Шиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Коновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читать
В истории советской авиации имена многих выдающихся лётчиков
Военного Воздушного Флота Императорской России были преданы забвению. Одним из
них был и один из самых знаменитых лётчиков 1-й Боевой авиагруппы Русской армии
- Иван Васильевич Смирнов.
Иван Смирнов родился 30 января 1895 года 4-м ребёнком в крестьянской
семье, хозяйство которой находилось в небольшой деревушке неподалёку от города
Владимира. С началом Первой Мировой войны добровольцем записался в армию и был
направлен в 96-й пехотный Омский полк, воевавший в составе 2-й армии Северо -
Западного фронта. За мужество, проявленное в боях, Иван Смирнов был представлен
к своей первой награде - Георгиевскому Кресту 4-й степени.
8 декабря 1914 года Смирнов был серьёзно ранен в правую ногу пулемётным
огнём и был отправлен санитарным поездом в Петроград. В госпитале он впервые увидел
аэропланы, взлетавшие с ближайшего аэродрома. Тогда и родилось решение не возвращаться
в пехоту после лечения, а перевестись в авиацию.
В начале 1915 года унтер-офицер И. Смирнов был направлен в
авиационную школу в Петрограде, а затем - в Москву. В совершенстве овладев
искусством высшего пилотажа, Иван Смирнов был направлен в 19-й корпусный авиаотряд,
куда прибыл 7 сентября 1916 года. Свои первые боевые вылеты Смирнов выполнял с
лётчиком - наблюдателем П. А. Пентко на двухместном "Ньюпоре-X".
Первая победа была одержана 20 декабря. В приказе по особой
армии от 27 декабря 1916 года указывалось:
"20 декабря 1916 года 8 самолётов фронтовой
авиагруппы капитана Якобешвили вылетели для боя и фотографирования. Во время полёта
они выдержали 4 боя, причём 2 неприятельских аэроплана были сбиты, один - прапорщиком
Н. К. Кокориным, другой - старшим унтер-офицером И. В. Смирновым с наблюдателем
штабс-капитаном Пентке. Неприятельские лётчики ( три офицера и один унтер-офицер )
убиты ружейными пулями в воздухе...".
За уничтожение неприятельского самолёта Смирнов был представлен
к первому офицерскому чину прапорщика.
Русский лётчик - истребитель И. В. Смирнов был вероятно единственным пилотом достигшим, на самолётах - монопланах "Morane - Saulnier I", 5 или более воздушных побед.
В марте 1917 года 1-ю Боевую авиагруппу перевели на южный участок
Юго - Западного фронта в Галицию, где Смирнов провёл несколько воздушных схваток.
За бой 16 апреля его представили к Георгиевскому Кресту 3-й степени. 19 апреля
Смирнов сбивает ещё один самолёт, за что был представлен к Георгиевскому Кресту
2-й степени. К 20 мая прапорщик И. Смирнов совершил 42 боевых вылета и был
представлен к званию "военного лётчика" за боевые отличия. 21 мая, в качестве
дополнительной награды, он получил месячный отпуск. В часть вернулся 20 июня.
"Morane - Saulnier" прапорщика Ивана Смирнова, 19-й КАО, 1917 г.
Летом 1917 года 1-я Боевая авиагруппа армий Юго - Западного
фронта ( 2-й, 4-й и 19-й Корпусные авиационные отряды ) под командованием
ротмистра А. А. Козакова, имевшие на вооружении истребители "Ньюпор", оперировала
в Южной Галиции, там же, где и 2 отряда Эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец".
Одной из задач лётчиков - истребителей была охрана "Муромцев". Так, 19 июня на
сопровождение одной из машин были посланы 3 истребителя 19-го КАО. 20 августа
состоялся первый групповой полёт "Муромцев" ( "Киевский" - подполковника
И. С. Башко и XVIII-й - ротмистра А. В. Середницкого ) под охраной истребителей
1-й Боевой авиагруппы. Среди пилотов 4-х "Ньюпоров", сопровождавших "Муромцы",
был и прапорщик И. Смирнов.
В ноябре 1917 года в дневнике группы появилась краткая сводка о
самолётах, сбитых разными лётчиками с момента её образования. 3-я победа Смирнова
датирована там 3 августа, а уже 10 августа Иван Смирнов одержал очередную победу.
11 сентября прапорщик И. Смирнов сбил в районе Балина неприятельский
самолёт типа "Альбатрос С.Х" ( экипаж попал в плен ). Следующая, уже 7-я по
счёту, победа была одержана 28 октября. Вот как сообщалось об этом в газетах:
"...В районе Гусятина ( Юго - Западный
фронт ) произошёл воздушный бой трёх немецких "Бранденбургов" с двумя русскими
истребителями 19-го КАО, которые пилотировали прапорщик Смирнов и унтер-офицер Липский.
Смирнов сбил один из аэропланов противника, который упал, объятый пламенем в тылу
русских войск у деревни Зелёная Слобода. Остальные два немецких аэроплана повернули
назад, пытаясь уйти. Преследуя их, Липский сбил второго "Бранденбурга", который
упал на проволочные заграждения у деревни Зелена. Третий самолёт противника ушёл
в свой тыл с большим снижением и сел, по-видимому, вынужденно, у деревни Круживинка..."
31 октября приказом по 7-й армии, за одержанные победы одержанные
в этом бою, Смирнов и Леман были награждены орденом Святого Георгия Победоносца
4-й степени.
В ноябре 1917 года полёты 1-й Боевой авиагруппы были редкими
из-за непогоды. Однако боевые действия продолжались. Так, 10 ноября прапорщик И. В.
Смирнов атаковал и сбил немецкий самолёт, который вскоре упал на землю. Командующий
ВВФ России полковник В. М. Ткачёв выслал 14 ноября следующую телеграмму:
"Nieuport 17" из 19-го КАО, июль - сентябрь 1917 года.
"9-я победа прапорщика Смирнова в дни
наступающей разрухи и смертельной опасности для нашей многострадальной Родины
дает уверенность, что наши доблестные лётчики до конца выполнят свой долг и
останутся на своём тяжёлом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец славы
нашей родной авиации".
13 ноября подполковник А. А. Козаков и прапорщик И. М. Смирнов
атаковали немецкий биплан, который с резким снижением ушёл за линию фронта. Через
2 часа лётчики атаковала другую пару неприятельских самолётов. В завязавшемся
воздушном бою Иван Смирнов сбил очередной самолёт, как оказалось впоследствии -
последний. Всего же, за время пребывания на фронтах Первой Мировой войны, Иван
Смирнов сбил 12 вражеских машин, из которых 10 - официально ( при этом
сам не был сбит ни разу ).
"Spad VII" из состава 19-го КАО, сентябрь - декабрь 1917 года.
...Война заканчивалась, разложение армии и большевистская пропаганда
коснулись и 1-й Боевой авиагруппы, которая уже вскоре прекратила своё существование,
как боевая единица. Всё чаще на солдатских митингах и собраниях раздавались призывы
расправиться с офицерами авиагруппы. Причём речь шла не только о кадровых офицерах,
но и бывших лётчиках - солдатах, получивших первый офицерский чин за боевые отличия.
Медлить было нельзя, и Смирнов в ночь на 14 декабря покидает авиагруппу.
После долгих мытарств, Иван Смирнов оказался в Англии, где стал
лётчиком - инструктором в Незерэвоне. Вскоре школа была закрыта, и вместе с другими
русскими лётчиками Иван Смирнов отплыл на параходе на юг России в распоряжение
генерала Деникина. Прибыв в Новороссийск он встретил там своих старых друзей.
Поняв из разговоров с ними, что положение армии Деникина катастрофическое,
Смирнов вернулся в Англию.
До окончания Гражданской войны он был помощником атташе Военно -
Воздушного Флота и шеф - пилотом Российского правительства в Париже. Затем работал
на авиационном заводе фирмы Хэндли - Пэйдж в Крононе, был лётчиком частной бельгийской
фирмы SNETA, Королевских Голландских Авиалиний ( KLM ).
После Пёрл - Харбора И. В. Смирнов вновь надел военную форму и
был зачислен в чине капитана в армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной
Индии. С начала 1942 года он летает на транспортном самолёте DC-3 между островом
Ява и Австралией, эвакуируя наземный и обслуживающий персонал. 2 марта 1942 года
транспортная Дакота DC-3 ( бортовой номер PK-AFV KNILM ), управляемая Иваном
Смирновым, вылетела с различными грузами на борту, включая ящик с алмазами. Примерно
в 80 км севернее Бруме ( Broome ) машина была атакована 3 японскими
истребителями. Несмотря на тяжёлые ранения, Смирнову удалось оторваться от противника
и совершить вынужденную посадку на побережье.
Позже Иван Смирнов был прикомандирован к штабной американской
транспортной компании в Брисбэне ( Австралия ), где летал в составе 317-й
транспортной авиационной группы.
После окончания Второй Мировой войны вернулся в авиакомпанию KLM
старшим пилотом, а после ухода с лётной работы - остался там же главным консультантом.
Жил в городке Хеемстеде ( Heemstede ), недалеко от Амстердама, в цветочном
районе. Там у него была своя вилла - "Пеликан".
Иван Васильевич Смирнов умер 28 октября 1956 года в Католической
клинике города Пальма на Испанском Острове Мальорка ( Majorca ). Имя и слава
его были преданы забвению в далёкой России на долгие годы...
В 1959 году прах И. В. Смирнова был перенесён в городок Хеемстеде.
За могилой ухаживает КЛМ. Ему крупно повезло в этом. Имя Павла Аргеева уж и не
прочесть под сбитым православным крестом, во Франции...
Фото прислала Елена Наумова.
Музей "Авиодром" в районе Лелистат. Один из самолётов носит имя И. В. Смиронова.