Прочти это! | Правила | О проекте

Темы

Форма входа

Логин:
Пароль:

Наш баннер

Помогите сайту, разместив наш баннер у себя на сайте


Код:

Или ссылку:
Славные имена. Нам есть кем гордиться
Код:

Иконы пишет парализованный человек.

Великая Страна СССР

+

Славные имена!

Бабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читать

Вологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читать
Максим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читать
Михаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читать
Цыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читать
Сусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читать
Капица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читать
Ползунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читать
Лаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читать
Брюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читать
Войно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читать
Павел Обнорский ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, читать
Ермак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читать
Михневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читать
Крутень Евграф Николаевич российский военный лётчик, ас истребительной авиации Первой мировой. Написал пособие по ведению воздушного боя читать
Сахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читать
Цзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читать
Зырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читать

Статьи

Главная » Статьи » Святость/служение » Российская империя

Иоанн Кронштадтский, первый русский священник канонизированный за свое служение

Оцени статью:
1829 -1908
Биография
К Дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому.

Вряд ли в истории православной России можно сыскать другого такого пастыря, который был бы столь же известен, любим и почитаем верующими, сколь был любим и почитаем протоиерей Андреевского собора в Кронштадте - отец Иоанн Ильич Сергиев (1829-1908). Родившийся в бедной семье сельского причетника, своим самозабвенным служением Господу и людям, он постепенно возвысился до уровня апостольского подвига, снискав мировую известность и любовь миллионов соотечественников. И можно ли усомниться в том, что такой светоч веры православной был послан Господом для укрепления духа русского народа накануне страшных испытаний, сравнимых разве что с гонениями на христиан первых веков?

Своим примером и святой чудотворящей молитвой он подготовил к подвигу мученичества и исповедничества тех, кому вскоре предстояло крестным путем взойти на Русскую Голгофу и пострадать до самой смерти за веру Христову.


В своем поэтическом слове к первой годовщине кончины протоиерея отца Иоанна Кронштадтского его ближайшая духовная дочь и сподвижница игумения Таисия Леушинская в декабре 1909 года писала:

… И сердце стремится, о пастырь любимый,
Твою в благодарности память воспеть;
Усердия много, но немощны силы,
И слово слабеет – безмолвствует речь...

Что уж говорить о нас, недостойных и грешных.
Приступая к написанию этого материала, мы еще и еще раз молитвенно обращались к этому великому святому, пока, наконец, душа наша не согрелась надеждой, ум – мыслью, а сердце – еще большей любовью и радостью. Да простит нас Всемилостивый Господь за наши скромные потуги.
К счастью, радость общения с этим дивным старцем не ограничена лишь рамками исторического пространства и времени. Святые молитвы отца Иоанна и сегодня наполняют и согревают нас, позволяя делить с Дорогим Батюшкой многие скорби и радости.

Взаимная любовь, взаимные моленья, -
Вот цепь взаимная меж небом и землей;
У Бога мертвых нет, все живы во спасенье,
И пастырь Иоанн жив любящей душой, -

записала матушка Таисия в те же дни.
Здесь в Петербурге на Карповке с Иоанновского женского монастыря, где покоятся святые мощи праведного Иоанна Кронштадтского, и начался наш крестный ход по местам жизни и подвигов этого великого пастыря.

Невольно вспомнился нам один удивительный случай из нашей жизни. Года два тому назад привезли мы на Валаам только что изданную в Москве по заказу Валаамского монастыря нашу книгу о Валаамском старце-игумене Дамаскине ( Кононове, 1795- 1881 г.г.). Тогда в этой обители гостил архимандрит о. Кенсорин, духовник Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря. Этот смуглый, с по-детски счастливой улыбкой монах рассказывал о тех временах, когда в течение 8 лет он был келейником последних Валаамских старцев (двое из которых - родом из Кронштадта). В конце 50-х годов власти позволили им вернуться из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) в Россию. Однако попасть на родной Валаам им так и не удалось (тогда в стенах бывшей обители размещался Дом престарелых и инвалидов), и они вынуждены были провести остаток своих земных дней в Псково-Печерском монастыре, где и познакомились со своим молодым келейником. Период общения о. Кенсорина с валаамскими старцами совпал со временем его монашеского становления. «Входя на послушание, вспоминал он,- я чувствовал их молитву, и сердце мое наполнялось Духом Святым». Эти великие старцы, рассказывал он, путем непрестанных трудов, подвига молитвы, поста и послушания приобрели образ Божий...

Особенно много, считает о. Кенсорин, они дали ему как духовные руководители, поддерживая молодого монаха на пути очищения его души. Отец Кенсорин в одной из своих книг говорит о том, что взирая на них, мы могли наглядно видеть людей, о которых нам пишут в житиях святых. Как-то трудно укладывается в нашем сознании, нашем воображении, говорит он, что эти жившие с нами люди совершали подвиги выше сил человеческих. «Конечно, не они совершали, как говорит праведный отец Иоанн Кронштадтский, но благодать, живущая в этих людях».

Сам о. Кенсорин полагает, что определяющим в его монашеском пути явилось благословение отца Иоанна Кронштадтского, некогда данное Добрым Батюшкой его матери, тогда еще 8-летней девочке, позже, в годы зрелости, горячо молившей Бога о том, чтобы хоть кто-то из ее пятерых детей стал служителем Божиим. Им и стал отец Кенсорин, наш тогдашний собеседник. Когда же мы в конце встречи подошли к архимандриту Кенсорину за благословением и желая вручить ему нашу книгу с дарственной надписью, он принял ее, поблагодарил и спросил: «Супруги? Идите-ка поближе, я благословлю вас крестом самого отца Иоанна Кронштадтского». То был суровый, тяжелый, серебряный крест с камешками, не тот, что мы привыкли видеть на фотографиях. Монах соединил наши головы, и мы почувствовали прикосновение этого необычайного креста. Благословил он и валаамского иеромонаха (ныне - игумена) о. Мефодия, бывшего с нами. От такой благодатной близости к этой святыне мы боялись даже вздохнуть и пошевельнуться. С тех пор мы уже не переставали думать об отце Иоанне Кронштадтском. И вот теперь, по прошествии лет, мы благоговейно склонили головы у гробницы со святыми мощами Дорогого Батюшки, помня прикосновение его креста. Здесь, в Свято-Иоанновской женской обители, некогда основанной и опекаемой им до конца своих дней, мы доподлинно ощутили молитвенную память о Кронштадтском праведнике. Ее несут в себе тысячи людей, которые и сегодня получают от него жизненно необходимую поддержку, помощь и вразумление.

Свято-Иоанновский монастырь
Еще в 1899 году в родном селе Сура (Архангельской губернии), на берегу Пинеги отец Иоанн основал Иоанно-Богословскую общину. В Петербурге же он замыслил создать подворье для приезжавших туда сестер. Всего за год было возведено здание трехэтажного храма в византийском стиле (арх. - Н.Н.Никонов). В 1901 году община была преобразована в обитель, а петербургское подворье – в Иоанновский женский монастырь. Любил свое детище на реке Карповке святой отец Иоанн, часто бывал здесь, служил литургии в главном верхнем храме, освященном в 1902 году во имя Двенадцати Апостолов и в нижней церкви, освященной еще ранее - в 1901 году во имя прп. Иоанна Рыльского, святого покровителя самого отца Иоанна.

В 1903-1908 г.г. в подвальном этаже здания была устроена небольшая церковь-усыпальница во имя святого пророка Илии и святой царицы Феодоры, чьи имена носили родители Кронштадтского пастыря. На другой день после его святой праведной кончины церковь была освящена (21 декабря 1908 г.), и он сам был упокоен в ней в беломраморной гробнице. Участвовавший в отпевании о. Иоанна священник отец Иоанн Альбов (как он замечает: «не относившийся к почитателям о. Иоанна Кронштадтского в строгом смысле этого слова», что придает его последующим словам еще большую ценность) в своих воспоминаниях писал: «Но что это за служба! Песни печальные, настроение же благоговейно-праздничное. Какая-то благодатная сила исходит от гроба и наполняет сердца присутствующих неземной радостью, словно окрыляет их, освобождает от чего-то. Осязательно чувствуется, что во гробе лежит святой, праведник и дух его незримо носится в храме и объемлет своею любовию и лаской всех собравшихся отдать ему последний долг». И далее замечает: «Из гроба его исходило какое-то духовное благоухание, ощущаемое духом…».

Многие чудотворения, начавшиеся еще при жизни о. Иоанна Кронштадского, продолжились и по его святой праведной кончине. Только в 1909 году у его гробницы совершились двенадцать исцелений, что было подтверждено документально. А к 1930-му году в книгах монастыря, по свидетельству автора полного жития святого Иоанна Кронштадтского И.К. Сурского, было записано свыше 100 таких чудес, «надлежащим образом засвидетельствованных». Об одном таком чуде свидетельствовал даже сам Владыка Макарий, получивший в 1913 году у гробницы о. Иоанна исцеление от экземы.

Мы входим в нижний храм. Торжественно - благостно в месте последнего упокоения святого праведного отца Иоанна. При жизни тонко чувствовавший красоту и благолепие мира Божия, праведник сам щедро дарил сердечную любовь и красоту людям. Ощущается это и здесь, в этой тихой усыпальнице, наполненной светом и благоуханием цветов. «Честна пред Господом смерть преподобных Его».
Наш батюшка Кирилл служит молебен с местным священником. Коленопреклоненные, мы просим святых молитв Чудотворца, а после - поем величание, подходим под елеепомазание…

Рядом с отцом Иоанном упокоена первая настоятельница монастыря – матушка Ангелина. Неподалеку от ее также беломраморной гробницы под стеклом - частицы схимнического одеяния настоятельницы, ее крест. На стенах - фотографии Дорогого Батюшки и первоигумении, его духовной дочери и сомолитвенницы.

Поднимаемся в верхний храм в честь Двенадцати Апостолов. И эти своды, и этот высокий купол также были свидетелями вдохновенных молитв Кронштадтского чудотворца. А потому не удивительно, что здесь уже в наши дни произошло еще одно необыкновенное событие - чудо обновления иконы «Покрова Пресвятой Богородицы». И с этим связана целая история.

Как предрекалось Кронштадтским Батюшкой еще на рубеже веков, скоро в нашем отечестве наступила эпоха «нечестивых правителей». В своем слове на Новый 1907 год, еще задолго до разразившихся после событий, святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Посмотрите, как мир близится к концу; смотрите, что творится в мире; всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу бесконечному, всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение… повсюду потеря стремления к высоким, духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мир потерял веру в бессмертие души и вечные ее идеалы…». И вот уже через полтора десятка лет (в 1923 г.) монастырские здания - отобраны, а монахини – выселены. Но и в тайной монашеской общине, по-прежнему возглавляемой матушкой Ангелиной вплоть до ее кончины 8 февраля 1927 года, еще теплилась духовная жизнь, которой также вскоре пришел конец. Почитаемая всей Россией усыпальница чудотворца была осквернена, мраморное надгробие уничтожено, а само имя Кронштадтского пастыря оказалось под запретом.

Но русский народ всегда хранил сокровенную память о Добром Батюшке. Люди притекали к стенам осиротевшей обители с молитвами и упованием к своему заступнику, переписывали и собирали рассказы о его чудесах. Над окном усыпальницы кем-то из верующих был начертан православный крест, который много раз смывали. Но он появлялся вновь и вновь, пока, наконец, не был высечен на граните цоколя.
И только в 1989 году трудами митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Алексия (позже - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) здание монастыря было возвращено Церкви, и в нем возобновилась монашеская жизнь. А в 1990 году отец Иоанн был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Незадолго до освящения главного монастырского храма (1991 г.) матушкой Серафимой, нынешней настоятельницей обители, в одной из церквей Санкт-Петербурга был найден образ Божией Матери, держащей Свой Покров. Эту темную икону на холсте, натянутом на деревянный подрамник, и передали в дар возрождающемуся Иоанновскому монастырю для алтаря храма Двенадцати Апостолов. На ее реставрацию тогда не было ни времени, ни средств. А ровно через год после Пасхи произошло чудо – лик Богородицы сам обновился, просветлел. Происходило это поновление, по словам священнослужителей, постепенно: участок за участком иконы «расчищался», и краски приобретали яркость и насыщенность. К Пятидесятнице икона приобрела небесно-голубые тона и засияла тихим светом. Узнавший о том Святейший Патриарх благословил перенести икону из алтаря в храм для всенародного поклонения с еженедельным пением пред нею акафиста Покрову. Тогда же на обратной стороне холста открылась и надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1901 г. Лесна». Словно Сама Богородица засвидетельствовала память о Добром Батюшке Иоанне Кронштадтском сестер Свято-Богородицкой Леснинской женской обители, под окормлением и попечением которого они некогда находились.

На этой иконе Пресвятая Богородица, стоящая на облаке и простирающая над землей Свой Покров, изображена во весь рост. Вокруг нимба надпись: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». А внизу иконы – строка из акафиста: «Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице». Очи Богородицы и Заступницы рода человеческого наполнены слезами, ибо как Ей не плакать и не скорбеть о нас, грешных? Пред этим святым Ликом невольно погружаешься в молитвенно-покаянное состояние. «Пресвятая Богородице, спаси нас».
---
…Нам пора. Мы покидаем монастырь на Карповке, бросая прощальный взгляд на величественный византийский храм. Он отражается в тихой глади реки, обрамленной высокими гранитными берегами. И хочется верить, что никакое зло в мире уже не разрушит ни этого умиротворяющего покоя, ни светлой памяти о дивном Небесном покровителе монастыря и самого Санкт-Петербурга - святом праведном Иоанне Кронштадтском.

«Божий избранник»
Личность «всенародного пастыря» о. Иоанна Кронштадтского была явлена православному миру в канун предстоящих катастрофических потрясений грядущего ХХ века. Подобно тому, как тектонические подвижки земной коры в океанических недрах рождают огромную волну, обладающую гигантской потенциальной силой, так и личность о. Иоанна Сергиева стала ничем иным, как ответом русского православия на вызовы своего времени. Не случайно Таисия Леушинская, сомолитвенница и соратница о. Иоанна Кронштадтского, сравнивала служение о. Иоанна с апостольским служением, ибо только таким подвижническим путем, вплоть до мученичества, можно было устоять и удержать в вере народ перед надвигающейся социально-политической катастрофой.

Русское самодержавие, просуществовавшее к тому времени чуть более 300 лет, пало не иначе, как по промыслу Божию. Вспомним слова о. Иоанна, сказанные им у одра почившего в Ливадии Императора Александра III: «…я мертвых воскрешал, а Батюшку – Царя Александра III, не мог у Господа вымолить. Да будет на все Его Святая воля». Видимо, не в силах и апостольских изменять судьбы, «предрешенные в неисповедимых путях Божиих».

Вспомним, как Первоверховный Апостол Павел трижды молил Господа, чтобы Тот избавил его от ангела сатаны – жала в плоть, но Господь лишь ответил ему: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).

А ведь чудотворения, совершаемые по молитве о. Иоанна Кронштадтского, «имели место быть» и в Ливадии (см. рассказ генерала Абашиева об исцелении болящего иноверца по молитве батюшки, когда он, через переводчика, ответил убитой горем жене страдальца: «Будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему…»). И тогда исцеление было дано чудесным образом по вере и по молитве о. Иоанна Отцу Небесному, Которого каждый из нас вправе называть, любить и просить «по-своему».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский с раннего детства впитал в себя учительно-молитвенную заботу своего отца – дьякона Илии Сергиева и молитвенную же любовь и заботу своей доброй матери – набожной Феодоры Власьевны. Ведомый Промыслом Божиим, он рано возмечтал о Боге. В Нем одном искал он помощи и утешения. Позже о. Иоанн признался одной из своих знакомых: «…Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем, утешителем, с которым я сроднился с ранних лет». Соседи же, сердцем чувствуя в ребенке сокрытый в нем Божий дар, в трудные минуты не раз просили его молитв.

Позже, уже юношей, обдумывая свой жизненный путь, он видел себя не среди монашества, но в числе «белого духовенства». Считал, что именно это положение позволит ему жить одной жизнью со своими прихожанами, помогать им решать многие социальные вопросы и вести столь желанную его пылкой душе миссионерскую деятельность. И хотя многие тогдашние «шестидесятники» видели себя именно в этом же «стане заступников сирых и обездоленных», для молодого Иоанна Сергиева это не было простой данью моде.

К мысли о священнической деятельности подвигла его также и ранняя смерть отца, заставшая юношу уже на скамье духовного училища. Иоанн остался верен сыновнему долгу, посчитав теперь своей прямой обязанностью заботиться и об овдовевшей матери, и о двух младших сестренках. Кстати, благодаря именно сестрам о. Иоанна, род Сергиевых, давший многих потомственных священников, не только не прекратил своего земного существования, но и заметно возрос. Более 350 лет служат они верой и правдой Церкви земной и Небесной.

Когда-то, еще 10-летнему отроку Иоанну был сон-откровение, в котором он увидел себя батюшкой дивного приходского храма. В1855 году, едва начав свое священническое служение в Кронштадте, он уже хорошо понимал, что во сне был ему явлен именно этот - Андреевский собор. В нем, в Андреевском соборе Кронштадта, о. Иоанну теперь доведется прослужить все отмеренные ему еще 53 года земной жизни. Здесь он взрастет как священник, печальник, благодатный молитвенник и праведник. Под своды этого собора, (что на самой границе тверди земной и морских хлябей) придет к Доброму Батюшке искренняя любовь и почитание народа. Отсюда, просияв в своем служении Богу и ближнему, взойдет он по небесной «лествице» в сонм православных святых с именем, известном во многих уголках мира.

На Леушинском подворье

Если бы нас сегодня спросили, какое самое главное впечатление мы вынесли из нашего летнего паломничества, мы ответили бы, что это – ощущение некоего «внутреннего озарения», постижения незримых связей между миром земным и миром Небесным и приоткрывшейся вдруг для нас тайны стремящейся к Богу человеческой души. В те дни удивительным образом сомкнулись многие наши наблюдения, мысли и события совсем недавнего прошлого с открытиями дня нынешнего, в которых нам всем тогда довелось участвовать.
Признаемся честно, что, отправляясь на Леушинское подворье, мы даже не догадывались, какое духовное сокровище мы здесь обретем. Во многом это связано с именем самой приснопоминаемой игуменьи – Таисии Леушинской. Не случайно святой праведный Иоанн Кронштадтский называл ее, свою ближайшую духовную дочь, сподвижницу и сотаинницу, «многотрудной и неоцененной», «старицей Божией», а порой – и «своей духовной материю». Но даже и эти высокие характеристики (данные, конечно же, с глубоким смирением говорящего), не передают во всей полноте духовного и человеческого дарования ее личности.

Благодаря матушке Таисии о. Иоанну удалось открыть многие монастыри: в Суре, Санкт-Петербурге, в Ярославской губернии… Всего – 10 иноческих обителей и скитов. Игумения волею Божией стала основательницей целой «школы» русского женского монашества конца XIX века, получившей название «Леушинская Фиваида». Матушка Таисия состояла в духовных отношениях с Государыней Александрой Феодоровной, удостоившись 8 посещений Царской Семьи. Ее перу принадлежат богословские и аскетические сочинения, беседы с о. Иоанном Кронштадтским, духовные стихи.

Подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге, с которым нас сегодня знакомит его нынешний настоятель - о. Геннадий Беловолов, было одним из наиболее любимых мест служения Дорогого Батюшки. Основанное игуменией Таисией по его благословению, оно быстро привлекло внимание многих верующих петербуржцев, включая и интеллигенцию. Они не ошиблись. Святая вера о. Иоанна, его глубоко прочувствованное отношение к Божественной Литургии и Таинствам, яркие проповеди Батюшки (произносившиеся им чаще всего экспромтом) буквально потрясали души людей. Вдохновленные и обретшие столь желанную веру, ощутившие, наконец, вожделенную духовную опору, любовь и благодарность ко Господу, люди целыми семьями притекали в это место искреннего покаяния и молитв. «Стремление к Причастию было неудержимое, по головам ходили. Что поделаешь!..», - сообщал в своих письмах (напр., от 5.12.1905 г.) к игумении Таисии о. Иоанн.

Невольно мы залюбовались архитектурным обликом здания. Как рассказал нам о. Геннадий, архитектурный проект подворья был создан по образцу древних ярославских храмов. Его разработал (уже известный нам по монастырю на Карповке) архитектор Н.Н.Никонов. 21 ноября 1894 года в сослужении Всероссийского пастыря состоялось освящение главного храма в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Придел вмц. Варвары был освящен спустя месяц. Третий престол оставался неосвященным до 1917 года в ожидании канонизации о. Иоанна.

Первым настоятелем храма был протоиерей о. Иоанн Орнатский (муж племянницы о. Иоанна Кронштадтского). Вторым – о. Феодор Окунев (женатый на племяннице игумении Таисии), окормлявший петербургскую интеллигенцию годы гонений. Оба они были позже репрессированы и расстреляны.
Для отца Иоанна Кронштадтского, часто служившего здесь, на 2-м этаже были устроены гостевые покои.
Грустно было слушать рассказ о последующей судьбе этого подворья в Санкт-Петербурге на Бассейной улице. После закрытия Леушинского монастыря (1920 г.) сюда переместилась его духовная жизнь. В самом центре революционного Петрограда под видом прихода женский монастырь действовал еще почти 10 лет. Но в феврале 1932 года последние леушинские монахини были арестованы. Келейница матушки Таисии и ее преемница игумения Агния приняли мученический венец 25 января 1937 года.
Лишь 70 лет спустя под своды этого храма, где в последние годы размещался психоневрологический диспансер, по высочайшему прошению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского Владыки Иоанна Снычева вернулась православная жизнь.
В 2000 году на престольный праздник была совершена первая Божественная Литургия в историческом алтаре храма Леушинского подворья, где сохранилось основание Престола. Постепенно начали возвращаться сюда и чудом сохранившиеся (часто в домах бывших прихожан) святыни. После отслуженного нашими батюшками молебна, в котором им сослужил настоятель самого северного в России храма в честь святителя Николая Чудотворца на Новой Земле иеромонах Гавриил (своею ласковой улыбкой и рыжей шевелюрой похожий на «красное солнышко»), у нас появилась возможность поближе познакомиться с сохранившимися святынями храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова .
Отец Геннадий с любовью рассказывает о судьбе Креста с частицей Животворящего Креста Господня и мощами св. Иоанна Предтечи, выносит старинный мощевик с 22-мя частицами мощей, показывает икону Святой Живоначальной Троицы, написанной на священном древе Дуба Мамврийского… Мы внимаем словам священнослужителя (в прошлом - высокого профессионала музейного дела), крестимся, прикладываемся ко святыням.

Батюшка Кирилл в свою очередь знакомит наших петербургских друзей со святынями, привезенными из Москвы. Приносит в дар Леушинскому подворью икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Рассказывает о Малом Поклонном Кресте - «младшем брате» Большого Поклонного Соловецкого Креста. Вспоминает о большом водном Крестном ходе 2007 года, прошедшем по маршруту: «Соловки - Беломоро-Балтийский канал - Волжская водная система - Бутово».

Тогда, говорит о. Кирилл, от стен Соловецкого монастыря в Москву был доставлен 12-тиметровый Поклонный Крест и этот - Малый Поклонный Крест прошел тем же скорбным путем. Наши ежегодные приходские паломнические Крестные ходы, продолжил он, проводятся в конце июля - начале августа и по традиции заканчиваются в Бутове Божественной Литургией в память о новомучениках Российских - 8 августа - в день памяти первого массового расстрела на Бутовском полигоне в 1937 году.
В прошлом 2008 году крестное паломничество с Малым Поклонным Крестом прошло по местам страданий Царственных мучеников и новомучеников Российских на Урале и в Сибири. Сегодня же Малый Крест и сопровождающие его православные христиане посещают святые места Санкт-Петербургской епархии.
Однако самое время вернуться к Леушинскому подворью и к удивительной судьбе настоятельницы самого Леушинского монастыря – игумении Таисии.

Апостольское служение отца Иоанна Кронштадтского

Весь благообразный облик о. Иоанна, «его ясное и открытое, приятно и сердечно улыбающееся, благодушно-мирное, благодатное лицо, светлые, доверчивые, ласковые глаза, твердая и уверенная речь» сразу же привлекали всеобщее внимание. Один из знакомых пастырей говорил об отце Иоанне: «Это самый покойный, ровный, жизнерадостный, смиренный и предупредительный служитель Христов». Речь о. Иоанна, по воспоминаниям его современников, была простой и искренней, но настолько сильная верой и убеждением, что сразу становились понятными слова св. Апостола Павла: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2:4).
О себе же отец Иоанн откровенно говорил: «Я стараюсь быть искренним пастырем не только на словах, но и на деле, - в жизни. Поэтому я строго слежу за собою, за своим душевным миром, за своим внутренним деланием. Я даже веду дневник, где записываю свои уклонения от Закона Божия; поверяю себя и стараюсь исправляться». «Где бы я ни был, а особенно в Кронштадте, я каждодневно сам совершаю литургию и искренно, сердечно-усердно и благоговейно приношу святую бескровную жертву Богу о грехах своих и всех православных христиан». За каждой воскресной литургией о. Иоанн проповедовал живое Слово Божие.

Выступая перед нижегородскими пастырями по приглашению Преосвященного Назария епископа Нижегородского в 1901 году, он говорил о плодах своего пастырского служения и молитвы: «Нет, не я все это делаю, а благодать Божия, почивающая на мне, священнике».

В более поздней беседе со священством в Сарапуле (1904 г.) отец Иоанн объяснял, откуда он имел «дерзновение так ездить по всей России, молиться за столь многих», кто просил его молитвы. «Быть может, кто-нибудь назовет это дерзостью... Но я не решился бы, братия, на такое великое дело, если бы не был зван к нему свыше...». Батюшка рассказал о первых двух случаях исцеления в Кронштадте по настойчивой просьбе его давней знакомой (родом костромички) - Параскевы Ковригиной (1816-1886 гг.).
Блаженная старица, духовным отцом которой был старец Илларион Решминский, ученик преподобного Серафима Саровского, много странствовала по монастырям. Перед своей кончиной старец Илларион благословил ее идти в Кронштадт и всю оставшуюся жизнь служить священнику по имени Иоанн. Параскева Ивановна исполнила благословение старца, в 1872 году она навсегда переселилась в Кронштадт и стала своего рода «женой-мироносицей» при батюшке Иоанне Кронштадтском. По ее настоятельному требованию о.Иоанн и совершил свое первое чудо - исцеление болящего. Она требовала, чтобы о. Иоанн молился не иначе, как об исцелении больного, в то время как он лишь просил Господа об исполнении над болящим Его святой воли. После второго случая исцеления по молитвам о. Иоанна, он «усмотрел в этом Волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить» и старался никому в том не отказывать.

Параскева Ивановна «открыла» Иоанна Кронштадтского для Петербурга, призывая благочестивых христиан обращаться к нему за молитвой. По ее кончине на отпевании Иоанн Кронштадтский произнес надгробную проповедь. Его трудами в 1902 году над могилой блаженной старицы была установлена Часовня-усыпальница, ныне возрожденная.

Ежедневно в 6 часов утра в Андреевском соборе о. Иоанн служил раннюю обедню. Он сам читал канон и «умиление, восторженность, радость, твердое упование, глубокое благоговение - все чувствовалось в этом потрясающем душу чтении», - так вспоминает служение о. Иоанна составитель полного его жития И.К. Сурский. От громких и резких возгласов о. Иоанна, раздававшихся в тиши многолюдного храма, «веяло чем-то святым, высшим».

На проскомидии, по вспоминанию очевидца, о. Иоанн «полон торжественной радости. Уже в это время его охватывает какой-то ликующий пророческий экстаз».
Сурский описывает преображение о. Иоанна Кронштадтского во время литургии: «В голосе слышится и твердая вера, и надежда, и умиление». В первой части литургии о. Иоанн «больше всего сознает себя как молитвенника «за люди», <...> молится порывисто, настойчиво, не просит, а требует от Бога исполнения просьбы этих несчастных, с властностью священника, поставленного Христом; он хватается за край ризы Господней, требуя милости душам, вверенным ему от Господа. Молитва необычайная, непобедимая, захватывающая».

Всю вторую часть до пресуществления Даров отец Иоанн отдавался переживанию святых картин Евангельского прошлого. Когда же он поворачивался к народу, с глубокою верой восклицал: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси...». Произнося эти слова, он не раз прикасался перстом к чаше, как бы даже с силой ударял по ней. Снова подчеркнуты слова: «за вы и за многи изливаемая». По собственному свидетельству о. Иоанна, священный трепет пробегает по всему его существу, когда он сердечным ухом слушает эти слова. «Здесь бездна любви, - говорил о. Иоанн, - любви Божества к роду человеческому». И.К. Сурский заключает: «Борьба слез и радостного восторга, постепенная победа торжественной радости над скорбью это есть то самое великое и страшное, что делает службу отца Иоанна необычайной».

Когда же отец Иоанн приобщался Тела и Крови Христовых, лицо его менялось. В каждой его черте отражались духовная радость, мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь. Его лицо светилось, «как бы издавая сияние». Он сам говорил, что только в Святых Тайнах черпает силы для несения труда, который, несомненно, превышает всякие человеческие возможности. И этим же ежедневным причастием он объяснял любовь к нему народа.

«Боже мой! Какая бездна святости, милосердия и правды Божией, какое величие сокрыто в литургии, какое спасение, очищение, освящение, обновление, обессмертвование, обожение сокрыто в ней! ...Бог через литургию и причащение Святых Тайн соединяет с Собой человеческое естество и превыше небес возводит его, с Собою посаждает на престол славы, с Ангелами совокупляет», - записывает в дневнике о. Иоанн. И продолжает: «А какое чудное общение есть литургия - общение с Богом, Главою Церкви, со всеми святыми, усопшими и живыми...». Божественная литургия, говорил он, есть поистине небесное на земле служение, «во время которого Сам Бог особенным, ближайшим, теснейшим образом присутствует и пребывает с людьми, будучи Сам невидимым Священнодействует елеем...».

Другой современник о. Иоанна Кронштадтского митрополит Вениамин Федченков, хорошо знавший его еще при жизни и не раз сослуживший ему во время Божественной литургии, так описывает о. Иоанна во время литургического богослужения: «...Поистине он приближался к ангелоподобному состоянию, к непрерывной хвале Богу... И потому снова скажем: если бы мы не знали ничего о чудесах его, о молитвах, о подвигах, о добродетелях; а знали бы лишь эту одну особенность его духа: благодарение, хвалу, славословие, дерзновение, радость, восторг, восхищение; то мы обязаны были бы сказать: да, поистине это - угодник Божий, святой человек!»

Желающих исповедаться у о. Иоанна было так много, что исполнить это желание было физически невозможно. Андреевский собор, вмещавший от 5 до 7 тысяч человек, заполнялся до отказа. Тогда отец Иоанн решился на проведение общих исповедей всех присутствовавших, как это имело место в первые века христианства. Во время исповеди кающиеся, совершенно не стесняясь окружающих, выкрикивали свои грехи, «не исключая самых ужасных». Кричали очень громко, чтобы о. Иоанн, по возможности, их услышал. «В соборе стоял стон, пот градом катился не от жары, а от переживаемого потрясения. Рыдали буквально все, и вместе с этими воплями и стонами дивно очищались души людские. ...Отец Иоанн стоял на амвоне перед образом Спасителя и пламенно горячо молился, испрашивая у Господа милосердного прощения всей массе глубоко кающегося и рыдающего народа. Он смотрел на нас своим глубоким взором и вдруг... крупные слезы градом покатились по лицу его. Он своими чистыми слезами омывал скверну грехов наших... Громадный собор наполнился стонами, криками и рыданиями; казалось, весь храм дрожал от непрерывных воплей народа...».

Некая женщина, вспоминая об одной из таких исповедей, рассказала о двух мужчинах, стоявших перед ней. Один седой, другой молодой, оба изысканно и щегольски одеты. «Сначала старый слушал о. Иоанна со снисходительным видом, а молодой просто с улыбкой, но по мере продолжения отцом Иоанном речи, выражение лиц их делалось серьезным и сосредоточенным: кончилось тем, что оба они не стали, а прямо упали на колени и навзрыд заплакали, закрывши лицо руками...».

Отец Иоанн ежедневно в любое время года и при любой погоде отправлялся в Петербург, где навещал больных, участвовал в богослужениях, встречался с духовными чадами, интересовался делами строительства монастырей и подворий, возводившихся во многих уголках России по его благословению, участвовал в заседаниях и благотворительных акциях, встречался со священством... А поздно вечером возвращался в Кронштадт, чтобы глубоко за полночь сесть за дневник, разбор писем и телеграмм и в 3 часа ночи - снова встать на молитву, а потом все начать сначала. И так каждый день. Но что же давало ему силы?

Как он признавался сам, - ежедневная литургия и приобщение Святых Христовых Тайн. А еще - его домашний земной Ангел-Хранитель матушка Елизавета. С первых дней своего супружества они договорились хранить девство. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу», - сказал молодой о. Иоанн своей супруге - матушке Елизавете Константиновне, и они отдали всю свою жизнь без остатка служению Богу и ближнему.

РS отец Иоанн один из последних русских святых, но это и первый русский канонизированный священник. Не преподобный, то есть монах, не священномученик, но священник. Можно назвать в древности, скажем, священника Исидора Юрьевского, но и он умучен от врагов Православия. Среди новомучеников и исповедников Российских целый сонм священнослужителей, но все они причислены к лику святых за то, что пострадали от безбожников. А батюшка Иоанн причислен к лику святых именно за священническое служение. ccылка



Источник: http://leushino.ru/podvorie/po_svjatym_mestam.html

--

|Категория: Российская империя | Добавил: Mika (23.01.2013)
| Рейтинг: 0.0/0| Просмотров: 6347 | Теги: святой священник, Иоанн Кронштадтский
Всего комментариев: 0


Поддержать материально:




Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поделиться

Поиск



Категории

Святость/служение [665]
Воинская доблесть [207]
Семья [25]
Подвиг/ сила духа [63]
Труд [174]
Впервые в мире [92]
Творчество [436]
Наука/изобретения [428]
Путешественники [35]
Милосердие [21]
Служу Отечеству [151]
Благотворительность [78]
Спорт [111]
Наши за границей [43]
Всего материалов: 2110

Последние комментарии

В данном разделе:

Русь [199]
Российская империя [45]
СССР [418]
Россия [3]

Облако тэгов

Режиссер многодетная семья нобелевский лауреат чемпион мира герой россии Осетия 2008 таран пожар Михаил ученый нобелевская премия подвиг биография конструктор изобретатель изобретение Чечня герой борьба хоккей двигатель художник князь Святой грозный физика театр Снайпер Дипломат исследователь николай живопись андрей путешественник адмирал Московский писатель святитель математик семья доктор врач наука Актриса актер журналист александров кино Профессор помощь виктор Дом Павел александр священник Бутово Дмитрий завод Юрий Евгений владимир спасение труда Архитектор Юрий Иванович андреев романов Альфа волков

Счетчик


Новые православные книги с сайта Золотой Корабль.RU читать онлайн

Для любых предложений по сайту: [email protected]