Тимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Вертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читать
Жизнь подарила мне встречу с человеком, который уже много лет по крупице собирал и собирает материалы, связанные с жизнью Марии Михайловны Киселёвой. Это старший научный сотрудник областного краеведческого музея Анна Федоровна Головина. Она в свободное от основной работы время уже много лет ломает голому над разгадкой найденных документов. И, постепенно, все стало выстраиваться в четкое жизнеописание нашей великой землячки; оно уже по сути, готово, хотя в нем есть еще загадки и белые пятна. Но Головина продолжает поиски, в них ей уже помогает множество людей.
– Анна Федоровна, можете поделиться хотя бы частичкой с читателями «Комсомольской правды»? Чем так прославила Мария Михаиловна Киселева пензенский край и Россию?
– Росла в глубоко благочестивой семье саратовского губернского предводителя дворянства князя Михаила Никитича Чегодаева и его жены Александры Петровны дочь Мария. Она с юных лет заботилась о бедных и нуждающихся, была поучительным примером истинно глубокой веры, благочестия и христианской любви к ближнему. Уже в зрелом возрасте, в 30 лет, она вышла замуж за Александра Григорьевича Киселева, потомка древнего дворянского рода, крупного землевладельца. Супруги были одинаково добросердечны и отличались постоянной готовностью на общеполезные дела. Александр Григорьевич, состоя на службе в Пензенской губернии, занимал место непременного члена в Комиссии народного продовольствия, оказывал большую помощь крестьянам, особенно в голодные годы. Он устроил в Пензе губернскую публичную библиотеку, пожертвовав много книг, и был постоянным ее попечителем. Через 19 лет Александр Григорьевич умирает в Берлине, где он лечился от тяжелой болезни. Мария Михайловна привезла гроб с телом мужа в Пензу и похоронила его в Спасо-Преображенском мужском монастыре. И начала свой жизненный подвиг, который длился все 40 лет ее вдовства. Ее усилиями в Пензе была устроена богадельня.
– Она сохранилась?
– Здания богадельни действительно сохранились в Пензе. Более того, они еще служат делу милосердия, правда, в ином качестве – лечебного учреждения. Это хорошо известная каждому пензенцу инфекционная больница «КИМ».
– Это она сделала в память о муже?
– Она сделала это по прямому духовному завещанию своего супруга. Идея создания богадельни принадлежала Александру Григорьевичу. Движимый чувством сострадания к престарелым, бедным и беспомощным людям, он, будучи уже тяжело больным, отказал в своем .завещании 11 имений в разных губерниях России на строительство богадельни в Пензе. При этом он выразил пожелание, чтобы в этом богоугодном заведении имели приют до конца своих дней престарелые, больные и увечные люди, без различия вероисповедания и звания. А распорядительницей над имениями назначил свою жену Марию Михайловну.
– Как быстро удалось ей исполнить волю супруга?
– Не так быстро, как ей хотелось. Дело в том, что некоторые завещанные Киселевым имения находились и залоге. Только через пять лет после смерти мужа, в 1852 голу, все долги были, наконец, уплачены, и Мария Михайловна купила большую усадьбу в Пензе, выходившую на Верхнюю Пешую и Дворянскую улицы (ныне ул. Куйбышева и Красная), разработала проект Положения о богадельне. В 1856 г. оно было высочайше утверждено, и началось строительство. Но Мария Михайловна, стремясь как можно скорее исполнить духовное завещание супруга, сразу же после получения утверждения о строительстве открыла в 1856 г. приют для бедных в собственном доме, на Лекарской улице. И лишь через 3 года, когда в купленной усадьбе было возведено прекрасное здание богадельни с домовым храмом Спаса Нерукотворного, надворными постройками, призреваемые из дома Киселевой были переведены сюда.
– Это событие, конечно, не осталось незамеченным?
– Конечно же, нет. На официальном открытии богадельни 13 сентября 1859 г. совершалась Божественная литургия в присутствни Преосвященного архиепископа Пензенского и Саранского Варлаама и представителей высших губернских властей. Богадельню приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, которая прислала Марии Михайловне рескрипт с изъявлением признательности и благоволения.
– Текст рескрипта сохранился?
Да, удалось его найти. В нем в частности, говорилось: «В полной мере ценя столь великодушный подвиг и утешаясь мыслью, что при благословении Всевышнего, беспомощные и престарелые найдут себе под благодетельным покровом, устроенным вашею христианскою любовью, я с согласия Государя Императора принимаю учрежденную вами богадельню под Мое особенное покровительство...»
– И долго просуществовала богадельня?
– До 1918 года, когда с февраля попечительство этого богоугодного заведения было новой властью ликвидировано, а сама богадельня перешла в ведение коллегии общественного призрения Пензенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Но надо еще сказать, что во все годы существования богадельни М.М.Киселева ее совершенствовала и расширяла. В пользу заведения ею было перечислено 104 тысячи рублей серебром. Если при открытии в богадельне жили 70 человек, то через 20 лет – уже 140. Всю прибыль от хозяйств и земледелия Мария Михайловна умела преумножить и направляла сюда, не жалея средств. Ежегодно расходы на содержание, отопление и освещение составляли 4 тысячи рублей серебром, а когда число призреваемых наполовину возросло, было пожертвовано для этого дополнительно 100 тысяч рублей. Был выстроен еще один корпус с храмом Св. Великомученика и целителя Пантелеимона. Приют и покои в Пензенской богадельне обрели тысячи человек, мужчин и женщин; сотни людей получали из средств богадельни денежные пособия и продукты питания.
– За такой духовный подвиг Мария Михайловна получила какие-либо награды?
– Да, и еще при жизни. Умерла она в возрасте 89 лет. Была награждена Российским орденом Св. Екатерины, давшим ей титул кавалерственной дамы, сербским орденом Такова, а также Греческим орденом Спасителя, знаком Красного Креста (за участие в делах общества попечения о раненых и больных во время русско-турецкой войны (1877-78 гг.), К тому же ее в 1881г. избрали почетной гражданкой Пензы.
– Но вот её имени в перечне почетных граждан нашего города я что-то не встречала...
– Это досадное упущение. Факт, поистине удивительный: ведь до революции в России не было ни одной женщины – почетной гражданки какого-либо города.
– Будем надеяться, что ошибку исправят. А что удалось узнать о других направлениях деятельности М.М.Киселевой?
– Она не только заботились о бедных и немощных. Много средств М.М.Киселева употребила на строительство храмов, на их украшение, особенно в тех своих бывших имениях, где церквей прежде не было. Вообще разговор об усилиях Киселевой в этом направлении – особый. Скажу только, что в Пензе, в Спасо-Преображенском монастыре, над могилой мужа она построила богатый 2-этажный пятиглавый теплый Троицкий храм; заново перестроила в гораздо больших размерах полуразрушенный храм в память обновления храма Воскресения Христова («Старый Спаситель»); Мокшанскому Казанскому женскому монастырю пожертвовала 30 десятин земли. Она явилась основательницей Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря (сейчас в Мордовии), пожертвовав 20 десятин земли, 2000 рублей. Всю жизнь она делала пожертвования для этой святой обители: выкупила все строения и усадьбу, принадлежащие помещикам Струйским, и подарила монастырю, а для постройки монастырского хутора пожертвовала еще 245 десятин земли. Из кирпича проданных на слом домов Струйских было построено два больших двухэтажных монастырских корпуса с кельями. В Пензе М.М.Киселева отдала в вечную собственность местной епархии свою бывшую усадьбу с садом для епархиального женского училища... Она много жертвовала и на Афон, а особенно ее благотворительность прославляется на Востоке, в Палестине и Сибири. Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости Марии Михайловны.
– А нельзя поподробнее?
– Если коротко, то Киселева на храм Гроба Господия и на Русскую Иерусалимскую миссию в так называемое Палестинское общество, на нужды прибывающих туда во множестве богомольцев, в основном из простонародья, посылала ежегодно большие пожертвования. А в Назарете, в том месте, где иудеи хотели было свергнуть Спасителя со скалы, Мария Михайловна купила за дорогую цену небольшой участок земли и выстроила на нем великолепный храм в память неудавшегося свержения Спасителя. Сама она ввиду преклонного возраста в Назарет поехать не могла, а послала своего архитектора, а также племянницу Александру Радищеву.
– Анна Федоровна, православие учит, что добрые дела должны совершаться тайно, тогда они особенно угодны Богу...
– Что же делать, если подавляющее большинство добрых дел, совершенных Марией Михайловной, были видимы, зримы, их было невозможно скрыть, как бы она ни старалась? Одно дело – дать милостыню, пусть и в огромной сумме, и совсем другое – выстроить дом, возвести храм.
Духовное завещание Киселевой просто изумляет. Вот коротко. Она предоставила в собственность и общее владение своих бывших крестьян разных сел и деревень 6 тысяч десятин земли, сверх того оставила им же капитал в 39 837 рублей, процентами от которого они могли пользоваться в особо трудных обстоятельствах – при неурожае, пожаре, падеже скота... На богадельни ею оставлен был неприкосновенный капитал в 565 тысяч рублей. Кроме того, в дар получили: Спасо- Преображенский монастырь – усадебное место в Пензе, 5 тысяч рублей и ценные иконы; Арзамасская Алексеевская женская община – 50 десятин земли; Палестинское православное общество, Главное Российское общество Красного Креста, заведение для душевнобольных «Всех скорбящих радость» в Санкт-Петербурге, Николаевская военная Чесменская богадельня – по 50 тысяч рублей. Сверх того были назначены значительные суммы Московскому миссионерскому обществу, военным раненым, не выслужившим пенсии, на образование детей дворянских фамилий в России, 100 тысяч рублей были ею пожертвованы для раздачи бедным в Палестине, Кандии, Болгарии, Месопотамии... Это все дела общественно полез¬ные и выдающиеся, а тайно ею совершенные дела, которых было великое множество, были известны лишь тем, кто ими воспользовался. Живя скромно и уединенно, Мария Михайловна всегда заботилась о вдовах и сиротах, спешила на помощь всем, кто нуждался, никому не отказывая. Вся ее жизнь – яркое свидетельство великой любви к Богу и ближним.
Беседовала Татьяна ЛОГИНОВА.
«Комсомольская правда – Пенза-Саранск», №2(325), 14.01.2000.
СОЗИДАТЕЛЬНИЦА ХРАМОВ
Материал о пензенской помещице, подвижнице благочестия Марии Михайловне Киселевой, опубликованный в одном из январских номеров региональной вкладки в «Комсомольской правде», вызвал большой интерес наших читателей. Они справедливо отметили, что одна публикация не могла вместить в себя все интересные факты из жизни нашей великой землячки. Например, сведения о строительстве храмов на средства Марии Михайловны, об их украшении. Рассказ об этом и станет целью второй публикации, материал для которой любезно предоставила нам все та же А. Ф. Головина.
Глава первая. Монастырь в Мордовии
...Около 1780 года, когда ни самой Марии Михайловны, ни ее супруга на свете еще не было, один солдат, уроженец с. Рузаевки, находясь на службе, тяжело заболел ногами. Был помещен в лазарет и не имел никакой надежды на выздоровление. Однажды, когда он, истомленный страданиями, забылся сном, то увидел перед собой женщину с крестом в руках, которая спросила: «Хочешь ли ты выздороветь и идти домой?» Два раза после этого сон повторялся, а в последний раз явившаяся к прежним словам добавила: «Через три дня ты будешь здоров, и тебя отпустят на родину. Когда придешь домой, не забудь сходить в Пайгарму, пройди в пес, держась в левую сторону от деревни к оврагу, там, на полугорье, найдешь муравьиную кучу, от нее спустись в овраг и увидишь небольшую яму с водой, а в ней мой образ. Вычисти яму, сде¬лай сруб и часовню и поставь в ней мою икону». Все исполнилось так, как и было предсказано. В указанном месте солдат нашел икону своей исцелительницы Святой Параскевы, а когда расчистил яму, то хлынула студеная вода – открылся родник. И стал к этому животворному источнику ходить православный народ, и каждый по вере своей получал исцеление. Окрестные крестьяне хотели в этом месте видеть монастырь и обратились за помощью к Марии Михайловне. В 1865 году 20 июля М. М. Киселева получила Высочайшее разрешение на открытие обители на этом чудесном месте под названием Параскево-Вознесенской общины. Почти через 20 лет, 18 апреля 1884 г. по Указу Святейшего Синода община эта была переименована в Параскево-Вознесенский женский общежительный монастырь. Сегодня это Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь. Его основательницу здесь, конечно же, помнят.
Глава вторая. Преосвященный Иннокентий и М. М. Киселева
Те из пензенцев, кто собирается на пенсию по возрасту или только-только отправился на «заслуженный отдых», хорошо помнят, что на месте кинотеатра «Родина» был красивейший Никольский храм. Его взрывали в начале 50-х. Было несколько попыток. Последняя удалась... А в районе памятника К. Марксу стоял большой Кафедральный собор, также взорванный в 30-х годах XX века. Через полвека с небольшим здесь начались поиски останков захороненных у стен собора пензенских епископов – Иннокентия, Амвросия, Афанасия, Антония и Григория. В сентябре 1998 г. они были найдены и перезахоронены с почестями возле архиерейского дома на Советской (бывшей Соборной) площади. ...Когда Иннокентий скончался (а произошло это в 1819 г., когда ему едва исполнилось 35 лет), к его могиле потекли богомольцы, и не только из Пензенской губернии. Они не вмещались в маленьком склепе, куда вход был прямо с улицы; особенно неудобно было подходить к могиле Святителя Иннокентия зимой. Вот почему горожане попросили Преосвященного Григория дать благословение на устройство при входе в скпеп часовни, в которой можно было бы служить панихиды и которая предохраняла бы склеп зимой от снежных заносов, а весной – от воды. Благословение было получено. Но поскольку Мария Михайловна Киселева знала Святителя Иннокентия лично, глубоко его почитала, она решила направить часть своих денежных средств не на постройку часовни, а небольшой церкви. И 19 декабря 1882 г. в Пензе был освящен придельный храм, выстроенный с южной стороны Кафедрального собора. Это был храм Святых мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых отмечается церковью 10 октября, в день смерти Первосвященного Иннокентия.
Глава третья. Двойник Вифлеемского храма
Мы уже сообщали в первом материале «Подвижница благочестия» о том, что в Пензенском Спасо-Преображенском мужском монастыре, над могилой покойного мужа М. М. Киселева выстроила большой и богатый двухэтажный теплый Троицкий храм. Но его содержание и убранство заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее. На верхнем этаже было два престола: Свято-Троицкий и во имя обновления храма Воскресения. В нижнем этаже было три престола: главный – во имя Рождества Христова – и придельные (в честь Казанской Божией Матери и во имя Св.Благоверного Великого князя Александра Невского). Каждый их трех престолов нижнего этажа составлял как бы отдельную церковь, т. к. средний престол со всех сторон окружали капитальные стены. О среднем престоле – в память Рождества Христова – следует сказать, что он и устройством, и украшением, и даже размерами был подобен Палестинскому храму, устроенному в вертепе Рождества Христова. Наиболее почитаемым местом здесь был Грот Рождества, покрытый мрамором. Он имел алтарь Рождества в виде небольшой полуциркулярной ниши, в середине которой находилась серебряная звезда, обозначавшая место рождения Спасителя.
Во время служб храм освещали 52 лампады. 16 из них находились в нише, шесть – в яслях, в которых был положен Иисус после своего рождения. 30 лампад размещались в своде храма, вдоль и поперек его. Они были подвешены на длинных шнурах, спускались и поднимались с помощью балансира. Выше балансира, над каждой лампадой находилась скорлупа страусиного яйца, снизу и по четырем сторонам обрамленная металлом... Все было так, как и в Палестинском Вифлеемском храме. В Киселевском храме, как его тогда называли, было много икон хорошего письма в дорогих серебряных вызолоченных окладах. Среди них особенно выделялась икона Рождества Христа Спасителя. Она написана в Вифлееме и освящена на престоле Вифлеемского храма. Ее прислал М.М.Киселевой митропопит Петрский (в Аравии) Мелетий.
Глава четвертая. «Старый Спаситель»
А теперь поговорим о храме, который известен старожилам Пензы как «Старый Спаситель». Он стоит в районе завода безалкогольных напитков, в т. н. Черкасской слободе, на месте бывшего Черкасского острога. В недавнем прошлом он был... тюрьмой. История его создания и воссоздания удивительна. Храм стоял на этом месте еще тогда, когда и Пензы как города не было. В нем находилась древнейшая икона Спасителя, почитаемая жителями чудотворною. По преданию, она была прислана этому храму царем Иоанном Грозным после его похода на Казань. К 1874 г. храм был полуразрушен и закрыт, его трапезная и колокольня разобраны и отданы во вновь строящуюся Богоявленскую церковь (в народе ее называли «Новый Спаситель), а сейчас там Дворец культуры им.Дзержинского). Но Мария Михайловна взялась за воссоздание древнего храма как памятника старины. Он был заново перестроен, причем в гораздо больших против прежнего размеров. Храм украшала по фасаду новая красивая колокольня, а жемчужиной его, несомненно, являлся хороший список с иконы Спасителя, украшенный драгоценной ризой (Мария Михайловна позаботилась, чтобы список был сделан, и икона стала постоянной и неотъемлемой собственностью возобновленного храма).
Новая власть в начале XX века, сметая и круша церкви, монастыри и соборы, превратила «Старого Спасителя», как мы уже говорили, в тюрьму. И только недавно Пензенская епархия получила, наконец, возможность реставрировать этот древнейший храм (каким он был о начале века, вы можете видеть на этой фотографии). Реставрация еще не закончена, но в церкви уже идет служба, и каждый православный пензенец может побывать в этом святом месте.
Глава пятая. Благодарность митрополита Нифонта
Известно, что Палестина с ее святынями была предметом особой христианской заботливости М.М.Киселевой. «Я всегда любила Святые места Иерусалима и желала туда ехать, быть полезной, сколько будет мне возможно», – писала она обер-прокурору Св.Синода К.П.Победоносцеву. О семейном архиве Киселевой хранилось немало благодарственных писем и документов от Иерусалимского патриарха на греческом языке. Один из таких документов – письмо митрополита Нифонта, присланное в Пензу на имя племянницы Киселевой А.С.Радищевой. Но прежде чем его процитировать, расскажем немного о причинах, побудивших митрополита выразить М.М.Киселевой благодарность. Уже на склоне своих жизненных лет Киселева за дорогую цену купила небольшой участок земли в Назарете. Это было именно то место, где, по преданию, иудеи хотели, было свергнуть Спасителя со скалы. И в память о неудавшемся свержении Спасителя и был на средства М.М.Киселевой на этом участке выстроен благолепный храм. Большую помощь ей в этом оказал сам Назаретский митрополит Нифонт, который выхлопотал фирман (указ) у султана на постройку и взял на себя все труды по возведению храма.
Построен он на одной из вершин окружающих гор, принадлежащей грекам. Храм имеет необычную архитектуру: без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колоннах. Иконостас в храме был богатейший, полностью вызолоченный. 15 мая 1880 года храм был освящен. Об этом и пишет митрополит Нифонт А.С.Радищевой в Пензу: «Вчера Господь помог освятить храм Марии Михайловны. Не буду говорить вам, какое это было общее утешение и как наши православные дивились и восхваляли усердии вашей тети. Много их было на освящении, и они говорили, что это лучшая церковь, много благолепнее даже Фаворской... Поздравьте от моего имени храмоздательницу и поблагодарите ее за прекрасную утварь и ризницу... Не забывайте Назарет, когда-то дождусь вас сюда, чтобы полюбовались всем, что приобрел на щедроты вашей тети».
Глава шестая. Быть ли пензенской святой?
Первая публикация о подвигах на ниве благотворительности пензенской помещицы М.М.Киселевой не осталась без внимания наших читателей. Были звонки, письма, вопросы. Среди них и такой – правда ли, что Марию Михайловну Киселеву хотят канонизировать, причислить к лику Святых? «...Даже когда православный покупает в церкви крестик и дарит его крещающемуся, он искупает сорок своих грехов. Что же тогда говорить о человеке, пожертвовавшем многие тысячи и тысячи на возведение храмов? Он уже святой...» (Из письма К.Лесневской, Пенза). «Правда ли, что в Пензе создается сестричество имени Киселевой, и как можно в него вступить?» (Из телефонного разговора). «Спасибо за откровение, потрясшее нас до глубины души и вызвавшее чувство гордости за нашу великую землячку». (Т. М. Соколова, Пенза).
Мы не могли оставить без внимания вопросы читателей и обратились с ними в Пензенскую епархию. Что касается сестричества, то усилия по его созданию действительно предпринимаются инициативной группой, но до реализации замысла еще далеко А вот предпопожения о том, что М.М.Киселева может быть причислена к лику Святых, в епархии не подтвердили, но и не опровергли. Нам было сказано, что это дело церкви. А светское дело журналистов – просвещть людей, рассказывать им правду о жизненном пути Марии Михайловны Киселевой, о ее подвижничестве в деле благотворительности и строительства храмов. Что мы и делаем. С помощью людей, извлекающих из архивных документов по крупицам вечные свидетельства подвигов наших земляков – таких, как Мария Михайловна Киселева
Татьяна ЛОГИНОВА
«Комсомольская правда – Пенза-Саранск», №8(331), 25.02.2000.