Нефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читать
Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читать
Русский гений Федор Михайлович Достоевский, со слов его дочери Любы (по-домашнему Лили), не считал нужным дарить свою дружбу каждому встречному, но если человек нравился ему, он отдавал тогда все свое сердце и становился другом навсегда. "Другом сердца", увы, посмертно стал наш земляк ФОМА ДАНИЛОВ - унтер-офицер 2-го туркестанского батальона, до службы крестьянин села Кирсановки Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Оренбургской области).
Запись в "Дневнике писателя" за январь 1877 г. Достоевский озаглавил: "Фома Данилов. Замученный русский герой". По мысли писателя, подвиг Данилова - портрет, как бы всецелое изображение народа русского, который любит правду не для красы, а правду для правды.
А вот предисловие этой записи. В 1876г. 27 апреля в 90-м номере газеты "Русский инвалид" появилось сообщение о поведении и гибели Фомы Данилова… Это сообщение было перепечатано во всех газетах и всколыхнуло всю Россию: от царя-освободителя Александра II до "простого подданного"… Отметим, что газета "Русский инвалид" - солидное издание - "военное, политическое, петербургское и ученое", как говорится, слов на ветер не бросает… Были наведены соответствующие справки, и о семействе Данилова доложили самому государю… Оказалось, что без "кормилица" остались жена Евфросиния 27 лет и дочь Улита 6 лет… Государственный механизм был приведен в действие. Самарским губернатором в то время стал Петр Алексеевич Бильбасов, человек глубоко порядочный и честный, принявший все случившееся не только близко к сердцу, но и действующий по его указке. Он обратился к губернскому земскому собранию с просьбой о помощи жене и дочери русского героя. Было собрано 1320 рублей: 720 выдали вдове на руки, а 600 отложили дочери до совершеннолетия. Главным штабом русской армии, из казначейства, Евфросинии была назначена пожизненная пенсия по 120 рублей в год. Улите же было гарантировано образование за государственный счет.
Высота духа героя, его христианского подвига была так значительна, что двести с лишним лет спустя мы вновь возвращаемся к когда-то неизвестному, почти безграмотному унтер-офицеру, нижнему солдатскому чину - Фоме Данилову, принявшему муки за Христа и действующему согласно утвержденному 1 января 1874 года новому закону - "Уставу о воинской повинности", статья первая которого гласит, что "Защита престола и Отечества есть священная обязанность русского подданного". Но царский престол был за тысячи верст. Отечество же в лице его "малой родины" села Кирсановки тоже далековато.
Тогда Россия расширяла и укрепляла свои границы. События происходили в Средней Азии, в районе большого города Маргелана, который считался вместилищем кокандской учености, местом, отказавшим в признании даже самому Бухарскому эмиру - Музаффару-эд-дину, когда он победителем вошел в него. Отметим, что Бухара в то время считалась "Римом ислама", настоящей опорой его и самым высоким образцом мусульманской цивилизации. Даже Мекка и Медина не в счет. Бухара - своего рода Париж и Лондон - ни больше, ни меньше.
Несмотря на это Бухарский эмир был тогда милостив к маргеланцам. Но вот мулла Исхак-хасан-оглы, провозглашенный кокандским ханом под именем Пулат-хан, затмил самого эмира. Наделенный неограниченной властью и упивающийся ею, он, по малейшему подозрению в неверности, казнил и правых, и неправых. Под его кровавую руку попали три брата Абдурахмана Автобачи, поднявшие восстание против коварного правителя. А ведь они были "неприкаянными" - эти кокандские сановники. Особенные злодейства он совершал против русских военнопленных, которые по законам его религии были неверными и считались невольниками. Лишь евреи не входили в разряд неверных. Азиаты не гнушались их рабством, но к телесам не прикасались. Поэтому евреи были спокойны за свою учесть: торгуй, озираясь, но и радуйся. Никто тебя не тронет. Венгерский ученый-востоковед Армин Вамбери в свое время, в 60-х годах XIX века, под видом мусульманина-паломника совершил путешествие в Среднюю Азию. Его страшно поразили кровавые расправы над невольниками. Он отмечал, что "одно воспоминание об этом всякий раз до конца моей жизни будет приводить меня в содрогание" (см. "Путешествие по Средней Азии" М-1863).
Пулат-хан был милостив лишь к тем, кто менял свое вероисповедание на магометанство, переходил на военную службу к нему. Таким он определял хорошие должности, гаремы и, несмотря на страшную зависть к деньгам, давал им немалое вознаграждение. Таким же образом действовали и действуют "новоявленные ханы" Афганистана и Чечни. Так уж случилось, что Фома Данилов в одной из стычек с Кипчаками (среднеазиатские племена) попал в плен. Небольшой бой под Маргеланом в ноябре 1875 г. стал для него последним. Батальон, где проходил службу Фома, считался одним из лучших в туркестанском военном округе. Командующий округом Константин Петрович Кауфман нередко отмечал умелые военные действия бойца 2-го стрелкового батальона. Кауфман, обрусевший немец, подобно Суворову и Кутузову, знал цену каждого солдата, берег своих подчиненных и заботился о них. Константин Петрович прошел суровую военную школу. Кавказский военный театр был, ох, какой нелегкий! Да и среднеазиатский не легче. Несмотря на нерусское происхождение, солдаты любили своего командира.
Любая война не обходится не только без жертв, но и без пленников. Кипчаки были храбрыми и умелыми воинами. Метко пущенный прочный упругий аркан тому свидетельство. Еще бы! В него попал не просто солдат-старожил, а унтер-офицер! Чин не ах какой, нижний, но и за него воин-кипчак получил в награду особый почетный халат-платье: ярко-красный, шелковый, с вытканными золотом большими белыми цветами. Пулат-хану неслучайно приглянулся Фома Данилов: внешне невзрачный, неказистый, росточком ниже среднего, лицо морщинистое, глаза голубые, с "грустинкой", малость навыкате, нос картошкой, рот полуоткрыт, губы полные, рябинные. К тому же Фома был нескладно скроен в ногах. Ни дать , ни взять - Сергей Леонтьевич Бухвостов - первый российский солдат петровской эпохи. Но Пулат-хан чувствовал, что в Фоме таится крепкая, долговечная степная сила, и не только физическая.
Впрочем, отпущенные русскими, пленные кипчаки "распустили слух", что есть де у русских какой-то Фома, равного которому в борьбе "на руках" не было. Слух слухом, но то, что в Фоме сидела и выдавала себя прочная воинская крестьянская закваска, - это точно. В батальоне на руках побороть его мог лишь помор-архангелец Федор.
Почти месяц лично сам Пулат-хан и его подручный Абдул-Муммун всяко "обрабатывали" пленного Фому. Хан обещал при условии отречения от Христа и православия не только жизнь, но награду и честь.
Фома Данилов, будучи один одинешенек, на виду лишь у Бога и хана, отвечал, что как воин и царский подданный, хоть и в плену, он ни за что не изменит царю, кресту, православию. Хан был взбешен и отдал Фому "на поруки" изуверу-палачу Абдул-Муммуну. Тот был умен, хитер и жесток. Видя, что уговоры и посулы не действуют, он решил показать сцену казни восьми старцев-чаудоров (туркмен). Некогда храбрые воины, седобородые аксакалы, покрытые лохмотьями, были настоящими тенями подземного "царства". Измученные голодом и страхом смерти, их как перевязанных ягнят палачи потащили к месту казни. По знаку главного палача они легли навзничь: их связали по рукам и ногам, затем выкололи глаза… А потом придали мучительной смерти. Всевозможные истязания Абдул-Муммуна ни к чему не привели. Фома не отрекся от своей веры. Со стороны Пулат-хана последовал грозный приказ: "Возьми его". Это означало казнь.
21 ноября 1875 года при большом стечении маргеланцев на площади русского воина расстреляли. Палачам-кипчакам было сделано строгое внушение - они должны были произвести неправильный выстрел-залп. Накануне его Абдул-Муммун сделал последнее, третье по счету, предложение перейти "христианской собаке" в мусульманство. Фома с негодованием отверг его и сказал: "В какой вере родился, в такой и умру". "Неправильный" залп был произведен, и смертельно раненый Фома Данилов жил около часу, пока последняя капля крови не покинула его. Целый час длилось гробовое молчание маргеланцев. Смерть Фомы, по показаниям жителей (город был взят русскими войсками в феврале 1876г.), произвела глубокое впечатление на присутствующих. Расходясь, все сошлись на том, что "русский солдат умер как батыр". Это более чем высокая оценка его подвига. Батыр по-азиатски - не только удалой наездник, но и храбрый, смелый, но и победитель. В русском языке батыр значит богатырь, витязь, воин. Фома Данилов вышел из неравной борьбы с ханом и его приспешниками именно победителем. Сила духа непобежденного духа, принявшего муки за Христа, есть сила величия русского народа. Как выразился Федор Михайлович Достоевский, - это "подлинный образ народной России, ее эмблема".
Накануне жесточайшей, мученической смерти некогда безвестный безграмотный крестьянин проявил изумительную любовь ко Христу, к православию. Пред Престолом и Отечеством солдат был честен, стоек и мужественен. Поступок его прост, тверд, возвышен и глубоко по-христиански нравственен. Смысл его в канонической формуле: "Во что верю, то и исповедую".