Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

+

Славные имена!

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читать

Скобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читать
Аргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читать
Евфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читать
Менделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читать
Вологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читать
Куц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читать
Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читать
Ржавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читать
Коновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читать
Мастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читать
Бондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читать
Доливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читать
Капитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читать
Кошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читать
Грязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читать
Многодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читать
Милашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читать

Статьи

Главная » Статьи » Служу Отечеству » Российская империя

Новгородцев, Павел Иванович юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права).

Оцени статью:
1866-1924
Биография

Павел Иванович Новгородцев — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права). Павел Иванович родился 16 февраля 1866 г. в городе Бахмут (теперь — Артёмовск) Екатеринославской губернии. Окончив с золотой медалью Екатеринославскую гимназию поступил на юридический факультет Московского университета. Успешно закончив его курс в 1888 году остался при университете для подготовки к получению профессорского звания. В конце 1880-х годов сближается с социал-либеральным кружком В. Вернадского, С. Ольденбурга и др. (“Приютинское братство”) и принимает участие в ряде его общественных инициатив.

С 1890 по 1899 годы с перерывами работал над диссертацией в заграничных командировках, посещал лекции в университетах Парижа и Берлина. В 1894 году избран приват-доцентом университета, а спустя три года защитил магистерскую диссертацию “Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба”. После защиты диссертации читал в университете курс истории и философии права. В 1903 году защитил диссертацию при Петербургском университете, и получив степень доктора государственного права, был назначен экстраординарным, а в следующем году ординарным профессором Московского университета на кафедре энциклопедии права. В то же время Новгородцев преподаёт философию на Высших женских курсах и сотрудничает с рядом научных журналов. В 1906 году Павел Иванович избирается директором Московского коммерческого института, который под его руководством обрёл признание и набрал популярность.

П.И. Новгородцев также принимал активное участие в политическом движении, будучи членом «Союза Освобождения», а впоследствии — участвуя в основании конституционно-демократической партии и являясь постоянным членом её центрального комитета. В 1906 г. Новгородцев был избран членом 1-ой Государственной Думы от Екатеринославской губернии и после её роспуска был среди подписавших Выборгское воззвание. Отбыв за подписание «Воззвания» трёхмесячное тюремное наказание, отказался от активной политической деятельности.

После избрания в Думу Новгородцев отказывается от профессуры и вплоть до 1911 года продолжает чтение лекций в Московском университете на правах приват-доцента. Во времена Первой мировой войны Павел Иванович назначается на должность Московского уполномоченного Особого Совещания по топливу. В период Временного Правительства он не занимает никаких государственных постов, полагая, что правительство обречено на провал, а власть перейдёт к Советам Солдатских и Рабочих Депутатов. Зиму 1917-18 гг. учёный проводит в Москве, продолжая свою преподавательскую деятельность, однако затем присоединяется к антибольшевистским силам, организованным на юге России. После разгрома войск генерала Врангеля в Крыму Новгородцев эмигрирует за границу, сначала в Берлин, где принимает участие в издававшейся там газете «Руль», а затем в Прагу. Здесь он продолжает свою научную и преподавательскую деятельность, а также выступает инициатором ряда учреждений, среди которых основанный и возглавленный им в 1922 году Русский юридический факультет при Пражском университете.

Отклонив ряд предложений о политико-публицистической деятельности (в том числе в журнале П. Струве “Русская мысль”), Новгородцев сосредоточился на преподавательской работе. В 1921-22 годах читал лекции в Аахенской технической школе. На частной встрече кадетов в Праге весной 1923 года заявил о необходимости разрыва со старыми кадетскими традициями, об обреченности идей либерализма. В январе 1924 г. появились первые сведения о серьезной болезни Павла Ивановича. Состояние учёного вскоре значительно ухудшилось и 23 апреля, на 57-ом году жизни, он скончался. Похоронили П.И. Новгородцева на Ольшанском кладбище в Праге.

Основные труды

1.             Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896.

2.             Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. М., 1901.

3.             Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. М., 1902.

4.             Государство и право // Вопросы философии и психологии. М., 1904. Кн. 74-75.

5.             Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909.

6.             Лекции по истории философии права. Учения нового времени XVI-XVIII и XIX в. М., 1912.

7.             Об общественном идеале // Вопросы философии и психологии. - М., 1911-1913. кн. 109.

8.             О путях и задачах русской интеллигенции. В сб. «Из глубины», 2-ое изд., Париж, 1967.

Основные взгляды

П. И. Новгородцев был выдающимся юристом, который в то же время уделял внимание разработке философских проблем. Он считается одним из основоположников и главой новейшей идеалистической школы в русской философии права. В своей первой диссертации «Историческая школа юристов» Новгородцев впервые декларирует свои философско-правовые взгляды, построив сочинение так, что из него выделяются две основные идеи: идея философского идеализма и идея возрождения естественного права. Его последующие сочинения (статьи «Право естественное» и «Нравственный идеализм в философии права», вторая диссертация «Кант и Гегель в их учении о праве и государстве») содержат дальнейшую разработку взглядов учёного на естественное право и на роль этого права для современной науки.

Естественное право Новгородцев понимает, как «совокупность идеальных, нравственных представлений о праве», причем его значение в том, что оно есть одно из проявлений связи права и нравственности, поскольку «оно представляет собой реакцию нравственного сознания (личности) против положительных установлений». Для создания цельной этической системы, по мнению Новгородцева, необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, которую выдвинул Гегель. Как отмечает Г.Д. Гурвич, «нравственный и правовой идеал, который строил профессор Новгородцев, должен был сочетать в высшем синтезе личное и общественное начало».

Историю политических учений Павел Иванович излагал в своих лекциях, только часть которых, а именно «Политические идеалы древнего и нового мира», появилась в печати в окончательной обработке в виде книги. В них Новгородцев уделил внимание проблеме правового государства и проблеме социализма и анархизма.

В сочинении «Кризис современного правосознания» Павел Иванович занимается анализом и критикой политических учений XVIII и XIX веков, ставя задачу «произвести анализ идей, составляющих фундамент теории правового государства, и обнаружить кризис, в них происходящий». Данная работа приводит его к выводу, что политическая эволюция XIX веке совершалась в двойственном направлении. С одной стороны, падала вера в возможность создания совершенной и безошибочно функционирующей государственной организации и исходя из этого «следует признать, что никакие усилия политического творчества не создадут совершенных политических учреждений и что в последнем счете все определяется нравственными и умственными силами народа». С другой стороны, Новгородцев явным образом отходит от классических идей либерализма, в частности от идеи государственного невмешательства, и выступает в защиту активного содействия государства экономически слабой личности. Из этого следует, что Новгородцев признавал ценность социального начала, но не давал ему перевеса над личностью, как основы общества. Учёный оставался в пределах либеральной идеологии, но требовал ее преобразования в духе западноевропейского неолиберализма.

В монографии «Об общественном идеале» Павел Иванович ставит своей задачу показать, что не только вера в правовое государство потерпела крушение, но подобное же крушение старых верований проявляется в отношении к социализму и анархизму. Указывая на несостоятельность содержащейся в марксизме «утопии земного рая», Новгородцев дает свое философское обоснование построения формулы общественного идеала. Он говорит, что современные искания раскрывают не гармонию личного и общественного начал, а их антиномию. Надо отказаться от иллюзии, что эту антиномию возможно преодолеть в каком-либо конкретном общественном устройстве и понять, что «идеал находит свое выражение только в бесконечном развитии». Вместить абсолютное совершенство в относительные формы было бы, по словам Новгородцева, чудом, непонятным для обычного сознания, и в центре построения общественной философии «должна быть поставлена не будущая гармония истории, не идея земного рая, а вечный идеал добра». Он обязателен для каждого исторического периода, для каждого поколения и для каждого лица в конце истории и в ее начале.

Что касается содержания общественного идеала, то оно должно быть установлено «в связи с основной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании». Согласно Новгородцеву в понятии личности одинаково берут свое начало как ее притязания на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими. Поскольку из этого единства не может быть исключено ни одно лицо, мы приходим к определению общественного идеала «как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы». Называя этот идеал «принципом свободного универсализма», Павел Иванович отмечает, что его осуществление невозможно при наличии антиномии между требованиями личности и общества.

Таким образом, Новгородцев в своих сочинениях выступает как борец против абсолютизации общественных идеалов и стремится показать их относительность. «Я признал, — говорит он, — неизбежную замену идеи конечного совершенства началом бесконечного совершенствования. Основные мысли, легшие в основу исследования «Об общественном идеале», сложились у учёного еще до Октябрьского переворота. Уже после него учёный написал для сборника «Из глубины» статью «О путях и задачах русской интеллигенции». В ней он присоединяется к тезису П. Струве, видевшего в «безрелигиозном отщепенстве от государства» основное свойство интеллигентского сознания, и говорит, что это сознание есть «рационалистический утопизм, стремление устроить жизнь по разуму, оторвав ее от объективных начал истории, от органических основ общественного порядка, от животворящих святынь народного бытия». Когда насильственно разрывается связь общественного порядка с высшими объективными основами истории, самые искренние и благожелательные стремления утопической мысли вместо блага приносят зло. Воцаряется расстройство и разрушение, ибо, по словам учёного, «жизнь возвращает утопическое сознание на историческую почву».

В первом томе сочинения «Об общественном идеале» Новгородцев обратил главное внимание на критику доктрины марксизма, лишь попутно упоминая об идеях анархизма. Рассмотрению этих идей он предполагал посвятить второй том своего труда. По-видимому, первоначальный план этого исследования больше не удовлетворял учёного в связи с тем, что в последние годы жизни в его мировоззрении постепенно стал намечаться поворот в сторону религии. Обращение к религии и к русской религиозной философии не поколебало его главной мысли о «крушении идеи земного рая», и, наоборот, в трудах славянофилов и у Достоевского он нашел подтверждение своей мысли. Но прежние понятия о праве и государстве требовали теперь переосмысления в свете нового представления о роли церкви и религиозного общения. Однако сформулировать свои мысли и заключительные выводы Павел Иванович уже не успел. Тем не менее, его поздние воззрения частью нашли выражение в нескольких статьях, которые он написал в начале 20-ых годов. Среди них особое значение имеет статья на немецком языке «Об особенностях русской философии права». В ней Новгородцев формулирует свои мысли об особенностях русской философии права, которые отличают ее от западноевропейских философских концепций, отмечая, что в трудах Достоевского мы находим как наиболее четкое выражение русского мировоззрения, так и наиболее глубокие основания русской философии права. 




Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/novgorodcev

--

|Категория: Российская империя | Добавил: Мефодий (14.03.2019)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 1225 | Теги: Павел Иванович, Новгородцев
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [22]
Российская империя [35]
СССР [58]
Россия [36]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]