Мулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читать
Юрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читать
Николай Николаевич Казанский родился 3 (15) ноября 1858 года в старинном русском городе Угличе.
Его отец был священником местной церкви. Уже в юношеские годы Николай выбрал для себя профессию архитектора, подав в 1875 года заявление о вступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании курса наук он подготовил дипломный проект «несгораемого театра», за который в 1883-м получил серебряную медаль училища. Вскоре Казанский уже работал в строительном отделении при Московской городской управе. Но ответственная работа в большом городе требовала более основательного образования. Так что Николай Казанский поступил еще и в столичную Императорскую Академию художеств – учебное заведение с прославленной профессурой и богатейшими традициями. Здесь он также занимался успешно: его проект «сельской церкви с домом для причта и школой» принес ему в 1889 году большую серебряную медаль Академии и звание «классного художника III-й степени».
Дальнейшая судьба архитектора Казанского была связана с Киевом – вероятно, потому, что наш город переживал тогда бурный рост при сравнительном дефиците специалистов-строителей. Здесь новичок быстро вошел в почтенное городское общество. В 1892 году приобрел усадьбу с двухэтажным домом на Подоле, в начале нынешней улицы Сагайдачного. Вступил в брак с Зинаидой Ефимовной Капник - внучкой другого киевского архитектора, военного инженера Ивана Антонова.
Одним из первых киевских проектов Казанского оказался двухэтажный жилой дом, который принадлежал причту Софийского собора. Архитектор возвел его в 1890 году на Большой Житомирской, 15/1, угол Стрелецкой; дом сохранился в надстроенном виде. Вскоре Казанскому представилась возможность проектировать крупное доходное здание камер-юнкера Павла Исаевича на углу современных улиц Красноармейской, 15 и Рогнединской, 2 (1891 г., со временем дважды надстроено).
Немало заказов поступало от домовладельцев Подола. Среди них можно отметить красивое, увенчанное угловой башенкой строение для купца Якова Новикова на углу Верхнего Вала, 28 и Константиновской улицы, построенное в 1893 году. Сейчас оно в полуразрушенном состоянии…
Но крупнейшей работой зодчего в этот период оказался так называемый «дом Славянского». По заказу известного певца и хорового дирижера, пропагандиста песенного творчества славянских народов Дмитрия Агренева-Славянского Николай Казанский в 1891 году составил проект огромного сооружения в самом центре Киева – по Крещатику, 1, на углу нынешней Европейской площади. Снаружи новостройка была пышно декорирована в «русском стиле», по мотивам московско-ярославского зодчества XVI–XVII столетий. Это стилевое направление вошло тогда в моду повсеместно в империи, но надо отметить, что Казанский был хорошо знаком с его оригинальными образцами – и по Угличу, и по Москве. Во внутреннем пространстве прежде всего выделялся зрительный зал на 5000 мест – чуть ли не крупнейший в Европе. Для молодого архитектора это была чрезвычайно престижная работа. В советское время здесь разместили Дом обороны, при этом была проведена реконструкция, лишившая здание «русского» декора. А в начале нацистской оккупации бывший «дом Славянского» взлетел на воздух вместе с большинством крещатицких сооружений. Теперь примерно на этом месте стоит гостиница «Днепр».
В 1896 году Николай Казанский получил должность члена Киевской городской управы, ответственного за строительное дело. Отныне любой проект частного строительства на территории Киева должен был утверждаться его подписью, и количество заказчиков, которые обращались к услугам Казанского, естественно, возросло. Так что в конце 1890-х и в начале 1900-х годов, пока Николай Николаевич оставался руководителем строительного дела в городе, он возводил по нескольку крупных сооружений в год, как правило, в духе «киевского ренессанса» или в «русском стиле». Среди них доходные дома по нынешним улицам Братской, 13; Большой Житомирской, 13; Заньковецкой, 10/7; Константиновской, 19 и 20; Межигорской, 17; Верхний Вал, 62; Льва Толстого, 1; Десятинному переулку, 7 и немало других. Также работал он над реконструкцией церкви Свв. Константина и Елены на Подоле.
Кроме того, в 1897–1901 годах много времени Казанскому пришлось посвятить возведению Городского театра (теперь Национальная опера им. Т. Г. Шевченко), где он возглавлял специальную думскую строительную комиссию. Строительство закончилось неприятностями – вместе с Владимиром Николаевым ему пришлось давать общественности объяснения по поводу огромного превышения сметной стоимости театра, которое произошло по объективным причинам (значительный рост цен на стройматериалы и рабочую силу вследствие «строительной лихорадки»). К уголовной ответственности за перерасход их не привлекли, хотя иные горячие головы и настаивали на этом. Но, во всяком случае, в 1902 году Николая Казанского уже не выбрали членом управы. Последствия оказались нерадостными - архитектор потерял немалую должностную ставку и значительное количество потенциальных заказчиков. Проблемы усугубились общим спадом на строительном рынке в результате кризиса, последовавшего за недавним бумом. В это время Казанского выручило храмовое строительство. Так, в 1902–1906 годах он руководил возведением Покровской церкви на Приорке по проекту епархиального архитектора Евгения Ермакова (Мостицкий переулок, 2), а также Петропавловскую церковь на Куреневке (не сохранилась).
Между тем главные беды были еще впереди. Напомним, что Николай Казанский владел усадьбой на Подоле. В течение 1890-х годов он застроил ее новыми домами. Под залог этого имущества архитектор взял ссуду в Киевском кредитном обществе. Но в начале 1905 года у него не хватило денег для уплаты процентов в кассу общества. И оно выставило недвижимость Казанского на публичные торги. Правда, на распродаже усадьбу приобрела его жена Зинаида Казанская, благодаря чему имущество осталось в семье. Но судьба нанесла еще один удар: осенью того же года произошло сползание грунта с Владимирской горки. Этот обвал полностью разрушил флигель в тылу участка Казанских, значительно повредив и лицевые здания.
Фактически бедняга архитектор был разорен. Но в это время он проявил мужество и самообладание. Николай Казанский продолжал работать, овладел новой архитектурной эстетикой модерна. Об этом свидетельствует обширный корпус крупного пивоваренного предприятия Рихерта, возведенный им в 1908 году по ул. Кирилловской (Фрунзе), 35.
Кое-что довелось построить и в прежней «ренессансной» манере – к примеру, доходный дом купца Федора Дыбенко на Большой Васильковской (Красноармейской), 30. К слову, в этом доме в студенческие годы жил будущий знаменитый писатель Исаак Бабель.
Настойчивый труд помог зодчему снова ощутить почву под ногами. В 1909 году он уже оказался в состоянии преодолеть последствия обвала на фамильной усадьбе. Вместо разрушенного был возведен новый доходный флигель. Наученный горьким опытом зодчий защитил его крепкой подпорной стенкой. Флигель имел три этажа, над ними была устроена еще башенка с двумя жилыми комнатами – своеобразный «пентхауз». Живописное сооружение обогатило архитектурный ландшафт вокруг Почтовой площади. К сожалению, при строительстве метро в 1969 году усадьба была снесена. А всего полтора года назад снесли и этот замечательный флигель…
Умер Николай Казанский 20 августа (2 сентября) 1914 года и похоронен на Байковом кладбище.
(по материалам исследований Михаила Кальницкого)
Вот перечень сохранившихся работ архитектора:
- Большая Житомирская, 15 (дом причта Софийского собора, 1890 г.)
- Большая Васильковская (Красноармейская), 15 (доходный дом камер-юнкера Павла
Исаевича, 1891 г.)
- Верхний Вал, 28 (дом купца Якова Новикова, 1893 г.)
- Большая Васильковская, 30 (доходный дом купца Федора Дыбенко, 1908 г.)
- Кирилловская (Фрунзе), 35 (корпус пивоваренного завода Рихерта, 1908 г.)
Все эти дома мы сейчас посмотрим.
Это первая работа архитектора в Киеве – дом причта Софийского собора по Большой Житомирской, 15.
А это – огромный доходный дом, построенный для камер-юнкера Павла Исаевича в 1891 году, на углу Большой Васильковской и Рогнединской улиц.
Дом купца Якова Новикова на углу Верхнего Вала и Константиновской на Подоле сейчас вот в таком состоянии. Увы, ясно, что он не сохранится, так как вместо таких двухэтажных домов строятся бизнес- и торговые центры повыше, хотя на Подоле они более-менее копируют архитектурные традиции столетней давности.
Когда-то тут была усадьба аптекаря Октавиана Бельского, и для него Николай Казанский построил вот такой симпатичный особняк. Позже появился и второй. Особняки имеют длинную историю – после революции здесь жило немало советских начальников, самый известный из которых – Никита Хрущев. Именно здесь умерла его мать, и здесь родился его племянник, проживающий сейчас в США. В народе это место так и зовется – «дача Хрущева».
Работой Казанского открывается для нас с Подола Андреевский спуск. Именно Николай Николаевич в 1898–1900 годах надстроил и значительно расширил неказистый двухэтажный домик купеческой семьи Лакерда на углу спуска и Контрактовой площади.
Жаль, что теперь нет стильной башенки, акцентировавшей угол.
Доходный дом по Большой Житомирской, 13. Через несколько лет Казанский строит это здание рядом со своим первым домом на этой улице.
Этот отреставрированный небольшой дом по Верхнему Валу, 16 был построен для купца Левковского.
В конце 19-го века Николай Казанский строит несколько доходных домов на Подоле. Этот симпатичный угловой дом стоит на тихой Братской улице под номером 13.
Доходный дом по улице Константиновской, 19.
Почти напротив него еще один дом, построенный на Константиновской, 20 для купца Гринберга.
Еще один – по Межигорской, 17.
А этим нарядным домом под номером 1 в стиле киевского ренессанса открывается улица Караваевская (сейчас Льва Толстого). Хорошо, что все дома в центре сейчас отреставрированы – тут есть чем полюбоваться.
В небольшом Десятинном переулке, расположенном совсем рядом с Андреевским спуском и сохранившем черты киевской старины, еще один дом архитектора, под номером 7, последний в переулке перед выходом на Пейзажную аллею.
Но строил Казанский не только доходные дома. В 1900-1902 годах, по заказу купца Михаила Рихерта архитектор выстроил здание по Бульварно-Кудрявской улице, 2, где расположилось известное творческое учебное заведение – Киевское художественное училище.
А на маленькой Ирининской улице, сохранившей свое историческое название от древней Ирининской церкви, которая, как считают историки, еще во времена Ярослава Мудрого стояла где-то тут, Николай Казанский возвел корпуса местной Ремесленной управы и городских училищ.
Очень красивый фасад у этого здания!
Одно из самых красивых своих зданий Николай Казанский построил на углу Меринговской и Лютеранской улиц в начале 20-го века, во время застройки бывшей усадьбы Меринга, о которой мы говорили в статье про Эдуарда Брадтмана.
Огромный доходный дом, выстроенный в форме буквы Ш, мог быть еще выше, но кажется, у хозяина не хватило денег и стройку пришлось немного сократить.
Сейчас это место города, называющееся с давних времен Липки, стало еще более элитным районом, чем прежде.
Еще один красивый дом на Подоле архитектор построил в 1907 году. Верхний Вал, 62 – это уже почти у самого Днепра.
А на Большой Васильковской, 30 в 1908 году Казанский строит дом для купца Федора Дыбенко. На этой улице в ряд расположены самые красивые здания дореволюционного периода – сначала киевский ренессанс, а пониже по улице среди чуть более поздней застройки попадается и модерн.
А это последняя из известных сохранившихся работ архитектора – большой корпус пивоваренного завода Рихерта (кстати, этот завод на Подоле открыл в Киеве пивоваренную промышленность).
Одно из моих любимых зданий, замечательный промышленный модерн! В Киеве совсем немного таких построек… Кстати, замечательно корпус смотрится в лучах заходящего солнца, приглашаю всех посмотреть!