Юрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читать
Бенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Прп. Павел Обнорский
принадлежал к московской боярской семье и был
воспитан в благочестии. Молитвенная
сосредоточенность была его отличительной
чертой. Двадцати двух лет он поступил в один
монастырь на Волге, но оттуда перешел в
Радонежскую обитель прп. Сергия (память его 25
сент.), под его руководство. Прп. игумен полюбил
его за послушание и особую внимательность к
каждому его слову и заботливо им руководил. После
искуса в тяжелых работах и 15 лет затвора и
молчальничества прп. Сергий благословил его на
пустынническое житие. Прп. Павел ушел на север, в
Комельский лес. Здесь он три года жил в дупле
огромной липы. Потом, отойдя далее в глубь леса,
он выстроил себе келью на берегу реки Нурмы и
выкопал колодезь. Пять дней в неделю проводил он
в строгом воздержании и лишь в субботу
и воскресенье вкушал немного хлеба и воды.
Демонов он побеждал силою Креста. К нему
приходили лесные звери и принимали пищу из его
рук Птицы садились ему на голову и плечи. Так его
застал другой пустынножитель, тоже из
Радонежской обители, прп. Сергий Нуромский
(память его 7 окт.). Он увидел прп. Павла стоящим
под деревом, а перед ним стояли медведь, заяц и
лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и
он кормил их из рук.
10 января, в день памяти преподобного Павла Обнорского, или Комельского,
честно празднуется память одного из друзей и собеседников его —
преподобного Макария Писемского. Не сохранилось известий, когда началось
знакомство обоих отшельников. Древнее же предание говорит, что преподобный Павел
обрел преподобного Макария во время странствований своих по монастырям
прежде поселения в Комельском лесу, на реке Обноре, то есть до 1414 года.
Предание называет родиной преподобного Макария село Данилово,
расположенное по левому берегу речки Письмы, верстах в двенадцати от
пустыни, откуда берет свое происхождение дворянское семейство Писемских,
почитающее преподобного Макария в числе своих родичей. Первоначальное
научение иночеству преподобный Макарий получил от преподобного Сергия в славной
его обители, а отсюда, по любви к уединению, возвратился на родину и
поселился в густом лесу близ речки Письмы. Это место сохранило наименование
Старой Макариевой пустыни. Когда к отшельнику стал собираться народ и нашлись
многие, пожелавшие поселиться возле него, преподобный Макарий устроил небольшую
обитель в расстоянии версты от уединенной своей келлии и поставил
деревянную церковь во имя Преображения Господня. Возле этой церкви
преподобный и был впоследствии погребен.
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из
знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской
думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец,
Степан Иванович, «муж просвещенный и исполненный ратного духа»,
попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая
Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем
Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого
благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и
святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское
просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь
Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко
двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь.
Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в
чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого
подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного
уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна,
предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не
могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
Григорий (XIV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий . Память
8 января, 28 августа - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в
неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов
Киево-Печерских. Краткое описание подвижничества Григория помещалось
на доске, которой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи
преподобного. Григорий сподобился дара чудотворения за подвиги поста и
молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил
в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали
исцеление. В древнейший Помянник Киево-Печерского монастыря кон. XV -
нач. XVI в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть
Григорий. (Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV
и нач. XVI столетия) // ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6).
Сей блаженный во время безмолвствования преподобного Антония (+ 1073;
память 10/23 июля) в пещере пришел к преподобному Феодосию (+ 1074;
память 3/16 мая), строившему тогда монастырь, и принял в 1064 году
иноческий образ. Он отличался нестяжанием, смирением, послушанием и
особенно подвигом молитвы. За свои подвижнические труды святой Григорий
был удостоен от Бога благодатного дара изгнания бесов и других
чудотворений. Неоднократно, искушая святого подвижника, враг посылал к
нему недобрых людей. И однажды он научил, чтобы те украли все его
имущество, хотя преподобный ничего не имел, кроме книг для чтения и
молитвы. Воры пришли ночью в келлию Григория и, притаившись в ней,
дожидались, пока старец уйдет в церковь к утрени, чтобы потом взять его
имущество. Но блаженный ощутил их приход, ибо не спал всю ночь, стоя на
мотиве посреди келлии. Тогда блаженный, желая привести воров к покаянию,
стал молиться о них, говоря: «Боже, дай сон рабам Твоим, которые
напрасно пришли сюда, угождая врагу диаволу». Господь услышал его
молитву. Воры заснули и проспали пять дней и пять ночей, пока блаженный
при многих братиях не разбудил их, говоря: «Доколе еще будете всуе
стеречь, чтобы украсть мое имение? Уже пора, идите по домам своим». Они
же, вставши, не могли идти, ибо не принимали пищи столь долгое время.
Тогда блаженный поставил перед ними брашно и, напитав, отпустил их.
В 1472 году в г. Юрьеве (Тарту) в праздник Богоявления священник церкви
святителя Николая о. Исидор во время великого освящения воды на реке
Омовже был схвачен по приказу ливонского бискупа и заключен в темницу. С
ним были арестованы и все прихожане его церкви, включая женщин и детей.
Ливонцы силою принуждали отречься их от веры православной, но
исповедники были непреклонны и тверды. В темнице о. Исидор причастил
запасными дарами всех бывших с ним мужей, жен и детей. Все исполнились
духовной радости и на рассвете вместе со своим пастырем приняли
мученическую смерть: были ввержены под лед на р. Омовже, в том самом
месте, где о. Исидор освящал воду в день Богоявления.
Было всех
страдальцев семьдесят два, и никто не отрекся от православной веры, все,
как один, пошли они под лед за своим настоятелем.
О страшной казни православных ливонскими рыцарями долго вспоминали в Юрьеве и его окрестностях.
Преподобный отец наш Ахила диакон (XIV в.), возлюбив от младенчества
постническую жизнь и отвергши мир, пришел в Печерский монастырь, чтобы
здесь угодить Господу. Здесь он принял на себя ангельский образ и
проходил тесный путь иночества с великим терпением, послушанием и
смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих
подвижников, ибо он не вкушал ни сладкой, ни вареной пищи, зелие же
употреблял весьма редко и то в малом количестве. Обыкновенно пищей его
была одна просфора в неделю. Долгое время преподобный Ахила провел в
затворе.
К заступничеству святого Ахилы прибегают жаждущие
избавиться от «порабощения чревных страстей» (от чревоугодия) и
желающие научиться воздержанию (3-я песнь канона преподобным,
почивающим в Дальних пещерах).
Память преподобного Ахилы
совершается также 28 августа/10 сентября (Собор преподобных отцов
Киево-Печерских, в Дальних пещерах, преподобного Феодосия, почивающих) и
в неделю 2-ю Великого поста (Собор всех преподобных отцов
Киево-Печерских)
Сильвестр Печерский (1123). Из летописей точно известно, что в 1116 г.
Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве, а с
1118 г. он стал епископом Переяславля. В бытность игуменом он продолжил
дело св. Нестора Летописца - собственно, никто не может точно сказать,
какая именно часть в летописи Нестора принадлежит одному, а какая -
другому святому, потому что о разграничении авторских прав они не
пеклись.
Его отождествляют ныне с Сильвестром, чьи мощи покоятся
на кладбище Киево-Печерского монастыря и которого канон местным святым
прославляет зам дар "прогонять бесовские прилоги". Это означает, что он
сам умел и другим по их молитвам помогает отворачиваться от искушений,
когда те еще столь новорожденно-невинны, что смахивают почти на
херувимов. Думается, что не случайно такой дар сближают с даром историка
- ведь как крестьянин хорошо знает, какой сорняк из какого невинного
зелененького росточка вырастет, так историк обладает полынно-горьким
опытом и знает, из каких розовых мечтаний и образов вырастают целые
кровавые эпохи и культуры.
Жизнеописание святой Иулиании Лазаревской написано ее сыном. Это
единственное сохранившееся подробное описание жизни святой, восполняющее
сторицей недостаточность сведений о других.
Родилась Иулиания в
30-е годы XVI в. в г. Плосне у благочестивых дворян Иустина и Стефаниды
Недюревых. Шести лет она осталась круглой сиротой. Бабушка с материнской
стороны взяла девочку к себе в город Муром. Через 6 лет умерла и
бабушка, завещав своей дочери, уже имевшей 9 детей, взять на воспитание
12-летнюю сироту.
Иулиания пользовалась любой возможностью помочь
другим. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и
рукоделие, чем вызывала постоянные насмешки сестер и слуг. Она привыкла
подолгу молиться со множеством поклонов. Кроме обычных постов налагала
на себя еще более строгое воздержание. Родственники были недовольны,
боялись за ее здоровье и красоту. Иулиания терпеливо и кротко переносила
упреки, но продолжала свой подвиг. Ночами Иулиания шила, чтобы одевать
сирот, вдов и нуждающихся, ходила ухаживать за больными, кормила их.
Память его празднуется 19 нояб. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих,и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских
Был у вел. князя Изяслава Ярославича ближний боярин по имени Ян, внук знаменитого посадника Остромира новгородского (для которого было переписано Евангелие, известное как Остромирово) и сын храброго воеводы Вышаты. Жену его звали Марией. Сын же его, мирское имя которого не известно, уязвился такой любовью к прп. Антонию (память его 10 июля) и инокам святой горы Печерской, что, слушая поучения их, хотел никогда не оставлять их. Раз он явился к прп. Антонию, поверг к ногам его свою богатую одежду и умолял его скорее постричь его. Прп. Антоний, уже и раньше предостерегавший юношу, сказал ему: «Вспомни, чадо, кому ты обещаешься и чьим воином хочешь быть. Здесь невидимо предстоят ангелы Божий, внемлющие твоему обещанию. Остерегись, чтобы отец твой, пришедши с великой властью, не извлек тебя отселе и против твоей воли. Мы же не в силах будем помочь тебе, и ты явишься клятвопреступником пред Богом!»
Юноша отвечал ему: «Верую Богу моему, что, если бы захотел меня мучить отец мой, не возвращусь и тогда к мирской жизни!» Тогда прп. Антоний постриг его с именем Варлаам.
По преданию преподобный Давид (во святом крещении Даниил) происходил из знатного княжеского рода, предположительно из князей Вяземских. Ушел в монастырь в очень юном возрасте, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия Боровского. При постриге в монашество получил имя Давид, в честь преподобного Давида Солунского, был другом и сомолитвеником преподобного Иосифа Волоцкого в то же время подвизавшегося в Боровском монастыре. После смерти преподобного Пафнутия настоятелем стал его ученик Иосиф но братия не захотели иметь его игуменом изза строгости устава им введенного. Кроме семерых старцев среди которых был и преподобный Давид.Других подробностей о жизни преподобного в Пафнутьевом монастыре к сожалению мы не знаем. Известно что 31 мая 1515 г. Пришел преподобный Давид сюда на место нынешней обители, с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками.И поставил здесь церковь в честь Вознесения Господня и Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Прожил он на этом святом месте четырнадцать лет и преставился ко Господу 1529 года 19 сентября. (по старому стилю).Более полустолетия подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был как говорит летопись "отцом и кормильцем всего окрестного населения". память его совершается (по новому стилю) 2 и 31 октября. И 23 мая(обретение мощей).
Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество на Валааме, или в другом месте (в точности неизвестно), по особому Божию откровению поселился Аврамий в Ростове на берегу озере Неро.
В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. Это исполняло глубокой скорбью боголюбивую душу Аврамия: он скорбел о слепоте людей. Скорбь побуждала усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы. Он глубоко чувствовал немощь свою и просил помощи свыше.
Однажды преподобный Авраамий в скорби и недоумении сидел вблизи идола. И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Аврамий встает и спешит к нему навстречу. После взаимного приветствия и благословения преподобный спросил, откуда он и из какой страны...
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, - в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец(память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (+ 1015; первое перенесение святых мощей - 1072; общая память 2 мая).
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.
Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) - дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
"Вещая дева" Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей "ключницы", пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира.
Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток, участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг в греки".
На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).
Дни памяти - 10 июля , 2 сентября, 28 сентября ( по ст. стилю)
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.
Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".
Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.
О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену Ольгу из Плескова (Пскова?). На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным.
По Иоакимовской летописи, она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Звали ее варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга).
Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом.
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.