Брюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читать
Цыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читать
Алексей Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка Михайловского уезда Рязанской губернии ( ныне село Елино Захаровского района Рязанской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.
В июне 1941 года лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й авиационный полк ( Ленинградский фронт ), где 7 июля одержал первую победу на самолёте И-153, сбив вражеский истребитель Ме-109. Он был тогда ещё совсем неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща старым, испытанным бойцам. Радость и волнение настолько захватили его, что полковой врач, осмотрев его после вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру и отправил его в санчасть.
Конечно, молодость взяла своё, и он так же быстро успокоился, как и разволновался. Уже через час оказалось, что температура у него нормальная и вообще он может спокойненько отправляться в очередной полёт.
Вскоре, 7 июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё один вражеский самолёт, который был вынужден совершить вынужденную посадку рядом с нашим аэродром. За эти победы 23 июля 1941 года был награждён орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт.
В декабре 1941 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиационный полк ( Kарельский фронт ), около Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 "Томагаук".
8 апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват
группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один "Стодесятый"
был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109.
Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако
"Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его
крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле.
Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и
вскоре Алексей присоединился к группе капитана А. П. Позднякова ( фото
справа ) и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87.
Один "Юнкерс" взорвался после атаки Позднякова, а другие стали
быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили
истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и
таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались... За этот подвиг командир
эскадрильи 147-го ИАП Алексей Павлович Поздняков посмертно удостоен звания Героя
Советского Союза.
Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав момент,
уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полёт
он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов
на спасение...
Алексей Хлобыстов не только выполнил 2 тарана в одном бою, но и
вернулся на аэродром с сильно повреждённым крылом своего "Томагавка" !
Алексей Хлобыстов у своего Р-40.
В материалах наградного листа о втором таране лётчика сказано
следующее:
"В самый критический момент боя, когда в
него вступила вторая группа самолётов противника 8 Ме-109, Хлобыстов сошёлся в
лобовой атаке с двумя Ме-109, попытавшимися взять его в клещи.
Передав товарищам по радио: "За Родину ! Иду на таран !",
Хлобыстов вторично в этом бою таранил самолёт противника, на этот раз Ме-109,
ударив по плоскости его своей правой плоскостью. В результате тарана Ме-109 был
сбит, а у самолёта Хлобыстова отбита часть плоскости до центра звезды и часть
элерона. Несмотря на это, Хлобыстов довёл машину до своего аэродрома".
Всего в этом бою лётчики 147-го авиаполка сбили 5 вражеских самолётов.
9 мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сбил 3 вражеских
истребителя Ме-109.
14 мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель
Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью.
Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала
медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский
истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой "Тамагаук" на самолёт противника.
Это был его 3-й воздушный таран !
После этой победы Алексей долгое время провёл в госпитале, там
же узнал о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза.
К тому времени лейтенант А. С. Хлобыстов он совершил 266 успешных
боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 4 самолёта лично и 6 в группе с
товарищами.
После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть
в санатории ВВС. После вручения в Кремле "Золотой Звезды" и ордена Ленина, Хлобыстову
предоставили небольшой отпуск для поездки домой.
В газетах тогда часто появлялись заметки, в которых говорилось
о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за
25 июня 1942 года в статье "Такая уж привычка" сообщается, что, вылетев на
разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил "Мессершмитт".
Ещё через 2 дня неразлучная пара Хлобыстов - Крымский опять уничтожила истребитель
противника. День спустя очередной жертвой славного Гвардейца стали сразу 2
вражеских самолёта - "Мессер" и "Юнкерс", сбитые им совместно с лётчиками
Пшенёвым и Жариковым.
Обломки вражеского самолёта сбитого Гвардии капитаном А. С. Хлобыстовым.
В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых
нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки.
Сам Хлобыстов в такой записи не нуждался. Потому что он помнил каждый сбитый
им самолёт, каждый оставлял метку в его душе, а случалось, что и на теле.
Осенью он сбил свой очередной самолёт. Этот ему особенно запомнился.
Наверное, потому, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель,
получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился
Хлобыстов в госпитале. Было обидно и больно. Больно не только оттого, что помята
грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и
который, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он
лежал весь забинтованный: и лицо и грудь. И когда друзья пришли его навестить,
они не сразу узнали его. Кто - то пошутил по этому поводу:
- А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова.
Алексей сделал вид, что не расслышал этих слов. Он интересовался
жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он вновь
мечтал о полётах, о боях и о новых победах.
Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные
будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались
с задания товарищи.
Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те,
кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все благополучно вернутся на
свой аэродром. Хлобыстов, обычно, шутил:
- Я всегда прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а
доберусь до своих.
Но вот однажды боевые товарищи не дождались его. 13 декабря
1943 года, командир эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного
полка Гвардии капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт
над территорией занятой противником.
Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта мощный
взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт лётчик завершил
4-м тараном - огненным.
К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в
воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе с товарищами [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 33
групповые победы лётчика. ], был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие
его имя. В Килп - Ярве, под Мурманском, есть школа которая носит имя Хлобыстова.
Там, в музее боевой славы, собрано немало материалов об отважном лётчике.
* * *
Список всех известных побед Гвардии
капитана А. С. Хлобыстова: ( Из книги М. Ю. Быкова -
"Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п
Д а т а
Сбитые самолёты
Место воздушного боя ( одержанной победы )
Свои самолёты
1
05.07.1941 г.
1 Ме-109
сев. озера Коневиста
И-153, "Киттихаук".
2
07.07.1941 г.
1 И-15 ( финский )
Саккола
3
04.08.1941 г.
1 "Гладиатор"
Констан - Лахти
4
18 - 26.12.1941 г.
14 Ме-109 ( в группе - 14 / ? )
Большая Западная Лица - Рестикент
5
1 Не-111 ( в группе - 1 / ? )
Большая Западная Лица - Рестикент
6
13.02.1942 г.
5 Ме-109 ( в группе - 5 / 6 )
оз. Куик-Явр - Лубол - оз. Нял-Явр
7
08.04.1942 г.
1 Ме-110 ( в группе - 1 / 5 )
Рестикент
8
1 Ju-87 ( в группе - 1 / 5 )
Рестикент
9
1 Ме-110 ( сбит тараном )
Рестикент
10
1 Ме-109 ( сбит тараном )
Рестикент
11
23.04.1942 г.
1 Ме-110 ( в группе - 1 / 8 )
озеро Пяйве - Явр
12
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 8 )
озеро Пяйве - Явр
13
3 Ju-87 ( в группе - 3 / 8 )
озеро Пяйве - Явр
14
29.04.1942 г.
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 6 )
Большая Западная Лица
15
09.05.1942 г.
1 Ме-109 ( в группе - 1 / 6 )
Большая Западная Лица
16
2 Ме-109 ( в группе - 2 / 5 )
Западная Лица
17
14.05.1942 г.
1 Ме-109
Западная Лица
Всего сбитых самолётов - 6 + 33; боевых вылетов - 335.