 года (педагоги – В.В. Белокуров и В.И. Мартьянова).
Молодая актриса, только-только окончившая Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, приезжает в Таганрог и, как говорится, «с корабля на бал», получает роль Сашеньки в спектакле «Иванов» по пьесе А.П. Чехова. В наш быстрый цифровой век это невозможно понять – тогда многие выпускники театральных вузов несколько лет привыкали к сцене, потом получали крохотную роль, хорошо если с одной репликой, а через добрый десяток лет (если повезет) уже выходили на сцену с полноценной ролью.
– Клара Евгеньевна, как же так получилось, что вы сразу получили роль в спектакле, который стал легендарным?
Удача! Как раз в этот момент из театра в Минск уезжает актриса Ильза Шульмейстер, которая играла Сашеньку, и режиссер Сергей Сергеевич Лавров пошел на риск, назначил на роль никому не известную молодую артистку из Ленинграда.
– Как же вас приняли в труппе?
О, недоверчиво, сурово, без сантиментов, они попросту не поняли, откуда она такая быстрая взялась. У них была позиция: мы – Москва! А я никогда не интриговала, держалась прямо, смело, уважительно, и довольно быстро я стала своей. Я никогда не забуду, когда ровно через год Сергей Сергеевич написал мне на программке после премьеры спектакля «Вей, ветерок» по пьесе Яниса Райниса: «Поздравляю театр с рождением актрисы». А Валентина Ивановна Мартьянова сказала: «Ты умеешь молчать на сцене, а это редкость». Такие слова дорогого стоили.
Клара Тузова вот уже 68 лет служит театру имени А.П. Чехова, ею сыграно более 200 ролей в спектаклях по произведениям Чехова, Островского, Сафронова, Айтматова, Мережковского, зарубежных авторов.
– Есть роли, о которых вы мечтаете?
Мне интересен Дюрренматт «Визит старой дамы», я много читаю о Раневской, хотела бы сыграть небольшой моноспектакль о ней и ее удивительно трагичной жизни. Знаете, я не живу прошлым, как это можно было бы подумать. Жизнь есть там, где есть движение, развитие. Ненавижу «болото»! Я люблю борьбу, действие. Говорят же, что характер – это судьба. В борьбе всегда видно, где ты и с кем.
Отыграв несколько лет роли героинь, молодая актриса набралась смелости и попросила назначить ее на острохарактерную, гротесковую роль торговки Тузиковой в спектакле «Барабанщица» по пьесе А. Салынского. Режиссер ее отговаривал, мол, как можно, из героинь – в гротеск! Но настойчивая артистка стояла на своем. В итоге, она сыграла эту роль настолько хорошо, что это амплуа яркой острохарактерной актрисы закрепилось за ней на многие годы.
– Как вы относитесь к современным театральным экспериментам?
Новаторство и эксперимент – это, безусловно, хорошо. Без них театр превращается в музей. Но хороший актер и режиссер всегда должны понимать, что есть некая грань дозволенного, которую нельзя переступать. Вы мне можете возразить: «А как же жизнь? В жизни же бывает всякое!» Но театр – это не копирование жизни. И когда отсутствует это чутье на пошлость, вот тут и начинается то, что мы иногда видим в некоторых постановках, в которых не чураются ничем: ни обнаженным телом, ни нецензурными выражениями. Станиславский говорил, что часто люди идут в театр, чтобы развлечься, отвлечься от быта. Но мы никогда не должны идти на поводу. В наших силах вложить в зрителей мысли, над которыми он потом будет думать, заставить думать и духовно расти.
Конечно же, не обошлось и без главного вопроса, который Кларе Евгеньевне задают все:
– Рискую оказаться сто первым спрашивающим об этом, но все же: как вам удается сохранить бодрость духа, такую ясность ума и желание жить?
Не знаю! (смеется) 90 лет! Иной раз подумаю: «Господи, да как такое вообще может быть!» А если серьезно, я всегда старалась жить в полную силу, никогда не цеплялась за материальное, хотя оно, естественно, тоже нужно. Например, я могла в понедельник купить билет, улететь с «Бериева» в Москву на спектакль, а во вторник уже вернуться на репетицию. Мое первое концертное платье появилось в 45 лет. И не потому, что не было возможности купить, а потому что я всегда предпочитала впечатления. Глаза должны блестеть! А если у актрисы будут блестеть глаза, значит, она сможет найти нужные эмоции на сцене, радовать зрителей, вдохновлять.
Спустя столько лет после прихода в театр имени А.П. Чехова глаза Клары Евгеньевны по-прежнему блестят, а значит, у нас, зрителей, всегда будет повод ожидать новые яркие постановки с любимой легендарной актрисой!
Надежда ФЕДЕНКО, фото Виктора ГАЛЬПЕРИНА
Автор благодарит Виктора Анатольевича Волошина за помощь в подготовке интервью