Шиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Левитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читать
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от родителей Иоанна и Наталии. Вскоре он был крещен в погосте Вехново и во святом крещении назван Василием.
Родители его были глубоко верующими, богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме и, всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам». Так всегда и бывало.
Будущий святой родился в Тульской губернии, в селе Симоново Алексинского уезда в 1792 году. Его отец был пономарем. Все детство мальчика проходило в бедности, поэтому с ранних лет он понял — ни к чему материальному в этом мире не стоит слишком прикипать душой.
Несмотря на скудный достаток семьи, Петр Краснопевцев, а именно так звали в миру Парфения Киевского, в 1805 году благополучно окончил духовное училище и был переведен в семинарию.
Начало духовного пути
Как-то на каникулах он остановился на ночлег по пути домой. Взглянув в ночное небо, парень ощутил необъяснимую радость в душе. В это время над ним появился белый голубь, который парил в воздухе то вверх, то вниз, но не улетал. К утру птица не улетела, но стала невидима глазу. Как впоследствии признавался Парфений, с этого момента ему захотелось чего-то неземного, в сердце запала какая-то сладость. Ничто мирское больше не прельщало его.
Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года (19 ноября по новому стилю) в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год паломничал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его.
Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома.
Священномученик Арсений, митрополит Ростовский (в миру Александр Мацеевич) был последним противником церковной реформы Петра I. Он родился в 1697 (по другим данным в 1696) году во Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.
Получив образование в Киевской Духовной Академии, в 1733 году он был уже иеромонахом. Вскоре он совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заточёнными там староверами; по поводу этой полемики он написал «Увещевание к раскольнику»
В 1734-37 годах отец Арсений участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году он был прикомандирован к члену Синода Амвросию (Юшкевичу), занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии.
Николай Борисович Соболев — будущий архиепископ Серафим — родился в городе Рязани 1 декабря (по старому стилю) 1881 года в семье мещанина Бориса Матвеевича Соболева и его жены Марии Николаевны. В семье Соболевых было 12 детей, семь из которых умерли в детском и юношеском возрасте. Николай Соболев был десятым ребенком в семье.
Большим испытанием для семьи Соболевых стала внезапная болезнь Бориса Матвеевича. Когда Николаю было шесть лет, его отец перенес инсульт и 14 лет, вплоть до самой смерти, был прикован к постели. Обстановка в семье была проникнута духом молитвы и глубокого осознания Промысла Божия в жизни человека.
Большое влияние на будущего иерарха оказала его мать, хотевшая, чтобы ее сын был священником. К своей матери архипастырь был искренне привязан и впоследствии всегда старался устроить Марию Николаевну недалеко от места своего служения.
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.
В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.
С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии Строительного комитета.
30 июля 1817 года его перевели в Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где он был профессором церковной истории и греческого языка. Когда 28 сентября 1819 года была открыта Киевская духовная академия, Михаил Леонтович стал ее первым инспектором.
21 января 1868 г. сочетался браком с М. Г. Соловьёвой, 2 февраля епископом Чигиринским Порфирием (Успенским) рукоположен во диакона, 4 февраля — во священника, назначен законоучителем в гимназию мест. Белая Церковь.
С 1869 г. настоятель Печерской Воскресенской церкви в Киеве, законоучитель Киево-Подольской прогимназии, Киевско-Владимирской военной гимназии и Киевского епархиального женского училища.
В 1870 г. составил «Путеводитель по святыням Киево-Печерской лавры для богомольцев».
С 1872 г. настоятель и законоучитель Киевского институтата благородных девиц.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе "духовной особе, великому господину", как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Первую половину двадцатого века часто называли временем всеобщего духовного расслабления. Но и тогда находились люди, которые заботились о человеческих душах, всегда были готовы прийти на помощь. И уже 21 век с благодарностью вспоминает о великом праведнике – святителе Иоанне.
Иоанн – в миру Михаил Максимович – родился в украинском селе Адамовка. Отец мальчика служил предводителем дворянства, а дядя – ректором университета. Мише тоже прочили светскую карьеру, пока не заметили, что он не похож на своих сверстников. Игрушечных солдатиков малыш превращал в монахов, а вместо крепостей строил из песка монастыри. Став постарше, собирал иконы и церковные книги, ночи посвящал молитвам.
Юношей Михаил учился в Кадетском корпусе, потом поступил в университет на юридический факультет. Это был страшный 1918 год. Семья Максимовичей эмигрировала в Белград. Здесь Михаил стал учиться на богословском факультете университета.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.
Нет в Христовой Церкви большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких избранников Своих. Именно на эту стезю была поставлена Богом блаженная Пелагея Ивановна.
Родилась она в октябре месяце 1809 года в городе Арзамасе в семье купца Ивана Сурина и жены его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее жил довольно богато, хорошо торговал, имел свой кожевенный завод и был человеком умным, добрым и благочестивым. Вскоре он умер, оставив жену и троих малолетних сирот. Отчим, вдовый купец Королев, невзлюбил их. Жизнь маленькой Пелагеи сделалась невыносима, и в ней родилось желание уйти от таких родных. Еще с малолетнего возраста с ней приключилось что-то странное. Она заболела и, пролежавши целые сутки в постели, встала не похожей сама на себя. «Из редко умного ребенка вдруг сделалась она какою-то точно глупенькой. Уйдет, бывало, в сад, поднимет платьице, станет и завертится на одной ножке, точно пляшет. Уговаривали ее и срамили, даже и били, но ничто не помогало, так и бросили».
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитываясь в деревне, он хорошо знал народную жизнь, чутко относился к человеческому страданию. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.
После Духовных училища и Семинарии в Тамбове он в 1874 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение преподавателем в родную Семинарию.
31 января 1882 года Василий Никифорович Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви г. Козлова и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он в полноте проявил административные способности и стяжал любовь и уважение клира и мирян.
В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился.
Тесным путем
Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году.
Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».
В 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко родился сын, его назвали Иоанном. Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много.
Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей России подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Послушник Иоанн прожил на послушании у старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда и было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского. Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.
Священномученик Николай (Николай Иванович Маслов) родился в 1874 году в Твери. После окончания духовного училища и пастырских курсов в 1924 году он был рукоположен в сан священника. Служил в Твери, в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина за Волгой.
После того как в городе закрыли почти все храмы, и в частности Вознесенский собор, где служил тогда святой архиепископ Фаддей (Успенский), владыка перешел служить к о. Николаю в храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина. Бывало, что здесь собиралось всё православное духовенство города. Священномученик Фаддей любил эту церковь на кладбище, со всех сторон окруженную спускавшимися к Волге лугами, столь напоминавшими ему родные места в Нижегородской губернии. Как свеча, стоял белый храм на холме среди зелени. От храма расходились аллеи благоуханной сирени. Могилы были ограждены коваными металлическими оградками, кое-где стояли памятники из мрамора с надписями, прося прохожего человека помолиться за тех, кто под ними. Всё здесь настраивало на молитву и напоминало о том, что ожидает каждого человека в конце жизни, — и храм, как обетование немеркнущего света Царства Небесного, и кресты на могилах, как подсказка пути, по которому следует человеку идти, и в то же время рядом — стогны древнего града с его подвижниками и молитвенниками прошлых веков, прошедших весь крестный путь и достигших небесных обителей.
Святитель Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве в семье священника Павла Вольховского. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором. Дядя будущего святителя был епископом Тверским, затем Ярославским, и назывался Афанасием (Вольховским).
Феодор окончил Тверскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для кого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя – дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось. В 1765 году, по окончании Академии, он был рукоположен во священника в Николаевской церкви г. Полтавы. 1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии.
Разными путями люди приходят к Богу. Но монашеский путь – особый. Самый прямой, но и самый трудный. И пути в монастырь бывают разными, иногда неожиданными для самого человека. Но тот, кому Бог предназначил этот путь от рождения, будет Им призван в свое время через соединение внешних обстоятельств жизни с внутренним устремлением человеческого сердца.
Будущий преподобный Оптинский старец Амвросий в детстве был бойким и смышленым мальчиком – шестым из восьмерых детей в семье. При крещении ему дали имя Александр. Маленький Саша отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но его веселый и легкий нрав всегда привлекал к нему людей. В годы учебы в семинарии он оставался душой общества и не думал в будущем идти в монастырь. Но в последний год обучения Александр тяжело заболел…
“Прощайте, братцы… Прощай, Божий свет! Не встать мне больше,… а если…
Господи Милостивый! Если воздвигнешь меня от смертельной болезни, то всю свою жизнь я посвящу Тебе! Уйду в монастырь, буду молиться, буду служить тебе до конца дней! Господи, спаси!”
4 февраля 1905 года возле Никольской башни Кремля раздался взрыв. Бомба была брошена в карету Великого князя Сергея Александровича Романова. Он погиб на месте. Собралась толпа. Вскоре на площади появилась великая княгиня Елизавета Федоровна. Ее пытались не пустить, но она, не принимая никаких возражений, сама помогала собирать останки супруга.
На третий день после гибели Великого князя Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца.
Великая княгиня просила императора Николая Второго помиловать преступника, но ее ходатайство не было принято. Впоследствии Елизавета Федоровна помогала семье казненного.
После кончины супруга жизнь Елизаветы Федоровны стала походить на монашескую – она много молилась и держала строгий пост. Но через 4 года княгиня сменила черное траурное платье на белый наряд сестры милосердия.
Святителя Иоасафа, Белгородского епископа, знала в лицо вся его паства. Отличавшийся строго-подвижнической жизнью, ночное время он посвящал молитве, а день проводил в общении с людьми. Его можно было встретить в самых бедных крестьянских хижинах, где архиерей оставался на ночлег во время поездок по епархии, и в самых отдаленных, стоящих на отшибе, церквушках. Он готов был вникать в нужды каждого человека, для каждого у него было слово поддержки и реальная действенная помощь.
Особое внимание святитель уделял благоговейному отношению к церковной службе и святыням. Однажды он созвал к себе священников всех окрестных церквей, среди которых был один 130-летний старец. Епископ обратил на него внимание и вскоре выяснил, что тот еще в молодости, испугавшись гнева помещика, допустил серьезное нарушение богослужебного устава. Грех этот не отпускал старого священника, обрекая его на мучительное уже долголетие. Святитель призвал его исповедаться, помог примириться с Богом и собственной совестью, и тот, раскаявшись, прямо возле алтаря отошел, наконец, в мир иной.
Одним
из самых влиятельных духовных писателей 19-го века был Святитель
Феофан Затворник, ставший великим учителем христианской жизни. Его
сочинения крайне необходимы всем жаждущим спасения. Его нельзя читать
без благоговения, без трепета душевного... Он говорит вам о Боге и о
вашей душе, открывает просветы в мир иной - как "власть имущий"... И
это чувствует каждый, ибо истина сама свидетельствует за себя...
Епископ Феофан оставил нам бесценное сокровище в виде более 60-ти
духовных произведений, большинство из которых написано им во время
28-летнего затвора в Выше и которые он завещал перед своей смертью
всему русскому народу. В строках его творений можно найти неиссякаемый
источник духовного подъема, углубленности в себя и устремленности в
небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия.