Герман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читать
Цзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьКузьмин Матвей Кузьмич, повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя немецкий батальон на русские пулеметы (1942) читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читать
Как пишет сетевое издание "Курские известия", молодой артист Игорь Селиванов приехал в Курск по окончании Саратовского театрального училища, так как его пригласили в здешний драматический театр им. А.С. Пушкина. Это было в 1964 году.
Уже в 1965 году он основал театр-студию "Ровесник" для юных зрителей. Детищу Селиванова сегодня уже более полувека.
В составе труппы драмтеатра Игорь Владимирович прослужил 10 лет и сыграл более 40 ролей. В 1976 году Селиванов ушел из драмтеатра и посвятил всего себя Театру Юного Зрителя "Ровесник". Работая в этом театре, он получил звание почётного работника культуры и искусства Курской области и орден "Знак почёта", стал лауреатом театральной премии имени Буренко "Человек года".
Игорь Селиванов воспитал 5 народных и 15 заслуженных артистов России, талантливых преподавателей и руководителей вузов.
****
Игорь Владимирович Селиванов – основоположник и бессменный режиссер курского театра юного зрителя, история которого началась еще в 1965 году. За 43 года славной жизни ТЮЗа на его сцене сыграно 3,5 тысячи спектаклей. Сам режиссер является заслуженным деятелем культуры России, академиком Петровской академии науки искусств, лауреатом Всемирного театрального фестиваля, трижды лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля, Человеком года – 2006… Всех почетных званий Игоря Селиванова и не перечислить.
— Игорь Владимирович, сегодня культурную жизнь нашего региона невозможно представить без ТЮЗа. А с чего все начиналось?
— Курский ТЮЗ родился в достаточно сложное время — 43 года тому назад. Возник он благодаря талантливым людям, которые действительно хотели сказать свое слово в театральном мире. История театра юного зрителя началась 43-й школе. Я приехал из Саратова, где уже достаточно самостоятельно работал — у меня там был свой театр. Поэтому мне стало интересно продолжить свою работу в Курске. Как такового театра в 43-й школе еще не было, однако появилась студия «Ровесник». Мы начали серьезно готовить людей.
— Первый спектакль, который вы тогда поставили?
— Спектакль по пьесе Виктора Розова «В дороге». Вот с тех пор мы, наверное, так и находимся в пути.
— Во время своих спектаклей Вы всегда присутствуете в зале. Насколько для Вас важна реакция зрителей?
— Я не просто сижу и смотрю, у нас существует целая система оценки работы актеров, ведь за сыгранные спектакли они получают деньги. Начнем с того, что если актер опоздал, на него налагается штраф. Далее. Я должен следить за тем, что говорят на сцене. Актер начинает делать что-то по своему – замечание. У нас предусмотрена следующая система: сыграл «слабо», «неплохо», «хорошо» и «очень хорошо». За каждую из этих оценок актер получает определенные деньги. Вот я, как эксперт, должен вынести свое резюме, при этом у меня обязательно должны быть аргументы, ведь человек может и не согласиться с моим мнением. А что касается реакции зрителей, то, да, для меня она очень важна. Однако отмечу, что я никогда не пытался угождать. Если бы я всю жизнь этим занимался, то, наверно, тоже, как это сейчас модно, открывал какие-нибудь танцы с утра до вечера.
— Сложно ли стать актером ТЮЗа?
— Стать актером не так просто. Для этого надо, во-первых, закончить студию, во-вторых, нужно обязательно сыграть как минимум три профессиональные работы на сцене. Если же у вас, к примеру, имеются лишь две работы, то можете стать кандидатом в актеры.
— Сколько же в общей сложности спектаклей сыграл ТЮЗ за 43 года?
— Три с половиной тысячи. В год мы играем сто спектаклей. Кроме этого, ежегодно проводим как минимум четыре творческих огонька.
— Случается ли так, что актер в чем-то не соглашается с Вами как с режиссером и хочет сыграть роль по-своему? Как Вы относитесь к такого рода инициативе?
— Сразу скажу, что прежде чем приступить к репетиции, обычно читается пьеса, потом уже идет разговор об общей концепции, где, по сути дела, трактуется вся история. Предположим, я вижу, актер не хочет следовать замыслу, тогда я начинаю с ним беседовать, но старюсь насилием не действовать, привожу необходимые убеждения.
— Актеры – особая гордость курского театра юного зрителя?
— Не знаю, гордились бы вы или нет, но в нашем театре родилось пять народных артистов, 13 заслуженных. Как вы считаете, это повод для гордости? А еще есть как минимум сотня актеров, за которых не стыдно. А знаете ли вы, какой театр первым выехал на Дикий Запад? Курский ТЮЗ, который стал тогда лауреатом Всемирного фестиваля. А кто 12 раз играл в ФРГ, проехал по 12 городам Польши? Это мы. А какой театр выступал на расширенной лаборатории Министерства культуры СССР как эталон? Или же, к примеру, кто играл на коллегии Министерства культуры России? Наш ТЮЗ.
— Кого из современных актеров театра Вы с удовольствием пригласили бы принять участие в своей постановке, если бы предоставилась такая возможность?
— Таких очень много… Знаете, в истории театра очень много замечательных людей, и, как мне кажется, огромный след оставили Иннокентий Смоктуновский, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков… Нельзя не сказать и о Константине Райкине. Есть много хороших актеров, с которыми можно было бы поработать. В моем спектакле когда-то здесь, в ТЮЗе, играли Анастасия Вертинская, Петр Щербаков.
— Уровень культуры в современном обществе, к сожалению, оставляет желать лучшего. Как Вы думаете, что вообще происходит с современным поколением и каким должен быть театр в этом обществе?
— Мне кажется, все дело в воспитании. Почему-то мы всегда думаем, достаточно лишь получить высшее образование — и ты уже интеллигентный человек. На самом деле это не так… Интеллигентность – это внутреннее ощущение, это когда есть Бог в душе. И потом, очень многое зависит от родителей. Я, например, безумно благодарен своим родителям. Моя мать была прекрасным учителем русского языка и литературы. Она очень любила театр, и меня приобщала к нему буквально с пеленок. Когда я смотрел «Лебединое озеро» и думал, Боже, какая красивая музыка, мне кажется, в это время мать поглядывала на меня — блестят ли у меня глаза. Отец мой пел и играл на всех музыкальных инструментах. Так что от родителей, конечно, очень многое зависит. Я интересовался всем: и в футбол играл профессионально, и в волейбол, и в настольный теннис (сейчас, кстати, продолжаю играть). Очень важно, кто они – твои родители — и какую программу, как компьютер, ты заполучил от своих дедов и прадедов. Вторым по значимости человеком всегда был учитель, но я считаю, что сегодня он не просто недооценен, а унижен и растоптан. А что касается театра и современного общества, то я скажу так: театр должен быть прежде всего умным собеседником, который откладывает еще и эмоциональный след.
— Игорь Владимирович, как у вас обстоит дело с гастролями?
— С этим трудно, потому что средств на существование все-таки гораздо меньше, чем это необходимо. Но вот в прошлом году мы сделали обменные гастроли на Украину. Мы туда возили четыре спектакля, и здесь принимали актеров из Украины с четырьмя спектаклями. Гастроли прошли очень хорошо.
— Скажите, если бы Вы вдруг не стали режиссером, то кем?
Может быть, писателем — я много писал… По молодости думал, что стану зоотехником — люблю животных, у меня есть собака, она даже в моих спектаклях задействована.