Коновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читать
Бенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьВаснецов Виктор Михайлович, русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьПреподобный Давид Серпуховский (+1529) стяжал многие духовные дарования читатьИоанн II (епископ Ростовский) епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Канонизирован в лике cвятителей; память 17/30 января читатьМногодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьПреподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, святой, прославившийся благочестивой жизнь и многими посмертными чудесами читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читать
Родился 2 (14) января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет. Занимался в Литве сбором диалектологического материала. Сдав в 1871 магистерский экзамен, был командирован за границу, где слушал лекции ведущих младограмматиков Г.Курциуса (1820–1885) и А.Лескина в Лейпциге и основоположника семантики М.Бреаля в Париже. По возвращении в 1875 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию по древнеиндийским ведам и в 1876 был избран профессором по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Этот пост занимал вплоть до своего переезда в Санкт-Петербург в 1902. За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской (ее называют также Московской формальной, или Фортунатовской) лингвистической школы.
Родился в 1846 году в Мариуполе в купеческой семье. В начале 50-х годов семья переезжает в Иркутск. В 1865 году после окончания иркутской городской гимназии Иван Тимофеевич поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания обучения возвращается в Сибирь и начинает работать учителем Красноярской гимназии – преподает математику, физику и естествознание. После открытия в 1873 году учительской семинарии в Красноярске вскоре становится ее директором и руководит в течение 20 лет. С именем Савенкова И. Т. связано введение в образовательную практику «экскурсионного» метода обучения. Во время этих экскурсий Иван Тимофеевич сам увлекся геологией и археологией. По итогам экскурсий им был написан топографический очерк окрестностей Красноярска, который впоследствии стал отправным трудом для всех начинающих геологов Сибири. На одной из экскурсий в 1883 году экскурсанты обнаружили могильник древних людей пятитысячелетней давности.
Виктор Романович Розен происходил из дворян Эстляндской губернии, родился 21 февраля 1849 г. в Ревеле.
В1859 г. он поступил в Эстляндскую дворянскую гимназию Ritter-und Domschule, основанную в 1319 г., которую успешно окончил в начале 1866 г.
Еще будучи в гимназии, В.Р. решил поступить на факультет восточных языков. На такое решение могло подействовать и то обстоятельство, что в гимназии преподавался в вечерние часы еврейский язык для тех учеников, которые намеревались впоследствии поступить на богословский факультет Дерптского университета. Еврейским языком В.Р. занимался один семестр у преподавателя немецкого языка и закона Божия Зальмана.
Загадка Гурвича заключается в том, что этот добрый и трудолюбивый человек, толерантный и политкорректный, за годы своей подвижнической просветительской деятельности в нашем крае подготовил культурную почву не только для выдающихся краеведов ХХ века, таких, как Н.Н. Барсов, В.И. Филоненко, П.Ф. Ищериков, Г.Ф. и З.И. Гудковы и других, но и для строителей нового общества, возводивших научные лаборатории и заводы на руинах дворянских усадеб и храмов, отрицавших религиозные и нравственные традиции своих народов, не понимавших необходимости высокой классической культуры.
Если взглянуть на эту проблему шире, то большой европейский просветительский проект в России к началу ХХ века натолкнулся на нигилизм и бескультурье потерявшего духовные ориентиры общества. Однако вместо повышения культурного уровня оторванных от традиционных религий малограмотных людей газеты и журналы начали насаждать в обществе массовую культуру, безжалостно и часто несправедливо глумясь над прошлым и настоящим своей страны. Не избежал этого соблазна в конце славной редакторской карьеры и Гурвич.
БОРГМАН Иван Иванович (24.II.1849 - 17.V.1914) — русский физик. Р. в Петербурге. Окончил Вторую Петербургскую гимназию Окончил Петербургский ун-т (1870), где работал (с 1888 — профессор и с 1901 — директор физического ин-та при ун-те). В 1873 прошел стажировку в Гейдельберге у Р. Кирхгофа. Преподавал также в других высших учебных заведениях Петербурга (почетный инженер-электрик и один из основателей Электротехнического ин-та, преподавал на Бестужевских курсах, вел летние занятия с учителями, работал в Технологическом ин-те). Был первым выборным ректором ун-та (1905), однако в 1910 в знак протеста против нарушения полицией прав студентов оставил эту должность. В 1905 вступил в партию кадетов. В 1906 был членом государственного совета от АН и университетов (отказался 11.01.1907). Преподавал физику членам императорской семьи. В январе 1883 года по 1886 год - наследнику престола, юному Николаю Александровичу. В то же время начал преподавать великому князю Георгию Александровичу, окончил преподавание в 1890. После этого преподавал также великим княжнам Ксении Александровне и Ольге Александровне и великому князю Михаилу Александровичу. Д.И. Менделеев включил И.И. Боргмана в «Комиссию для изучения медиумических явлений», которая пришла к выводу о том, что «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Произнес речь от имени Университета на похоронах Менделеева.
Сергей Гаврилович Навашин, выдающийся русский ботаник и цитолог, родился в селе Царевщине Саратовской губернии в семье врача. В 1874 г. по окончании гимназии поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Во время учебы в академии особенно интересовался химией, преподавателем которой был известный русский композитор А.П. Бородин, и анатомией. Окончив 4 курса в академии, Навашин перешел на естественное отделение Московского университета, где сблизился с К.А. Тимирязевым, слушал его лекции по физиологии растений. В 1881 г. Тимирязев предложил Навашину место ассистента в Университете, а в 1884 г. – в Петровской (ныне Тимирязевской) академии. В Университете Навашин усиленно занимается ботаникой (морфологией и систематикой растений), много работает с микроскопом. Его внимание привлекают мхи и он тщательно изучает бриофлору Средней России.
С 1887 г. выходят работы Навашина «Торф и торфообразование в Московской губернии», «Материалы к бриологической флоре Пермской губернии» (1888 г.), «О географическом распространении видов Sphagnum в Средней России» (1889 г.). В дальнейшем у исследователя появились интересы в области микологии, связанные с изучением грибов, паразитирующих на мхах.
Академик-литературовед, специалист по истории русской литературы и теории литературы. Родился в семье зажиточного крестьянина-старообрядца. Учился в Самарской гимназии, по окончании которой в 1886 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где работал под руководством профессора Н. С. Тихонравова. Окончил курс в 1891, после чего в течение ряда лет вел преподавательскую работу в средней школе в Москве. С 1902 стал преподавателем высшей школы. В 1903 был избран членом Общества любителей российской словесности. В этот период Сакулин окончательно вошел в сферу академической, университетской науки, в либеральные профессорские круги. Здесь всецело господствовали научные традиции историко-культурной школы A. H. Пыпина. Среди своих ученых современников Сакулин отличался широтой взглядов, эрудицией и ораторским талантом. Но за этим не таилось ни большой глубины методологического мышления, ни последовательности общественного мировоззрения.
В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию, после чего был командирован на театр военных действий в Болгарию. С 1880 по 1886 г. ординатор пензенской губернской б-цы, затем поступил в лабораторию общей и экспериментальной патологии ВМА, руководимую проф. В. В. Пашутиным. В 1888 г. защитил докт. диссертацию. С 1889 г. приват-доцент, а с 1890 г. прозектор кафедры общей патологии ВМА. В 1891 г. избирается профессором кафедры общей патологии Томского университета, а с 1895 г. профессор кафедры общей патологии в Харьковском ун-те; одновременно был профессором кафедры общей патологии в Женском медицинском ин-те и в Ветеринарном институте. С 1912 г. засл. профессор. С 1920 г. А. В. Репрев профессор кафедры патологической физиологии в Крымском ун-те, а также декан мед. факультета. В 1922 г. он возвратился в Харьков на кафедру патологической физиологии. В последние годы своей жизни А. В. Репрев заведовал научно-исследовательской кафедрой экспериментальной патологии при Главнауке Украины, биологическим отделением Всеукраинского рентгенологического ин-та и отделом патологии Украинского ин-та научной и практической ветеринарии.
Относительно даты и места рождения Б. И. Дыбовского биографы расходятся. Некоторые из них считают, что он родился 30 апреля (12 мая) 1833 года в имении Тонвы (Тонва) Минской губернии в достаточно обеспеченной семье мелкого помещика. Однако сам Б. И. Дыбовский в своих дневниках указывает, что родился в 1830 году в имении Адамарин той же губернии.
Его отец принимал участие в Польском восстании 1830–1831 годов. Детство Б. И. Дыбовского прошло в деревне. Окончив Минскую гимназию, осенью 1853 года будущий ученый поступил на естественно-медицинский факультет Дерптского (в настоящее время — Тартуский) университета. Там заинтересовался рыбами Прибалтики и посвятил им несколько научных работ, за одну из которых получил золотую медаль.
Благодаря необычным способностям, Б. И. Дыбовский получил степень доктора медицины и хирургии и остался при университете, чтобы подготовиться к профессорской деятельности. Однако за участие в дуэли в качестве секунданта, а потом в демонстрациях против власти был в 1857 году исключен из университета без права поступления в другие университеты России
Михаил Александрович Мензбир был одним из самых выдающихся зоологов нашего времени, деятельность которого составляет целую эпоху в развитии зоологических знаний. Ученик известных профессоров конца XIX в., Михаил Александрович как бы олицетворял собой переломный этап в жизни нашей страны и науки. Человек исключительной нравственной силы, широкого научного предвидения, активный сторонник Дарвина, соратник К.А. Тимирязева, Михаил Александрович Мензбир был выдающимся анатомом, орнитологом, систематиком, эволюционистом и зоогеографом.
Родился Михаил Александрович в г. Туле 4 октября 1855 г., в небогатой дворянской семье. Его отец был прапорщиком, военным, как, впрочем, и большинство других предков. В возрасте 11 лет он потерял мать (она умерла от туберкулеза). Уже в детские годы у мальчика проснулась любовь к природе, которую всячески поддерживали домашний учитель А.Н. Никитин и доктор Н.И. Белкин, чьей прекрасной библиотекой пользовался будущий ученый.
Владимир Николаевич Перетц (2 (14) марта 1870, Санкт-Петербург — 24 сентября 1935, Саратов) — русский и советский филолог, историк литературы; автор работ по источниковедению, текстологии, палеографии, фольклористике и истории театра. Академик Петербургской академии наук/Российской Академии наук/Академии наук СССР (с 1914 года), АН Украины (с 1919 года).
Из семьи священника. После окончания Рыбинской классической гимназии в 1903-1904 гг. являлся студентом медицинского факультета Московского университета. В 1904 г. исключен за участие в студенческих волнениях. В 1904-1907 гг. посещал лекции по антропологии и этнологии в Сорбонне и в Русской технической школе (Париж). В 1908-1912 гг. студент отделения географии и антропологии естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, после его окончания оставлен для приготовления к профессорскому званию. Ученик Ф.К. Волкова. В 1911-1916 гг. член, в 1916-1919 гг. секретарь Постоянной комиссии по составлению этнографических карт, в 1921-1930 гг. секретарь отделения этнографии РГО. С 1918 г. профессор Петроградского университета, Археологического института, Географического института, I Педагогического института, Института внешкольного образования.
Мичурин - знаменитый биолог- селекционер, создатель многих современных сортов плодово-ягодных культур. С 1935 года Мичурин почетный член Академии наук СССР. Был награжден орденами святой Анны(1913), орденом Ленина(1931) и орденом Трудового Красного знамени. Мичурин трижды переиздавал сборники сочинений о различных методах селекции сортов растений. Особенный интерес представляют его уникальные методы гибридизации плодоовощных культур: автор подбирал родительские пары, преодолевая их нескрещиваемость.
Предки Ивана Владимировича и их семейная традиция увлечения садоводством не могли не отразиться на судьбе Мичурина. Мичурин родился в селе Вершина, Пронского района Рязанской области. Он был седьмым по счету ребенком в бедной крестьянской семье. Его братья и сестры умерли еще в раннем возрасте, а мать скончалась на тридцать четвертом году жизни. Ивану тогда было четыре года. Уже с раннего возраста Мичурин стал проявлять интерес к растениям: увлекался садоводством, коллекционировал плодовые деревья, пополнял библиотеку сельскохозяйственной литературой.
Родился в семье преподавателя гимназии на юго-западе Украины в городе Николаеве. После окончания гимназии поступил в Московский университет, который окончил в 1907 г. Первоначально Владимир Семёнович обосновался в городе Одессе, занимаясь преподаванием в частных средних учебных заведениях.
В 1908 году он поступил на службу в качестве ботаника в Переселенческое управление и в Санкт-Петербургский ботанический сад. Владимир Семёнович совершил две экспедиции по Амурской области: 1908 — в бассейны рек Норы и Мамына, 1909 — по малодоступной реке Тырме. Во время этих поездок Владимир Семёнович обратил внимание на многочисленные непорядки и изъяны в работе чиновников Переселенческого управления. Он активно выступил в прессе, обвиняя Переселенческое управление в авантюризме, в обмане общества, так как введённые под давлением общественного мнения обследования переселенческих территорий почти не оказывали влияния на дело переселения, служа только ширмой, за которой разворовывались государственные средства.
Иван Всеволодович Мещерский, один из крупнейших русских механиков конца XIX - начала ХХ столетия, всю свою жизнь посвятил созданию основ механики тел переменной массы. Научное предвидение И.В. Мещерского, его целеустремленные творческие искания в области, считавшейся фантастической и малоактуальной, характеризуют его как талантливого, проницательного механика, делают его личность особенно обаятельной, привлекательной и могучей.
До 40-х годов ХХ века И.В. Мещерский был известен широким кругам русской научно-технической интеллигенции как выдающийся педагог высшей школы, но не как ученый-новатор. Это непонимание коллегами и современниками прогрессивности его научных исследований заставляло Ивана Всеволодовича быть необычайно сдержанным, подчеркнуто бесстрастным. В его работах всё - строго от разума, никаких апелляций к чувствам читателя; результаты исследований излагаются в тесных рамках человека высокой математической культуры. Сдержанность и математическая строгость - вот основная характеристика его научного, как впрочем и педагогического, стиля.
Настя родилась в бедной семье и рано осталась без отца. Чтобы помочь маме девочка с восьми лет трудилась уборщицей в модном ателье и горничной в гостиницах. Уже ставшая знаменитой Вяльцева своего нищего детства не забыла и жалела детей бедняков, сирот – особенно. Анастасия Дмитриевна взяла на воспитание мальчика и девочку. Мальчика ей буквально подбросили. Уложили его в корзину с цветами и преподнесли артистке после концерта. Девочку Вяльцева нашла на дороге во время одной из своих поездок. Отдавать малышей в приют певица не захотела. А оказывать помощь детским домам считала своим долгом и каждый год перечисляла крупные суммы петербургскому обществу «Ясли» и приюту в Харькове.
В 1904 году началась русско-японская война. Жених Вяльцевой – Василий Бискупский ушёл на фронт. Анастасия Дмитриевна тоже воевала, но по-своему. Часть гонораров она отдавала в пользу раненых. А когда Василия тяжело ранили, помчалась к нему в Манчжурию. Певица на свои деньги снарядила санитарный поезд и под чужим именем стала служить сестрой милосердия в госпитале. Конечно, инкогнито скоро раскрыли. И она, отказавшись от выгодных контрактов, давала концерты для солдат.
Василий Васильевич Докучаев – русский ученый-естествоиспытатель,
основатель современного научного почвоведения и комплексного
исследования природы. Родился в семье сельского священника в селе
Милюкове Смоленской области.
В
1867 году окончил Докучаев с отличием Смоленскую духовную семинарию и
поступил на физико-математический факультет Петербургского университета,
где преподавали Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, П. Л. Чебышев, А. Н.
Бекетов и некоторое время И. И. Мечников. Еще в студенческие годы у
Докучаева возник большой интерес к геологии и минералогии. Под
руководством профессора П. А. Пузыревского он выполнил 2 работы – «О
голубом дистене Онежского озера» (1871) и «О наносных образованиях по
речке Качне Сычевского уезда Смоленской губ» (1872).
В 1872 году
окончил Петербургский университет со степенью кандидата и на средства
Общества естествоиспытателей, действительным членом которого он состоял,
отправился в научную экспедицию для изучения «наносной формации»
Смоленской области. В 1872 году занял должность консерватора (хранителя)
при геологическом кабинете Петербургского университета. В 1873 году был
избран действительным членом Петербургского минералогического общества.
По случаю 70-летнего
юбилея Тимирязева 22 мая 1913 года И. П. Павлов так охарактеризовал
своего коллегу: «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им
растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и
высшей правды, и сам был источником света для многих поколений,
стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых
условиях жизни». Как и Дарвин, Тимирязев искренне стремился к сближению
науки и, как ему тогда представлялось, основанной на разуме и
освобождении либеральной политики России (особенно племянника) и
Великобритании, поскольку считал и консерваторов, и Бисмарка и
следовавших его курсу германских милитаристов врагами интересов и
простого народа Англии, и славян, за которых сражались его братья,
приветствовал русско-турецкую войну за освобождение славян и вначале
Антанту и выступление России в защиту Сербии. Но, уже в 1914
разочаровавшись в мировой бойне, в 1915 принял приглашение Горького
возглавить отдел науки в антивоенном журнале «Летопись», во многом
именно благодаря Тимирязеву привлекшем к прямому или косвенному участию и
его коллег-физиологов нобелевских лауреатов Ильи Мечникова, Ивана
Павлова, и деятелей культуры внука «дорогого и любимого учителя» К. А.
Тимирязева Андрея Бекетова Александра Блока, Ивана Бунина, Валерия
Брюсова, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Ларисы Рейснер, Исаака
Бабеля, Яниса Райниса, Джека Лондона, Герберта Уэллса, Анатоля Франса, и
социалистов разных партий и направлений.
Открытие механизмов, которые управляют психической жизнью
человека, этот необычайно важный раздел науки о жизни мозга, начинается с
трудов Ивана Михайловича Сеченова. Сеченов, а позже Павлов, Введенский,
Ухтомский, Бехтерев и другие русские ученые создавали физиологию высшей
нервной деятельности.
Иван Михайлович Сеченов родился 13
августа 1829 года в селе Теплый Стан Симбирской губернии (сейчас - село
Сеченово Нижегородской области) в дворянской семье.
Отец
Сеченова, Михаил Алексеевич, в молодости был военным, служил в
Преображенском гвардейском полку, но затем вышел в отставку в чине
секунд-майора и поселился в деревне. Мать, Анисья Егоровна, была
крестьянкой, которая, выйдя замуж за своего барина, освободилась от
крепостной зависимости.
Село принадлежало двум помещикам.
Западная половина села была поместьем Петра Михайловича Филатова, а
восточная сторона — владением Михаила Алексеевича Сеченова. У Михаила
Алексеевича был двухэтажный дом, где жила его семья, которую он с трудом
содержал. У него было пятеро сыновей, и трое дочерей, а доходы с
поместья небольшие. Но Михаил Алексеевич хорошо понимал значение
образования и считал своим долгом дать его детям.
Вернадский относился к числу тех ученых, специальность
которых точно определить невозможно. Хотя по образованию он был
биологом, основной его вклад в науку касается минералогии,
кристаллографии, а также двух новых направлений — геохимии и
биогеохимии. Возможно, подобная широта научных исследований была
обусловлена тем, что он получил прекрасное домашнее и университетское
образование.
Владимир Иванович Вернадский родился в
Петербурге 12 марта 1863 года в семье профессора экономики и истории
И.В. Вернадского. Дом его отца, профессора экономики и истории
Петербургского университета, был одним из тех мест, где собирались
корифеи отечественной науки.
Через пять лет семья Вернадских
переехала в Харьков. Рано научившись читать, Владимир многие часы
проводил за книгами, читая их без особого разбора, постоянно роясь в
библиотеке отца. Петербургская классическая гимназия, где с третьего
класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо
преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем
Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков.