Вологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читать
Мулыка Александр после смерти жены один воспитывает шестерых детей читатьКуц Владимир Петрович, двукратный олимпийский чемпион по легкой атлетике (1956 г Мельбурн) читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьТкачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьСоколов Сергей Яковлевич, в 1928 году запатентовал, и создал в 1935 году ультразвуковой дефектоскоп читатьВасильев Фёдор Александрович русский живописец-пейзажист. читатьВласенко Андрей Романович, в 1868 году запотентовал первую в России зерноуборочную машину ("конная зерноуборка на корню") читатьВертинская, Лидия Владимировна советская и российская актриса, художник. читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьДубинин, Юрий Владимирович дипломат, с именем которого связаны главные события мировой политике во второй половине XX века. читатьЛомоносов Михаил Васильевич, поэт, ученый-просветитель, художник читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читать
Священномученик Михаил Борисов родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви - сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом.
В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипи- но Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году - в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году - в церковь во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в Новгороде.
Святой праведный Иаков Боровицкий принадлежит к числу тех святых, почитание которых целиком связано с посмертными чудотворениями; о прижизненном благочестии и подвигах таких христиан, как правило, ничего неизвестно; лишь впоследствии, в устной традиции и в ходе фиксации ее в письменности, появляются какие-то, часто противоречивые, сведения о них.
Что мы знаем о святом Иакове Боровицком? Существует так называемое Сказание о чудесах от мощей святого; оно известно в трех редакциях, называемых в науке «начальная» (не ранее 1561), «первая дополненная» (не ранее 1582) и «вторая дополненная» (не ранее 1599). В основании этого Сказания лежат исторические документы: акт об освидетельствовании мощей святого, состоявшемся 2 июля 1544 г.; грамота о перенесении мощей праведного Иакова (от 6 окт. 1544 г.); а также акт о перенесении мощей от 23 окт. 1544 г. Кроме этих документов материалом Сказанию послужили записи, фиксировавшие чудесные исцеления, происходившие как ранее, так и после — и даже во время освидетельствования мощей.
Блаженный, в миру Андрей Огородников, родился в семье бедного мещанина в Симбирске. Родители его были благочестивыми, всех своих детей воспитывали в истинной вере православной. Будучи младенцем, Андрей почти не двигался, почти не говорил, называя лишь имена матери и сестры. Спустя какое-то время смог понемногу ходить. С самых малых лет принимал только постную пищу, не отличающуюся разнообразием. Хлеб, размоченные или разваренные ягоды, иногда чай с медом – вот и весь его рацион. В семилетнем возрасте отказался он и от обычной одежды, для него шили долгополые рубашки, в них и ходил он, босой, простоволосый.
Рано осиротевшего Андрея приютил брат, а потом и сестра. Будучи прихожанином Вознесенского храма, приходил под его стены в любую погоду, в любое время, даже ночью, и подолгу молился. Усмиряя свою плоть, ни минуты не стоял на месте, или раскачивался или передвигался бегом. Он раздавал всю свою милостыню нищим. Его постель – доски, а то и голый пол. Еще в младенческом возрасте обладал даром предвидения, всегда с точностью указывал время прихода матери из храма.
Жития святых блаженных княей Константина и сыновей его Михаила и Феодора Муромских очень яркие и поучительные для кажлго христианина.
Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские жили в одиннадцатом – двенадцатом веках.
Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он сам попросил у отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел Муром. В то время все жители города были язычниками, и это таило в себе смертельную опасность.
Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: "Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей". С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника
Преподобномученик Валентин родился 2 августа 1875 года в Московской губернии в семье крестьянина Иакова Лукьянова и в крещении наречен был Василием. Образование он получил в церковноприходской школе; женился, и у них с женой родилось трое детей, но вскоре после рождения последнего ребенка Василий овдовел. В 1906 году он поступил в Троице‐Сергиеву Лавру и 26 мая 1908 года был зачислен в нее послушником; как имеющий прекрасные музыкальные и певческие дарования, он был определен на клирос. 7 ноября 1915 года Василий был пострижен в монашество и наречен Валентином.
Родом Антоний Максимович Гагалюк (так в миру звали священномученика Онуфрия) из Люблинской губернии. 2 апреля 1889 года в семье лесничего Максима и домохозяйки Екатерины родился Антоний. Семья жила на опушке леса близ города Ново-Александрии.
Как-то зимним вечером Максим Гагалюк застал в лесу четырех крестьян, вырубавших деревья. Они набросились на лесничего и тяжко избили его. Едва дотащился раненый Максим до своего жилья, порубщики подожгли и дом. Через выбитые окна мать спасла детей. Дом сгорел дотла со всем нехитрым имуществом. Крестьяне, сбежавшиеся на пожар, отвезли на подводе раненого лесничего в больницу, но он, к скорби родных, вскоре умер.
Мученик Михаил родился 14 апреля 1900 года в слободе Фощеватая Корочанского уезда Курской губернии[o] в семье священника Матфея Вознесенского, убитого безбожниками в 1919 году. Михаил учился в Духовной семинарии в Белгороде, которую не успел окончить из-за происшедшей в 1917 году революции. Затем служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии; он был арестован в 1935 году. Михаил Матвеевич был племянником митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского). На допросе следователь спросил его:
– С кем вы из родственников переписывались?
– Переписку я вел с братом, с сестрой... и с дядей – митрополитом Литовским Елевферием. Последний в своих письмах выражал желание, чтобы я был с ним, но я считал, что это осуществить невозможно, поэтому не пытался ходатайствовать о выезде за границу.
– О чем вы писали митрополиту Елевферию?
Георгий (Григорий) Александрович Богоявленский (1883 - 1938), священник, священномученик
Память 19 мая, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Белгородских, Воронежских, Курских и Липецких святых
Родился 1 января 1883 года в селе Нижние Матрёнки Усманского уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика, позже ставшего священником. Два брата Георгия также стали священнослужителями.
Окончил сельскую школу. В 1905 году призывался в армию, и во время Первой мировой войны служил полковым писарем.
Священномученик Павел родился 13 января 1890 года в селе Сысой Сараевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ильи Попова. Образование Павел получил в учительской семинарии, некоторое время он пел в церковном хоре и в 1918 году был рукоположен во священника.
С 1934 года отец Павел стал служить в храме в селе Панское Мичуринского района Воронежской области[t]. 14 сентября 1935 года отец Павел был арестован и заключен в мичуринскую тюрьму. Ему предъявили стандартное по тем временам обвинение в антисоветской агитации. Лжесвидетелями против священника выступили жители села, мало его знавшие, а также дежурные свидетели, вовсе его не знавшие. Одни обвинения отец Павел категорически отверг, а о других сказал, что с людьми, давшими эти показания, совсем незнаком.
Священномученик Павел родился 23 октября 1889 года в селе Помялово Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Троицкой церкви Алексея Павловича Брянцева и его супруги Марии Николаевны[84]. Алексей Павлович скончался в 1902 году; с этого времени Мария Николаевна стала получать пособие от епархиального попечительства, а дети были приняты обучаться на казенный счет. Павел окончил Александро-Невское духовное училище и в 1908 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Окончив в 1911 году семинарию, он стал учителем Ларионовского земского училища в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии. 18 июля 1914 года он был призван в действующую армию и 11 ноября того же года был ранен в бою под Ловичем. За мужественное поведение на фронте Павел Алексеевич был награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте. 6 июня 1916 года он был из-за ранения признан негодным к военной службе[85]. В госпитале он познакомился со своей будущей женой, сестрой милосердия Евдокией Алексеевной Свиридовой, которая была знакома с великой княгиней Елизаветой Федоровной[u] и просила ее помочь Павлу Алексеевичу.
Священномученик Александр родился 8 августа 1876 года в селе Очесо?Рудня Гомельского уезда Могилевской губернии в семье священника Иерофея Саульского. В 1899 году Александр окончил Могилевскую Духовную семинарию и в 1903?м был рукоположен во диакона и священника и служил в Троицком храме в селе Мхиничи Чериковского уезда Могилевской губернии; 11 февраля 1906 года он был назначен настоятелем этого храма. Был женат на Елизавете Николаевне Невской. У них было шестеро детей. Единственный сын Александр умер во младенчестве, дочь Вера умерла в отрочестве. Имена остальных дочерей: Серафима, Ольга, Анна, Юлия. С 1912?го по 1917 год отец Александр служил полковым священником, и ему не раз приходилось исполнять священнические обязанности с риском для жизни во время боевых действий, выносил с поле боя раненых, за что был награжден золотым крестом на Георгиевской ленте и ему был пожалован титул дворянина.
Священномученик Максим родился 13 августа 1885 года в деревне Борки Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Петра Богданова. Окончив три класса сельской школы, Максим работал в своем хозяйстве; в 1924 году он стал служить в храме псаломщиком; в 1928 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Бугуртак Курагинского района Красноярского края.
После организации в начале 1930-х годов колхозов власти от не вошедших в колхоз единоличников стали требовать, чтобы они полностью засеивали отведенную им землю, но только рекомендованными самими же властями зерновыми культурами. Причем семена крестьяне-единоличники должны были покупать за свой счет. По опыту прошедших лет крестьяне знали, что, сколько ни сей, осенью власти заберут почти весь урожай, мало что останется для пропитания семьи и ничего не останется для посева на следующий год и им снова придется покупать семена за свой счет и почти всегда в долг. Из-за отсутствия семян часть крестьян в селе Бугуртак отказалась засевать свои поля весной 1933 года, и сотрудники районного отдела ОГПУ, расценив это как антигосударственный заговор, приняли решение арестовать их и священника.
Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в семье потомственных священнослужителей Александра Алексеевича Садовского и его супруги Анны Стефановны (урожд. Поповой) в селе Патриаршее Воронежской губернии (совр. село Донское Задонского района Липецкой области). 31 октября 1894 года он был крещен в Богоявленском храме, где служил его отец.
Родители Николая Садовского происходили из духовного сословия. Отец его, Александр Алексеевич, окончил курс Воронежской Духовной семинарии и состоял штатным диаконом в Богоявленском храме c Патриаршее. Дед Николая по отцу, диакон Алексий Петрович Садовский, служил в храме с. Мокрый Боярок, затем был перемещен в храм с. Яблонево, где и скончался.
Священномученик Василий родился 25 февраля 1875 года в городе Старый Оскол Курской губернии в семье портного Андрея Иванова. Окончив городское училище и четыре курса Курской Духовной семинарии, он в 1910 году был назначен псаломщиком в церковь в селе Усть-Стужень Староосколького уезда; 28 мая 1910 года он был рукоположен во диакона ко храму в селе Ярыгино Обоянского уезда и назначен законоучителем церковноприходской школы. В 1913 году диакон Василий был переведен в Архангельскую церковь в селе Любостань Суджанского уезда, а затем в село Наумовку Белгородского уезда. 15 февраля 1919 года на праздник Сретения Господня он был рукоположен во священника ко храму в селе Долбино Белгородского уезда, в 1922 году – переведен в храм в селе Ровеньки Острогожского уезда.
Священномученик Николай родился в 1876 году в городе Вельске Вологодской губернии в семье крестьянина Константина Кулакова. Окончив вельское двухклассное городское училище, он до 1912 года служил помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем. Его хорошо знал викарий Вологодской епархии, епископ Вельский Антоний (Быстров)[q], который в 1912 году рукоположил его во священника к одному из вологодских храмов.
В 1913 году отец Николай был назначен служить в храм Митрофаньевского подворья в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности секретаря архиепископа Вологодского Никона (Рождественского), члена Государственного совета и Святейшего Синода, жившего постоянно в Санкт-Петербурге. На подворье отец Николай служил до его закрытия во время гонений от безбожных властей; затем перешел во Владимирский собор, а после его закрытия, с 1932 года стал служить в Покровской церкви на Боровой улице.
В 1910 году Ипполит Николаевич был рукоположен во священника к Воскресенской церкви на Таганке и назначен заведующим и законоучителем Воскресенско-Таганской одноклассной и воскресной школ; в 1911 году скончался его отец и отец Ипполит был назначен настоятелем храма. В 1914 году он был определен законоучителем коммерческого училища, учрежденного Н.Ф. Горбачевым, и избран членом Благочиннического совета, в 1921 году – награжден наперсным крестом, в 1924-м – возведен в сан протоиерея и назначен временно исполняющим обязанности благочинного 2-го отделения Ивановского сорока. В 1927 году протоиерей Ипполит был награжден золотым наперсным крестом с украшениями; в 1928 году освобожден от исправления обязанностей благочинного.
Священномученик Михаил родился 7 ноября 1894 года в городе Борзна Черниговской губернии в семье сапожника Фомы Дейнеки. Окончив церковноприходскую школу, он поступил на курсы псаломщиков при монастыре. С 1917-го по 1921 год Михаил служил псаломщиком в храмах Харьковской губернии; в 1921 году он был рукоположен во диакона, а в 1924 году – во священника. Служил отец Михаил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации архиепископа Курского Онуфрия был принят епископом Антонием в Белгородскую епархию. 22 февраля 1935 года он был арестован.
– Скажите, вы производили сбор денег под видом пожертвований? – спросил его следователь.
– Да, производил. Сбор производился особой тарелкой во время службы, – ответил отец Михаил.
– Вы знали, для какой цели производятся эти сборы?
Священномученик Александр родился 22 ноября 1884 года в селе Чернянка Новооскольского уезда Курской губернии[l] в семье крестьянина Луппа Ерошова. С детства Александр мечтал стать служителем Христовой Церкви. В 1896 году он окончил сельскую школу и уехал в Киев, где долгое время пел в монастырском хоре, и здесь основательно изучил церковный устав и богослужение. В 1911 году он был рукоположен во диакона. В 1918 году диакон Александр окончил пастырские курсы в Харькове и был рукоположен во священника. Служил он в Свято-Троицком храме в селе Ольшанка Новооскольского уезда[m]. В 1934 году епископ Антоний перевел его в Успенский храм села Большая Халань Корочанского района Курской области