Ломоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читать
Многодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьЛевитан Исаак Ильич, мастер русского пейзажа, кисти которого принадлежат более 1000 картин и этюдов читатьМулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читать
В феврале 1941 года у нас родилась дочка Юлочка. В июне мы с малышкой поехали в отпуск к родным в Томск. Здесь нас и застала война. 22 июня была замечательная погода: солнечный, теплый день. Вдруг старший брат помахал нам рукой и сказал идти в дом. Там по радио мы услышали, что началась война. На следующий день я был вызван в военкомат, меня срочно отправили к месту службы. Мы готовили специалистов для действующих флотов. Фашисты наступали стремительно, нам приходилось в спешном порядке комплектовать и отправлять на фронт бригады морской пехоты. Их комплектовали из писарей, кладовщиков, киномехаников и других людей, не имеющих к военному делу никакого отношения. На смену ушедшим мы готовили новые бригады. И случилось такое, что мужчины закончились. Им на смену прислали девушек, из которых было сформировано две роты. Мы обучали их на радистов, механиков, метеорологов и другие морские специальности. После выпуска многие наши ученицы отлично служили. С некоторыми мы переписывались. Одну мою воспитанницу жестоко убили японцы, вырезав ей на лбу звезду и вспоров живот.
Родился Василий Иванович в 1929 году в Томской области. В 1946 году в качестве стрелка военизированной охраны начал службу в органах МВД. На различных должностях служил в Томской области, в Магадане, на Чукотке, в Архангельской области, в Каргопольском ИТЛ.
Фрагмент из воспоминаний:
Молодой офицер Сныцерев служил в то время на Колыме. Беспорядки влагере спровоцировал и возглавил вор «в законе» Хищник, совершивший семь убийств и осужденный в общей сложности на… 127 лет лишения свободы (высшей меры тогда не давали). Заключенные отказались выходить на работу, выгнали из зоны администрацию, позволяя лишь завозить продукты питания и входить медперсоналу.
В.Д.Щетинин родился 28 декабря 1932 года в Воронеже в семье военнослужащего. В 1956 году окончил факультет Международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1956 по 1975 гг. работал в издательстве «Международные отношения», в Высшей Дипломатической школе МИД СССР.
В апреле 1975 г. назначен на должность профессора кафедры международных экономических отношений. За время работы в МГИМО занимал должности заведующего кафедрой международных экономических отношений, декана факультета Международных отношений, декана факультета Международных экономических отношений. В июне 1986 г. был назначен на должность проректора по учебной работе.
Леонид Драпкин бросил курить 9 мая 1945 года, окончив войну техником штурмовика Ил-2. А в середине шестидесятых как следователь прокуратуры Свердловской области он в составе оперативной группы брал одного из первых советских маньяков, а также опаснейшую организованную банду, весть о которой дошла даже до радиостанций "Би-Би-Си" и "Свободная Европа".
В 94 года легенда уральской прокуратуры Леонид Драпкин сохранил острый как бритва ум.
Драпкин до сих пор считает, что раскрыть можно самое запутанное преступление. Сейчас как профессор и доктор юридических наук он продолжает работать, в Уральской государственной юридической академии учит раскрывать преступления будущих следователей, несмотря на то, что на днях Леониду Яковлевичу исполнилось 94 года.
Х.Г. Шапошников родился 24 марта 1872 года в Майкопе в семье нахичиванского купца II гильдии Г.Н. Шапошникова, первого «мэра» города Майкопа. Экспозиция отдела истории местного музея в свое время начиналась словами: «Старшина Майкопа Шапошников возбудил ходатайство перед наместником Кавказа о переименовании крепости в город, и 24 декабря 1870 года было утверждено Положение о городе Майкопе». А вот о его сыне известно немного. Исправить этот недостаток помогла обстоятельная рукопись, оставленная сыном основателя Кавказского заповедника Георгием...
С детства мальчик увлекался коллекционированием бабочек, других насекомых и занимался сбором всю жизнь. Этому способствовал южный климат и разнообразие ландшафтов окрестностей Майкопа. В детстве так тяжело болел малярией, что его боялись посылать учиться.
Петр Михно родился 21 декабря 1867 г. в городе Ромны Полтавской губернии в семье казака. Отец его имел небольшое хозяйство в селе Чернухи Роменского уезда, однако, вскоре переехал на жительство в город Ромны, где занялся кустарным производством кирпичей. Петр Михно учился в Роменской церковно-приходской школе, затем в трехклассном городском училище. Его образование продолжалось в Глуховском учительском институте. После его окончания в 1888 г. он, по собственному желанию, был назначен на должность преподавателя естествознания четырехклассного городского училища в Троицкосавске, расположенном на границе с Монголией – молодого человека привлекала далекая Азия, столь экзотичная для уроженца Украины. Практически сразу по прибытии в Забайкалье, молодой учитель приступил к сбору естественноисторических коллекций. Здесь он познакомился со многими краеведами-любителями, в том числе с политическими ссыльными-народовольцами Николаем Аполлоновичем Чарушиным и Иваном Ивановичем Поповым. Любовь к исследованиям П.С. Михно старался привить и своим ученикам. Вместе они совершали экскурсии в окрестностях Троицкосавска и купеческой слободы Кяхты,
Герой Советского Союза (17.07.1938), штурман-испытатель, комбриг (1938).
Родился 1 марта (17 февраля — ст.ст.) 1904 года в деревне Исаково ныне Красногорского района Московской области. Русский. В 1919 году окончил гимназию, работал матросом на Волге, санитаром в Самарской городской больнице. В 1924 году окончил рабфак при Московском государственном университете.
В армии с 1924 года. Учился в Ленинградском военно-морском училище, откуда был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу. После её окончания учился в спецшколе ВВС и на курсах штурманов при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С 1930 года – штурман-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). Принимал участие в испытаниях бомбардировщиков ТБ-3, Пе-8, ДБ-3. В 1937 году вместе с лётчиком В.К.Коккинаки совершил на самолёте ДБ-3 ряд дальних перелётов. В 1937 году в качестве штурмана установил 3 мировых авиационных рекорда скорости полёта на самолёте ЦКБ-26.
В.Н.Адрианов родился 10 (22) февраля 1875 года, в Петербурге, в семье артиллерийского офицера, выходца из разночинцев. Отец его, участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был известным автором военно-технических трудов, исследователем в области репродукционной фотографии. С детства наделённый художественными способностями, В.Н.Адрианов окончил кадетский корпус и военно-топографическое училище.
Восемь лет он работал на топографических съемках, а затем был переведён в Картографическое заведение корпуса военных топографов и с этого времени до конца своей жизни отдал все силы и способности развитию российской картографии. Помимо служебной деятельности, В.Н.Адрианов в 1907 году конструирует первый отечественный войсковой светящийся компас – «компас Адрианова». С этого же года начинается его преподавательская деятельность в институтах и училищах Петербурга.
Анатолий Афанасьевич — активный участник Великой Отечественной войны. В 1942 году, после прохождения фронтовой стажировки на аэродроме Мигалово, он назначается начальником воздушно-стрелковой службы 862-го истребительного авиаполка (иап). Полк базировался сначала близ грузинского города Миха Цхакая (ныне — Сенаки), прикрывая с воздуха морской порт Поти, затем был переброшен на Северо-Кавказский фронт, где шли тяжелые бои с наступавшими частями немецко-фашистских войск. К концу октября 1942 года после жестоких воздушных боев в полку, базировавшемся к тому времени на аэродроме Слепцовская за Сунженским хребтом, остался … один самолет.
– Очень хорошо помню доклад, подготовленный мною по итогам боевой работы полка за два месяца — сентябрь и октябрь 1942 года, — вспоминает Анатолий Афанасьевич. — Безвозвратные потери летчиков в нашем полку составили 46 человек. Большинство летчиков погибли при выполнении первых трех вылетов.
Это, как правило, были молодые ребята, по 19-20 лет, выпускники летных училищ, не проходившие курса боевого применения…
Яков Григорьевич Украинский – командир экипажа стратостата ВВА-1, потерпевшего крушение 18 июля 1938.
Яков Григорьевич Украинский родился в 1903 в Черкассах в семье мелкого служащего.
Учился в гимназии, затем, не окончив её, добровольно вступил в Красную Армию, в составе сводной Петроградско-Полтавской дивизии курсантов участвовал в боях на польском фронте и против частей Врангеля.
После курсов красных командиров уже в мирные годы был помощником уездного военкома, заместителем начальника штаба пехотного полка.
Он поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского, где успешно окончил сразу два факультета - эксплуатационный и воздухоплавательный.
Давид Евсеевич Столбун — советский стратонавт, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, военврач 2-го ранга. Выпускник Военной медицинской академии.
После окончания Киевского медицинского института Давид Столбун работал в клинике нервных болезней в Киеве.
Позднее работал в Москве научным сотрудником Всесоюзного института экспериментальной медицины имени А. М. Горького, затем Института авиационной медицины имени И. П. Павлова (ныне Институт космической медицины).
Был направлен в опытно-испытательный дивизион, где занимался исследовательской работой.
Полёт на субстратостате (пилотируемый свободный аэростат с открытой гондолой для полётов в нижних слоях стратосферы) ВВА-1 предназначался для изучения влияния высотного давления на организм человека в нижних слоях атмосферы.
В составе экипажа субстратостата ВВА-1 Давид Столбун являлся врачом экипажа.
Загадочные "стратонавты" резанули ухо, думаю, не одному внимательно наблюдающему за событиями на Донбассе. "Улицу стратонавтов" упомянул как одну из опасных (или времененно перекрытых) полулегальный мэр Донецка Лукьянченко. "Что ещё за стратонавты?" - удивилась супруга, а я не удивился. Спасибо детскому увлечению филателией - всё-же какое расширяющее сознание это было занятие! И по сей день в кляссере хранится эта марка, одна из первых, вот эта (не скан, сейчас оно всё в сети есть):
Это случилось 18 июля 1938 года. Аппарат назывался ВВА-1 и был, собственно, субстратостатом – то есть, предназначался для исследования нижних слоев атмосферы. В причинах аварии так и не не разобрались впоследствии. Жители Сталино видели ужасную концовку: машина рухнула на крышу колбасного завода за парком Щербакова, на Александровке. Задев провода электропередачи, баллон вспыхнул ярким пламенем. Его потушили, вскрыли гондолу и обнаружили там тела четырех стратонавтов без признаков жизни.
Был чернорабочим на папиросной и обувной фабриках, слесарем на судостроительном заводе. В начале 1915 г. переехал в Петроград, где работал слесарем на гвоздильном заводе. Вечерами учился, окончил ремесленную школу, курсы черчения, курсы мотористов. Два года учился в мореходной школе на отделении судовых механиков. В мае 1915 г. поступил вольноопределяющимся в 1-ю авиационную роту, откуда через два месяца был направлен на курсы авиационных мотористов. По их окончании в октябре 1915 г. был командирован на учебу в Петроградскую школу летчиков. В январе 1916 г. для продолжения учебы был направлен в Московскую авиационную школу, где освоил пилотаж на истребителях. С февраля 1917 г. проходил службу во 2-м истребительном авиаотряде Юго-Западного фронта в качестве рядового летчика. В воздушных боях сбил несколько вражеских самолетов. За боевые отличия произведен в унтер-офицеры, а в сентябре 1917 г. — в прапорщики. Награжден тремя Георгиевскими крестами.
Георгий Лангемак родился 20 июля 1898 года в городе Старобельске Харьковской губернии Российской империи. Отец его был дворянин по сословию, немец по национальности и лютеранин по вероисповеданию, преподавал иностранные языки в Старобельской гимназии. Мать тоже учительствовала. Приняв в юности российское подданство, выпускник Берлинского университета Эрих Францевич Лангемак решил, что его дети должны в полной мере натурализоваться на новой родине, и сына крестил в православной церкви.
Преподаватель Закона Божьего Старобельской Александровской гимназии отец Гавриил нарек мальчика Георгием — в честь святого Победоносца, и, согласно семейной легенде, предрек ему не учительскую, как мечтал отец, а воинскую карьеру. Однако семейное воспитание рано выявило у мальчика способности к гуманитарным наукам: лет с четырех юный Гога бойко лепетал по-французски, сносно владел родным языком отца, в семь лет начал читать сразу на трех языках и увлекся греческой историей...
Ученый-физик, один из организаторов и руководителей разработок ракетной техники в СССР, военинженер 1-го ранга И. Т. Клеймёнов родился 13 апреля 1898 года (по другим данным 1899 года) в с. Старая Сурава Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Тамбовская область) в крестьянской семье. После окончания трех классов Дегтянской церковно-приходской школы 2 декабря 1913 года поступил в четвёртый класс Моршанской земско-городской мужской гимназии (ныне школа-интернат № 3) на казенный счет. 9 апреля 1918 года окончил гимназию, сдав все предметы, кроме словесности и немецкого языка, на отлично. С шестого класса гимназии И. Т. Клеймёнов стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки на дому. В то же время он стал посещать литературно-политический кружок, который организовала супружеская чета большевиков, одних из первых членов РСДРП Константина Осиповича и Евгении Григорьевны Левицких, в то время живших под надзором полиции.
Жизнь и научные интересы О.А. Ржешевского навсегда связаны с Великой Отечественной войной, которую он встретил 18-летним летчиком-инструктором Чугуевского военного авиационного училища. Прослужив в Советской Армии на разных должностях, Олег Александрович своими глазами видел войну, ее последствия и (сразу же после ее завершения) попытки ее переписать, использовать в политических целях. С 1979 г. по 2003 гг. профессор Ржешевский возглавлял Центр истории Второй мировой войны 1939 – 1945 гг. (ныне – Центр по изучению войн и геополитики) Института всеобщей истории Академии наук.
До последних дней О.А. Ржешевский сохранил ясный ум. Он активно участвовал в работе Центра истории войн и геополитики ИВИ РАН, в Главных редакционных комиссиях фундаментальных многотомных трудов «Великая Отечественная война» (в 12 тт.; М., 2011–2015) и «Первая мировая война 1914–1918 годов».
В.А.Стахеев прошёл по служебной лестнице от лаборанта до Старшего научного сотрудника. С 1980 года - зам. директора по науке в Саяно-Шушенском заповеднике - К.б.н., заслуженный эколог России.
Стахеев Валерий Андреевич. Родился 4 июня 1947 года в селе Верх-Катунск Бийского района Алтайского края в семье школьных учителей. В 1965-1971 гг. учился на биолого-почвенном факультете Томского университета им. В.В. Куйбышева на кафедре зоологии позвоночных. В 1970-1979 гг. работал лаборантом и старшим научным сотрудником в Алтайском государственном заповеднике. В 1980 г. перевёлся в Саяно-Шушенский заповедник на должность заместителя директора по научной работе. В 1997-2006 гг. работал там же ведущим научным сотрудником, а в 2007-2010 гг. вновь стал заместителем по научной работе.
Происходил из дворянской семьи. Образование получил в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. На военной службе с сентября 1896 г. После окончания в 1899 г. Николаевского инженерного училища служил во 2-м Кавказском саперном и 4-м железнодорожном батальонах, подпоручик. В августе 1901 г. присвоен чин поручика. Участник Русско-японской войны 1904 — 1905 гг. В 1905 г. окончил Николаевскую академию Генштаба по первому разряду, штабс-капитан. С ноября 1905 г. командовал ротой в л-гв. С.-Петербургском полку. С января 1907 г. на штабных должностях: помощник ст. адъютанта штаба Иркутского, а затем Виленского военных округов; помощник делопроизводителя ГУГШ. В декабре 1911 г. произведен в чин подполковника. Участник Первой мировой войны. В 1914 г. штаб-офицер для делопроизводства и поручений при управлении генерал-квартирмейстера штаба Верховного Главнокомандующего. В декабре 1914 г. произведен в полковники и назначен исполняющим должность начальника штаба 30-й пехотной дивизии. С февраля 1916 г. командовал 32-м Сибирским стрелковым полком, а затем последовательно руководил деятельностью штабов 17-й Сибирской стрелковой дивизии и 1-го Сибирского армейского корпуса.
Малышев был выпускником Великолукского железнодорожного техникума, в 1920-е годы работал помощником машиниста, затем машинистом. В 1930 году он после трёхмесячной подготовки начал учёбу в МВТУ им. Баумана. Партия целенаправленно формировала в эти годы новую техническую интеллигенцию. Вячеслав Александрович поступил в институт в составе третьей партийной тысячи. Закончив обучение в 1934 году, он пошёл работать конструктором на Коломенский заводе им. Куйбышева. За четыре года работы он сменил ряд должностей и сделал блестящую карьеру, став в 1938 г. директором завода. В феврале 1939 г. Малышева вызвали в Кремль, где сообщили неожиданную весть: Сталин назначает его наркомом тяжёлого машиностроения. В этой должности Малышев принял участие в 18-м Съезде ВКП(б), на котором выступил с докладом о подготовке советской тяжёлой промышленности к возможной войне с Германией. В следующем году его назначают наркомом среднего машиностроения и председателем Совета по машиностроению при СНК СССР. С этого времени Малышев сосредотачивается на производстве танков.