Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читать

Кошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читать
Попов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читать
Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Коновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читать
Преподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читать
Бенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читать
Аргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читать
Тютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читать
Вертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читать
Алексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читать
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читать
Васнецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читать
Менделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читать
Мулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читать
Юрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читать
Милашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читать
Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читать

Статьи

Главная » Статьи » Наука/изобретения » СССР

Туполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно

Оцени статью:
1888-1972
Биография
Советский авиаконструктор, один из основоположников современного авиастроения, под руководством которого был создан первый в СССР цельнометаллический, реактивный и сверхзвуковой самолеты. Академик АН СССР, генерал- полковник-инженер, трижды Герой Социалистического Труда.

АНТ-2... Под таким индексом ранним утром 26 мая 1924 г. в небо поднялся первый советский цельнометаллический самолет. В тот день имя Андрея Николае­вича Туполева, создателя этой небольшой, но чрезвычайно нео­бычной для своего времени ма­шины, появилось на заглавной странице истории авиации. За свою долгую жизнь этот уникаль-­ный человек создал болеё' 130 ти­пов самолетов, 70 из которых строились серийно: бомбардировщиков, разведчиков, ис­требителей, пассажирских, транспортных, морских и спе­циальных; был автором серии торпедных катеров и аэро­саней, а также гондол, двигателей и оперения дирижаб­лей. На протяжении многих десятилетий Туполев олице­творял славу и силу советской авиации.

Будущий легендарный авиаконструктор родился 10 но­ября 1888 г. в селе Пустомазове Тверской губернии (ныне Кимрский район) в многодетной семье Туполевых. Нико­лай Иванович служил нотариусом в окружном суде, а Анна Васильевна вела домашнее хозяйство и сама занималась обучением детей. После окончания Тверской мужской гимназии в 1908 г. юноша уехал в Москву и поступил в Императорское техническое училище, уже тогда прослав­ленное научным авторитетом своей профессуры.

В стенах ИМТУ студент Туполев познакомился с вы­дающимся ученым, «отцом русской авиации» Н. Е. Жу­ковским и стал его ближайшим учеником. По поручению и под руководством профессора он проектировал первые аэродинамические трубы. Наряду с занятиями в лабора­тории Андрей участвовал в работе воздухоплавательного кружка при училище, проектировал и строил учебные планеры, на одном из которых сам совершил полет.

Весной 1911 г. работа и учеба одаренного студента были неожиданно прерваны. Он был арестован по подозрению в политической неблагонадежности и, несмотря на ходатай­ство директора ИМТУ, исключен из вуза. Юноша отпра­вился домой, в деревню, где занимался делами, далекими от авиации, но уже осенью 1913 г. «полицейский надзор» был снят и он вновь появился в аэродинамической лаборато­рии. Спустя два года Туполев стал помощником профессо­ра Жуковского, который возглавил новый научнцй центр — авиационное Расчетно-испытательное бюро.

Летом 1918 г. Андрей с отличием окончил МВТУ, полу­чил звание инженера-механика и был оставлен на пре­подавательской работе. В конце того же года он стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), ставшего круп­нейшим мировым центром авиационной науки. Конструк-­торскую деятельность Туполев начал в 1922 г., возглавив в ЦАГИ фуппу специалистов, которая спроектировала одно­местный деревянный самолет АНТ-1. Затем молодой уче­ный обратил внимание на использование в самолетострое­нии нового материала — дюралюминия. Он сконструировал аэросани, глиссер, двухместный самолет АНТ-2 и на этих машинах проверил эксплуатационные преимущества дю­раля. В 1925 г. был создан первый военный цельнометал­лический самолет (АНТ-3), выпускавшийся серийно.

Обладая исключительным даром научного предвиде­ния, Туполев правильно оценил перспективы развития авиатехники и в дальнейшем создал целый ряд пассажир­ских и военных самолетов, которые стали настоящей сен­сацией. В 1934 г. был построен крупнейший в мире пас­сажирский самолет «Максим Горький», в конструкции которого были решены вопросы увеличения размеров и тоннажа машины. Спустя 3 года на туполевском АНТ-25 впервые в истории был совершен беспосадочный перелет из СССР в США, а на АНТ-6 — высажена первая экспе­диция на Северный полюс.

Тогда же были созданы первые двух- и четырехмотор­ные тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Это были цельнометаллической конструкции машины с мотором жидкого охлаждения, которые долгое время оставались непревзойденными по своим летным характеристикам. В ряду лучших боевых машин, сконструированных Тупо­левым, был скоростной бомбардировщик СБ, развивав­ший по тем временам огромную скорость — 430 км/час.

Успехи талантливого инженера не остались не замечен­ными правительством. Нарком тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе назначил Туполева своим замести­телем. На этом посту Андрей Николаевич развернул мо­дернизацию старых и строительство новых авиа- и мото­ростроительных заводов с использованием закупленных на Западе передовых технологий, организацию новых КБ и заводов. Однако работать в этой должности ему долго не пришлось. В 1937 г. руководитель советского авиапрома был обвинен в создании вредительской организации, пе­редававшей чертежи самолетов французской разведке. Полтора года его продержали в тюрьме, а затем перевели в ЦКБ-29 НКВД, располагавшееся в подмосковном Бол­шеве. Там он возглавил коллектив заключенных, работав­ших над созданием авиационной техники.

Перед самой войной Сталин заказал бериевскому ве­домству тяжелый четырехмоторный пикирующий бомбар­дировщик. Андрей Николаевич возразил, что сделать такой самолет невозможно по техническим соображениям и пред­ложил замену — средний бомбардировщик (будущий Ту-2). Сталин вопреки своему обычаю не менять собственных ре­шений согласился с аргументацией «заключенного Туполе­ва» и разрешил привлечь к работе всех, кого он считал нуж­ным. Таких специалистов, которые в это время находились за решеткой, набралось 200 человек, и конструктор факти­чески спас их от неминуемой смерти. Кстати, одним из первых в этом списке был будущий руководитель совет-­ской ракетно-космической программы Сергей Королев.

С началом войны разработчики Ту-2 были освобожде­ны из-под стражи, хотя условия содержания фактически остались прежними. В это непростое время Туполев су­мел обеспечить развертывание серийного производства нового самолета в Омске, доведя его к середине 1942 г. до уровня оперативной готовности. Несколько позже, уже в Москве, он наладил крупносерийное производство с од­новременной подготовкой нескольких целевых модифи­каций этого уникального фронтового бомбардировщика.

Следующей вехой на пути талантливого конструктора стало создание советского стратегического бомбардировщи­ка на основе американского В-29. Сталин предоставил Тупо­леву чрезвычайные полномочия — он получил право коман­довать сотнями КБ и заводов, участвовавших в копировании самолета. Андрей Николаевич обеспечил выполнение зада­ния в немыслимо короткий срок — 1,5 года, и в мае 1947 г. первый серийный Ту-4 поднялся в небо. Эта история с пла­гиатом американской «летающей крепости» всегда вызыва­ла неоднозначные оценки. Однако журнал Королевского авиационного общества Британии писал в 1973 г., что ко­пирование В-29 было отнюдь не «обезьянничаньем», а «бле­стящей попыткой осуществить технологический прорыв в разоренной стране в ультракороткий срок».

В послевоенные годы под руководством академика Туполева была создана целая серия первоклассных само­летов для ВВС и ГВФ. Всему миру известен первый стра­тегический турбовинтовой ракетоносец Ту-95, многоце­левые бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, первые реактивные пассажирские самолеты Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также первый сверхзвуковой Ту-144. На крыла­тых машинах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.

Андрея Николаевича всегда отличала способность мгно­венно улавливать суть явлений, тонко чувствовать про­грессивные тенденции в науке и технике. То, что было им осмыслено, он умел силой своего ума и организаторского таланта быстро внедрять в производство. В результате на свет появлялись самые передовые конструкции самоле­тов, нередко превосходившие зарубежный уровень.

Туполев всегда был причастен к прогрессу в смежных отраслях, от которых зависел успех создаваемых им моде­лей. Придумав нестандартное решение задачи, Андрей Николаевич добивался претворения его в жизнь, что при­водило к интенсивному развитию соответствующих науч­но-технических направлений. Так было с использовани­ем впервые дюралевых сплавов, мощных двигателей и воздушных винтов, радиолокационного, криогенного и вычислительного оборудования и т. д.

За выдающиеся достижения в области самолетострое­ния Туполев был избран действительным членом Акаде­мии наук СССР, почетным членом Королевского авиаци­онного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики; ему были при­суждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуков­ского, шесть Государственных премий, высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации; трижды было присвоено звание Героя Социалистическо­го Труда, он имел 16 орденов и множество медалей. Тупо­лев сделал столько, что его имя навсегда вошло в золотой фонд технического прогресса.

Андрей Николаевич был не только крупным ученым и конструктором, но и талантливым организатором, умев­шим увлечь за собой весь коллектив конструкторского бюро. Очень точно охарактеризовал его известный летчик-испытатель М. Л. Галлай: «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботящегося о том, какое впе-­чатление он производит на окружающих. Может быть, в этом и заключалась одна из причин того, что впечатление он производил самое сильное».

Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Спустя год его именем была названа одна из московских набережных, улицы в Твери и Кимрах, а на доме, где жил прославленный конструктор, и на здании бывшей Твер­ской гимназии, где он учился, были установлены мемори­альные доски. Дело Туполева продолжил его сын Алексей Андреевич. Он занял место генерального конструктора в туполевском бюро и уже при нем были разработаны воен­ные самолеты Ту-160 и Ту-204, а также пассажирский Ту-155М, летающие на жидком газе и водороде.

К сожалению, легендарный авиаконструктор не оста­вил потомкам книги воспоминаний. На вопросы, почему он не напишет о своей жизни, он обычно отшучивался. А однажды сказал: «Я не пишу, а делаю». И в этом вся его жизненная философия — до последнего дня Туполев был человеком дела.




Источник: http://100v.com.ua/ru/Tupolev-Andrey-Nikolaevich-person

--

|Категория: СССР | Добавил: Мефодий (06.04.2013)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 5032 | Теги: самолетостроение, авиаконструктор, туполев
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [0]
Российская империя [70]
СССР [208]
Россия [150]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]