Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читать
Лазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьКотельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьАнуфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьКурчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читать
Священномученик Евстафий родился 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. В 1897 году Евстафий окончил Полоцкое духовное училище, в 1900 году – три класса Витебской Духовной семинарии и был назначен учителем в Прудскую церковноприходскую школу Гродненской епархии.
Ревностный христианин, он решил послужить Церкви в сложных тогда условиях Туркестанской епархии, где русские переселенцы в ту пору почти не имели храмов и духовенства, и 15 декабря 1904 года был назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь; в марте следующего года он был переведен в туркестанский кафедральный собор; 13 мая 1905 года рукоположен во диакона, а на другой день – во священника к этому собору.
Родился 15 марта 1880 года в селе Ильинском Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Михайловича Протопопова.
В 1896 году Алексей окончил Перервинское духовное училище, в 1902-м — Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в одну из церковноприходских школ Москвы.
В 1903 году Алексей Николаевич был рукоположен во диакона к Богоявленскому храму в Москве; в 1907 году переведен в Казанскую церковь в Сущеве, где прослужил до ее закрытия в 1930 году и был переведен в храм преподобного Пимена Великого. После того как храм в 1934 году был захвачен обновленцами, диакон Алексий стал служить в соборе в честь Рождества Божией Матери в городе Орехово-Зуево.
Николай Павлович Писаревский родился в 1868 году в селе Ягорба. После окончания Ярославской духовной семинарии, вернулся в служить в родное село. Когда начались гонения на Церковь, отец Николай приложил все усилия к сохранению церкви, писал необходимые заявления в советские органы власти, собирал подписи верующих и средства для уплаты налогов. Он понимал неизбежность ареста, но службу не бросил. Узнав о том, что диакон его церкви снял с себя сан, убоявшись большого налога, отец Николай сказал ему: «Ты трус… а я вот этого делать не боюсь. Я как был «черный ворон», так им и останусь». 4 апреля 1931 года он был арестован и обвинен в «систематической антисоветской агитации». Для обоснования обвинения следователь привел слова, якобы сказанные священником. «Пришел антихрист и повел народ в бездну. Кто пошел в колхоз, тот подпал антихристу под влияние и не попадет в Царство Небесное. Придет время – всех колхозников сожжет красный петух», — которые кто-то передал в ОГПУ.
Священномученик Иоанн Емельянович Пригоровский родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского. После окончания в 1897 году Черниговской духовной семинарии он был направлен на служение псаломщиком в село Мостовое Ставропольской и Екатеринодарской епархии.
С 1898 года он служил в сане диакона в Ильинском храме станицы Незамаевской, а затем в сане священника в хуторе Кугоейском, где был заведующим и преподавателем Закона Божия в местной церковно-приходской школе. Заботясь о просвещении не только детей, но и взрослого населения хутора, неимевшего возможности посещать занятия в дневное время, отец Иоанн открыл вечернюю школу для взрослых, где сам преподавал хуторянам основы веры и грамотности.
Епископ Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий) родился 30 июля 1860 г. в семье священника Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Федорович был назначен в 1882 г. преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.
17 апреля 1899 г. в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество. 19 апреля 1899 г. монах Феодосий был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом Епархиальном свечном заводе; 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома. 7 ноября 1900 г. иеромонах Феодосий временно был назначен благочинным всех монастырей Таврической епархии. 17 декабря возведен в сан игумена, а 28 декабря – переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Русско-Японской войны он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви. В 1905 г. возвратился в Москву, где был награжден за усердие и труды, понесенные во время военных действий.
Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.
Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.
При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.
Преподобномученица Тамара родилась в 1876 году на хуторе Уустало волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии в лютеранской семье крестьянина Георга и Мари Сатси. Родители нарекли девочку Марией. Когда Марие было 7 лет умерла ее мать, а вскоре и отец. В 1886 году в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный приход, тогда многие из лютеранской веры перешли в православную. Окончив 4 класса сельской школы, Мария поступила в 1888 году в возрасте 12 лет в приют для девочек-сирот при женской общине в Иевве, основанной в этом же году. В приюте воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В 1892 году община была преобразована в Свято-Успенский женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игуменья Варвара (Блохина).
Виссарион Мефодиевич Селинин (+ 1918), священник, настоятель храма Илии пророка в селе Урджар Лепсинского уезда Семиреченской области и благочинный церквей Урджарского округа Туркестанской епархии, священномученик. Родился в 1876 году.
Окончил два класса Владимирской духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии.
В 1899 году был назначен псаломщиком в храм в селе Песчанское Павлодарского уезда Омской губернии.
В 1902 году рукоположен во диакона к этой церкви.
В 1905 переведен в храм святых мучеников Флора и Лавра в городе Павлодаре.
Федор Георгиевич Недосекин родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки, Рославльского уезда, Смоленской губернии в семье диакона Георгия Петровича и его супруги Феодосии Петровны.
Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.
В 1913 году Федор Георгиевич женился на девице Зинаиде, дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском Рославльского уезда. В 1905 году Зинаида окончила епархиальное училище и работала учительницей в школе села Новоселки. Кроме других предметов она преподавала пение, и её школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. Впоследствии в семье Федора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки.
После октябрьского переворота 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет продолжал работать учителем в Новоселковской школе.
Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 года в Минской губернии в семье священника Константина Новицкого, служившего в одном из храмов в Мозырском уезде. Михаил окончил гимназию и Санкт-Петербургский историко-филологический институт. По окончании института он в 1914 году обвенчался с девицей Зиновией, дочерью священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 году началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из-за его близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с супругой он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать в одном из учебных заведений преподавателем.
В 1920 году Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь, и помогли его семье пережить голод 1930–1931 годов.
Будущий священномученик родился 23 сентября 1889 года в селе Русская Цильна Симбирского уезда, в семье одного из самых уважаемых священников Симбирской епархии, в будущем протоиерея и благочинного, — отца Феодора Васильевича Гневушева. У отца Феодора и матушки Клавдии Николаевны было четверо детей — два сына и две дочери. Сыновья — Сергей и Александр — стали священниками, а дочери продолжили труды своего отца на ниве народного образования — стали учительницами. Духовное образование братья Гневушевы получили в Симбирской Духовной Семинарии: старший закончил её в 1911 году, младший — на год позже.
14 марта 1913 года Александр Гневушев был назначен псаломщиком в своём родном селе Русская Цильна, в храме, возведённом трудами отца (отец в это время был уже переведён в г. Буинск).
Иерей Александр Орлов родился в начале 1878 года в селе Маккавеево Рязанской губернии Касимовского уезда. Его отец в год рождения своего сына был учителем церковно-приходской школы в деревне Самылово, которая входила в приход Покровского маккавеевского храма. Сохранилась «Духовная книга» Покровского храма, в которую заносились имена прихожан, за время Великого Поста прошедших исповедь. В ней есть запись, датированная апрелем 1878 года: « На исповеди был Василий Евдокимович Орлов и его дети: Николай, возраста двух лет, и Александр – четырех месяцев». Интересно, что в такие книги вносились даже младенцы, а в графе «Был ли на исповеди» отмечалось: « Не был. По малолетству». Таким образом, «Духовная книга» вела своего рода летопись прихода и его прихожан. К сожалению, более точная дата рождения отца Александра неизвестна.
Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Арга Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье. В 20-летнем возрасте Марфа поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь, где с 1901 года проживала ее младшая сестра Пелагия.
Как и все дивеевские сестры, инокиня Марфа после разорения обители лишилась крова и страдала от притеснений властей. Вместе с Анастасией Милюковой она поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района Горьковской области. Главным занятием матушек было чтение в храме, молитва. Верующие люди с уважением относились к дивеевским сестрам, приходили спросить совета, просили святых молитв о себе и близких, и сами помогали матушкам выжить, делясь с ними продуктами и деньгами.
Преподобномученик Сергий (Сергей Александрович Крестников) родился 1 июля 1893 года в городе Москве. Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей и, сделав за это время свой окончательный выбор, поступил в 1918 году послушником в Троице-Сергиеву Лавру; здесь он прожил до закрытия обители в 1922 году.
После этого он пел в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде, а в 1928 году стал служить псаломщиком в храме на Кукуевском кладбище, где был похоронен старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Здесь послушник Сергий был и псаломщиком, и сторожем, и председателем церковного совета.
…Курляндская губерния. Город Якобштадт. На дворе 5 января 1870 года. Мороз, снег, предпраздничная Рождественскаясуета, а в доме священнослужителя Иоанна Гаварина сугубая радость - родился сын, который спустя несколько дней при крещении будет наречен Николаем, в честь святого Николая Чудотворца.
Город, в котором родился будущий святой, – это нынешний город, а точнее половина нынешнего города Eкабпилса, находящегося примерно по середине между Ригой и Даугавпилсом. Дело в том, что современная история Екабпилса разделяется на истории сразу двух городов – Крустпилса и Якобштадта, располагавшихся на противоположных берегах реки Даугавы, а в 1962 году объединившихся в один большой город. Раскол Русской Православной Церкви XVII века, возникший в ходе проведения церковной реформы предпринятой патриархом Никоном, заставил старообрядцев спасаться от гонений царского правительства на берегах Западной Двины. Именно их поселения с 1670 года и стали называться Якобштадт в честь давшего ему городские права Якоба Кеттлера, герцога Курляндского.
Мученик Димитрий родился 3 февраля 1883 года в городе Коломне Московской губернии в семье Михаила Антоновича и Любови Пантелеимовны Вдовиных. Михаил Антонович был мелким торговцем. Окончив городское училище в Коломне, Дмитрий стал работать продавцом в лавке; в 1910 году он женился на дочери купца Надежде Ивановне Архиповой, с 1912 года завел свою мелочную торговлю, где был и хозяином, и продавцом.
После революции – установившей как государственную веру для граждан безбожие – и разрушения хозяйственного уклада страны Дмитрий Михайлович пошел работать агентом по снабжению и конторщиком, а после того, как вновь была разрешена мелкая торговля, стал совладельцем одной четвертой части магазина «Казаков и Вдовины», занимавшегося посудно‐щепной торговлей; с 1927 года он стал изготовлять и продавать сита и решета. В 1930 году ему пришлось оставить кустарный промысел и поступить на работу в государственную организацию.
Священномученик Флегонт родился 28 марта 1871 года в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. Окончив Ярославскую Духовную семинарию, Флегонт Николаевич стал учителем в церковноприходской школе в селе Смоленском, что в Красном Бору в Ярославском уезде; в 1895 году он был рукоположен во священника ко храму в селе Васильевское в Юхти Угличского уезда, а через два года перемещен ко храму в селе Железный Борок Ярославского уезда. В 1905 году отец Флегонт был переведен служить в Никольский храм в Ярославле и стал преподавать Закон Божий в нескольких учебных заведениях города. Во время Первой мировой войны он служил священником при 663‐м пехотном полку и исполнял пастырские обязанности в военных лазаретах. Ревностное служение священника сделало его широко известным в Ярославле, и прихожане храма великомученика Димитрия Солунского стали просить архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского)* назначить его служить к ним в храм; владыка исполнил их просьбу, и с 1915 года отец Флегонт стал служить в этом храме. В том же году он был награжден золотым наперсным крестом и несколько лет спустя – возведен в сан протоиерея и назначен одним из благочинных города Ярославля.
Гавриил Фомин родился в 1882 г. в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Гавриил помогал священнику в храме, исполнял при церкви обязанности сторожа, иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово.
В 1925–1926 гг. Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма. В 1928 г. он был лишен избирательных прав, в 1932 г. арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество было конфисковано. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.
7 сентября 1938 г. он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти. Все обвинения и показания лжесвидетелей Гавриил отверг.
В 1920-х годах настоятелем Свято-Троицкой церкви был назначен протоиерей Сергий Родаковский. Родился в 1882г. в д. Житковичи Мозырского уезда Минской губернии, в семье псаломщика. Отец священника Сергия, Пётр Родаковский, окончил Пинское духовное училище, служил в Свято-Троицкой церкви м. Житковичи.
Супруга священника — матушка Ксения Чернявская (Свирская) — была родной сестрой блаженной Валентины Минской, отец сестёр — протоиерей Феодор Чернявский, был священнослужителем. Время сохранило для нас уникальный документ — фотографию Сергия Родаковского с матушкой Ксенией и свадебную фотографи Валентины Чернявской (Минской) с Феодором Сулковским (выходцем из духовенства), на которой множество священников и людей из церковного мира той далёкой поры, среди них и Сергий Родаковский с матушкой Ксенией и детьми. Многие из этих людей претерпели мученическую кончину, трое из них канонизированы Святой Церковью (Сергий Родаковский, священник Василий Степуро — муж Анны, сестры Валентины и Ксении,