Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Чилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читать

Вертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читать
Доливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читать
Евфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читать
Преподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читать
Мулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читать
Грязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читать
Ломоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читать
Бурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читать
Кириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читать
Фомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читать
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читать
Мастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читать
Власенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читать
Попов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читать
Куц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читать
Аргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читать
Королев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать

Статьи

Главная » Статьи » Путешественники » Российская империя

Остроумов, Николай Петрович русский учёный-ориенталист, историк и этнограф. Один из первых исследователей Туркестана. миссионер, исламовед

Оцени статью:
1846 - 1930
Биография

Он стал одним из первых учёных, которые были заинтересованы Туркестаном, а конкретнее – его исследованием.

Он был сыном священником-протоиерея, а дети их в те годы, как правило, получали достойное образование. В Казанской духовной Академии  с 1866 по 1870 год он изучает татарский и арабский языки.

Закончил  Академию в 1870 г.  со степенью магистра, был там же преподавателем, потом доцентом - преподавал историю и вероучение ислама, а также татарский и арабский языки. Но одним учебным заведением он не ограничился: известно, что преподавательскую деятельность он вёл одновременно в Казанской духовной академии и местной семинарии.

Главные богословские труды его в Казани: "Критический разбор мохаммеданского учения о пророках" (магистерская диссертация, Казань, 1874), "Мохаммеданский пост в месяц Рамазан" (ib., 1877), "Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман" (ib., 1894), "Татарско-русский словарь" (Казань, 1876 и 1892).

Со временем, он все больше и больше проявляет интереса к углубленным занятиям археологией. И хотя в 1872 – 1874 годах Николай Петрович Остроумов преподает историю и географию, в 1877 году он уже представляет Казанскую Духовную академию и на Всероссийском археологическом съезде, который состоялся в том же году в городе Казани.

В 1877 году Остроумов получает назначение на должность инспектора народных училищ в Ташкент, еще через два года становится директором Ташкентской учительской семинарии, а с 1883 г. он - директор мужской классической гимназии.
Здесь судьба сводит его со старым знакомым – Федором Михайловичем Керенским, которого он знал по Казани, когда тот еще был студентом Казанского университета по историко-филологическому факультету. Федор Керенский приходил иногда в Казанскую Духовную академию к своим родственникам-академистам из Пензенской Духовной семинарии. В этой семинарии и сам Федор получил в свое время среднее образование.

И вот теперь – Ф. Керенский, отец будущего главы правительства России, в Туркестане. И он – главный инспектор училищ… Николаю Петровичу придется служить под его началом двадцать лет.
Между тем, гимназист Александр Керенский посещает гимназию, где директор, не подозревая о роли, какую его беспокойный воспитанник сыграет в Русской революции, фиксирует в своем дневнике свои впечатления о нем…

Известный среднеазиатский археолог, основатель среднеазиатской археологической школы М.Е. Массон писал о Н.П. Остроумове:
«В 1896 г. ташкентцы наслаждались чудесной ранней весной. Было еще начало марта, но фиалки в садах уже отошли. Солнце ласково пригревало, и под действием его живительных лучей пробудившиеся соки растений давно одели зеленым флером деревья и кусты городских насаждений. В скверах, парках и садах с шелестом от дуновения мягкого ветерка сливались по особому звучащие голоса птиц.
По случаю воскресного дня во дворе Ташкентской мужской гимназии тихо. Вернувшись от обедни, директор, магистр богословия и ориенталист Николай Петрович Остроумов сидит на свежем воздухе у своей казенной квартиры при гимназии. Из кухни доносятся запахи готовящихся азиатских блюд. Это в связи с тем, что директор сегодня ждет гостей из Старого города. Он состоит членом «товарищества» из четырнадцати человек, устраивающего «гапы», то есть беседы. Среди них русский только один Николай Петрович. Остальные все – узбеки и таджики. И сегодня его очередь организовать «гап» у себя. Гости начнут съезжаться к часу дня. В два подадут чай, сладости, потом разное угощение с традиционным палау, а затем за новым чаем начнется и самый «гап». Может быть, кто-нибудь выступит с инсценировкой, как в прошлый раз, когда двое участников разыграли сценку даже с изображением животных. Особенно любит Николай Петрович муллу Махтума и муллу Олима, со слов которых всегда можно записать много интересного из жизни, быта, фольклора и истории разных народностей Туркестанского края»4.
С именем Николая Петровича Остроумова связано основание в Ташкенте Туркестанского кружка любителей археологии. В 80-е годы XIX века в Туркестане у некоторых военных, чиновников, учителей, врачей, действующих в одиночку или организационно связанных с существовавшими здесь научно-краеведческими организациями, проявился интерес к историко-культурному изучению прошлого края. Среди них особо выделялся директор Ташкентской мужской гимназии Остроумов, являвшийся уже членом-корреспондентом Российской Императорской Археологической комиссии в Петербурге и Московского археологического общества.

До 1886 года в Туркестанском крае не производилось самостоятельных раскопок и систематических археологических исследований. Случайные находки большею частью только описывались, а затем найденные предметы, или только рисунки и фотографии, пересылались в Императорскую Археологическую комиссию. В крае не было ни лица, ни учреждения, которые имели бы с Археологической комиссией постоянные и при том официальные сношения и представляли бы из себя представителя или местный орган этой комиссии. В 1886 году Н.П. Остроумову Российской Императорской Археологической комиссией было предложено принять на себя эти сношения для содействия в разыскании и сохранении местных древностей, случайно находимых древних вещей и монетных кладов. С этого времени начинаются непосредственные контакты Российской Императорской Археологической комиссии со своим сотрудником в Туркестанском крае. Комиссия регулярно обращалась к Н.П. Остроумову с запросами по тому или иному поводу, поручала ему произвести раскопки в местах нахождения древностей, снабжая его необходимыми денежными средствами5 .
11 декабря 1893 года на заседании Туркестанского отдела Русского Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии последовали выступления Н.П. Остроумова и находящегося тогда в Туркестане В.В. Бартольда «по части археологии»…
Тогда же произошел оживленный обмен мнениями, и было решено сформировать в Ташкенте археологический кружок. Незамедлительно был составлен устав кружка.

Само существование Туркестанского кружка любителей археологии – первого востоковедческого научного центра в Средней Азии, изучавшего помимо археологии, религию, историю, этнографию, географию, языки народов Туркестана и сопредельных стран с момента его создания в декабре 1895 года и до его роспуска в 1918 году составило целую эпоху среднеазиатской историографии.

Работами членов кружка интересовались многие зарубежные ученые. Например, известный путешественник по Средней Азии ориенталист Вамбери переписывался с вице-председателем кружка Н.П. Остроумовым и в своей статье о населении Средней Азии напечатал собранные и опубликованные Остроумовым местные пословицы .
Известный шведский ученый, член Стокгольмской королевской Академии изящных искусств в письме на имя Н.П. Остроумова писал:
«Имею честь направить Вам три первых выпуска большой работы по коллекции, которую я сделал во время моего путешествия по Центральной Азии и Турции и по другим областям Востока. Я прошу их принять как выражение чувств признательности за ту вежливость, которую мне оказывали в России и, главным образом, в Вашем городе. Время, которое я провел в Туркестане, останется для меня самым милым воспоминанием в моей жизни. Я буду очень счастлив в тот день, когда смогу туда вернуться» .

С 1883 по 1917  Н.Н.Остроумов - редактор "Туркестанской туземной газеты".

В 1885-1886 он перевел "Евангелие на язык сартов" напечатанное затем (1891) в Лейпциге в изд. Британского Библейского Общества.

"Уложение Тимура" (Казань, 1894), "К.П. фон Кауфман. Личные воспоминания и исторический очерк народного образования в крае" (Ташкент, 1899), "Китайские эмигранты в Семиреченской области" (Казань, 1879), "Сарты" (3-е издание, Ташкент, 1908), "Пословицы и поговорки сартов" (ib., 1895),. При помощи туземца Саттархана Остроумов перевел, по поручению британского библейского общества, Четвероевангелие на язык сартов (Лейпциг, 1891).

При его участии были изданы на узбекском языке произведения А.С.Пушкина ("Сказка о рыбаке и рыбке"), Л.Н. Толстого ("Чем люди живы"), брошюры "Краткая история древнего Египта", "Жизнь Колумба", "О пользе наук", "Рассказы из физической географии", "Географическая карта всех частей света" и др.

"Коран и прогресс" (ib., 1901), "Народные сказки сартов" (2-е издание, ib., 1906).

В 1907 издал сборник стихотворений Махтум-кули и извлечения из "Дивана" Мукими.

В1910 вышла его работа "Этимология сартовского языка".

"Мир ислама в прошлом и настоящем" (ib., 1912), "Исламоведение. Введение" (Ташкент, 1914), "Аравия - колыбель ислама" (ib., 1910), "Коран; описание внешнего вида и история текста" (ib., 1912), "Вероучение Корана" (М., 1915), "Шариат" (Ташкент, 1912).

Октябрьский переворот 1917 года Николай Петрович не воспринял, до конца дней относясь к нему отрицательно, все более и более уходя в молитвы и размышления, все больше и больше времени посвящая искреннему служению Богу. Своих настроений он не скрывал ни в дневниковых записях, ни в разговорах с окружающими и вскоре почти на четыре года удалился из Туркестана в родное село Сасово Тамбовской губернии… Так, по сути и была завершена его жизнь.

4474615_Ostroymov_Nikol_Petr_ (83x108, 7Kb)
Он еще возвращался в Туркестан, он еще продолжал и прежние ученые занятия. Но на службу в советские учреждения, помня его «дореволюционное прошлое» и зная о нынешних религиозных убеждениях, Н.П. Остроумова не взяли. «Лучший знаток ислама в Туркестане», по выражению В.В. Бартольда, он лишь иногда привлекался в качестве консультанта и лектора по истории Туркестана и по исламоведению…

Митрополит Владимир так говорит об Остроумове: "Образцом того, каким должен быть русский православный человек на Востоке, явилась личность Николая Петровича Остроумова - замечательного просветителя, историка, этнографа . Ferghana.ru

 

Верный поклонник Николая Остроумова, хранитель памяти о великом человеке - ташкентский историк и подвижникЮрий Флыгин , долгие годы по крупицам собиравший сведения о русском ученом и просветителе. Вести.UZ

Тесть Льва Васильевича Ошанина Николай Петрович Остроумов был крупным востоковедом, известным работами по истории Туркестанского края. Ольга Пославская – «Мой Ташкент».




Источник: https://www.liveinternet.ru/users/vadik15/post393675202

--

|Категория: Российская империя | Добавил: Мефодий (21.02.2019)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 951 | Теги: Остроумов, Николай Петрович, миссионер и исламовед
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [3]
Российская империя [16]
СССР [12]
Россия [4]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]