Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Карелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читать

Михневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читать
Капица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читать
Михаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читать
Федоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читать
Шильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читать
Лосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читать
Сусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читать
Прокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читать
Скобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читать
Петляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читать
Курчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читать
Капланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читать
Ползунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читать
Бабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читать
Скурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читать
Лазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читать
Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читать

Статьи

Главная » Статьи » Наука/изобретения » СССР

Соловьев Павел Александрович конструктор авиационных двигателей, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР

Оцени статью:
1917-1996
Биография

Соловьев Павел Александрович родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели». 
По путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР в апреле 1940 года П.Соловьев прибыл в пермское ОКБ-19 (ныне - ОАО «Авиадвигатель»), где до 1942 года работал конструктором, с 1942 по 1944 - начальником конструкторской бригады, с 1944 по 1948 год - ведущим конструктором. В 1948 году по предложению Главного конструктора ОКБ-19 А.Д.Швецова и с согласия И.В.Сталина Павла Александровича Соловьева назначают заместителем главного конструктора. В 1953 году после ухода из жизни А.Д.Швецова, он становится Главным конструктором ОКБ -19.

П.А.Соловьев является одним из основоположников создания высокоэкономичных двухконтурных двигателей авиационного назначения и основателем пермской конструкторской школы газотурбинного двигателестроения.

В 1958 году по инициативе Павла Александровича был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П. По уровню параметров цикла и степени двухконтурности этот двигатель значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал большую перспективность двухконтурной схемы. Д-20П имел тягу 5400 кгс, серийно производился на заводе имени Я.М.Свердлова (ныне - ОАО «Пермский моторный завод») с 1960 года по 1977 год и эксплуатировался на самолёте Ty-124.

В 1959 году под руководством П.А.Соловьёва была создана первая в Советском Союзе газотурбинная силовая установка со свободной турбиной (двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с.). Всего было выпущено примерно 3000 двигателей Д-25В всех модификаций. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в пермском КБ была спроектирована также уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. Эта установка на протяжении четверти века являлась самой мощной в мире вертолетной силовой установкой (11000 л.с.) и послужила основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне - ОАО «Редуктор-ПМ»).

Двигатель Д-30 для самолета Ту-134 стал самым надежным 
в истории российского моторостроения

В 1964 году в Перми был спроектирован наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30 с тягой 6800 кгс для ближнемагистрального самолета Ту-134. В этом двигателе впервые в практике отечественного двигателестроения применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Это позволило повысить температуру газов перед турбиной и, соответственно, увеличить степень двухконтурности.  Позднее на линиях «Аэрофлота» был введен в эксплуатацию Д-30 2-й серии с реверсом тяги.  В 1974 году был спроектирован двигатель Д-30 3-й серии, который позволил самолету Ту-134 взлетать с полной нагрузкой в жаркую погоду и с высокогорных аэродромов. В настоящее время объём пассажирских перевозок на самолётах Ту-134 составляет ~ 10% от всего объёма перевозок в России.

В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик самолёта Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н.Д. Кузнецова пермским КБ под руководством П.А. Соловьёва разработан двигатель Д-30КУ тягой 11 тонн. Благодаря дальнейшему повышению параметров цикла и степени двухконтурности, как следствие, топливной эффективности, модернизированный Ил-62М стал обеспечивать беспосадочные перелёты в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.

Необходимо заметить, что во всех разработках Павла Соловьёва проявлялась отличительная сторона его конструкторского таланта - нахождение наименее рискованных, но отнюдь непростых решений, поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надёжностью, экономичностью и долговечностью, обеспечивая одновременно принципиально новые качества разрабатываемым самолётам. Это, безусловно, импонировало генеральным конструкторам А.Н.Туполеву, С.В.Ильюшину, Г.В.Новожилову, способствовало укреплению производственных связей пермского двигателестроителей с самолётными КБ.

Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным ученым и талантливым конструктором, Павел Соловьёв на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперёд определили уровень отечественного двигателестроения.

Признанием научных заслуг П.А. Соловьёва явилось присвоение ему в 1967 году ученой степени доктора технических наук. Позднее - в 1981 году Павел Александрович избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Двигатель Д-30КП для семейства самолетов Ил-76

Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост воздушных грузовых перевозок. Необходимость доставки крупногабаритных грузов воздушным транспортом, особенно в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока, определила потребность в новом военно-транспортном самолёте - Ил-76. Но главным назначением этого самолёта, согласно приказу МАП СССР, являлось посадочное и парашютное десантирование войск, боевой техники и военных грузов.

В 1966-1967 годах под руководством Павла Соловьёва был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП, обладающего тягой 12 тонн, для всего семейства Ил-76,  и начато изготовление опытной партии двигателей.

Уже в мае 1971 года Ил-76, оснащенный четырьмя двигателями Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внуково, а затем представлен мировой обществености на международном авиационно-космическом салоне во франции (Ле-Бурже). Тогда же была представлена и разработка М.Л. Миля - вертолет В-12, оснащенный четырьмя двигателями Д-25ВФ с редукторами Р-12, а лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.

В этот период производственные мощности пермского серийного завода им. Свердлова были задействованы максимально: массово выпускались двигатели Д-30, ТВ2-117, ракетные двигатели. С 1971 года в обстановке строжайшей секретности и условиях технического противостояния с лучшими американскими учеными, уже создавшими бомбардировщик F-111, под руководством П.А. Соловьева интенсивно ведется работа над новым военным двигателем  для модернизации МиГ-25П. Все это требовало от пермских моторостроителей максимального напряжения и полной самоотдачи. Вместе с тем практически простаивал Рыбинский моторный завод (ныне - ОАО "Сатурн"), поэтому в 1972 году по решению правительства производство двигателей Д-30КУ и Д-30КП было начато в Рыбинске с участием специалистов филиала пермского МКБ. Сюда, на Волгу, для организации надлежащего конструкторского сопровождения и решения острейших производственных задач Павел Александрович приезжал регулярно.

В 1976 году военно-транспортный самолет Ил-76 был принят на вооружение. Всего же было изготовлено более 4,5 тысяч двигателей Д-30КП. В настоящеее время общий парк самолетов Ил-76 составляет более 700 единиц и приносит не менее 60% всех доходов грузовой авиации России.

В 1983 году на Рыбинском моторном заводе по чертежам пермского ОКБ начато массовое производство газотурбинного двигателя Д-30КУ-154 для воздушного лайнера Ту-154М, который и по сей день является "рабочей лошадкой" гражданской авиации.

Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31

Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения П.А. Соловьев воплотил в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения Д-30Ф6 и ПС-90А.

В 1979 году под руководством Павла Александровича был разработан и успешно внедрен в серийное производство принципиально новый двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31.

Отличительной особенностью этого самолета является то, что за счет экономичности двигателей Д-30Ф6 он может часами барражировать в воздухе вдоль границ страны, вплоть до Северного полюса, а в случае появления противника, очень динамично развить скорость - почти утроенную скорость звука. Скоростные и летно-технические характеристики МиГ-31 уже более 25 лет остаются непревзойденным в мире, а сам истребитель является надёжным авиационным щитом России. 

В коллективе ОКБ Павлу Соловьеву удалось создать удивительно творческую и тёплую атмосферу, уважительное отношение друг к другу. Организуя новую работу, он умел сплачивать специалистов, окружать себя начинающими, но талантливыми инженерами и конструкторами. В этой группе вырос его преемник - Александр Александрович Иноземцев, ныне Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», доктор технических наук. Сейчас под его руководством коллектив КБ трудится над решением новых задач. 

Как руководитель и ученый, П.А.Соловьёв неустанно проявлял заботу о подготовке молодых специалистов и научных кадров. Он воспитал двух докторов и 16 кандидатов технических наук. В течение многих лет Павел Александрович работал заведующим кафедрой авиадвигателей Пермского политехнического института (ныне - ПГТУ) в звании профессора, присвоенном ему ещё в 1960 году. Охотно встречался с молодёжью, делился воспоминаниями о своей молодости и своём учителе Аркадии Дмитриевиче Швецове, особенно увлечённо рассказывал о перспективных разработках пермского конструкторского бюро.

27 апреля 1981 года постановлением Совета Министров СССР П.А. Соловьёв был утвержден в должности Генерального конструктора пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А с тягой 16 тс. Впоследствии (в 1987 году) этому двигателю был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура - Павел Соловьев).

П.А. Соловьев и А.А. Иноземцев у макета Д-90

Роль Павла Александровича в создании своего последнего детища невозможно переоценить. Ему непосредственно принадлежат - выбор термодинамических параметров и конструктивной схемы двигателя, определение типа и размера газогенератора, многие новые конструктивные решения (применение системы форсирования тяги, позволяющей осуществить взлёт самолёта Ту-204 с одним отказавшим двигателем;  акустическое совершенство и экология, повышение экономичности на основе высокоточного управления радиальными зазорами и охлаждением турбины).

Павел Александрович участвовал во всех оперативных совещаниях по ПС-90А вплоть до последних дней своей жизни, отдавая все силы, знания и опыт доводке двигателя,  проработке путей его дальнейшего развития.

Двигатель ПС-90А, имея высокие термодинамические параметры на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211, с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300.

В 1995 году стали совершать свои первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного самолёта Ил-76МФ...

Казалось, можно было бы и отдохнуть. Однако времени на это у Павла Александровича уже не осталось - сказались последствия многолетнего напряжённейшего труда и немыслимых интеллектуальных нагрузок, инфарктов и переживаний. 13  октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало.


За большие заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения Соловьеву Павлу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены Ленинская и Государственная премии. Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть» и двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР. 
Именем талантливого конструктора в Перми названа улица, вскоре будет установлен памятник. В Рыбинске у проходных моторного завода Павлу Александровичу также установлен памятник, а на учебном корпусе Рыбинского авиационного института  - барельеф, как и на здании КБ, где он работал.

 

 

 
Алексей САЖЕНКОВ
Помощник генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель», к.т.н.




Источник: http://www.ukpmk.ru/pr/other/aviadv/ib-13a/ib13A_10/

--

|Категория: СССР | Добавил: Мефодий (27.07.2015)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 5239 | Теги: соловьев, ту, авиаконструктор, двигатели
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [0]
Российская империя [70]
СССР [208]
Россия [150]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]