Григорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читать
Капица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читать
Героический подвиг крейсера "Варяг" в битве с японской эскадрой близ порта Чемульпо (1904)
Готовясь к войне с Россией, Япония должна была прежде всего и любой ценой завоевать господство на море. Без этого вся дальнейшая борьба ее с могучим северным соседом становилась абсолютно бессмысленной. Маленькая островная империя, лишенная запасов минерального сырья не только не смогла бы в таком случае перебрасить войска и подкрепления к местам боевых действий в Маньчжурии, но не смогла бы и защитить свои собственные военно-морские базы и порты от бомбардировок их русскими кораблями, не смогла бы и обеспечить нормальное судоходство, а ведь от регулярной и бесперебойной доставки грузов зависела работа всей японской промышленности. Обезопасить себя от вполне реальной угрозы со стороны русского флота японцы могли лишь нанеся упреждающий, неожиданный удар по местам сосредоточения кораблей противника. Такими ударами, еще до официального объявления войны, и начались военные действия на Японском море.
В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру вице-адмирала Старка, стояшую на внешнем рейде Порт-Артура и торпедировали броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Палладу". Поврежденные корабли надолго выбыли из строя, обеспечив Японии ощутимое превосходство в силах.
Второй удар противника был нанесен по находящимся в корейском порту Чемульпо бронепалубному крейсеру "Варяг" (им командовал капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев) и канонерской лодке "Кореец" (командир капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев). Против двух русских кораблей японцы бросили целую эскадру контр-адмирала Сотокити Уриу, в состав которой входили тяжелый броненосный крейсер "Асама", 5 бронепалубных крейсеров ("Тиеда", "Нанива", "Ниитака", "Такатихо" и "Акаси"), авизо* «Чихайя» и 7 миноносцев.
Утром 27 января японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать «Варяг» и «Кореец» прямо на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. Их протест против нарушения нейтрального статуса порта Чемульпо** командующим японской эскадрой не был принят во внимание.Защищать русских силой оружия командиры кораблей международной эскадры не собирались о чем и сообщили В.Ф. Рудневу, который с горечью ответил : «Значит, мой корабль — кусок мяса, брошенный собакам? Ну что ж, мне навяжут бой — приму его. Сдаваться я не собираюсь, как бы ни была велика японская эскадра». Вернувшись на «Варяг» он объявил команде. "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти."
http://www.voskres.ru/history/varyag2.htm
Вот как развивались дальше события этого дня.
10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"
11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.
11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".
11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.
11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.
Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.
12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.
15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись па родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода".
http://flot.com/history/personalities/rudnev.htm
Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.
Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.
Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.
В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.
7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).
В 1954 г. в стране широко отметили 50-летие подвига моряков "Варяга".
30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 г. в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И. Чернова и местного краеведа А.И. Трошина.
9 августа 1992 г. в селе Савине был открыт памятник В.Ф. Рудневу. Летом 1997 г. установлен памятник командиру "Варяга" и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.
А далеко от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций легендарного "Варяга".
В.И.Боть
В ходе боя, команда и офицеры крейсера проявляли чудеса храбрости. Так например когда японский снаряд смёл кормовой крейсерский флаг, боцман Петр Оленин рискуя быть убитым, полез вверх по мачте и поднял новый флаг, вся его одежда была изорвана осколками. Старший артиллерийский офицер крейсера лейтенант С. В. Зарубаев под шквальным огнём неприятеля проходил медленно, не торопясь от одного орудия к другому подбадривая и корректируя стрельбу комендоров. Мичман граф Алексей Михайлович Нирод, стоя под градом осколков на дальномерном посту, определял расстояния до неприятеля, он был убит одним из первых японских снарядов, попавших в крейсер. Когда в середине боя, «Варяг» попал под шквальный огонь неприятеля, в боевую рубку от взрыва снаряда влетели осколки, и ранили капитана Всеволода Фёдоровича Руднева. По кораблю поползли слухи, будто любимый командир убит, тогда Всеволод Фёдорович выбежал на палубу с перемотанной головой и крикнул: «Братцы, я жив! Целься Вернее!». Мичман П. Губонин, после того как он был тяжело ранен, отказывался идти на перевязку, командуя своим орудийным плутонгом. Тут и там самоотверженно тушили пожары пожарный дивизион под началом мичмана Н.И. Черниловского-Сокола и боцмана Харьковского. Помощь раненым морякам оказывал старший врач крейсера М.Н. Храбростин, а раненых за весь бой было около ста человек
http://pereklichka.livejournal.com/90180.html
Легендарный крейсер после боя
«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Когда русские корабли выходили из Чемульпо им салютовали выстроенные экипажи иностранных стационеров. Английские, французские, итальянские. Оркестр «Варяга» играл гимны этих стран, в ответ на итальянском крейсере «Эльба» грянули русский гимн «Боже, Царя храни!». Когда поравнялись с "Паскалем", французы сломали строй, и подбрасывая в воздух свои береты, провозгласили "Виват!". И следом за русским гимном над свинцовыми водами гавани полились величественные аккорды "Марсельезы"..
Интересный факт
Раненные моряки обоих кораблей были свезены на иностранные крейсеры, стоявшие на рейде Чемульпо: английский – «Тальбот», французский – «Паскаль» и итальянский – «Эльба». Американский крейсер «Виксбург» принять русских моряков отказался «за неимением подлежащего разрешения»
Интересный факт
Оставшиеся в живых и избежавшие плена моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан Всеволод Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца "Андрей Первозванный", строившегося в Петербурге. В октябре 1905 года Всеволод Руднев за революционные беспорядки во вверенном ему флотском экипаже попадает в немилость, ему присваивают звание контр-адмирала, но увольняют со службы. Опальный адмирал возвращается в свое имение в Тульской губернии. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Всеволоду Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Адмирал, хотя и принял орден, никогда его не надевал. У японцев совсем иной менталитет и поэтому они смогли подняться над условностями, наградили военным орденом своего бывшего противника, и дали высочайшую оценку его личного подвига. Согласно самурайского кодекс чести Бусидо, высшей доблестью для воина является беззаветная смелость, искусное владение оружием, безукоризненное следование своему долгу и презрение к смерти. Именно эти качества японцы усмотрели в характере Всеволода Руднева. А то, что он являлся их врагом, для них мало что меняло, главное − что по своему духу он оказался таким же самураем, как и они сами, а таких противников японцы уважали и восхищались их мужеством.
PS О самом значении боя, с точки зрения его сакрально-духовной сути лучше всего сказал современный военный историк Борис Глебович Галенин: «Так, если говорить о «Варяге» только как о произведении корабельного искусства корабельного зодчества, с сожалением должно признать, что эпитеты, даваемые ему в картине: (кинофильме «Крейсер Варяг» 1946 г. прим Е.Б.) типа «лучший крейсер мира» - если брать только его тактико-технические данные – ни в коем случае не соответствуют действительности. Вот по боевому духу и готовности идти до конца, выполняя долг перед Царём и Отечеством, - это да! Несомненно – лучший крейсер мира! (…) И если был бы в Царствии Небесном свой военно-морской флот, то непременно в его состав вошли бы и эти – лучшие в мире – корабли Русского Императорского Флота: «Варяг», «Суворов», «Александр III», «Бородино»…
Если же скажут нам, что маловероятно встретить в Царствии Божием стальные громады линкоров и крейсеров, то уж вовсе невероятно, чтобы команды этих лучших кораблей мира не присутствовали бы там практически в полном составе».