Лосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читать
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьШелохвостов Иван Юрьевич капитан спецназа Герой России. В 2003 году в Аргуне, прикрывая отход группы, уничтожил 14 бандитов читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читать
Ученик и сомолитвенник прп. Александра Ошевенского, вышел из его обители вскоре после смерти святого.
Строгий постник, молитвенник, он уединился на месте, где впоследствии находился Кенозерский приход Каргопольского уезда.
Много лет провел в уединении.
Со
временем к Пахомию за советом и благословением стали приходить местные
жители, некоторые просили старца принять их под свое руководство,
постепенно около кельи преподобного возникла целая обитель иноков.
Здесь был поставлен храм в честь Преображения Господня.
В своей обители прп. Пахомий (к концу жизни он уже был игуменом), устроил больницу для немощных старцев.
Братия сами вместе с настоятелем трудились на земле: сеяли хлеб и убирали его, ловили рыбу, расчищали лесные участки под поля.
Прп. Пахомий почил в глубокой старости в основанном им монастыре.
Вскоре после смерти святого от его гроба стали совершаться чудеса.
В 1800 году Преображенский храм и все, что в нем находилось, погибло в пожаре.
Остались нетронутыми огнем лишь три доски над могилой святого.
Часовня Пахомия Кенского
В ниже публикуемых исторических документах, находятся некоторые подробности о Прп. Пахомии Кенском и его учреждённой Обители.
Есть также небольшие места
повтора, которые характеризуют авторскую мысль изысканий, и особенно
указывают на ценность достоверной конструкции в предложенных статьях:
А.В.Пигин, д.ф.н., профессор кафедры русской литературы Петрозаводского Государственного Университета
Книжность и книжники Пахомиева Кенского монастыря
Пахомиев Кенский Спасо-Преображенский монастырь
был основан святым преподобным Пахомием Кенским (вторая половина XV –
начало XVI в.), находился на левом берегу реки Кены недалеко от
Кенозера, в 90 верстах к северу от Каргополя; упразднен в 1764 г.
К. А. Докучаеву-Баскову
была известна хранившаяся в Кенском монастыре рукописная книга (в 4-ю
долю листа, на 53 страницах, писана крупным полууставом), содержащая
Слово о Пахомии Кенском, "Извещение вкратце о преподобнем отце нашем
Пахомии Кенском каргопольском чудотворце, в кая лета бе” и описание 18
чудес святого в первой половине XVIII в. (датированы только 7 из них –
периодом между 1702 и 1741 гг.).
К. А. Докучаев-Басков
датировал этот корпус текстов 1742 г. и высказал предположение, что его
автором мог быть строитель Кенского монастыря иеромонах Макарий (1742 –
1756 гг.).
Автору
XVIII в. не было известно ничего о происхождении Пахомия Кенского: "не
познавается, откуду сей отец наш авво Пахомий прииде на место сие: коего
града, или веси, и отечества и рода”. Главным источником для автора
послужил "летописец” Антониева Сийского монастыря, откуда он почерпнул
сведения о том, что постриженником и учеником Пахомия Кенского был
святой Антоний Сийский, живший в Кенском монастыре в 1508 – 1513 гг.
Автор полагает, что
"подлинная история” (т. е. древнее житие) Пахомия Кенского могла сгореть
в пожаре или пропасть во время "литовского нахождения”.
Два
кратких и, вероятно, тоже поздних рукописных сказания о Пахомии Кенском
были известны Е. В. Барсову: "Автор (т. е. Е. В. Барсов. – А.П.) имеет
два кратких сказания о Пахомии Кенском; в одном из них говорится, что он
жил при великом князе Василье Ивановиче, а в другом – при Иване
Васильевиче.
Впрочем, в том и другом
замечено, что когда он жил, доподлинно неизвестно”. Текст одного из этих
сказаний в настоящее время известен: "О преподобнем отце Пахомии
Кенском чюдотворце, в кая лета бе. Нам, возлюбленнии, неизвестно, откуду
сей отец наш авво Пахомий Кенский, коего града или веси.
Но токмо значится от
преподобнаго Антония Сийскаго, от Летописца его: Антоний Сийский
пострижен бысть от преподобнаго Пахомия Кенскаго в лето 7016, и в
послушании у него пребысть 5 лет, и отпущен бысть от Пахомия в лето
7021, и преселися на реку Шелексу.
И тамо поживе 7 лет, и
оттуду изгнан бысть поселяны, и прииде на реку Сию, идеже ныне монастырь
стоит Сийский. А Пахомия преподобнаго житие огнем згорело, но токмо
слышано, что при царе Иване Васильевиче прииде на место сие преподобный
Пахомий и братии было много общежительство”. . Известия
о Пахомии Кенском и его монастыре содержатся также в различных
редакциях Жития Антония Сийского. Здесь отмечается, что Пахомий был
учеником святого Александра Ошевенского, рассказывается о видении ангела
Антонию Сийскому около Кенского монастыря, о пострижении Антония
Пахомием в монахи и о жизни Антония в Кенском монастыре.
В
XVIII в. выговскими старообрядческими книжниками было составлено
похвальное слово каргопольским святым, в котором прославляется и Пахомий
Кенский: "Слово похвалное преподобным отцем Александру Ошевенскому,
Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму
Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргопольским”...
О Пахомии Кенском
приводятся здесь такие слова: "Инокихъ четы собра и на чреды распредели и
делати свое спасение и хранити наказа и оплотомь законоположения
общежительнаго огради, не крадомь от татей мысленныхъ и не поядаемь от
инокъ дивиихъ, утверди.
И славится священнымь
именемь преподобнаго отца Пахомия и яко тяжчайшимь камбаномь повсюду
благовествуется, проповедая самовидениемь ктитора чюдна, архитектона
дивна, киновиарха изрядна, отца велика и наставника спасителна, в самой
той живша добре и богоугодне и на высоту совершения востекша и доблестей
цветы духовными процветша и плодъ трудовъ своихъ в житницу царствия
небеснаго собравша и духомь тамо преселившася, останкомь же своихъ мощей
и гробомь, в немъ же почиваетъ, светлеется во обители и, яко звездами,
всюду чюдесы и знамении озаряемъ” и т.д.
Наконец,
к истории Кенского монастыря имеет определенное отношение еще один
рукописный памятник XVIII в.: "Повесть о начале Лебяжый пустыни, что в
Каргополскомъ уезде промежду волостми Лекшморецкой и Тихменской, близъ
Лебяжья озерка, на болшей почтовой дороге”....
Здесь повествуется, в
частности, о конфликте между иноками Лебяжьей пустыни и строителем
Кенского монастыря Филаретом в конце XVII в....
По характеристике
К.А.Докучаева-Баскова, Филарет – "единственный из всех известных нам,
весьма немногочисленных настоятелей Пахомиевой пустыни как по своему
продолжительному управлению обителью, так и по своей неустанной
заботливости о приобретении новых угодий, рыбных ловель, земель для
монастыря, которых у обители и так было много”. Филарет изображается в
повести властным и уверенным в себе человеком: он пользуется, судя по
всему, расположением новгородского митрополита Евфимия ....
Вероятно, заботясь о
благополучии своего монастыря, Филарет мог опасаться, что появление по
соседству новой обители отвлечет от Кенского монастыря внимание
церковных и светских властей. В любом случае повесть свидетельствует о
том, что в конце XVII в. авторитет Кенской пустыни и ее настоятеля был
весьма высок.
До нашего времени сохранились некоторые печатные книги из библиотеки Кенского монастыря ...
Известны также грамоты, данные Кенскому монастырю в XVII в.
КЕНСКАЯ ПАХОМИЕВА ПУСТЫНЬ.
Кенская
пахомиева пустынь входила в состав Каргопольского уезда, сейчас эта
территория входит в Архангельскую область Плесецкий район.
Основателем
и первым настоятелем Кенского Спасо-Преображенской монастыря является
преподобный Пахомий Кенский – согласно житию, ученик преп. Александра
Ошевенского.
Монастырь возник не позднее начала XVI в., а может быть, и в конце предшествующего столетия.
В
1508 г. в Кенской обители принял иноческое пострижение преподобный
Антоний Сийский и подвизался первоначально под руководством преподобного
Пахомия.
Антоний пробыл здесь, значительное время, и был удостоен священного сана.
Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады и жалованы земли.
В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: "Скорбно место сие!
Братия
здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные
возделывают нивы, никто не остается праздным...".
В центре
монастыря стояли две церкви - холодная пятиглавая во имя Преображения
Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с
колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи.
В конце XVII века была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырь был огражден оградой.
Скончался преподобный Пахомий Кенский 6 (19 по новому стилю) января 1515 года.
Память его празднуется Русской Православной церковью в первую субботу после Крещения Господня.
К середине XVI века пустынь набирает силу. Ей жалуются Русскими царями большие земли вдоль реки Кены.
В начале следующего столетия обитель подвергается нашествию польско-литовских отрядов.
Это событие описано следующим образом.
В 1615 году, во времена "черного попа Иосифа" пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков.
"...
Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.., и старцев и
служек побили насмерть, и живот (имущество) всякой пограбили... и
разорили до конца.
А осталось де их в монастыре только 7 старцев...".
Вскоре пустынь была восстановлена и до середины XVIII века она возвеличивается.
Монастырь владел большим количеством земли, вдоль окружающих его рек и озер.
Возвеличивания
Кенской пустыни было связано с торговым путем через Поонежье, но к
XVIII торговые пути берут другие направления, и вместе с ними теряет
значения и монастырь преп. Пахомия.
В марте 1748 года, при
строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле монастыря (умер в
1756 году), пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к
Спасо-Каргопольскому монастырю.
А в 1764 году Кенский монастырь был упразднен, став приходом.
Весной 1800 году, на Троицу, строения бывшего монастыря погибли от пожара.
В 1804 году началось строительство на месте монастыря каменной церкви.
В 1810 году был освящен первый придел - теплая церковь во имя Николая Чудотворца.
Лишь в 1841 году был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы.
А через год-второй - во имя Преображения Господня.
В
1867 году к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя
преподобных Пахомия Кенского и его постриженника - Антония Сийского на
средства каргопольской купчихи И. Насоновой.
На ее средства был заменен в 1868 году главный иконостас в этом храме.
Над
папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная
колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30
пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова.
К настоящему времени от Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни ни чего не осталось.
По мнению местных жителей монастырь находился в районе дер.
Коровино
(ниже Першлахты по р.Кене).Теряется и память как о монастыре, так и той
большой роли которую он играл в развитии северного торгового пути
древней Руси.
Сылки. - Н.А.Макаров КЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. - В. А. Пигин. Литературные сочинения о Пахомии Кенском, Каргопольском Чудотворце - Ю.М.Критский, С.А.Синяговский. МОНАСТЫРИ и ПУСТЫНИ КЕНОЗЕРЬЯ в XIV-начале XX века.
Одновременно с новгородской колонизацией Севера шла монастырская.
Во второй
половине XV в. "монастырская колонизация перешла из Белоозерского края, -
писал В. О. Ключевский, - в бассейн реки Онеги.
Неведомый
инок Пахомий... по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах
от него к северу монастырь на реке Кене" 1, притоке Онеги, на левом
берегу, в четырех верстах от Кенозера.
К сожалению в литературу вкралась ошибка о местонахождении монастыря.
Так, например, Г. П. Гунн его разместил "на месте деревни Кенорецкой"2 (Измайловская).
Из
челобитной настоятеля Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской
пустыни Филарета царю в 1682 г. узнаем, что Пахомий был не просто
основателем, а и игуменом монастыря, имел церковный сан пресвитера,
назывался чудотворцем и преподобным, то есть был причислен к лику святых
и писался на иконах.
Это видно и из описей Кенского монастыря 1755, 1765 и 1766 гг.
В Большом Синодике Александро-Ошевенского монастыря Пахомий назван прямо священно-игуменом3.
Родился Пахомий в 1450 г.
Был учеником преподобного Александра Ошевенского, после смерти которого вышел из Ошевенского монастыря.
Уединился Пахомий на реке Кене, близ Кенозера.
Окрестные
жители стали приходить к нему за советом и благословением, а ревнители
иночества стали просить его принять их под свое руководство4.
В 1508 г. в Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехта Двинской волости.
Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство.
При постриге в мантию Пахомий нарек его именем Антония Великого.
Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные.
Когда его
рукоположили в священннический сан, то не оставляя этих работ, он взял
на себя по благословению Пахомия и уход за больными старцами.
Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество5.
В
центре монастыря стояли две церкви - холодная пятиглавая во имя
Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя
Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи.
В конце XVII в. была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырь был огражден оградой.
Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители6.
В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: "Скорбно место сие!
Братия
здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные
возделывают нивы, никто не остается праздным..."7.
Скончался преподобный Пахомий Кенский 6/19 января 1525 г.
Память его празднуется Русской Православной Церковью в первую субботу после Крещения Господня.
В "Житии Пахомия Кенского" указывается, что преподобный в своей деятельности "был похож на Сергия Радонежского"8.
Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады.
Так,
пожертвовано "от Ивана Исакова, да Михаила Сумарокова на каргопольское
дворовое место, что в Каргополе, на Иванской площади".
Кенские
монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте
"О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682)
г., декабря 15 дня"9.
К середине XVI в. Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли.
В 1555 или
1556 г. Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная
несудимая грамота "на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской
волости"10.
Это
подтверждает и сошное письмо "Платежница Якова Сабурова и Ивана
Кутузова с товарищи, лета 7164", то есть 1556г.: "На реке на Кене
монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без
четверти деревни.
А сошные пашни 3 обжи..." 11.
Из вкладной
книги Спасо-Преображенского Каргопольекого монастыря, Строкиной пустыни
мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря Геннадии (в 1569 г.)
пустынь жила со средствами.
Из
той же вкладной книги мы узнаем, что в июне 1581 г. "игумен Дионисий
Кенского монастыря дал Спасу на колокольницу полтину денег, да в дом дал
вкладом 5 рублев денег".
Через 10
лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес очередной вклад
Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю 12, что еще раз говорит о
благополучии Кенской пустыни.
В 1584 г. Кенскому монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.
В 1615 г., во времена "черного попа Иосифа", пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков.
"...
Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.... и старцев и
служек побили насмерть, и живот (имущество -Н.М.) всякой пограбили... и
разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев..." 13.
В
апреле 1616 и в марте 1621 г. монастырь был жалован грамотами царя
Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и
Федором Алексеевичем в 1654 (на имя черного попа Исакия) и 1681 г.
Из
"Писцовой книги 1621-1622 годов" Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина
мы узнаем, что владениями пустыни были "за рекою за Кеною, двор скоцкой
(деревня Коровий двор - Н. М.).
Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря - Н. М.), а в ней двор монастырский...
Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий"14.
По грамоте от 9 ноября 1682 г. видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда.
Только по
сведениям за 1735 г. имелось в соляном амбаре "Кенского монастыря у
прикащика - монаха Иоакима 144 пуда" соли. По грамоте 1682 г. владениями
Кенского монастыря были "в волости Нижнем Бору Троицкого прихода,
половина деревни Самсоновской (возможно Семеновской - Н. М.),
Заколодезная тож".
Пустынь
владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку
Кену- Н. М.), "наСтре-лице, да на Волове, да на Важке реке (впадает в
Чурьегу-Н. М.), да по реке Онеге, против Слузихи, деревня Ивановская, по
реке Онеге, против Волковых до Куричин-ской заводи, да у Зуевых ляг...
На Кене... велось Кенорецкая.
В деревне Олеховской монастырский двор... , да деревня Захаринская".
Кроме
всего, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки
Кены и Кенозера: "се тони владеют Кенского монастыря старцы"15.
Строитель
Исакий, настоятель Кенской пустыни известен еще по двум документам 1655
г.: поручной "записи" крестьян Ловзангской волости Каргопольского уезда
и челобитной о принятии на военную службу некоего Левка Михайлова.
26
февраля 1684 г. жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра
Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители.
Подписал
грамоту "думный дьяк Емельян Игнатьев, сын Украинцев" 16 (впоследствии
известный русский дипломат, глава Посольского приказа в 1689-1699 гг. -
Н. М.).
В 1676 г. игуменом Кенского монастыря был Каллиник, а в 1678 во главе монастыря стоял старец Никифор.
К сожалению, об их деятельности почти ничего неизвестно.
В 1681-1697 гг. настоятелем пустыни был строитель Филарет.
Филарет -
это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского
монастыря, как по своему продолжительному управлению обителью, так и по
приобретению значительных земельных угодий и рыболовных тоней для
монастыря.
Филарет писал: "Кенская де пустыня стоит в диких лесах..." 17.
Жалованная
царская грамота от 15 января 1687 г. подтвердила права Кенского
монастыря на деревни - Олеховскую (ныне Корякина - Н. М.) и Ивановскую -
в Кенорецкой волости, Самсоновсую и Захарьевскую - в Троицкой
волости18.
В
результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и
Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 г. Пахомиева пустынь получила в
оброчное содержание земли вверх по реке Кене, на Кенозере до Толстого
наволока с землями вокруг Порменского озера.
Поперечного
ручья, Тиглинского озера, вокруг Лахты до Лось-камня на реке Кене на
левом берегу которой до речки Большой Важенец, а также земли вокруг озер
Долгое, Солозерское и Вешко около Гужовской лахты, то есть на 40 верст
выше Почезерской волости.
А
по грамоте Петра I от 31 января 1697 г. Спасо-Преображенская Кенская
пустынь приобрела в оброчное содержание земельные угодья и рыболовные
тони в Почезерской волости по реке Токше, озерам Великое, Корзы,
Токшеозеро и Щучье19.
Одновременно рост владений Кенской пустыни шел за счет вкладов местных зажиточных крестьян.
Так монастырь получил в лето "7196 (1688) от Карпа же Брыкина сенные покосы, что, словеть пожня Новотеребья".
В том же
году, 11 апреля, в Кенорецкой волости крестьянин Елисей Агапи-тов Попов
внес вклад монастырю - сенокосы на Мироновом острове.
Известный
исследователь Спасо-Преображенского Кенского монастыря К. А.
Докучаев-Басков приводил документ: в "7206 (1698) году сентября 8 дня
Кенорецкой волости, деревни Соймусовой, от Карпа Еремеева, сына Брыкина с
соседьми, да деревни Вранникова, от Моисея Петрова Щербакова с
соседьми, сенные покосы на Кене реке, пониже монастыря, что на Ламском".
В феврале 1700 г. пустынь получила закладную на деревню Жаровскую в 350
рублей от крестьянина Никиты Яковлевича Шалухина20.
Кенская
обитель владела и многочисленными сенными покосами и в Кенорецкой
волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив Чудотворной церкви
Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и по реке Онеге у
озера Лача.
В
условиях общерусского централизованного государства к середине XVIII в.
торговый путь через Поонежье почти полностью утратил свое значение.
"И... Волочек ныне пуст, - писал Андрей Лихачев, - в гости той дорогой не ездят-ездят новой дорогою".
И Пахомиева пустынь пришла в упадок.
В марте
1748 г., при строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле
монастыря (+1756 г.), пустынь утратила свою самостоятельность и была
приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю. А в 1764 г. Кенский
монастырь был упразднен.
По описи 1766 г. в книгохранилище монастыря находилось около 100 книг.
Это подтверждает, что пустыни были теми небольшими островками книжности и духовности средневекового Севера.
Какова дальнейшая судьба "сие скорбного места"? Весной 1800 г., на Троицу, монастырь погиб в результате пожара.
В 1804 г. началось строительство на месте монастыря каменной церкви.
В 1810г. был освящен первый придел-теплая церковь во имя Николая Чудотворца.
Лишь в 1841 г. был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы.
А через год-второй - во имя Преображения Господня.
В 1860 г. священником прихода был Федор Иванович Плотников.
В 1867 г. к
теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных
Пахомия Кенского и его постриженника- Антония Сийского на средства
каргопольской купчихи И. Насоновой.
На ее средства был заменен в 1868 г. главный иконостас в этом храме.
Над
папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная
колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30
пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова21.
К
сожалению, церкви не сохранились до наших дней. И не каждый местный
житель сможет указать место этого монастыря, сыгравшего значительную
роль на транзитном пути в Беломорье, в освоении русскими людьми
Европейского Севера.
1.
Макаров Н. А. Кенский монастырь //Плесецкие новости. - 2002. - 5
января; Он же. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь
//Поморская энциклопедия. В 5 т. Т. I: История Архангельского Севера
/Гл. ред. В. Н. Булатов; Сост. А. А. Куратов. - Архангельск, 2001. - С.
294.
2
Гунн Г. П. Каргополье-Онега. - М., 1989.-С. 108; Никодим, архимандрит.
Олонецкие святые: Их жизнь и церковн. чествование //Олонецкие
епархиальные ведомости. - 1903. -№ 13.-С. 469-473; Он же. [Преподобный
Пахомий, Кенский чудотворец]//Там же. - 1910.-№13.-С. 256-257.
3 Докучаев-Басков К. А. Кенский монастырь, Пахомьева пустынь //Христианское чтение. - 1887. - Ч. 2. - С. 254-298.
4 Русские святые: 1000 лет русской святости /Жития собр. Таисия (Т. Г. Карцева). -СПб., 2000. - С. 50.
5 Там же.-С. 723.
6 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч.
7 Там же.
8 Русские святые... -С. 50.
9 Докучаев-Басков К. А. Указ. соч. - С. 499, 498.
10 Там же. - С. 254-298.
11
Платежная книга Каргопольского уезда, 1555/56 гг./Пубп. А. И.
Копанева//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр.
сб. - Вологда, 1972. - Вып.2. - С. 267.