Фомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читать
Ржавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьДоливо-Добровольский Михаил Осипович, один из основоположников техники применения переменных токов читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читать
Родился 25 Апреля 1913 года в селе Духовое, ныне Лискинского района Воронежской области, в семье рабочего. В 1930 - 1932 годах учился в железнодорожной профтехшколе в городе Лиски. С 1932 года работал дорожным мастером, помощником начальника участка на строительстве железной дороги Валуйки - Пенза, начальником 5-го строительного железнодорожного участка в Урюпинске. В Октябре 1935 года призван в Пограничные войска НКВД СССР. Был инструктором - снайпером, в 1938 году назначен начальником инженерной службы Посьетского погранотряда ( Дальневосточный пограничный округ, войска НКВД ).
Лейтенант В. М. Виневитин отличился в боях за высоту Заозёрная у озера Хасан Приморского края летом 1938 года. Руководил обороной пограничного рубежа. Снайперским огнём уничтожал японских захватчиков, в критический момент поднял бойцов в контратаку и отбросил японцев. В бою был ранен, но на следующий день сбежал из госпиталя и вернулся на поле боя к своему подразделению.
Родился в семье рабочего. Получил неполное среднее образование. Работал механиком на Ульяновской МТС, слесарем в колхозе. В Красной Армии с 1936 г. Проходил службу на Дальнем Востоке в 118-м Ачинском стрелковом полку 40-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии, механик-водитель танка. В июле 1938 г. принимал участие в боевых действиях у оз. Хасан, смело и решительно водил танк в атаку и в один из боев успешно преодолев препятствия, подавил несколько пулеметных точек. 31 июля на своем танке прорвался в глубину японской обороны, но был подбит снарядом и оказался в окружении врагов. Японцы окружили танк, пытались открыть люк, предложили танкистам сдаться. Но отважный экипаж (командир — Г.С. Корнев и заряжающий Г.Я. Колесников) отвергли это предложение. Тогда японцы облили танк бензином и подожгли его. Экипаж предпочёл смерть плену.
Григорий Корнев родился в 1913 году в селе Городок (ныне в составе Минусинского района Красноярского края) в крестьянской семье. Русский. После окончания 7 классов работал в типографии города Минусинска.
Минусинским райвоенкоматом был призван в ряды Красной Армии в 1935 году, окончил полковую школу. В июле 1938 года младший командир Корнев участвовал в боях в районе озера Хасан, в должности командира танка 118-го стрелкового полка (40-я стрелковая дивизия, 1-я Приморская армия, Дальневосточный фронт). В ходе боёв младший комвзвод Корнев уничтожил несколько огневых точек противника. 2 января 1937 года был награжден орденом Красного Знамени.
Заряжающий орудия танка 118-го стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии Дальневосточного Краснознамённого фронта, красноармеец. Родился в 1914 году в посёлке Славянка (в настоящее время не существует) ныне Кулундинского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу, курсы трактористов. Работал в колхозе. В Красной Армии с 1935 года. Участник боёв в районе озера Хасан (29 июля – 11 августа 1938 года). Заряжающий орудия танка 118-го стрелкового полка (40-я стрелковая дивизия, 1-я Приморская армия, Дальневосточный Краснознамённый фронт) красноармеец Григорий Колесников в одном из боёв участвовал в четырёх атаках. 31 июля 1938 года его танк был подбит, но экипаж (командир Г.С. Корнев, механик-водитель К.И. Пушкарёв) не покинул его, продолжая вести огонь по противнику. Озверевшие японские солдаты окружили советскую боевую машину, облили её бензином и подожгли.
В июле 1938 года японское правительство, не имея на то законных оснований, потребовало отвода войск с тактически важных высот Безымянная и Заозерная на озере Хасан. В этот район были подтянуты значительные силы японских войск: три пехотные дивизии, кавалерийский полк, механизированная бригада. В устье реки Тумень-Ула (Тумыньцзян) японцы сосредоточили 15 боевых кораблей и 15 катеров.
29 июля японцы перешли границу и напали на высоту Безымянную, на пограничную заставу, возглавляемую А.Е. Махалиным. Застава была окружена. Командир в окружении организовал бой и подготовил выход бойцов из кольца противника.
Японские истребители стремились атаковать наши самолеты с разных направлений. Мы стали уходить с набором высоты и пологим разворотом вправо… Истребители не имели возможности атаковать сверху. Я маневрировал скоростью: то снижал, то увеличивал ее. Одновременно по сигналу радиста делал отвороты… в ту или иную сторону. Один самолет И-96, по всей вероятности ведущий группы, пристроился ко мне справа и шел все время в 10 м сбоку или в 5 м сзади, так что я видел лицо пилота. Японские летчики после заградительного огня переходили на правую сторону и атаковали по одному, стремясь попасть в «мертвый» конус и подлезть под стабилизатор какого-либо бомбардировщика.
Хорошая организация наблюдения, быстрый переход стрелков от верхних, турельных пулеметов к люковым, организованное взаимодействие стрелков-радистов (по принципу защиты соседнего самолета) помешали японским истребителям достичь успеха.
Добровольцем уехал в Испанию и лейтенант Романов Александр Георгиевич. В Испанию он прибыл 26 марта 1938 года. Служил в 1-й авиационной эскадрилье, летая на биплане И-15 (подразделение 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа). Вместе с товарищами собирал присланные из Союза самолеты, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны. Несколько раз в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с авиацией франкистов. И каждый раз побеждала. За 3 месяца боев в небе Валенсии летчики этой авиагруппы сбили 30 вражеских самолетов. Участвуя во многих воздушных боях, лейтенант А.Г. Романов уничтожил в небе Испании около 20 самолетов итальянских «фиатов» и немецких «мессершмиттов», штурмовыми ударами нанес значительный урон в живой силе и технике. Особо отличился 7 июня 1938 года в бою с семью новейшими немецкими истребителями Ме-109, сбив один из них.
«Весной 1928 года произошли события, привлекшие всеобщее внимание. В Арктике потерпел катастрофу дирижабль итальянского генерала Нобиле, летевшего к Северному полюсу. Попытки спасти участников экспедиции предпринимались различными странами, но уверенности в успехе не было. Корабли, направлявшиеся в Арктику, проникали только в полосу битого льда, а от нее до района катастрофы оставались еще многие сотни километров. Преодолеть их с помощью средств, которые использовались тогда для передвижения в этих суровых краях, было крайне трудно.
Мало надежд возлагали и на самолеты. Слишком большой им предстояло бы проделать путь туда и обратно. В то время дальность полета редко превышала пятьсот - шестьсот километров, а тут дело осложнялось еще суровыми полярными условиями.
В 1934 году был призван в ряды Красной Армии. Служил механиком-водителем танка Т-26 в 13-й механизированной бригаде. Участник национально-революционной войны в Испании. Воевал в экипаже С. Я. Лапутина, впоследствии награждённого званием Героя Советского Союза. В июле 1937 года Кручинин отличился в бою у населённого пункта Фуэнтес-де-Эбро. Несмотря на то, что его танк был подбит и застрял в окопе противника, он и его экипаж в течение суток отстреливался от окруживших его врагов, а затем, сумел добраться до своего подразделения. В этом бою Кручинин был ранен, но после выздоровления продолжил участвовать в боевых действиях.
20 февраля 1938 года, Владимир Кручинин погиб в бою под Мадридом.
Командир крейсера «Россия» (5.01.1904—11.10.1904).
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Россия» (1896) входил в состав Владивостокского отряда крейсеров под командованием вице–адмирала Карла Петровича Иессена; действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. «По общему мнению современных историков флота, в Русско-японской войне действия Владивостокского отряда были более успешными, чем действия 1-й и 2-й Тихоокеанских флотилий. Настоящими героями были моряки крейсеров: «Рюрик», «Россия», «Громобой» и «Богатырь», которые совершили восемь удачных боевых операций против японского флота, потопив более 20 судов противника».
Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Был рядовым бойцом, командовал отделением, взводом и ротой, прошел путь от солдата до лейтенанта, всегда проявляя отвагу и мужество при выполнении приказов командования. В 1942 году, накануне одного из тяжелых боев под Воронежем, стал членом ВКП(б)/КПСС. Принимал участие в освобождении Украины. Особо отличился при форсировании Днепра.
На рассвете 5 октября 1943 года рота автоматчиков мотострелкового батальона 150-й танковой бригады (60-яармия, Центральный фронт) под командованием лейтенанта Якова Ачкасова на лодках и самодельных плотах форсировала Днепр в районе села Страхолесье Чернобыльского района Киевской области Украины и овладела плацдармом на правом берегу реки.
Противник обнаружил автоматчиков, когда они уже успели занять круговую оборону. Гитлеровцы открыли минометный и пулеметный огонь, но вернуть утраченные позиции им не удалось. За ротой Ачкасова переправилась вся бригада.
Одним из таких командиров, о которых сложена популярная песня «Комбат», и был автор этой книги Михаил Иванович Сукнев. С ним меня познакомил в августе 2000 года сотрудник мэрии Новосибирска Олег Владимирович Левченко, ценитель военной истории. «Сукнев — легендарный человек, исключительная, яркая личность, — рассказал мне Олег. — Больше трех лет был на передовой, несколько раз ранен. А в каких невероятных переделках участвовал! Чего стоят только схватка с баварцами, бои на Заволховском плацдарме, штурм Новгорода, четыре месяца командования штрафбатом…»
О штрафбате и общении с бандитами из «Чёрной кошки» Михаил Иванович потом скажет: «Надо бы пропустить это в печать. Интересно и поучительно для других командиров батальонов, как надо вести себя с таким контингентом в боях. Стыдно было смотреть телефильм «ГУ-ГА» Одесской киностудии о штрафниках. Ничего подобного у нас и близко не бывало!»
Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. Сначала был помощником командира по ВСС 18-го Гвардейского ИАП, затем был назначен командиром 523-го ИАП ( 303-я истребительная авиационная дивизия ). За 23 дня в октябре 1951 года одержал 8 побед. Всего совершил около 150 боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боёв, сбил 15 самолётов лично и 1 в составе группы.
6 июня 1951 года лётчики 18-го ГвИАП перехватили в конце дня ( между 18:30 и 19:00 ) в районе Сенсена 4 F-80 из состава 51-го ИБАК и устроили охоту за ними. Видя, что "МиГов" в 4 раза больше, "Шутинг стары" на малой высоте устремились к заливу. Однако добраться до спасительного залива удалось только паре F-80. Сначала один "Шут" сбил с короткой дистанции капитан П. Н. Антонов, и тот рухнул в районе Сенсена, а затем один F-80 поочередно атаковали пара Сморчков - Оськин и пара Щукин - Акатов, и тот хоть и долетел до спасительной воды, но упал в 20 км южнее Тейсю.
Американцы признали потерю одного F-80 с № 49-737, пилот которого спасся в этот день, и, скорее всего, это был самолёт, сбитый капитаном П. Н. Антоновым. Другой F-80 был списан несколько дней спустя, 14 Июня.
Командир батареи 101-го миномётного полка (7-я артиллерийская дивизия, 46-я армия, 2-й Украинский фронт) старший лейтенант Семён Сельский в бою 5 декабря 1944 года в районе села Синатэлен (южнее города Будапешт, Венгрия) в числе первых на плоту переправился через Дунай.
В ходе переправы корректировал огонь по огневым точкам противника, мешавшим продвижению стрелковым подразделений. Двигаясь в боевых порядках стрелков, огнём миномётов уничтожил два станковых пулемёта, противотанковое орудие и до двух взводов пехоты противника. Участвовал в отражении трех вражеских контратак.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Сельскому Семёну Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза
Зимой 1943 года часть, в которой в это время служил Фёдор Иванов, продвигалась на запад. Путь преграждал сильный огонь из фашистского дзота. «Уничтожить вражескую огневую точку!» – приказал командир Иванову и его группе солдат. На спаренные лыжи погрузили ящик с толом. Несколько сот метров шли, а потом ползли, плотно прижимаясь к рыхлому снегу. Каждый метр продвижения под огнем противника стоил неимоверных усилий. Наконец дзот рядом. Еще один бросок и вот его уже обложили взрывчаткой. Все быстро отползли в сторону леса, а Фёдор поджег бикфордов шнур. Пришлось встать и побежать во весь рост, но пуля миновала. После взрыва бойцы с криком «Ура!» поднялись в атаку.
Будучи командиром отделения разведчиков 9-го кавалерийского полка 3-й кавалерийской дивизии, Фёдор Иванов участвовал в освобождении Белоруссии. Здесь он получил первое ранение и контузию. Несколько месяцев провел в госпитале – и снова на фронт. Осенью 1944 года во время упорных боев на подступах к Висле Иванов, уже как разведчик, достает ценнейшие сведения о расположении противника, о системе его обороны и огневых средствах. Добытые им и другими разведчиками сведения помогли успешно форсировать Вислу и освободить Варшаву.
Командир орудия 278-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (4-я гв. истр.-противотанк. бригада, 5-я уд. армия, 1-й Белорус. фронт) гвардии старший сержант Калмыков у г. Бромберг (ныне Быдгощ, Польша) 24—25.января 1945, отражая контратаку, из личного оружия уничтожил 5 гитлеровцев. Будучи раненным, не покинул поле боя. 26.февраля 1945 награжден орденом. Славы 3 степени, 23.марта 1963 перенагражден орденом Славы 1 степени.
Наводчик орудия в том же боевом составе гвардии старший сержант Калмыков 16 апреля 1945 при прорыве обороны противника на левом берегу р. Одер в районе населенного пункта Гольцов (10 км зап. г. Кюстрин, ныне Костшин, Польша) вел меткий огонь по вражеским огневым точкам, разрушил 2 дзота и поразил до 10 гитлеровцев, что обеспечило продвижение нашей пехоты. 16 мая 1945 награжден орденом Славы 2 степени.
В Красной Армии с декабря 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года.
Пулемётчик 82-го гвардейского стрелкового полка (32-я гвардейская стрелковая дивизия, 56-я армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии младший сержант Василий Синенко в конце ноября 1943 года в боях за поселок Юркино (Керченский полуостров, Крым) при отражении вражеских контратак уничтожил свыше двадцати гитлеровцев, подавил пулеметную точку.
Приказом по 32-й гвардейской стрелковой дивизии от 4 декабря 1943 года гвардии младший сержант Синенко Василий Дмитриевич награждён орденом Славы 3-й степени (№ 411).
Командир пулемётного расчета 82-го гвардейского стрелкового полка (32-я гвардейская стрелковая дивизия, Отдельная Приморская армия) гвардии старший сержант Василий Синенко 21 января 1944 года в боях за высоты (Керченский полуостров, Крым) огнем из пулемета, отражая вражеские контратаки, уничтожил около отделения живой силы.
Томаров Василий Александрович - командир звена 872-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, лейтенант. Родился 12 ноября 1921 года в деревне Жилино Уфимского района (ныне Октябрьского района города Уфы). Окончил 7 классов, Уфимский аэроклуб, в котором с 1939 года работал летчиком-инструктором. В 1942 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков, однако из-за отсутствия самолетов попал в 14-ю отдельную стрелковую бригаду, минометный дивизион, где был назначен в разведчики. За сражения на Волховском фронте Томаров был награжден медалью «За отвагу». После этого участвовал в боях за Синявинские высоты, за Мгу и Тосно. После возвращения в авиацию получил назначение в 872-й авиаполк 14-й воздушной армии, в составе которого участвовал в освобождении Новгорода, снятии блокады Ленинграда. Именно в боях за Новгород на груди летчика появились ордена Красной Звезды и Красного Знамени.
На его мундире уже нет места для наград, а пройденный жизненный путь заставляет затаить дыхание. Генерал-полковник в отставке Григорий Григорьевич Борисов 24 октября празднует свой 90-летный юбилей.Поздравить человека-легенду с Днем Рождения пришли родные и близкие, друзья, ветераны и представители городской власти. От имени Геннадия Труханова подарки и очередную заслуженную награду, приуроченную уже к 70-летию освобождения Одессы вручила ветерану Зинаида Цвиринько.
Праздничные открытки, цветы, торт для именинника, теплые слова и подарки – так празднует свой 90-й юбилей Григорий Борисов.Два Ордена «Красной Звезды», два Ордена «Отечественной войны», Орден Александра Невского, медаль «За боевые заслуги», Орден Трудового Красного Знамени – это скромный список его боевых наград. За 90 лет в жизни Григория Григорьевича было много событий, которые позволяют назвать его не просто ветераном Великой отечественной войны, но и человеком, который творил историю.
С 20 апреля 1943 года началась фронтовая жизнь лётчика Шпунякова. Войну он закончил заместителем командира эскадрильи 402-го Севастопольского истребительного авиационного полка 265-й Мелитопольской истребительной авиадивизии 3-го Никопольского истребительного авиакорпуса Резерва Верховного Главнокомандующего. Ныне это Севастопольский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени исследователько-инструкторский смешанный авиаполк.
Полк имеет славную историю. Он создан 25 июня 1941 года из лётчиков-испытателей по предложению депутата Верховного Совета СССР, Героя Советского Союза ведущего лётчика-испытателя НИИ ВВС подполковника Степана Павловича Супруна с одобрения И. В. Сталина из числа лётчиков НИИ ВВС РККА и наркомата авиапромышленности. Первым командиром был подполковник П. М. Стефановский, впоследствии Герой Советского Союза.