Карелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читать
Михневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читать
Соловьев Павел Александрович родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. В 1934 году после окончания 9 классов поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе, который окончил с отличием по специальности «Авиационные двигатели».
По путевке Комиссариата авиационной промышленности СССР в апреле 1940 года П.Соловьев прибыл в пермское ОКБ-19 (ныне - ОАО «Авиадвигатель»), где до 1942 года работал конструктором, с 1942 по 1944 - начальником конструкторской бригады, с 1944 по 1948 год - ведущим конструктором. В 1948 году по предложению Главного конструктора ОКБ-19 А.Д.Швецова и с согласия И.В.Сталина Павла Александровича Соловьева назначают заместителем главного конструктора. В 1953 году после ухода из жизни А.Д.Швецова, он становится Главным конструктором ОКБ -19.
П.А.Соловьев является одним из основоположников создания высокоэкономичных двухконтурных двигателей авиационного назначения и основателем пермской конструкторской школы газотурбинного двигателестроения.
В 1958 году по инициативе Павла Александровича был создан первый отечественный серийный двухконтурный двигатель Д-20П. По уровню параметров цикла и степени двухконтурности этот двигатель значительно опередил аналогичные разработки на Западе и показал большую перспективность двухконтурной схемы. Д-20П имел тягу 5400 кгс, серийно производился на заводе имени Я.М.Свердлова (ныне - ОАО «Пермский моторный завод») с 1960 года по 1977 год и эксплуатировался на самолёте Ty-124.
В 1959 году под руководством П.А.Соловьёва была создана первая в Советском Союзе газотурбинная силовая установка со свободной турбиной (двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с.). Всего было выпущено примерно 3000 двигателей Д-25В всех модификаций. Для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10 в пермском КБ была спроектирована также уникальная установка, в которой два Д-25В работали на один редуктор Р-7. Эта установка на протяжении четверти века являлась самой мощной в мире вертолетной силовой установкой (11000 л.с.) и послужила основой для самостоятельного развития производства редукторов и трансмиссий в Перми (ныне - ОАО «Редуктор-ПМ»).
Двигатель Д-30 для самолета Ту-134 стал самым надежным
в истории российского моторостроения
В 1964 году в Перми был спроектирован наиболее экономичный и совершенный для своего времени двигатель Д-30 с тягой 6800 кгс для ближнемагистрального самолета Ту-134. В этом двигателе впервые в практике отечественного двигателестроения применены охлаждаемые рабочие лопатки 1-й ступени из новейших жаропрочных материалов. Это позволило повысить температуру газов перед турбиной и, соответственно, увеличить степень двухконтурности. Позднее на линиях «Аэрофлота» был введен в эксплуатацию Д-30 2-й серии с реверсом тяги. В 1974 году был спроектирован двигатель Д-30 3-й серии, который позволил самолету Ту-134 взлетать с полной нагрузкой в жаркую погоду и с высокогорных аэродромов. В настоящее время объём пассажирских перевозок на самолётах Ту-134 составляет ~ 10% от всего объёма перевозок в России.
В 1966 году для улучшения эксплуатационных характеристик самолёта Ил-62, оснащенного двигателями НК-8 разработки Н.Д. Кузнецова пермским КБ под руководством П.А. Соловьёва разработан двигатель Д-30КУ тягой 11 тонн. Благодаря дальнейшему повышению параметров цикла и степени двухконтурности, как следствие, топливной эффективности, модернизированный Ил-62М стал обеспечивать беспосадочные перелёты в западное полушарие (США и Южную Америку) через Атлантический океан.
Необходимо заметить, что во всех разработках Павла Соловьёва проявлялась отличительная сторона его конструкторского таланта - нахождение наименее рискованных, но отнюдь непростых решений, поэтому соловьевские двигатели всегда отличались надёжностью, экономичностью и долговечностью, обеспечивая одновременно принципиально новые качества разрабатываемым самолётам. Это, безусловно, импонировало генеральным конструкторам А.Н.Туполеву, С.В.Ильюшину, Г.В.Новожилову, способствовало укреплению производственных связей пермского двигателестроителей с самолётными КБ.
Являясь создателем нового направления в двигателестроении, крупным ученым и талантливым конструктором, Павел Соловьёв на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперёд определили уровень отечественного двигателестроения.
Признанием научных заслуг П.А. Соловьёва явилось присвоение ему в 1967 году ученой степени доктора технических наук. Позднее - в 1981 году Павел Александрович избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1973 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР талантливому ученому присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Двигатель Д-30КП для семейства самолетов Ил-76
Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост воздушных грузовых перевозок. Необходимость доставки крупногабаритных грузов воздушным транспортом, особенно в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока, определила потребность в новом военно-транспортном самолёте - Ил-76. Но главным назначением этого самолёта, согласно приказу МАП СССР, являлось посадочное и парашютное десантирование войск, боевой техники и военных грузов.
В 1966-1967 годах под руководством Павла Соловьёва был завершен выпуск чертежей нового двигателя Д-30КП, обладающего тягой 12 тонн, для всего семейства Ил-76, и начато изготовление опытной партии двигателей.
Уже в мае 1971 года Ил-76, оснащенный четырьмя двигателями Д-30КП, был продемонстрирован руководству страны во Внуково, а затем представлен мировой обществености на международном авиационно-космическом салоне во франции (Ле-Бурже). Тогда же была представлена и разработка М.Л. Миля - вертолет В-12, оснащенный четырьмя двигателями Д-25ВФ с редукторами Р-12, а лучшим двигателем салона был признан соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.
В этот период производственные мощности пермского серийного завода им. Свердлова были задействованы максимально: массово выпускались двигатели Д-30, ТВ2-117, ракетные двигатели. С 1971 года в обстановке строжайшей секретности и условиях технического противостояния с лучшими американскими учеными, уже создавшими бомбардировщик F-111, под руководством П.А. Соловьева интенсивно ведется работа над новым военным двигателем для модернизации МиГ-25П. Все это требовало от пермских моторостроителей максимального напряжения и полной самоотдачи. Вместе с тем практически простаивал Рыбинский моторный завод (ныне - ОАО "Сатурн"), поэтому в 1972 году по решению правительства производство двигателей Д-30КУ и Д-30КП было начато в Рыбинске с участием специалистов филиала пермского МКБ. Сюда, на Волгу, для организации надлежащего конструкторского сопровождения и решения острейших производственных задач Павел Александрович приезжал регулярно.
В 1976 году военно-транспортный самолет Ил-76 был принят на вооружение. Всего же было изготовлено более 4,5 тысяч двигателей Д-30КП. В настоящеее время общий парк самолетов Ил-76 составляет более 700 единиц и приносит не менее 60% всех доходов грузовой авиации России.
В 1983 году на Рыбинском моторном заводе по чертежам пермского ОКБ начато массовое производство газотурбинного двигателя Д-30КУ-154 для воздушного лайнера Ту-154М, который и по сей день является "рабочей лошадкой" гражданской авиации.
Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31
Лучшие достижения пермской конструкторской и производственной школы двигателестроения П.А. Соловьев воплотил в газотурбинных турбореактивных двигателях четвертого поколения Д-30Ф6 и ПС-90А.
В 1979 году под руководством Павла Александровича был разработан и успешно внедрен в серийное производство принципиально новый двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом для дальнего многоцелевого истребителя МиГ-31.
Отличительной особенностью этого самолета является то, что за счет экономичности двигателей Д-30Ф6 он может часами барражировать в воздухе вдоль границ страны, вплоть до Северного полюса, а в случае появления противника, очень динамично развить скорость - почти утроенную скорость звука. Скоростные и летно-технические характеристики МиГ-31 уже более 25 лет остаются непревзойденным в мире, а сам истребитель является надёжным авиационным щитом России.
В коллективе ОКБ Павлу Соловьеву удалось создать удивительно творческую и тёплую атмосферу, уважительное отношение друг к другу. Организуя новую работу, он умел сплачивать специалистов, окружать себя начинающими, но талантливыми инженерами и конструкторами. В этой группе вырос его преемник - Александр Александрович Иноземцев, ныне Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», доктор технических наук. Сейчас под его руководством коллектив КБ трудится над решением новых задач.
Как руководитель и ученый, П.А.Соловьёв неустанно проявлял заботу о подготовке молодых специалистов и научных кадров. Он воспитал двух докторов и 16 кандидатов технических наук. В течение многих лет Павел Александрович работал заведующим кафедрой авиадвигателей Пермского политехнического института (ныне - ПГТУ) в звании профессора, присвоенном ему ещё в 1960 году. Охотно встречался с молодёжью, делился воспоминаниями о своей молодости и своём учителе Аркадии Дмитриевиче Швецове, особенно увлечённо рассказывал о перспективных разработках пермского конструкторского бюро.
27 апреля 1981 года постановлением Совета Министров СССР П.А. Соловьёв был утвержден в должности Генерального конструктора пермского МКБ. В этой должности он приступает к созданию двигателя Д-90А с тягой 16 тс. Впоследствии (в 1987 году) этому двигателю был присвоен индекс «ПС» (аббревиатура - Павел Соловьев).
П.А. Соловьев и А.А. Иноземцев у макета Д-90
Роль Павла Александровича в создании своего последнего детища невозможно переоценить. Ему непосредственно принадлежат - выбор термодинамических параметров и конструктивной схемы двигателя, определение типа и размера газогенератора, многие новые конструктивные решения (применение системы форсирования тяги, позволяющей осуществить взлёт самолёта Ту-204 с одним отказавшим двигателем; акустическое совершенство и экология, повышение экономичности на основе высокоточного управления радиальными зазорами и охлаждением турбины).
Павел Александрович участвовал во всех оперативных совещаниях по ПС-90А вплоть до последних дней своей жизни, отдавая все силы, знания и опыт доводке двигателя, проработке путей его дальнейшего развития.
Двигатель ПС-90А, имея высокие термодинамические параметры на уровне лучших западных аналогов PW-2037 и RB211, с успехом обеспечил в 1993 году начало эксплуатации дальнемагистрального Ил-96-300.
В 1995 году стали совершать свои первые рейсы среднемагистральные пассажирские лайнеры Ту-204, начались летные испытания нового военно-транспортного самолёта Ил-76МФ...
Казалось, можно было бы и отдохнуть. Однако времени на это у Павла Александровича уже не осталось - сказались последствия многолетнего напряжённейшего труда и немыслимых интеллектуальных нагрузок, инфарктов и переживаний. 13 октября 1996 года Павла Александровича Соловьева не стало.
За большие заслуги в развитии отечественного авиационного моторостроения Соловьеву Павлу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены Ленинская и Государственная премии. Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть» и двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР.
Именем талантливого конструктора в Перми названа улица, вскоре будет установлен памятник. В Рыбинске у проходных моторного завода Павлу Александровичу также установлен памятник, а на учебном корпусе Рыбинского авиационного института - барельеф, как и на здании КБ, где он работал.
Алексей САЖЕНКОВ
Помощник генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель», к.т.н.