Тимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Кульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьЕвфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читать
Святой праведный Иаков Боровицкий принадлежит к числу тех святых, почитание которых целиком связано с посмертными чудотворениями; о прижизненном благочестии и подвигах таких христиан, как правило, ничего неизвестно; лишь впоследствии, в устной традиции и в ходе фиксации ее в письменности, появляются какие-то, часто противоречивые, сведения о них.
Что мы знаем о святом Иакове Боровицком? Существует так называемое Сказание о чудесах от мощей святого; оно известно в трех редакциях, называемых в науке «начальная» (не ранее 1561), «первая дополненная» (не ранее 1582) и «вторая дополненная» (не ранее 1599). В основании этого Сказания лежат исторические документы: акт об освидетельствовании мощей святого, состоявшемся 2 июля 1544 г.; грамота о перенесении мощей праведного Иакова (от 6 окт. 1544 г.); а также акт о перенесении мощей от 23 окт. 1544 г. Кроме этих документов материалом Сказанию послужили записи, фиксировавшие чудесные исцеления, происходившие как ранее, так и после — и даже во время освидетельствования мощей.
Кроме Сказания о чудесах в рукописной традиции распространилось сочинение, озаглавленное «Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей преподобнаго телеси святаго Иакова, иже в пределех великаго Новаграда, Боровитцкаго чюдотворца, как прииде Мстою рекою вопреки струям к месту Боровитцку, идеже лежаше, или коею славою прослави его Бог», известное с 1600 г. и во многом ориентированное на текст службы святому (написана в 1572 г.) и на вышеупомянутое Сказание о чудесах, которое является основным источником сведений об Иакове Боровицком.
Итак, Сказание сообщает следующее.
Летом 1544 года к архиепископу Новгородскому и Псковскому Феодосию обратились жители селения, известного в то время как Боровицкий погост (одно время именовался как Спасский погост; ныне город Боровичи Новгородской обл.), с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, покоящихся в часовне на правом берегу Мсты. В ответ на прошение из Новгорода были посланы клирики Софийского собора, которые приступили к освидетельствованию мощей; параллельно они расспросили местных жителей, которые рассказали клирикам местное предание, передававшееся из поколения в поколение «памятухами», т.е. сказителями — старожилами. По этому преданию, однажды в Светлый Вторник, во время апрельского половодья на реке Мсте (Мъста, от прибалтийско-финского musta, «черная») к правому берегу прибило большую льдину, которая несла на себе мощи, покоящиеся в гробе-домовине, выдолбленном из цельного дубового (вариант — соснового) ствола-колоды; было совершено погребение, и на этом месте воздвигнута была часовня. Новгородские клирики не смогли точно установить дату явления мощей, поэтому дошедшие до нас источники разногласят между собой; разброс дат — от апреля до октября, и годы — от 1452 до 1544. Тем не менее, опираясь на устное местное предание можно более вероятной датой явления мощей признать 11 апреля 1452 года. Появившаяся позднее «Повесть словеси…» рассказывает о том, что мощи плыли против течения (такой характер движения напоминает известный сюжет из Жития свт. Иоанна Новгородского, где плот с архиепископом также плыл по Волхову против течения), а жители погоста, когда льдина с гробом пристала к берегу, не придумали ничего лучшего, как отпихнуть ее обратно на стремнину длинными шестами, руководствуясь, вероятно, теми же соображениями, что и герой стихотворения гениального Пушкина «Утопленник»; и так происходило дважды, ибо мертвец возвращался на то же место, — пока на третий раз, наконец, старейшина боровичей не был вразумлен самим таинственным гостем: во сне старцу явился юноша и строгим голосом спросил: «Почто вы, христиане, отказываете в христианском погребении мне — брату вашему во Христе? Уже ли только потому, что не ведаете имени моего? — Так знайте, что я называюсь по имени святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, память которого в октябре, в 23 день». Было бы заманчиво, — добавим от себя, — остановиться и рассмотреть очень глубокую, даже скажем — Богословскую — символику и метафизику таинственного путешествия долбленого дубового ковчега-гроба по водам «Черной» реки: здесь бы мы нашли бесчисленные параллели и с суденышком Ноя, носимым по водам Потопа, и лукошком Моисея на водах Нила, и даже с первоначальными Водами Бездны Шестоднева. Как из пасти библейского кита, из пучины бездонных «черных» вод, из «инициатического» дома-домовины — «Древа», тридневно выходит на берег, чтобы стать знамением Божией Благодати, новоявленный святой Христов, чтобы и через него, в нем, — чтобы и в этом загадочном аспекте, прославился Единый Святой — Христос, как Солнце — в своих лучах-протуберанцах. Но не будем распространяться дальше — это бесконечно интересная тема отдельного исследования, — а вернемся к нашему повествованию.
Новгородская архиепископская комиссия узнала также и о случаях исцелений болящих, бывших на месте погребения принесенных Мстою останков, а также и о целебном источнике, открывшемся там же. Получив доклад вернувшихся в Новгород клириков, архиепископ Феодосий поставил в известность о мстинских событиях митрополита Московского св. Макария; тот ответил грамотой, в которой предписывал организовать перенесение мощей праведного Иакова из береговой часовни в недавно построенную церковь Сошествия Святого Духа в боровицком Свято-Духовом монастыре. Феодосий посылает грамоту от 6 октября 1544 года с распоряжением, согласно которому в Боровицкий погост направляются игумен новгородского Антония Римлянина монастыря Константин и презвитер Иоанн; на них возлагается обязанность собрать клир и народ боровичей и с пением перенести мощи с берега Мсты в Боровицкий монастырь, где и положить их в соборной церкви Сошествия Святого Духа у южных дверей, в раку, с устроением над нею гробницы; с сим дается благословение день перенесения мощей праздновать ежегодно. Торжественное пренесение мощей праведного Иакова Боровицкого было осуществлено 23 октября 1544 года, в день памяти святого апостола Иакова; тогда же был освящен и монастырский собор во имя Сошествия Святого Духа.
Совершающиеся у мощей чудеса начинают фиксироваться в записях. Главным образом это были исцеления от различных недугов — болезни глаз, паралича, горячки, головных болей (возможно, инсульта), одержимости нечистыми духами. Так называемая «первая дополненная редакция Сказания о чудесах» упоминает о 169 случаях исцелений как с местными жителями, так и с приходящими из Новгорода, а также с клириками окрестных монастырей. Позднейшая «Повесть словеси…» в отношении чудес святого приводит число обобщенное, без указания обстоятельств, при которых эти чудеса совершались, поэтому можно предположить, что число это, скорее всего, символическое: «осмьдесят и осмь седмиц»; так или иначе, свидетельствует оно о многочисленности чудес.
С ростом известности на Руси Боровицкого погоста, затем города Боровичи, с его местной реликвией, росло и предание об Иакове, чудотворце Боровицком, или, как принято стало называть его позднее, Боровическом, или Боровичском. Принимались во внимание особенности быта жителей побережья Мсты, реконструировались и припоминались давние обычаи. Река Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро, известна своенравным характером — где-то она тихо течет в туманах и излучинах меж великолепных живописных холмов, поросших смешанным лесом, оглашая майские рассветы лягушачьими и соловьиными концертами; а как раз в районе Боровичей она перекатывается через могучие камни-валуны, образуя пороги. По Мсте издревле шел торговый путь, называемый Волжским, связывающий Скандинавию — через Мсту и Волгу — со странами Арабского Халифата. Много позднее, уже в Российской империи, Мста включается в Вышневолоцкую водную систему — оборудованный гидротехническими сооружениями маршрут, снабжавший новую столицу империи Санкт-Петербург продовольствием из центральной России. Основным занятием жителей как погоста, так впоследствии и города Боровичи, была проводка торговых судов через мстинские пороги. Так и о боровицком чудотворце Иакове со временем «вспомнили», что он, кажется, был то ли бурлаком-«судовщиком», то ли лоцманом на Мсте, проводил караваны судов через мстинские пороги. Да и, скажем к слову, тщившиеся «решить проблему» с приставшим к берегу Мсты невесть откуда взявшимся покойником тоже были «специально обученные люди»; правда, как мы теперь знаем, их профессиональные навыки и инвентарь — длинные лоцманские багры — не помогли им; их «проводка» домовины по Мсте не удалась, но сам «судовщик» Иаков чудотворец «провел» их в правильном направлении — к благодарному почитанию дарованной боровичанам Божественным Промыслом святыни. Существует вариант местного предания, сообщающий о том, что Иаков был Христа ради юродивым и что его убило ударом молнии — последний факт, вероятнее всего, объясним определенным типологическим соответствием боровицких преданий с преданием о другом северорусском святом — Артемии Веркольском, также малоизвестном при жизни и прославленном посмертными чудотворениями.