Скурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читать
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьАнуфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьКрутень Евграф Николаевич российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой. Написал пособие по ведению воздушного боя читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читать
Ни́на Фёдоровна Талы́зина (28 декабря 1923, Лучинское, Ярославская область, СССР — 6 января 2018, Москва, Россия) — советский и российский психолог. Специалист в области педагогической психологии. Лауреат большого количества премий и наград за заслуги в области науки и образования. Внесла крупный вклад в разработку деятельностного подхода к обучению. Действительный член Академии педагогических наук СССР (с 1989), действительный член Российской академии образования (c 1993).
Нина Талызина подготовила более 60 кандидатов и докторов наук. За годы работы на факультете она стала автором более 400 публикаций на 16 языках, которые широко известны как в России, так и за рубежом. Лауреат премии президента России в области образования и премии М.В. Ломоносова.
Биография
Н. Ф. Талызина родилась в многодетной крестьянской семье в селе Лучинское под городом Ярославлем. В молодости на мировоззрение Н. Ф. Талызиной большое влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, племянника Н. А. Некрасова.
После окончания семилетней школы Н. Ф. Талызина поступила в 1939 году в Ярославское педагогическое училище. В 1942 году стала студенткой физико-математического факультета Ярославского педагогического института, где начала заниматься психологией под руководством профессора НИИ психологии АПН РСФСР Т. Е. Егорова.
С 1947 по 1950 гг. училась в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. Под руководством профессора П. А. Шеварева защитила диссертацию на тему «Умозаключения при решении геометрических задач». Одновременно работала в научной лаборатории психологии обучения, которую возглавляла Н. А. Менчинская.
Начиная с 1950 года работает в Московском государственном университете. Научно-исследовательскую деятельность в МГУ начала под руководством П. Я. Гальперина. Сотрудничала с ним с самого начала разработки его теории поэтапного формирования умственных действий, является его ученицей и последовательницей. В 1970 г. под его руководством защитила докторскую диссертацию на тему «Управление процессом усвоения знаний».
В 1963 году возглавила кафедру педагогики философского факультета МГУ, а после создания факультета психологии — кафедру педагогической психологии и педагогики, заведующей которой была в течение 28 лет. В 1971 г. Н. Ф. Талызиной было присвоено звание профессора, в том же году она была избрана членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1989 г. — академиком АПН СССР (РАО).
С 1966 г. являлась руководителем лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. возглавляла Центр по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ, осуществляющий обучение преподавателей и методистов на основе деятельностной теории учения.
Последние годы жизни
В Москве в возрасте 94 лет скончалась психолог Нина Талызина — основатель всемирно известной научной школы, ядром которой является деятельностная теория учения. Об этом сообщает ТАСС.
Отмечается, что до самого последнего времени Талызина работала в МГУ имени М. В. Ломоносова на кафедре психологии образования и педагогики.
Профессор психологии является лауреатом премии президента РФ в области образования, а также удостоена звания лауреата премии М. В. Ломоносова.
Там добавили, что Талызину всегда характеризовали высочайшая ответственность и профессионализм, трудолюбие и доброжелательность, «удивительное сочетание личной скромности и неугасаемого оптимизма». «Студенты и аспиранты факультета психологии МГУ многократно убеждались в бескорыстной готовности Нины Федоровны, не жалея времени и сил, всегда прийти им на помощь в трудных случаях. Профессора, студенты и сотрудники Московского университета глубоко скорбят вместе с родными и близкими Нины Федоровны», — заключили в МГУ.
Ее ученики работают по всему миру, в том числе в Европе, Африке и Азии, Северной и Латинской Америке.
Научный вклад
В 1950-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, Т. исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 1950-х гг., Т. ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным.
Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.
Обширные исследования Н. Ф. Талызиной внесли большой вклад в развитие педагогической психологии, а также в организацию современного непрерывного образования и профессиональной подготовки психологов[8]. Н. Ф. Талызиной активно изучались закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений. Разработаны методы моделирования различных видов познавательной деятельности и принципы управления процессом их формирования. Сформулирована деятельностная концепция программированного обучения.
Н. Ф. Талызиной было проведено семь циклов исследований. Они посвящены:
моделированию и формированию познавательных видов деятельности;
психологическим механизмам обобщения;
рассмотрению обучения как одного из видов управления и анализу особенностей реализации в обучении требований общей теории управления;
деятельностному подходу к психодиагностике интеллекта;
использованию деятельностного подхода при разработке проблем дидактики.
Награды и звания
Н. Ф. Талызина — заслуженный профессор Московского университета (1997); почетный профессор факультета психологии МГУ (2003); обладатель большого количества наград за вклад в развитие науки и образования. В их число входит:
золотая медаль «Выдающиеся ученые 21 века» Международного биографического центра (2007);
премия Президента РФ в области образования (1997);
премия имени М. В. Ломоносова за научную деятельность (2001) за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения»;
золотая медаль Российской Академии Образования (2007);
медаль Н. К. Крупской;
медаль К. Д. Ушинского;
значок «Отличник высшего образования»;
две медали ВДНХ;
Орден Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988);
победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Патриарх российской психологии» (2013);