Шиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Кошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьСкобелев Михаил Дмитриевич, прозванный белым генералом, за то что участвовал в битвах в белом мундире и на белом коне читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьАргунов Иван Петрович, русский живописец, портретист читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
В начале Отечественной войны 1812 года императрица Елизавета Алексеевна создала Женское патриотическое общество. Дамы высшего света всеми силами старались принести пользу Отечеству если не на поле боя, то на ниве благотворительности. Одной из самых активных участниц этого общества была княгиня Татьяна Голицына.
Татьяна Васильевна – жена московского градоначальника Дмитрия Голицына говорила, что «быть полезной для других – единственное оправдание нашего земного существования». С лёгкой руки княгини благотворительность стала для первых дам России – особенно для жён губернаторов – признаком хорошего тона.
До того, как Голицын получил должность градоначальника супруги большей частью жили под Москвой в имении Рождествено. Матерью Дмитрия Владимировича была княгиня Наталья Петровна – прототип старой графини в пушкинской «Пиковой даме».
О Гавриле Гавриловиче ходило множество слухов — и скорее всего, небезосновательных. С поразительным бесстыдством он мог обмануть бесхитростных товарищей. Основной характеристикой купеческих сделок 19 столетия была честность. Договоры составлялись не на бумагах за подписями нотариусов, а очень часто устно и скреплялись рукопожатием. Слово и рука купца дорогого стоили — честное имя служило порукой дальнейшего предпринимательства, именно этому и обязана была Россия своим экономическим развитием. Правда, есть ещё одна причина — поголовной грамотностью Россия 19 столетия, увы, не отличалась. Однако купец Солодовников пренебрегал купеческим обычаем честности.
Просто всероссийский взрыв веселья вызвал судебный процесс, который возбудила против него его гражданская жена г-жа Куколевская, родившая ему нескольких детей. Газеты заливались: «Солодовников отстаивает свое законное право бросить женщину», а фраза его адвоката Лохвицкого: «Раз госпожа Куколевская жила в незаконном сожительстве, какие же у неё доказательства, что дети от Солодовникова?» — вообще стала крылатой и несколько лет носилась по России, — пишет журналист Валерий Чумаков в «Огоньке» № 52 от 22-28 декабря 2008 года. Надо отметить, что в образованной европейской столице, которой к этому времени стала Москва (принуждаемая в первую очередь царствующими особами), гражданские браки уже не были чем-то греховным, постыдным и нарушающим святые традиции. Правда, не приобрели ещё юридического статуса, как в XX—XXI веке, — на это потребовалось время. Но и во второй половине XIX века такое поведение не могло вызвать ничего иного, кроме презрительного хохота и едких насмешек и колкостей
Одним из показателей здоровой государственной жизни является забота о просвещении народа всех слоев населения. Жизнь настойчиво выдвигает к гражданам государства требования стремиться познать мир и человека, овладеть опытом предыдущих поколений, постоянно повышать свой уровень образования и грамотности. Это проблема является насущной сегодня, но она требовала решения в к. XIX – н. XX вв.
Один из крупнейших торговых центров России и, безусловно, самый крупный для всего обширного и богатого юго-восточного района – Ростов-на-Дону особенно нуждался в указанный период в новых образовательных учреждениях. На 1898 г. учебных заведений в городе составляло 82, из них 16 - городских начальных, одно городское 5-ти классное, одно мореходное, одно техническое, железнодорожное, 6 церковно-приходских, 12 школ грамотности [1, 53] и т.п. И не одного высшего учебного заведения.
С 18-ого столетия в Москве был известен род Ляминых, благодаря которому закладывались лучшие традиции русского купечества. Многие представители этой семьи прославили свою фамилию, но самым известным стал Иван Артемьевич Лямин. Профессионал своего дела и человек исключительной порядочности, он быстро завоевал уважение московского купечества. У Ивана Артемьевича было множество званий – почётный гражданин Москвы одно из них. А что касается должностей, то одно время Лямин работал городским головой и много хорошего сделал для Москвы. Его стараниями пустили конку – конную железную дорогу и установили первые электрические фонари. На его средства были построены пять училищ для мальчиков. Открытие знаменитого Политехнического музея – тоже заслуга Лямина.
Так называли современники княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву.
Сложные времена, переживает сегодня Россия, В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Выход из этого кризиса сложен и требует огромных вложений и участия, как со стороны государства, так и частных лиц. В прошлых столетиях огромную роль в России сыграли меценаты. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Лучшие традиции отечественного меценатства это уникальное явление, представляющие значимость и актуальность для всего мира.
Родился в Москве 31 января 1865 г. в купеческой семье. С ранних лет
родители привили ему любовь к искусству, к театру. Его дед писал стихи,
отец свободно владел иностранными языками. Многие родственники
увлекались коллекционированием. Бахрушины слыли в старой Москве
известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с
шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом
поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на
сцене Перловского театрального кружка. Алексей Александрович Бахрушин
учился в частной гимназии Ф. Креймана, после чего в 1888 г. включился в
семейное дело — «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей
Бахрушин и сыновья». До 1890 г. он активно занимался
торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин
посвящал ему все больше времени и постепенно отошел от дел.
Предприниматель и коллекционер Степан Павлович Рябушинский принадлежал к
старинной старообрядческой династии. Окончив московскую Академию
коммерческих наук, он посвятил себя семейному предприятию -
«Товариществу мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями». С 1912 года –
член правления Московского Банка, в 1916 г. стал одним из основателей
Автомобильного московского общества (АМО). К 1914 г. стал обладателем
богатейшего собрания икон, занимался исследованием иконописи и
реставрацией. Рябушинский был одним из вдохновителей московских выставок
древнерусского искусства (1913) и стал почетным членом Московского
Археологического Института. После революции эмигрировал и поселился в
Милане. Коллекция икон в 1918-1919 гг. была приобретена Государственным
музейным фондом, а в 1924-1928 гг. лучшие иконы были переданы
Третьяковской галерее. В Милане Рябушинский стал председателем
Итальянского общества морской торговли, а также владел магазином тканей
на пьяцца Дуомо, 18. После учреждения Общества «Русская Колония Северной
Италии» стал его председателем с 1934 г. (ср. ASMI, карт. 745, док. 15
декабря 1934).
По свидетельству потомков, Беляев происходил из русского купеческого
рода города Вильманстранда (ныне Лаппеенранта, Финляндия). Его отец и
дядя нажили состояние, "беря в Петербурге подряды на постройку домов".
Впоследствии отец Митрофана Петровича организовал лесозаготовительное
предприятие в Олонецкой губернии. По мере того, как сыновья подрастали и
выучивались, он брал их на работу в качестве приказчиков, платя
жалованье по 15 целковых в месяц. Став совладельцем предприятия,
Митрофан Петрович его расширил, распространив лесоразработки на
Архангельскую губернию. Лесопромышленная фирма "Петра Беляева наследники
и К°" продавала лес в Российскую империю и за границу. В 1884 г. Беляев устранился от непосредственного участия в делах, передав их брату - Сергею Петровичу. По
воспоминаниям Владимира Узвалахти (Швеция), бывшего
инженера-практиканта беляевской фирмы, в первой трети XX в. она стала
называться "The Vyborg Wood Company". Главная контора располагалась в
Выборге, а само предприятие, очень большое по масштабу того времени,
вблизи Суоярви (Карелия). В него входили: две лесопильни, фабрика по
производству картона, завод по изготовлению ящиков и другой тары,
электростанция, подающая энергию на весь округ и т. д. Предприятие было
оснащено по последнему слову техники. Торговая деятельность по-прежнему
связывалась с экспортом. Жестокий удар по беляевской фирме был нанесен
во время Зимней и Второй мировой войн.
"Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись
туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас ..., а то, что в
Твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, отогретыми,
бодрыми духом". Так писал в самом конце XIX века известный российский
скульптор Марк Антокольский. Его прочувственные слова были обращены к
промышленнику и покровителю искусств С. И. Мамонтову.
Савва
Иванович Мамонтов был человеком талантливым. Он занимался скульптурой,
писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и режиссера.
Но главный его дар состоял не в этом. Мамонтов обладал удивительной
способностью - разглядеть чужой талант задолго до того, как он
становился очевидным для всех. Он был одним из первых представителей той
славной плеяды российских купцов-меценатов, к которой принадлежали М.
П. Боткин, И. А. Морозов, С. И. Щукин.
Потомственный
предприниматель, Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, лежащем на
великом Сибирском тракте. Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович, служил
здесь по "откупной части". Самое примечательное в Ялуторовске середины
прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов; и И.
Ф. Мамонтов принадлежал к тем просвещенным сибирским купцам, кто помогал
"политическим преступникам".
В жалованной грамоте императрицы Екатерины II от 1785 года российские предприниматели-купцы были разделены на три гильдии: 1- купцы, владевшие капиталом не менее 10 тысяч рублей, имевшие право оптовой торговли и право заводить фабрики и заводы; II — купцы, владевшие капиталом от 5 до 10 тысяч рублей и имевшие право оптовой и розничной торговли; III — купцы, владевшие капиталом от 1 до 5 тысяч рублей и имевшие право только розничной торговли.
Фабриканты Морозовы относились к богатырям российской промышленности. А Савва Тимофеевич Морозов — виднейший представитель этого рода.
Русские предприниматели, купцы, промышленники и фабриканты на протяжении тысячелетней истории Православной Руси строго соблюдали и исполняли один важнейший нравственный закон Бога — отдавать десятую часть своих доходов и прибылей на благо народа: бедным и нуждающимся, на строительство церквей и монастырей, больниц и приютов, школ и культурных заведений — на благотворительные нужды. Этот нравственный закон свято выполнялся со времен крещения Руси.
Благотворительность в наш век названа меценатством. Благотворительность в России была широко распространена, она не ограничивалась обязательной десятой долей, она исчислялась и половиной доходов, и даже гораздо больше. Были русские меценаты, которые отдавали обществу почти все.
Семейство Бахрушиных было одним из самых уважаемых в купеческой Москве. Их называли "профессиональными благотворителями".
В 1915 году Александр Алексеевич продал городу Москве земельное владение в Серпуховской части (150 кв. саженей) по очень низкой цене - за 422 250 рублей и, добавив 77750 рублей, принес сложившийся в итоге полумиллионный капитал в дар городскому общественному управлению. 300 тысяч предназначались для сооружения на этом участке каменного здания городского народного дома, в котором по желанию дарителя должны были располагаться помещения для досуга детей и подростков, библиотека и читальня, столовая - чайная и зрительный зал - театр на 1200 - 1500 человек. Оставшиеся 200 тысяч рублей ассигновались на постройку здания учебно-ремесленной мастерской для беднейших мальчиков, окончивших курс начальных городских школ.
С его именем связана и история строительства в Москве популярного на рубеже веков театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на ул. Москвина). В 1885 году, когда Бахрушины купили в Богословском переулке земельный участок, они сдали лучший его кусок в аренду Коршу под строительство театра на самых выгодных условиях. По проекту архитектора М.Н. Чичагова в фантастически короткой срок - менее чем за 100 дней - было построено здание в псевдорусском стиле. В числе тех, кто оказал Коршу материальную помощь, был Александр Алексеевич Бахрушин, он ассигновал на строительство театра 50 тысяч рублей.
В 1882 совместно с братьями преобразовал семейный торговый дом в паевое товарищество.
Участвовал в деятельности 11 благотворительных учреждений, был в том числе попечителем Солодовниковской богадельни и почётным смотрителем Солодовниковского училища, членом-благотворителем московского попечительного комитета Императорского человеколюбивого общества, членом попечительного совета Александровского коммерческого училища, почётным членом Екатерининского благотворительного общества. Пожертвовал 100 тыс. рублей на устройство и содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. В качестве старшины московского купеческого сословия обратился к московским купцам с предложением помочь семьям погибших и инвалидов русско-турецкой войны 1877—78 (собрано свыше 1 млн. рублей, из них 800 тыс. рублей роздано вдовам и сиротам). В 1877 — 1893 гласный Московской городской думы. В 1886 участвовал в строительстве Александровской больницы Московского купеческого общества, в 1888—89 пожертвовал 10 тыс. рублей на больничные нужды.
Дело в том, что к концу 19 века основная масса москвичей и населения всей России пользовались услугами самодеятельных повитух. Благодаря пожертвованиям благотворителей в Москве стали появляться небольшие родильные приюты действовавшие в соответствии со специальными уставами. Родильные приюты подчинялись Управе, работали под наблюдением попечительниц, утверждаемых Городской Думой. В приюты приглашались врачи-акушеры, которые осуществляли врачебный и санитарный контроль.
Однако город продолжал испытывать дефицит во врачебной помощи при родах. Так называемые «уличные роды» были обычным делом, отмечалась высокая смертность от послеродовой горячки. О сохранении беременности вопрос вообще не стоял…..
В формировании новой концепции родовспоможения принимал самое деятельное участие врач-акушер Александр Николаевич Рахманов, заведующий бесплатного родильного приюта им. А.А. Абрикосовой, муж Софии Алексеевны – дочери А.И. и А.А. Абрикосовых.
Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) – предприниматель, благотворитель, меценат, создавший знаменитую галерею русской живописи. Созданная на базе его коллекции Государственная Третьяковская галерея в наше время стала художественным музеем мирового значения.
Павел Третьяков был известен также как щедрый благотворитель. В 1860 году он финансировал строительство, а затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 года состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909-1912 годах архитектором Курдюковым), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи.
В канун Всемирного дня борьбы против рака на базе агентства РИА Новости прошла пресс-конференция «Онкология – не приговор» (см. видеозапись на сайте РИА Новости) Участники встречи обсудили проблемы современной онкологии, а также анонсировали акцию «Приглашение к радости», которая состоялась в этот день в театре Ленком: 200 пациентов были приглашены бесплатно на спектакль «Юнона и Авось», по инициативе некоммерческой организации «Проект СО-ДЕЙСТВИЕ», о работе которого рассказал его соучредитель и основатель Андрей Владимирович Скворцов. Поддержать организаторов акции на пресс-конференцию приехала актриса Ленкома Инна Михайловна Чурикова.
В конференции приняли участие врачи-онкологи: д.м.н., профессор, замдиректора Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена Валерий Владимирович Старинский, д.м.н., профессор МОНИКИ, зам главного врача Онкологического диспансера №2 по химиотерапии Лали Михайловна Когония, а также председатель правления Ассоциации онкопсихологов Инга Коложвари и пациент Мария Стрелецкая.
Лошадь да мозолистые руки сделали его богатым и знаменитым
Но памятник поставили, и Галимзянов приходит иногда полюбоваться на себя в бронзе. Скульптор запечатлел, правда, не только Асгата-абы, но и верного помощника мецената - лошадь с телегой, полной ребятишек. Галимзянов - известный в Татарстане человек. Но внешность имеет совершенно не меценатскую. Человек он рабочий: пыльные ботинки, немаркая рубашка, сплющенная кепчонка из кожзаменителя. На себя он неохотно тратит деньги. Правда, по случаю встречи с журналистом надел парадный костюм. Ордена на нём висели вкривь и вкось, одевался мой герой явно впопыхах. Свободного времени у пожилого человека мало.
- Не люблю я пустых разговоров, - говорил мне Асгат-абы за чашкой чая. - Чтобы всё успеть, встаю в полтретьего утра.
Подсчитать, сколько за свою жизнь Галимзянов заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько тысяч он раздал просто так: нуждающимся старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду.
После фильма “Страна глухих” актрисы Дина Корзун и Чулпан Хаматова стали подругами, а жизни их потекли в разных направлениях. Но через некоторое время у них снова появилось общее дело – благотворительный фонд.
Это было в 2005 году, когда в России отношение к благотворительности было довольно негативным: ни газеты, ни журналы не хотели об этом писать и никто не хотел об этом говорить. К Чулпан Хаматовой обратились врачи с просьбой провести благотворительный концерт классической музыки. Они организовали этот вечер, чтобы собрать 200 тысяч долларов на аппарат для облучения донорской крови. (Он был необходим, потому что донорская кровь, которую переливают ребенку с онкологическим заболеванием, должна быть очищена от любых инфекций.)