Туполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читать
Капитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читать
Священномученик Иосиф, первый Митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары, из служилых людей.
Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины.
Мальчику было семь лет, когда, в городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. Начальные люди Астрахани подверглись расправе, не пощадили мятежники и священнический сан, — самого владыку Феодосия, при котором Астраханская кафедра стала самостоятельной, с бесчестием отвели в Троицкий монастырь и посадили под стражу. Посягнуть на жизнь архипастыря мятежники не решились, однако же люди его подверглись жестокой расправе. Многих похватали, побросав вниз с раската, — верха высокой дозорной башни в кремле. Казнены были также несколько священников Успенского собора, попытавшихся заступиться за Феодосия. Толпа растерзала соборного протопопа Фому и иерея Кондрата, а протодьякон Никифор подвергся еще более страшной участи — его живьем сожгли на костре.
В дом отца будущего митрополита астраханского, Климента, который служил при владыке и пользовался его особым расположением, ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь. Родителей, к счастью, в ту пору дома не было, но когда они вернулись — они нашли своего сына, маленького Иоанна — при смерти.
Подкупив стражу, его родители проникли к находящемуся под стражей владыке, тот, после долгой молитвы за ребенка, советовал им посвятить сына Богу, на что те с радостью согласились. Когда Иоанн немного пришел в себя, его отдали в обучение грамоте — к монахам Троицкого монастыря.
Однако, при жизни больше никогда не пересекались пути архиепископа Феодосия и Иоанна, которому предстояло в далеком будущем занять его место, — не решаясь содеять смерть владыки, восставшие насильно выдворили его из города, — закованного привезли в Москву к Лжедимитрию, которого святитель Феодосий обличал как самозванца.
Помня с младенчества этот урок, в будущем архипастырь Иосиф так же мужественно стоял за православную веру, государя и Отечество.
Ища спасения души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита — уже на пятьдесят втором году жизни. Затем он уехал в 1656 году в Москву, где и был посвящен Патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.
Был он достойнейшим Архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в Астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший Царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на Церковный Совет (в 1663-64 гг.). Патриархам восточным — Александрийскому Паисию и Антиохийскому Макарию, он показался «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». В 1667 г. Святитель Иосиф стал Митрополитом — первым митрополитом Астраханским.
11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина Святитель Иосиф призывал народ не поддерживать восставших, понимая, что бунт все равно будет подавлен и тогда прольются реки крови. Он непрестанно молился о прекращении кровопролития и призывал верующих к покорности властям, оберегая свою паству от неминуемого государева гнева.
Когда разинцы штурмом взяли Астрахань, сам атаман вершил свой короткий суд. Он повелел казнить воеводу Прозоровского, которого раненного принесли к нему на ковре, — приказал бросить защитника города с Раската, с крепостных стен.
Восставшие, которым терять уже было нечего, помимо захваченных бояр, стрелецких сотников, — которые мужественно защищали город, будучи верными присяге, — устроили также суд и над священнослужителями, считая, что они-то и являлись главными вдохновителями сопротивления восстанию Разина. Не пощадили ни дьячков, ни митрополита.
Иосиф принял мученическую кончину в городе, в котором родился, и жители которого были благословляемы им как возлюбленная паства, — в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы Святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился, и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, разбойники после долгих пыток сбросили Святителя Иосифа со ската крыши.
Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело Святителя было перенесено в придел святых Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем честные мощи были положены в гробницу, но погребение их произошло лишь через три года. И все это время мощи сохранялись нетленными. Уже с первого дня мученической кончины Святителя от его святых мощей произошло много чудотворений.
Окончить повествование о первом митрополите Астраханском хотелось бы словами из книги «С молитвой против смуты», подробно описывающей житие Иосифа Астраханского, автором которой Высокопреосвященнейший Иона, Архиепископ Астраханский и Енотаевский:
«Погребение астраханского архиерея летом 1672 г. вылилось в небывалое торжество. Владыка Иосиф принял на себя главную тяжесть борьбы против бунта, и вот освобожденная Астрахань кланялась и приносила хвалу ему как настоящему победителю. Он лежал недвижим, но сама жизнь вокруг торжествовала победу и правду его. Погребение совершал преемник владыки Иосифа на Астраханской кафедре митрополит Парфений, рукоположенный в астраханского архиерея в последний день мая 1672 г. Честные останки священ новомученика были извлечены наверх и заново освидетельствованы, после чего стало известно, что тело его сохранилось совершенно нетленным, хотя уже более года прошло по кончине. Гроб поставили в Успенском соборе открытым, и множество астраханцев приходили прикладываться к нетленным мощам. Расслабленные у гроба начинали ходить, слепые прозревали, а из бесноватых выходили нечистые духи. Три дня простоял гроб в соборе, и три дня вереницей к нему шли жители города. Они искренне сокрушались, что так поздно прозрели и вовремя не услышали призыва своего архипастыря. Однако же они верили, что митрополит Иосиф не оставил их невидимым своим заступлением, и что именно по его молитвам Астрахань избежала нового кровопролития и многих жестоких казней.
В том же году по самоличному царскому распоряжению в Астрахани снесли башню-раскат, страшный памятник бунта. Символично, что место гибели священномученика Иосифа станет затем именоваться Лобным местом, как и Голгофа, на которой принял крестную смерть Христос.
Здесь будут оглашать указы властей и царские грамоты — всякий раз словно напоминая о том, что закон и спокойствие на Астраханской земле утверждены не одной земной властью, но, вместе с тем, трудами и кровью многих православных подвижников. В летописи святости, существующей в этом далеком краю еще от времен Хазарского царства и Золотой Орды, и после окажется записано еще много славных страниц. Однако, служение и жертва митрополита Иосифа стали исполнением и венцом христианского подвига, берущего на себя, особенно во времена исторических потрясений, самые неразрешимые и тяжелые бремена народной и государственной жизни».
(Полный текст книги можно прочитать на официальном сайте Астраханской и Енотаевской Епархии).
Книга, детально освещающая житие Астраханского Заступника, была высоко оценена Святейшим Патриархом всея Руси — Алексием II.
Канонизация Священномученика Иосифа Астраханского совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года.
Особенно горячо способствовал этому архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский), который в августе 1916 года прибыл в Астрахань, а в августе 1917 года стал наиболее активным участником Поместного Собора в г. Москве и одним из наиболее ярких сторонников возрождения патриаршества. Именно этот горячий поборник православия добился в столь тяжелое смутное время канонизации святого заступника астраханской земли, — во время, когда умы были заняты земными делами. И именно он повторил тот же мученический путь, и был так же прославлен по смерти.
Прославление священномученика пришлось отложить на год в связи с событиями 1917 — 18 г.г., после чего архиепископ Митрофан настоял на торжествах.
Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 (24) мая 1919 года в Астрахани подвергся расстрелу, причем, виновником этого объявили опять же архиепископа. Это, как и многие другие надуманные обвинения, легло в основу обвинения архиепископа в контрреволюционной деятельности. Летом 1919 года архиепископ Митрофан был арестован по подозрению в белогвардейском заговоре, а уже 23 июня (6 июля) 1919 года он был расстрелян. В 2001 г. священномученик Митрофан был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Так, согласно дошедшим до нашего времени легендам и слухам, один из разинских палачей, истязавших священномученика, под конец своей грешной жизни осознал, какой грех он совершил, подняв руку на священника, и быв участником казни невинного.
Летопись Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни, расположенной в Володарском районе Астраханской области — за паромом возле села Большой Могой, гласит, что в 70-х годах XVII столетия в дальнем скиту появился молчаливый, никому не известный человек. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач прожил здесь многие годы в посте и молитве, скончался и погребен был монахами.
С разинцами связана также и легенда о чудесном обретении иконы Смоленской Божьей Матери Чуркинским монастырем. Безбожники-разинцы, везущие из разбойничьих походов добычу, остановились в местности, впоследствии названной Разин-бугор (село Разино Володарского района Астраханской области), где решили разжечь костер на стоянке. В качестве топлива они использовали обобранную от драгоценностей святую икону без оклада. Однако богохульники были наказаны — разожженный ими же огонь ослепил и разогнал их, а икона Богородицы самостоятельно — против течения приплыла в чуркинскую пустынь, где и была обретена монастырской братией.
Будучи безвинно жестоко умерщвленным под пытками, владыко не находил покоя и после смерти. Как сказано выше, он и земле был придан по истечении длительного времени. Но и впоследствии мощи не раз тревожили. Вначале останки священномученика Иосифа покоились в крипте Успенского кафедрального собора (в подвале Музея, когда собор отобрали у церкви и устроили в нем экспозиции), причем, — в семидесятые годы вновь тревожили его покой при производстве околонаучных “археологических раскопок”.
Резная икона священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, верхний храм
В настоящее время благословенные мощи заступника и защитника астраханской земли находятся в нижнем храме Успенского кафедрального собора г. Астрахани, где многие верующие при обращении находят действенную помощь и утешение.