Васнецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читать
Куц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читать
7 октября Михаилу Петровичу Щетинину исполняется 75 лет. Полвека он создаёт, строит школы, и их разрушают чиновники. Снова и снова. Михаил Петрович пережил тяжелую операцию и вместо спокойного восстановления своего здоровья борется в очередной раз за школу, которую с такой любовью создавал 25 лет вместе с детьми.
На этого несгибаемого терского казака обрушили новую волну цинизма и надуманных обвинений. В надежде, видимо, на то, что уж не так крепок. Что не выдержит очередной травли.
Но не таков он, чтобы позволить унижать детей и педагогов. У Щетинина сил на активную работу ещё не на один десяток лет. Возраст каждого в Лицее – вечность. Крепкие там люди. И Щетинин один из них.
Пытаются его достать пасквилями в интернете. Видно, плохо знают его. Он и в былые времена на наветы внимания не обращал. И по сей день говорит:
«Когда я думаю о чём-то, то я то, о чём думаю. И вы так же. Поэтому очень важно и читать то, что тебя поднимает. Не надо читать того, что тебя опускает. Ни к чему это. Ничего хорошего в этом нет…»
Я приехала в Лицей 14 сентября и впервые увидела эту школу немой. Не звучащей детскими голосами. Не блестящей детскими вдумчивыми глазами. Замершей. Будто время здесь остановили. Осиротевшее пространство, созданное сотнями детских рук и сердец, непостижимым для некоторых горе-чиновников и их ушлых заказчиков масштабом и свободой мысли. Пространство, из которого выгнали его создателей и хозяев. С какой целью?
Михаил Петрович принял меня сразу. Седовласый, крепкий, с проникновенным взглядом ясных голубых глаз. Всё такой же широкоплечий, только грусть и боль душевная за улыбкой сквозят.
Он всегда радушно принимал гостей. В Лицей всегда шел огромный поток людей с вопросами, просьбами, предложениями, на учебу, стажировку, обмен опытом. Гостили неделями, месяцами. Включались в бурный, увлекательный жизненный поток школы. Приезжали отовсюду, и смешно сейчас читать в интернете обвинения в закрытости школы.
Михаил Петрович принимал меня у печи с огнем. Мы говорили о детях.
«Работа с детьми – это всегда сокровенная работа. Это очень личное. Когда они ко мне заходят в кабинет, я всегда их хвалю. Потому что, если я вижу лучшее в ребёнке, значит, я ребёнка вижу. А если они ко мне идут и боятся заходить – значит, со мной что-то не в порядке. Дети не должны бояться учителя, они должны любить его – это основа всех взаимодействий. Дети – это чудо, к которому надо тянуться. Они очень благодарные. Вот и сейчас, когда все эти события произошли, никто из них не хотел нас покидать. Мало того, те, которые уехали в другие школы, защищают нас и там...
Я, когда сажусь к роялю, чтобы спеть им песню, нередко преобразую своё состояние от слёз к радости. Что тут скажешь? Дети – это очень высоко. Ребёнок – это бесконечность. Будто о них сказал Ломоносов: “Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна…”»
– Михаил Петрович, мне кажется, что самое значимое, что Вы с лицеистами вместе сделали, самое главное, что принесли миру – это иное отношение к ребёнку. Наверное, это главный секрет происходящего здесь, в вашем с ребятами Лицее – отношение к ребёнку, мысли вокруг него. Очень высокие, светлые, полные любви мысли учителя о ребёнке. А за мыслями учителя устремляется и сам ребёнок. Как это всё родилось?
– На встрече в Останкино много лет назад меня тоже спрашивали об этом – кто меня научил такому отношению к ребенку, кто мой учитель? Так вот, в Останкино я был с родителями. Это и были мои учителя. Отец и мама. Мама всегда держала формулу правильного отношения к ребёнку. Она говорила отцу про меня: «Миша – хороший мальчик!». Меня это растило.
Однажды директор школы записал в моем дневнике, что я хулиганил. Я его просил не делать этого. Он обратил внимание на то, что я волнуюсь, и сказал мне с усмешкой – что, мол, боишься? А я просто очень любил маму и папу и не хотел их огорчать. Я и сейчас их люблю. Именно эта любовь, моя к ним и их ко мне, и помогала мне держать курс на высоту ребёнка. И слава Богу, что ко мне дети заходят в кабинет без страха...
Становлению моего отношения к детям также помогли горцы. В Республике Дагестан, где я рос, 30 с лишним национальностей. Я жил среди них. Я помню, как возвращались чеченцы из Казахстана, до сих пор помню их обиды, сложные наши взаимодействия… Я делал и делаю всё, чтобы в нашем Лицее чеченцы, как и представители любых других народов, чувствовали себя как дома.
Кстати, наше многонациональное лицо – это наша гордость. Фактически мы держим Кавказ. Пока есть наш Лицей, на Кавказе войны не будет. Это наш пост.
Вообще образование – это большая политика. Мы строим государство. И я строю государство. Я лично отвечаю за всё, что происходит и на Кавказе, и во всей нашей державе, и в мире. Вот, например, сегодня в поселке нет воды. И мы тут же думаем о том, что нужно сделать, чтобы она была. В этой нашей ответственности за всё, что происходит вокруг, и участии в процессе выстраивания всего – мы становимся сильными, дружными. Мы понимаем друг друга.
Вообще нельзя не думать о единстве нашей Родины. Родина – это главное, ради чего работает школа. Когда есть то, ради чего все, то работает совесть и держится дисциплина.
– О, это очень больная тема – дисциплина. Одна из самых, наверное, сложных сейчас для родителей и школ. Как у Вас получается воспитывать детей дисциплинированными?
– Надо просто с детьми строить жизнь и думать вместе с ними. Всё делать вместе. И требовать с себя, как с них.
– Михаил Петрович, у Вас здесь, в Лицее, место доброго отношения к людям. Но ведь Вас не раз пытались уничтожить – и покушение было, и морально вас пытались растоптать. Это уже пятая попытка уничтожить созданную Вами школу. Вы строили, а вас гнали. Не просто гнали, а унижали, пытались раздавить. А Вы шли и строили новую школу. Снова и снова. Откуда у Вас столько сил?
– «Миша – хороший мальчик!»... Вот из этих слов. Мама никогда не смотрела на меня иначе. Помню случай, как она вручала отцу дневник, а в дневнике было написано, что я хулиган. Красными чернилами. Мама отцу протягивает дневник и говорит ему при этом: «Петя, Миша – хороший мальчик!» Так она меня защищала. Этого мне на всю жизнь хватило.
Одно дело, когда тебе стыдно – ты же хороший!, а другое дело, когда тебе страшно. Благодаря родителям я не боялся жить.
– И снова – как Вы сделали это чудо в Текосе?
– Как мы это сделали? Любовью. Это правда. Любовью к человеку. И поэтому втройне непонятно – зачем надо было опечатывать?!
Мы всегда создавали, строили. Здесь, в Текосе. И в станице Азовской мы полностью реконструировали школу. И сарай, в котором были мастерские. Мы никогда ничего не просили, все создавали сами.
Во всей этой истории я больше всего переживаю, как им, детям, объяснить, почему все это произошло. Почему я не остановил приставов. Я не должен был допустить этого... Если будет возможность, скажите детям, что я их очень люблю и мне стыдно за всё, что произошло.
Вот ведь какое удивительное дело – в стране нехватка школ, а одну из лучших закрывают. Это не укладывается в голове!
Пока министр Васильева рассуждает о необходимости привлечения детей в школах к общественно-полезному труду, ученики в Лицее-интернате комплексного формирования личности детей и подростков бок о бок со взрослыми строят. Дети построили роскошные терема для собственной школы в 90-е годы. Страну штормило, кризис, разруха, а они строили школу. И построили. И продолжали строить, думая о сильном государстве.
Кто-то пытается распространять слухи, что плохо построили. Мол, опасные нарушения там. У меня сейчас в руках заключение эксперта по судебной строительно-технической экспертизе зданий Лицея, назначенной Арбитражным судом Краснодарского края по просьбе Лицея. Экспертиза проходила с 7 августа по 9 сентября 2019 года. И вот что написано в этом заключении:
«Объекты соответствуют строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки.
Спорные объекты угрозу жизни и здоровью граждан не создают и не нарушают права и законные интересы других лиц».
В соцсетях стремительно растет число видеообращений в поддержку Лицея от выпускников, учеников, родителей, учителей, которые бывали в Лицее.
А Михаил Петрович Щетинин попросил передать его слова детям, вынужденным разъехаться по домам по всей России:
«Дети, я очень люблю вас! И жду. А за то, что с нами сделали, простите их. Это как раз тот случай, когда они не ведают, что творят. Мы выдержим. И я вас встречу».
Они выдержат. Потому что в этой школе формируются крепкие люди. И остаётся надеяться, что во всём этом они не потеряют веру в нас, взрослых, в свою страну.
Дети хотят дойти до Путина. Но доколе ж мы ходить до президента будем, чтобы по рукам хамам и зарвавшимся чиновникам давать?!
Когда же мы уже будем помогать своим лучшим школам, а не уничтожать их?