Левитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читать
Кораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Священномученик Павел родился 8 сентября 1896 года в городе Зарайске Рязанской губернии в семье псаломщика Дмитрия Павловича Никольского и его супруги Анастасии. Окончив Рязанскую духовную семинарию в то время, когда уже шла Первая мировая война, он в 1916 году был призван на военную службу и служил в чине прапорщика. В 1918 году он демобилизовался и направился в село Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии, где его отец служил диаконом в Богоявленском храме. Он приехал сюда в то время, когда в нескольких уездах Рязанской губернии крестьяне восстали против насилия большевиков, и хотя Павел в восстании никакого участия не принимал, после его разгрома он был арестован вместе с крестьянами и просидел полтора месяца в тюрьме. Логика советской власти была такова: если человек не сотрудничал с ней, то сразу попадал в число обвиняемых; если он, к примеру, служил в Российской императорской армии, то обязательно должен быть против коммунистической власти. Устойчивое самоощущение самой власти тогда: народ настроен против нее. Однако в некоторых случаях все же невозможно было интерпретировать приезд к родителям, жившим в восставшем уезде, как участие в восстании. Павел Дмитриевич был признан невиновным и мобилизован в Красную армию, где, как человек грамотный, стал учителем и секретарем военкома.
Михаил Петрович Розов родился 19 марта 1889 года в селе Покров-на-Лунке Даниловского уезда Ярославской губернии и происходил из семьи священника. Пойдя по отцовским стопам, Михаил рукополагается во иереи и служит в церкви Михаила Архангела в селе Михайловском Даниловского уезда Ярославской губернии (по крайней мере нам известно, что в 1912 году он служил в этой церкви).
Первый арест состоялся в 1923 году, когда отец Михаил был привлечен к судебной ответственности «за оскорбление личности председателя волисполкома». По выходе на свободу батюшка стал служить в храме села Покровское (Пасынково) Даниловского района Ярославской области. Второй раз отца Михаила арестовали 23 февраля 1930 года с обвинением в «контрреволюционной деятельности». После семи месяцев тюремного заключения священник был освобожден, но не прошло и месяца, как последовал следующий арест, состоявшийся 18 октября 1930 года.
Мученик Иоанн родился в 1891 году в селе Острово Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Василия Малышева. Образование он получил в сельской школе. С началом Первой мировой войны Иван был мобилизован в армию, где служил по 1917 год рядовым. В 1918 году он был мобилизован в Красную армию и до 1921 года служил фуражиром.
В двадцатых годах Иван Васильевич вместе с семьей переехал в Москву и поселился на Николо-Ямской улице рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, прихожанином которого он и стал, со временем все активнее участвуя в жизни прихода. Работал он электриком на заводе «Серп и Молот», расположенном неподалеку от храма. Иван Васильевич выполнял в храме все работы, касающиеся электричества, к праздникам убирал вместе с прихожанами храм, устраивал гирлянды из электрических лампочек вокруг икон, ходил во время богослужения с тарелкой для пожертвований.
В декабре 1937 года он стал членом двадцатки, и если и раньше много времени отдавал церкви, то теперь он проводил здесь все свободное время.
На допросе следователь потребовал от отца Василия:
— Дайте показания о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности.
— Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, — ответил священник.
— Когда во время ареста у вас делали обыск, вы заявили, что «писем к Троцкому и от Троцкого вы не найдете, я их все сжег». Объясните следствию, почему вы так заявили?
— Когда у меня делали обыск и осматривали церковные книги, я заявил, что писем к Троцкому и от Троцкого вы не найдете, я их все сжег. Но это было сказано в шутку.
На этом допросы были закончены, и начальник Волоколамского отделения НКВД написал в характеристике на семидесятитрехлетнего священника, что тот хотя и пожилой, но физически еще крепкий, как бы предполагая, что путь от тюрьмы до расстрела он способен пройти самостоятельно…
Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новоселовых.
Окончив гимназию, Михаил Александрович намеревался поступить на медицинский факультет, чтобы на этом поприще послужить народу, но отец выразил категорическое несогласие с таким решением сына, желая, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем древних языков. В 1887 году Александр Григорьевич скончался, но Михаил к этому времени уже переменил свое решение стать врачом и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, предполагая впоследствии стать учителем истории и преподавать историю так, «чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятия о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова».
К этому времени Михаил был уже старым знакомым Толстого и большим поклонником его «учения».
Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец благословил его идти в монастырь. Он поступил в Оптину Пустынь и на тридцать четвертом году жизни – 5 августа 1900 года – был пострижен в монашество с именем Пафнутий; 23 августа 1904 года он был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.
26 июня 1914 года иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8 бригады Госополчения Московского Военного Округа. По окончании Первой мировой войны он вернулся в обитель и служил в ней до ее окончательного закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря отец Пафнутий поселился в деревне Сосенка Козельского района Калужской области и стал совершать те или иные требы по просьбе крестьян.
Протоиерей Владимир Пастернацкий родился 2 июля 1885 года в небольшом местечке Дудичи Игуменского уезда Минской губернии и происходил из семьи потомственных дворян, перешедших в духовное сословие.
Его отец – протоиерей Иларион Пастернацкий – служил настоятелем Дудичской Свято-Покровской церкви. С ранних детских лет Владимир посещал этот храм, прислуживал в алтаре, пел в церковном хоре, с трепетом в душе относился ко всему, что было связано с исповеданием веры православной. Постепенно под влиянием отца в нем созрело твердое убеждение посвятить свою жизнь нелегкому делу пастырского служения. Достигнув совершеннолетия, Владимир Пастернацкий поступил в Минскую Духовную Семинарию. В ней, изучая богословские науки, он провел лучшие годы своей юности. Там же в Минске он встретил свою суженую – Наталью Сосиновскую, обучавшуюся в женском духовном училище. После окончания учебы они венчались. А в 1908 году Владимир Пастернацкий был рукоположен во иереи и направлен на приход в с. Песочное Слуцкого уезда, где стал настоятелем церкви Святых Апостолов Петра и Павла.
В 1880 году в небольшом селе Дубинец Пинского уезда в семье священника родился мальчик, которому суждено было пройти непростой жизненный путь — путь священства и путь мученичества.
Дмитрий Плышевский, сын священника, пошел по стопам отца: поступил в семинарию в Минске и после ее окончания в 1905 году был рукоположен в иерея. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Острожанки (под Мозырем) стала храмом, в котором начал свой пастырский путь молодой священник. Спустя три года его перевели в село Лядец, а в 1915 году — в Омговичи (недалеко от Бобруйска). Жизнь семьи священника частыми переездами нередко напоминает жизнь семей военнослужащих. Спустя два года служения в храме Рождества Богородицы в Омговичах отец Димитрий получил и свою первую «медаль» — набедренник. Эта награда, которую вручают священникам за самоотверженное служение, представляет собой прямоугольный плат с изображением креста, носится на правом бедре как символ духовного меча.
Священномученик Виктор родился 19 марта 1876 года в селе Всехсвятско-Орловский Погост Великоустюжского уезда Вологодской губернии в семье диакона Симеона Васильевича Усова и жены его Агнии. У супругов было пятеро сыновей и одна дочь, и все сыновья стали священнослужителями. В 1900 году Виктор окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Илезскую Воскресенскую церковноприходскую школу. В 1903 году он был учителем в Тотемской Спасо-Суморинской и в Угрюминской церковноприходских школах. Он женился на девице Марии, дочери священника Димитрия Рябинина, служившего в Георгиевской Заднесельской церкви. 8 сентября 1904 года епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев) рукоположил Виктора Семеновича во диакона к Благовещенской Томашской церкви Кадниковского уезда, а 4 марта 1907 года епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) рукоположил его во священника к Успенской Подольской церкви того же уезда. В 1908 году отец Виктор был назначен законоучителем Успенской церковноприходской школы. В 1913 году отец Виктор был переведен в Богородице-Рождественскую церковь в селе Леваш, которое находилось в самом отдаленном и глухом углу Тотемского уезда Вологодской губернии. Каменный храм здесь был возведен в 1822 году, а колокольня — в 1872-м. Отец Виктор прослужил в этом селе до дня своего ареста.
Мученик Матфей родился 9 августа 1868 года в селе Нахабино Павловской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Гусева. Матвей окончил сельскую школу и работал, пока не обзавелся своей семьей, в хозяйстве отца. Впоследствии он имел свое большое крестьянское хозяйство и поставлял овес и сено для постоялого двора. Матвей был прихожанином Покровского Храма в родном селе и состоял членом церковного совета, что при аресте в 1937 году послужило главным обвинением против него и доказательством его преступности; председатель и секретарь сельсовета написали о нем, что он «является ярым церковником и имеет связь с попами». В 1933 году Матвей Иванович был арестован за невыполнение сельскохозяйственного задания, имущество его было конфисковано, а сам он приговорен к восьми годам заключения. После усиленных хлопот, приговор как неправосудный был отменен, а Матвей Иванович после пятнадцати дней заключения освобожден. Опрошенные в июле 1937 года свидетели показали, что Матвей Иванович, обсуждая вопрос о закрытии в Нахабино храма, говорил, что если бы он был помоложе, то церкви не удалось бы закрыть, а сейчас, хотя и хотят священник с церковной старостой что-то делать, да побаиваются. Свидетели также показали, что Матвей Иванович говорил будто бы, что советская власть никому не дает свободы, говорят о сталинской конституции, о свободе религии, а сами церковь хотят закрыть. Матвей Иванович был арестован 7 сентября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Ему исполнилось семьдесят лет; после ареста врач местной больницы, освидетельствовав состояние его здоровья, признал почти полную потерю зрения и старческую дряхлость.
Священномученик Сергий родился в 1872 году в селе Кулики Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Николая Лаврова. По окончании в 1893 году Тамбовской Духовной семинарии Сергей Николаевич был назначен учителем в школу в деревне Васильевщина Моршанского уезда. В 1894 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Вязовая Вершина Лебедянского уезда, а в 1897 году был переведен в храм села Волхонщина Моршанского уезда, где прослужил двадцать лет. С 1903-го по 1911 год отец Сергий занимался строительством нового каменного храма в селе Волхонщина. В 1913 году за построение этого храма он был награжден орденом святой Анны 3-й степени, в 1916 году — награжден наперсным крестом и в 1917 году переведен служить в тамбовский кафедральный собор. В феврале 1917 года на епархиальном съезде духовенства отец Сергий был избран председателем тамбовского свечного завода. Но деятельность его в этой должности оказалась непродолжительной в связи с приходом к власти безбожников-большевиков. В 1920 году он был назначен священником Петропавловской церкви в городе Тамбове и избран членом Епархиального совета; в этой должности он пробыл до 1921 года. Активная деятельность отца Сергия раздражала власти, и в мае 1923 года он был арестован по обвинению во взломе замков и краже церковных сосудов из храма. Обвинение, однако, не подтвердилось, и через две недели священник был освобожден
Мученица Евгения родилась в 1871 году в городе Риге в семье генерала Петра Доможирова. Пять лет она училась в институте благородных девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. В 1896 году, когда ей исполнилось двадцать пять лет, она поступила на работу в военный госпиталь в Варшаве, где проработала несколько месяцев, затем перешла в Александро-Мариинский институт и здесь проработала одиннадцать лет, сначала сестрой милосердия, а затем заведующей госпиталем. Замуж Евгения не вышла, хранила себя в целомудрии, посвятив свою жизнь служению Богу и людям. В 1907 году она переехала в Москву и работала сестрой милосердия в Институте московского дворянства. Не отличаясь от природы крепким здоровьем, она стала в это время часто болеть и в 1912 году оставила работу. Но как только началась Первая мировая война, она, несмотря на свое слабое здоровье, поступила сестрой милосердия в госпиталь на Западном фронте, располагавшийся тогда в городе Полоцке. Здесь Евгения Петровна проработала до крушения государства и фронта в 1917 году. Постоянно дававшие знать о себе болезни побудили ее уйти из госпиталя, и она уехала в Тверь, поселилась в одном доме с сестрой и вскоре вышла на пенсию. Как глубоко церковный и образованный человек, она была хорошо знакома с духовенством Твери. 15 марта 1932 года ОГПУ арестовало несколько тверских священников и мирян, и среди них рабу Божию Евгению. На допросах ее стали спрашивать о знакомых. Для Евгении Петровны было странно отказываться от них, и она отвечала прямо, не находя в своих ответах ничего предосудительного: «Куприянова, Бенеманского, Троицкую, Болотова я знаю хорошо, неоднократно у них бывала; бывали, исключая Куприянова, и они у меня. Знакома я с ними давно»[1]. Виновной в антигосударственной деятельности она себя не признала. 9 июля 1932 года тройка ОГПУ приговорила арестованных священников и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года.
Иосиф Яковлевич Беспалов был старостой в Никольской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области. 18 января 1921 года он был расстрелян большевиками в родной станице вместе с тридцатью семью православными прихожанами. Мученик Иосиф был прославлен в лике святых по представлению от Алма-атинской епархии на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
Старец Симеон (в миру — Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в крестьянской семье в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии. Крещен он был в храме погоста Вехнево.
Уже с детских лет Василий, под впечатлением рассказов о преподобном Серафиме Саровском, загорелся стремлением встать на иноческий путь, подражая этому великому молитвеннику земли Русской.
Определенное влияние на благодатное духовное развитие будущего инока, безусловно, оказало и его общение с известным своею прозорливостью отцом Корнилием, монахом местного Крыпецкого монастыря. Укрепилось же в отроке Василии столь доброе желание принять иноческий постриг после неоднократных посещений вместе с родителями, Иоанном и Наталией, Псково-Печерской обители.
Годам к двадцати решение об удалении от мира созрело в нем окончательно, но родители поначалу не хотели и слышать об уходе сына в монастырь. Так Василий и прожил в мечтах о Печерской обители, крестьянствуя в родной деревне, лет до 26-27, когда отец его, в конце концов, смирился с упорным стремлением сына к монашескому подвигу.
Священномученик Павел родился в 1894 году в селе Карпово Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Фелицына. В 1910 году Павел окончил Дмитровское духовное училище, а в 1914 году училище имени Шелапутина в Москве и поступил псаломщиком в Воскресенскую церковь в селе Карпово. В 1915 году он был мобилизован в действующую армию и во время боев в 1916 году попал в плен. Вернувшись на родину в 1918 году, он был назначен псаломщиком в Воскресенскую церковь.
15 ноября 1920 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) рукоположил Павла Ивановича во диакона к этой церкви. В 1923 году диакон Павел был хиротонисан во священника к Николаевской церкви в селе Горки Дмитровского уезда.
4 апреля 1931 года отец Павел был переведен в Москву в храм Ризоположения в Леонове и поселился у Александры Ивановны Смирновой, муж которой, священник Владимир Смирнов, служил в Леонове до своей кончины в 1929 году. Дом принадлежал церкви, и здесь жил весь причт храма Ризоположения.
Отец Павел был арестован во время кровавых гонений на Русскую Православную Церковь 15 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Спустя десять дней Александра Ивановна, вернувшись с работы, застала у себя в доме ожидавших ее сотрудников НКВД. Они предъявили ей ордер на обыск, затем прошли по комнатам, пересмотрели вещи в комоде, достали пластинки и патефон и завели его. Для сотрудников НКВД обыск был развлечением, и они стали требовать от Александры Ивановны и ее дочери, чтобы те поиграли им на фисгармонии. Дочь категорически отказалась, а Александра Ивановна, уступая насилию, немного поиграла. Сотрудники НКВД попросили, чтобы она подписала бумагу, что у нее нет к ним претензий, и предложили проследовать за ними. На вопрос, зачем и куда, один из них ответил: «Вы нам нужны для кое-каких сведений. Через час вы будете дома
Священномученик Филипп (Филипп Михайлович Григорьев) родился 6 ноября 1870 года. Окончив Омскую учительскую семинарию, он служил псаломщиком в храмах Омской епархии. 22 июня 1898 года Филипп Михайлович был рукоположен во диакона, а 24 октября 1902 года — во священника. В 1906 году отец Филипп стал служить в храме села Копьёвское Тарского уезда Омской губернии, с 1911 года — в храме села Ново-Рождественское Омского уезда, с 1913-го — в храме посёлка Божедаровский того же уезда; после 1917 года отец Филипп служил в храме села Александровка Семиреченской области, а после его закрытия — в Троицком храме в Алма-Ате и затем — в Николаевской церкви.
9 декабря 1932 года была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери «Знамение», на которой служил владыка Герман (Вейнберг) и все православное духовенство города Алма-Аты. После окончания службы, сотрудники ГПУ арестовали всех, кто служил в храме. Все они проходили по групповому делу «контр-революционной организации церковников».
Священномученик Стефан (Степан Константинович Пономарев) родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году Степан окончил церковноприходскую школу, в 1904-м — назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском[2] Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье. Когда они повенчались, он ей сказал: — Дорогая Прасковья Кузьминична! Хочешь ли ты в рай попасть и с Господом быть? — Хочу. — Так вот, я тебе — брат, а ты мне — сестра. И с этого времени стали они жить по-монашески. В 1909 году Степан Константинович был рукоположен во диакона, а затем во священника. С 1914 года по 1917-й он был священником в полевом военном госпитале на фронте. Во время боевых действий ему пришлось много времени провести в окопах; здесь он тяжело заболел и едва выжил. С этого времени он стал сильно страдать от головной боли, особенно трудно было зимой, когда стояли морозы и инеем покрывалась металлическая богослужебная утварь. «У меня такие боли, — говорил он, — что я вынужден шарфом закрывать голову. Когда закрыта голова, у меня боль немного утихает». Впоследствии отец Стефан был направлен служить в Николаевский храм в городе Верном и возведен в сан протоиерея. Он служил ежедневно и жил как строгий монах, душа его всегда была погружена в молитву. «Боже упаси, — говорил он, — службу пропустить». Службы его были тихими, неторопливыми, проникновенными и благоговейными. Видя, что отцу Александру тяжело жить одному, отец Стефан стал уговаривать его перейти к ним.
Священномученик Александр (Александр Филимонович Скальский) родился по некоторым данным в 1867 году, по другим – в 1876 году в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии (ныне Млиновский район Ровенской области) в семье священника. Служение в священническом сане начал в 1886 году, в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской приютской церкви, в конце 1908 года переведён настоятелем в новопостроенный храм во имя святого Николая в Кучугурском районе. Отец Александр отличался милосердием, вниманием к пастве и потому пользовался любовью прихожан и уважением местного духовенства. 10 декабря 1932 года клир Никольского храма во главе с протоиереем Александром был арестован. Его, а также священномучеников Стефана Константиновича Пономарёва и Филиппа Михайловича Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом.
Священномученик Василий родился 25 января 1875 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Ивана Васильевича Холмогорова. Первоначальное образование Василий получил в Коломенском духовном училище. В 1894 году он окончил Московскую Духовную семинарию. В 1895 году Василий Иванович был назначен псаломщиком в Успенский собор в городе Дмитрове. Женат на Анне Алексеевне (1873-???). По состоянию на 1913 год у них была одна дочь Серафима. В 1903 году будущий мученик был рукоположен во священника к Успенскому храму в селе Морозово Дмитровского уезда Московской губернии. 22 июня 1911 года отец Василий был направлен служить в Никольский храм в селе Полтево Богородского уезда (ныне Балашихинский район) Московской губернии, где был заведующим и законоучителем Полтевской церковно-приходской школы до её закрытия советской властью. В 1921 году отец Василий был награждён наперсным крестом и через некоторое время возведён в сан протоиерея.
О Василии Петрове нам известно очень мало. Он родился в 1882 году и принял мученическую кончину от рук богопротивной власти 15 января 1942 года в возрасте шестидесяти лет. Мученик Василий был прославлен в лике святых 6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Документы к прославлению были представлены Московской епархией.