Мулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читать
Нартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьЕвфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Священномученик Петр родился 25 июня 1879 года в селе Дмитриевский Погост Рязанской губернии, в семье псаломщика Алексея Михайловича и его жены Александры Алексеевны Рождествиных. В 1899 году Петр окончил Рязанскую духовную семинарию и был определен преподавателем в церковно-приходскую школу. Намереваясь послужить Богу и Церкви в священном сане, он искал супругу, которая готова была бы нести с ним этот нелегкий крест. И вскоре юноша женился на девице Людмиле, своей односельчанке, дочери протоиерея Дмитрия Семеновича Лебедева, окончившей епархиальное училище и преподававшей в той же, что и он, школе.
Будущий владыка родился в семье протоиерея, священника церкви Покрова Богородицы в с. Гузи близ Новгорода.
Окончил Новгородскую духовную семинарию (1892) и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 г. пострижен в монашество с именем Сергий (в честь Радонежского подвижника) и рукоположен во иеромонаха. После окончания духовной академии (1896 г.) возглавлял высшие духовные учебные заведения: был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии (1899, в сане архимандрита) и Санкт-Петербургской духовной академии (1905, со степенью магистра богословия).
6 ноября 1905 г. Сергий был избран епископом Ямбургским, викарием Санкт-Петербургской епархии. К тому времени владыка Сергий уже был известен как талантливый проповедник и богослов, духовный писатель и церковный историк.
Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, каковым и был обвиняемый преподобномученик Макарий (Телегин), память которого празднуется 13/26 мая.
Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в семье крестьянина Николая Телегина в селе Летниковском Бузулукского уезда Самарской губернии. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение уйти в монастырь. Все мирское его перестало интересовать, и, еще будучи подростком, он нашел пещеру и удалялся в нее для молитвы. Придя в возраст, он окончил церковноприходскую школу, а затем на семнадцатом году жизни отправился в паломничество в Киев. Здесь, у святынь Киево-Печерской Лавры, созрело окончательное решение уйти в монастырь.
Священномученик Христофор родился 21 февраля 1869 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии* в семье священника Алексея Надеждина1. Первоначальное образование Христофор получил в Зарайском духовном училище; в 1889 году он окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определен учителем пения и чистописания в Донское духовное училище. 20 ноября 1891 года он был назначен на должность надзирателя училища. В 1892 году Христофор Aлeкceeвич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы его отправили на лето 1895 года в Самарскую губернию для лечения кумысом.
Священномученик Александр родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Павловича Заозерского, служившего в Петропавловской церкви в Мариинской больнице. Первоначальное образование Александр получил в Заиконоспасском духовном училище; в 1899 году он окончил Московскую Духовную семинарию, в 1903-м – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был определен митрополитом Владимиром (Богоявленским) на должность псаломщика к Троицкой церкви на Арбате. В 1908 году Александр Николаевич был рукоположен во священника к Девятинской церкви на Пресне, а через год переведен в Александро-Невский храм при Мещанских училищах и богадельне. В 1919 году безбожные власти закрыли храм как домовый, и отец Александр был назначен в церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где и прослужил до своей мученической кончины.
Родился 24 июля 1868 года в с. Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона.
В 1882 году окончил Переславское духовное училище, в 1888 году — Вифанскую духовную семинарию.
В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии.
16 декабря 1890 года рукоположен в сан священника.
С 1891 по 1906 гг. — священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы.
Святая мученица Евдокия Петровна Мартишкина родилась в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
6 ноября 1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» вместе с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Обвинялась Евдокия Петровна в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе святая Евдокия отвергла все предъявленные ей обвинения. Была приговорена к 10 годам концлагеря. 25 мая 1938 года Евдокия Петровна скончалась в заключении в Ташкенте.
Петр Алексеевич Попов родился в январе 1895 года в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии. Его отец Алексий Михайлович в то время служил диаконом в церкви этого села. В 1898 году отец Алексий был рукоположен в сан иерея и переведен в Казанскую церковь села Помогалова Романово-Борисоглебского уезда. Там прошли детство и юность будущего пастыря Петра Попова. Отец Алексий и матушка Мария Алексеевна особенно заботились о воспитании и духовном образовании трех своих сыновей, и все они избрали путь служения Богу.
В 1918 году Петр закончил Ярославскую духовную семинарию и три года работал школьным учителем в селе Савинском.
АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДР (Александр Федорович Петровский) родился в 1851 году в городе Луцке Волынской губернии (бывшая Польша), а потом жил в Харькове. Он получил прекрасное светское образование и окончил юридический факультет. Однажды ночью, после смерти матери, она явилась к нему и сказала: оставь все и поступай в монастырь. Это видение так повлияло на молодого человека, что он вскоре действительно принял монашеский постриг…
Господь привел его в Козельщанскую женскую обитель Полтавской епархии, многолюдную и богатую. Когда советская власть закрыла все храмы в округе, здесь нашли пристанище двенадцать священников. Но вскоре Козельщинский монастырь также был закрыт. Около пятидесяти сестер переместились к реке Псел, где обосновали скит "Обиток", духовником которого вплоть до закрытия в 1932 году этой, уже последней в округе святыни был отец Александр.
Михаил был старшим ребёнком в семье диакона Павла Белороссова, в городе Романове-Борисоглебске. Он родился 11/24 мая 1869 года; после него родились ещё шесть дочерей и два сына, да прибавились ещё двое приёмных сирот, мальчик и девочка. Дед, протоиерей Михаил Михайлович Белороссов, благочинный в Ярославле, за 33-летнюю усердную службу был награждён золотым наперсным крестом; прадед тоже был священником. И дети диакона Павла все впоследствии избрали служение Церкви: три сестры стали жёнами священников, три другие были учительницами в церковно-приходских школах Ярославского уезда, младший брат Димитрий стал псаломщиком, а старший Михаил — священником.
Он окончил Ярославскую Духовную семинарию в 1890 году, служил псаломщиком в церкви Николы на Меленках в Ярославле, вскоре вступил в брак с дочерью священника Анной Васильевной Моревой, окончившей Ярославское епархиальное женское училище. В январе 1893 года он был рукоположен во священника ко храму села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда.
Священномученик Василий родился в 1891 году в селе Спас-Дощатый Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Алексия Колосова. Окончив в 1915 году Рязанскую Духовную семинарию, Василий Алексеевич до 1927 года служил псаломщиком в Введенском храме в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области, а в 1927 году был рукоположен во священника к этому храму. Первое время своего служения он часто говорил в храме проповеди, но вскоре до него стали доходить сведения, что некоторые его проповеди истолковываются как антисоветские, и он замолчал.
В Подлесной Слободе было всего триста домов, но поскольку в селе размещался сельсовет, здесь жили многие коммунистические активисты и воинствующие безбожники, готовые перетолковать всякое слово священника; для них он, в силу своего церковного служения, был не только религиозным, но и политическим врагом.
Священномученик Димитрий родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского.
В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умерла его мать - супруга отца Василия. Сам отец Василий в 1907 году причащал больного тифом крестьянина и, заразившись умер, как исповедник.
В 1891 году Димитрий окончил Симбирскую Духовную Семинарию по второму разряду и был зачислен учителем церковно-приходской школы в село Урусово. В 1892 году он был определен псаломщиком к тому же селу, а в 1895 году рукоположен во священники к селу Полибино Алатырского уезда. В 1902 году священник Димитрий был перемещен в село Новые Монадыши Ардатовского уезда. Служа здесь отец Димитрий с 1908 по 1911 годы состоял членом благочиннического совета, а в 1911 году был назначен в село Анастасово Курмышского уезда, в котором прослужил 26 лет до своего ареста. В 1905 году был награжден набедренником, в 1916 – камилавкой, в 1922 году - наперсным крестом. Позже был возведен в сан протоиерея.
Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Недетская, тяжелая началась у него жизнь. Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его.
Юноша стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал. Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала идти в Оптину пустынь, к старцам.
Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны Зайцевых. Никифор окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению и был человеком весьма начитанным; будучи трудолюбивым, он имел и крепкое хозяйство, что при советской власти навлекло на него многие беды.
Во время Первой мировой войны Никифор был призван в армию, но, как человек зрелого возраста, из запасных, он был послан служить в обозе. Вернувшись домой, он снова занялся крестьянским хозяйством. Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нем, что он был человеком глубоко церковным и безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. Он привык в своем хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский день, и был несогласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое начинает делаться, при невозможности быстрого исполнения, напоказ.
Николай Тохтуев родился 9 мая 1903 г. в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Отец священномученика, Василий Николаевич Тохтуев, пользовался большим уважением односельчан. Мать, Мария Матвеевна (в девичестве Цветова), была дочерью священника. Николай с детства полюбил церковную службу и пел на клиросе. В 1919 г. он поступил в Пермскую духовную семинарию, а через три года был рукоположен во диакона к Свято-Троицкой церкви села Ашапа. По всей округе шла слава о красивом мощном голосе о. Николая. Говорили, что такого баса не было ни у одного диакона Кунгура и Перми.
В 1925 г. диакон Николай служил в Успенском кафедральном соборе г. Кунгура. 25 марта 1926 г. о. Николай был возведен в сан протодиакона.
В советские времена начались гонения на церковь и ее священнослужителей. В 1933 г. о. Николай был арестован и проходил по групповому «делу священнослужителей и мирян Кунгурского района Уральской области». 28 мая 1933 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ обвинило Николая Тохтуева в «участии в церковно-монархической контрреволюционной организации» и приговорило к трем годам «вольной высылки» на Урал.
Священномученик Иоанн родился в 1886 году в деревне Черная Грязь Осташковского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иакова Васильева.
Образование получил в Осташковском духовном училище. В 1915 году Иван Яковлевич был мобилизован на военную службу и до 1917 года служил в армии рядовым. С 1917‐го по 1928 год он работал в сельскохозяйственной артели на Северном Кавказе. Глубоко верующий человек, он часто посещал храм, пел на клиросе и в конце концов принял твердое решение посвятить свою жизнь служению Святой Церкви.
В 1928 году Иван Яковлевич поступил в один из храмов Владимирской епархии псаломщиком и все свое свободное время стал посвящать самообразованию. Настоятель храма выразил желание подготовить его к принятию священного сана.
Священномученик Николай родился 30 марта 1877 года в городе Москве в семье священника Владимира Павловича и его супруги Екатерины Алексеевны Беневоленских. Отец Владимир служил в храме в честь преподобного Симеона Столпника, сменив здесь своего тестя, священника Алексея Петровича Соловьева, отца будущего старца иеросхимонаха Алексия*. Николай стал впоследствии его любимым племянником и в свою очередь очень любил отца Алексия и во время учебы в Московской Духовной академии едва ли не каждое воскресенье посещал его. Летом 1897 года старец, тогда еще протоиерей Феодор, ездил вместе с ним выбирать себе место для жизни в монашестве.
«Приехали мы с ним к Троице, – вспоминал впоследствии иеросхимонах Алексий, – оттуда взяли извозчика и поехали в Параклит. День был жаркий, солнечный; мы ехали, все углубляясь в лес, и чем дальше мы ехали, тем глуше становилось: кругом все лес и такая благодать, что ты себе представить не можешь! Всюду зелень, деревья, трава, цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина и безлюдье, сердцу так легко, так хорошо от тишины. "Вот, – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”.
Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги.
После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск. Настоятелем монастыря был игумен Павел (Хотемов). Отец Павел был большим подвижником. Нина взирая на подвиг отца Павла, стремилась ему подражать. Монастырский устав блаженная соблюдала строго. Спала она четыре часа в сутки и в два часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву.
После того как в 1928 году и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии и среди них игумены Павел и Нифонт, который был в монастыре казначеем, нашли приют в доме блаженной Нины.
Преподобный Амфилохий (в миру – Яков Варнавович Головатюк), родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.
В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.
Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.