Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Граве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читать

Сусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читать
Петляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читать
Кузьмин Матвей Кузьмич, повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя немецкий батальон на русские пулеметы (1942) читать
Михневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читать
Шелохвостов Иван Юрьевич капитан спецназа Герой России. В 2003 году в Аргуне, прикрывая отход группы, уничтожил 14 бандитов читать
Зырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читать
Максим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читать
Борисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читать
Михаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читать
Ермак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читать
Войно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читать
Сахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читать
Крутень Евграф Николаевич российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой. Написал пособие по ведению воздушного боя читать
Лазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читать
Глинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читать
Карелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читать
Капица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читать

Статьи

Главная » Статьи » Творчество » СССР

Эйленкриг, Рафаил Исаевич Снял 45 документальных кино- и телефильмов, многие из которых демонстрировались на Центральном телевидении СССР.

Оцени статью:
1926-2019
Биография

Рафаил Эйленкриг: "Моя профессия - быть за кадром"
Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

В архиве известного челябинского кинорежиссера Рафаила Эйленкрига много фотографий. Моменты его жизни с детства и по сегодняшний день. Свидетельства кипучей деятельности, "охоты к перемене мест", бесконечных встреч с самыми разными людьми. На некоторых снимках вместе с Эйленкригом знакомые всем персоны, в разное время бывшие героями его документальных лент: молодые еще киноактеры Лидия Смирнова, Михаил Ульянов, композитор Александра Пахмутова, мэтр кино Леонид Леонидович Оболенский... На одном из снимков, датированных 1954 годом, Рафаил Исаевич изображен со Штепселем и Тарапунькой. На обороте снимка рукой одного из них написано: "Мастеру-моменталисту с благодарностью за "чемодан" срочных фото". При чем здесь фото? Я спросила об этом своего собеседника.

- Первая моя профессия - кинооператор, - рассказал Рафаил Исаевич. - Я оканчивал школу операторского мастерства и фотографией занимался профессионально. У меня были публикации в "Челябинском рабочем", "Сталинской смене", "Гудке", "Спортивной газете". Много ездил по стране, бывал на целине, на "стройках коммунизма", давал оттуда фоторепортажи.

- И все же предпочли кино!

- Это - любовь с детства. Мой отец - потомственный военный, я воспитывался в военных городках, моя жизнь проходила среди солдат. Когда в гарнизон приезжала кинопередвижка, я обязательно знакомился с киномехаником. Показ очередного фильма - это было целое событие, и хотя техника была слабенькой, ненадежной, киноэкран мне казался волшебным. Я стремился понять, как "оживает" кинолента. И мне всегда хотелось, чтобы фильм порвался. Потому что пленку надо было склеивать, а отрезанные кадры перепадали мне. Дома, используя линзу от фонарика и керосиновую лампу, устраивал свое "кино". Это было бледное-бледное изображение на стене. Но я себя чувствовал причастным к непонятному для меня зрелищу.

В 1945 году я из Свердловска, где тогда жил, впервые поехал в Москву, чтобы сдать документы во ВГИК и показать свои работы. В Москву без пропуска тогда не пускали. Кроме того требовалась санобработка: без медицинской справки нельзя было купить билет. Приехал я в столицу за неделю до 9 мая, но еще никто не знал, что эта дата станет Днем Победы. А 10-го истекал срок моего пропуска. Я попал к известному оператору Монастырскому, получил его "благословение". До вступительных экзаменов еще было далеко, и во ВГИКе написали письмо на Свердловскую киностудию с просьбой принять меня туда.

А там как раз формировалась съемочная группа Дмитрия Дальского, известного режиссера, награжденного орденом за создание фильма "Линия Маннергейма". До него советское документальное кино не показывало реальных военных действий и их результаты. В этой киногруппе я и стал работать. Даже снялся в маленьком эпизоде, что мне очень понравилось. Потом пригласили на съемку фильма "Сильва", предложили сыграть маленькую роль цыгана, так как у меня была пышная шевелюра. Я написал своим родителям: "Скоро выйдет этот фильм, вы смотрите меня - я уже на экране!" Но к концу монтажа мой эпизод таял, а когда вышел фильм, я сам с трудом находил себя в массовке.

- А когда состоялся ваш режиссерский дебют?

- В 1957 году. Я снял документальный фильм на ЧТЗ. С Челябинском был связан тем, что снимал здесь сюжеты для киножурнала "Сталинский Урал". Фильм был о Марке Макагоне, человеке, который провел первый трактор по Красной площади. А год спустя меня пригласили на Челябинское телевидение, и я сделал первый выпуск новостей с киносюжетами (до того они состояли из устной информации и фотографий в качестве иллюстраций). У меня тогда была личная узкопленочная кинокамера "Сакура" японского производства - большая редкость в то время. На Челябинском телевидении, которое только зарождалось, еще негде было обрабатывать кинопленки - я это делал в Свердловске. А те первые сюжеты помню до сих пор. Один назывался "Поезд ведет машинист Горшков", второй рассказывал о модельном кружке, а в третьем фигурировал "морж", купающийся в реке Миасс в центре Челябинска. Эффект был ошеломляющий. Жизнь, показанная не в монтажном сцеплении, а такой, какая она есть, создавала у зрителя эффект присутствия.

- Те сюжеты сохранились?

- К сожалению, нет. Хотя мои крупные работы, конечно, хранятся. Есть в фильмотеке мой первый музыкальный фильм "Поют тракторозаводцы" - об ансамбле Натальи Карташовой. Есть и фильм, снятый совместно со Свердловской киностудией, - "Урал - земля золотая" (тогда модно было в таких обзорных фильмах о своем крае рассказывать. Там было про все, про все!). Сохранился и фильм, который я в 1963 году снял вместе с Оболенским - "Крылатые мастера", версия о златоустовском мастере Иване Бушуеве. Оболенский был режиссером, а я оператором. Леонид Леонидович убедил меня встать за камеру. Снимали в манере немого кино: герои жестикулировали, а текст читался за кадром. Действующие лица - не актеры, а люди с улицы. Искали типажей повсюду. "Наш" Иван Бушуев - молодой, есенинского вида человек. Нашли мы его... на миасском пляже, этого парня с белокурыми волосами. Он был весь светящийся какой-то, а работал токарем на ЧМЗ. На всесоюзном фестивале наш фильм получил диплом.

С Оболенским мы были единомышленниками. Это ведь я его "совратил" переехать в Челябинск. Когда еще вместе работали в Свердловске, он жаловался, что ему ничего не дают снимать, хотя после освобождения из лагерей официально разрешили работать на Свердловской киностудии. Он был вторым режиссером, а это как бы актерский режиссер, он на ход съемок влиять не мог. И тогда я ему предложил снимать "Крылатых мастеров".

Легенды, сказы меня всегда привлекали как материал для съемок. В этом сыграли роль мои свердловские встречи со сказителем Бажовым. 1946 год, первые послевоенные выборы в Верховный Совет. Я был в киногруппе, которой поручили снять, как Бажов принимает участие в голосовании и вручение ему мандата депутата. Я запомнил на всю жизнь: Павел Петрович взял мандат, посмотрел, вздохнул глубоко и сказал: "Дали белке орехи грызть, когда у нее уж зубов-то нет". От него и пошел мой интерес к легендам, которые я "пересказывал" в виде киноверсий. Например, "Живое дыхание красоты" - о каслинцах, мастерах-стариках или "Его величество клинок" - об Иване Бушуеве.

Потом я снял первый игровой фильм "Расстрел" по рассказу Генриха Боровика. В парковой зоне, в бору, построили настоящие землянки. Начиналась зима, и когда выпал первый снег, "декорации" припорошило, что сделало их еще более правдоподобными. Когда я сдавал фильм в Госкомитете, меня спросили: "Вы были в партизанском отряде? У вас такая правда эпизода". Нет, сам я не воевал. Но мне удалось найти для съемок людей, которые партизанили. Они снимались в массовках, а главные роли играли актеры Челябинского театра драмы, в том числе знаменитый Агеев. Фильм был удостоен приза на телевизионном фестивале. Тогда, в 1966 году, о Великой Отечественной еще многого не знали, поэтому картина вызывала большой интерес.

- А еще какие снимали игровые фильмы?

- "Кубанцы и кубинцы". Снимал его по заказу Центрального телевидения. Дело, как вы понимаете, было на Кубани, в то время (1961 год) много кубинцев обучались там выращивать свеклу, делать вино. Так что мне довелось побывать в знаменитых подвалах Абрау-Дюрсо. В моем "послужном списке" и телевизионный вариант одного из спектаклей нашего театра драмы.

- Но телевидение - это не "большое кино". О нем вы разве не мечтали?

- Почему! Меня приглашали работать в кино. Я бы мог остаться и на Свердловской киностудии. Но я согласился приехать в Челябинск. Знаете, я как в той пословице: лучше быть на деревне первым, чем в городе последним. А я не люблю быть последним. В любом деле, так у меня сложилось в жизни, я или первый или никакой.

- Что ж, вы один из основателей Челябинского телевидения и единственный за всю его историю кинорежиссер. Скажите, а ваше творчество какому-то учету поддается?

- Вы имеете в виду количество? У меня 45 фильмов. Многие из них были дублированы и показаны в ГДР, Чехословакии, других соцстранах, где я снимал некоторые эпизоды. Полагаю, что все они по сей день хранятся в Госфильмофонде Центрального телевидения, куда отвозилась копия каждого фильма, поскольку они там утверждались. У нас на студии тоже добрая половина моих работ сохранилась. Могло бы больше. Но в советские времена какие-то дикие были распоряжения сжигать кинопленку "на серебро" или, поскольку она была горючей, уничтожать во избежание возгорания.

- Но это же летопись!

- Конечно! Это история Урала, его люди. Больше всего я люблю снимать людей разных профессий. Кстати, иногда мне хочется иметь волшебную палочку. Я бы прикоснулся ею к телевизору, и на экране появляются герои моих картин. Их много, им очень тесно на плоскости экрана. Но я знаю и помню всех... Почти в каждом моем фильме речь идет о любви. Это не лирические объяснения под лунным светом, а влюбленность людей в дело, которому они служат. Космонавт, металлург, шахтер, ученый... А мой кинематографический "пятиптих" о поэтах разных поколений: Борисе Ручьеве, Михаиле Львове, Николае Године, Инне Лимоновой, Валентине Сорокине! Мне кажется, что, снимая людей, преданных своей профессии, я нашел для себя правильный путь. Слава Богу, многие из моих героев живы, хотя иным фильмам уже много-много лет. Сейчас я сотрудничаю с телепрограммой "Губерния", веду цикл передач "Возвращение к герою". Мы встречаемся, как родные, обнимаемся, плачем: нам есть о чем вспомнить. Общение с моими героями - словно университет: каждый из них меня чем-то обогащал. Уж не знаю, что я для них значу, но сердца этих людей - большое богатство для меня. Как-то снимал фильм о космонавтах, ездил на Байконур. Кстати, он напрямую связан с Челябинском. У нас есть завод металлоконструкций, и на этом маленьком пятачке уральской земли проходили испытания. В принципе в Челябинске "сварен" практически весь космодром. А мои герои-космонавты и не знали об этом. "А-а, так вот где наш ориентир", - сказали они. Оказывается, они сначала делают два пробных витка вокруг Земли и должны видеть перед собой Байконур, сообщая при этом на Землю: "Полет идет штатно, ориентир - Байконур!" Как тут не порадоваться за наших умельцев, о которых я снял фильм "Металлисты".

В последние десятилетия я создал несколько документальных лент о нашем крае. Очень дорожу фильмом "Так говорил Заратустра". Это версия о том, что именно на Аркаиме жил пророк и реформатор зороастризма. Фильм был показан индийскому послу, приезжавшему в Челябинск. Он попросил копию с английским переводом, увез ее в Индию, где фильм смотрели на каком-то ученом совете и признали, что хотя он не имеет под собой научной основы, но версия настолько привлекательна, что хочется в нее поверить. Потом мне пришло оттуда благодарственное письмо.

- Достойное признание получило большинство ваших фильмов. Какая же награда для вас самая дорогая?

- Диплом телевизионного фестиваля "Тэфи-97". Я попал в номинацию передач регионального телевидения. Из 120 претендентов отобрали только трех, в том числе меня с фильмом "Храм. Страницы вечности". Его благословил патриарх, вручив грамоту на фестивале "Православие на телевидении". Все телеканалы показали этот фильм. А когда меня с коллегами пригласили в Тюмень, где каждый год проводят фестиваль "Белые пятна Сибири", за этот фильм епархия Сибири и Дальнего Востока в качестве приза вручила нам ценную икону.

- На вопрос, какое создание для них самое дорогое, творческие люди всегда отвечают: "Все дороги, как дети".

- Да, да, да. У меня это еще острее, так как детей у меня нет. А хочется, чтобы и после тебя что-то осталось, чтобы тебя помнили. У фильмов, как у детей, свои судьбы. Некоторые с благополучной судьбой, они востребованы и сегодня. А есть такие, которые до сих пор лежат на полке, пылятся. Что ж... Когда бывает трудно, мне кажется: все, я уже никому не нужен, я уже все сделал. И сам же себе отвечаю: "Как! Разве может быть такое?! Человек за свою жизнь, отпущенную ему, не в состоянии все переделать". В такие минуты я мысленно советуюсь со своими героями. И они мне помогают. Может, я и живу немало благодаря им, они мне как бы даруют часть своей жизни, свою энергию.

- Чем вы еще сейчас занимаетесь?

- "Телефильма" уж нет, финансировать мои проекты, увы, некому. Так что я благодарен коллективу творческого объединения "Губерния", которое меня пригласило. Кроме "Возвращения к герою" создаю цикл сюжетов о людях "Штрихи к портрету".

- А о вас кто-нибудь снял фильм?

- Нет. Понимаете, профессия кинорежиссера - быть за кадром...

P.S. Сегодня Рафаилу Исаевичу Эйленкригу исполняется 75 лет. "Челябинский рабочий" поздравляет мастера с юбилеем и желает главного: здоровья и новых фильмов.




Источник: http://www.chelpress.ru/newspapers/chelrab/archive/11-05-2001/3/A123596.DOC.shtml

--

|Категория: СССР | Добавил: Мефодий (07.02.2019)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 799 | Теги: Режиссер, Рафаил, Эйленкриг
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [2]
Российская империя [91]
СССР [186]
Россия [157]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]