Тимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Чохов Андрей, выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. создал большое количество орудий, в т.ч. Царь-пушку читатьНекрасов Александр Владимирович Стрелок-наводчик гранатомета. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читатьСвятые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн, первые мученики за веру на Руси читатьРод Строгановых, первых русских промышленников читатьРусанов Владимир Александрович русский арктический исследователь, исследовал Новую Землю, Шпицберген читатьРавноапостольный Николай, епископ Японский читатьНосов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьКочетков Василий Николаевич, солдат империи. Прослужил в общей сложности 81 год. Участвовал в 10 войнах, получив шесть ран читатьЕгорова Любовь Ивановна, шестикратная олимпийская чемпионка, прозванная царицей лыжни читатьЯковлев, Юрий Васильевич советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979) читатьПепеляев, Евгений Георгиевич, летчик сбивший 24 реактивных американских самолета (Корея 1951г) читатьКалюжный Иван Иванович тренер-преподаватель Подготовил более 40 мастеров спорта по греко-римской борьбе, одного заслуженного мастера спорта. читатьСеменов Николай Николаевич, нобелевский лауреат по химии (1956 г) читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьЛука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читать
Давид Фёдорович — князь ярославский. Сын Фёдора Ростиславича Чермного( Черного), известен только по одному указанию летописи на год его смерти — 1321.
Святые мощи его, как равно мощи его отца и брата Константина, обретены при последнем владетельном князе ярославском Александре Федоровиче Брюхатом.
Давид Фёдорович имел двух сыновей, между которыми разделил свой удел: ярославского князя Василия, по прозванию Грозный и мологского князя Михаила.
Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Чермный (Черный) был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича.
Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду.
Священномученик Александр родился 22 января 1876 года в селе Синьково Софьинской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 году Александр окончил Московскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Иславском Звенигородского уезда Московской губернии. 5 мая 1899 года он был рукоположен во диакона к Тихвинской на Бережках церкви в Москве, а 26 июня 1920 года – к той же церкви священником. 24 августа 1928 года отец Александр был назначен настоятелем этой церкви. 22 июля 1930 года он был переведен в Богоявленский собор в Дорогомилове, и 25 марта 1932 года возведен в сан протоиерея. 23 ноября того же года отец Александр был назначен священником в Богородице-Владимировскую церковь в город Мытищи, а 22 октября 1935 года переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района.
Был игуменом (а по некоторым псковским синодикам - и основателем) обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе под Псковом.
По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом.
4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари и разорили Мирожский и Снетогорский монастыри, которые находились вне городских стен и не имели защиты. Преподобный Иоасаф, 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме обители. В тот же день принял мученичество и Мирожский игумен Василий.
Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед - Юрий Долгорукий, дед - великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (+ 1174, память 4 июля), наследник и продолжатель его дела. Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей древнего Ростово-Суздальского княжества, Всеволод самовластно вершил дела всей великой Руси. "Слово о полку Игореве" говорит о нем, что он может "Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать".
Святой Василько - старший из птенцов "Большого гнезда". Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец.
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным.
Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец, монашеское пострижение принял 4 марта в Киевской Гнилецкой Успенской обители, возникшей на месте пещер, где преподобный Феодосий (память 3 мая) уединялся на время Великого поста.
Из послушания братии преподобный Герасим принял сан иеромонаха. Подражая подвигам древних отцов, преподобный устремился на Север Руси и пришел на реку Вологду (19 августа 1147 года), на правом берегу которой благословил возникший посад, "прорицая ту быти граду великому". Святой избрал себе для жительства дремучий лес, отделявшийся от посада небольшим Кайсаровым ручьем.
Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Истре (тогда Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. Отец его Степан Строев был крепостным живописцем, приписанным к Ново-Иерусалимскому монастырю.
Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил стал впоследствии иконописцем.
В 1902 году Михаил Степанович женился на работнице текстильной фабрики Анне Григорьевне Григорьевой. В 1904 году для повышения образования Михаил Степанович поступил на вечерние курсы Строгановского училища живописи и ваяния.
В 1916 году Михаила Степановича призвали в армию. Он служил солдатом в Астраханском запасном полку. После революции в октябре 1917 года он вернулся к семье, которая состояла из тринадцати человек.
Марфа Степановна Коврова родилась в 1887 году в селе Галыгино Коробовского района Московской области и происходила из крестьянской семьи. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, она стала послушницей Александро-Мариинского женского монастыря в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии. В этом монастыре будущая мученица прожила вплоть до его закрытия.
26 февраля 1938 года послушницу Марфу арестовали. Она была обвинена в «антиколхозной агитации», и 9 марта 1938 года Тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесла окончательный приговор – высшая мера наказания, расстрел. Марфа Степановна Коврова была расстреляна 16 марта 1938 года на Бутовском полигоне
Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (+ 1406; память 16 сентября).
Священномученик Василий родился 23 декабря 1874 года в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье крестьянина Матвея Гришина.
История получения Василием двойной фамилии такова. В детстве он ухаживал за одним состоятельным односельчанином, который был бездетный. Он так полюбил Василия, что предложил ему взять его фамилию и стать его наследником. Фактически по документам фамилия Василия Константинов, но народ в селе звал по фамилии отца – Гришин. В следственном деле за 1933 год значится фамилия Гришин, а в деле за 1937 год - двойная фамилия.
Священномученик Александр родился 9 апреля 1896 года в поселке Судак Таврической губернии в семье священника Александра Иоакимовича Ильенкова. Александр окончил Таврическую Духовную семинарию и уехал к отцу, который после 1917 года вместе с семьей переехал в село Черниговку Бердянского уезда. Здесь Александр познакомился со своей будущей женой Параскевой.
В семье у них впоследствии родилось трое детей. Александр Александрович решил принять сан священника в то время, когда уже начались жестокие гонения на Русскую Православную Церковь. Узнав об этом, его жена воспротивилась и стала отговаривать от неосмотрительного, по ее мнению, шага, но тот был непреклонен, и в 1924 году епископ Сергий (Зверев) рукоположил его во священника и направил служить в село Новопавловку
Надежда Петровна Аббакумова родилась в 1880 г. в селе Мартыновское Коломенского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Ее судьба складывалась как у большинства крестьянок того времени. С раннего детства ей приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. Вышла замуж, и у них с мужем Василием родилось четверо детей.
Революция и последовавшие за ней события резко изменили жизнь этой простой женщины. Она овдовела, и ей пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных реквизиций и продразверсток. Одновременно с этим начались гонения на Церковь, которые ясно показали, кто исповедовал православие только по паспорту, а кто был готов “претерпеть до конца”, но не отречься от Христа. Отстаивая храм, в 1925 г.
Мученик Василий родился 26 июля 1876 года в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Василий окончил церковноприходскую школу; во время войны в 1916–1917 годах служил в армии рядовым. Вернувшись в село, он крестьянствовал, а когда началась коллективизация, записался в колхоз. В храме Василий Максимович пел несколько лет на клиросе и в 1937 году стал исполнять обязанности псаломщика.
Осенью 1937 года в село Горетово к секретарю местной комсомольской организации приехал сотрудник НКВД; вызвав старосту Евдокию Архипову, он потребовал от нее список, кто является священником храма, кто псаломщиком, кто членом церковного совета.Взяв список, он уехал. Через некоторое время после его отъезда начальнику Луховицкого районного отдела НКВД поступил донос, будто в селе Горетово у Евдокии Архиповой состоялось «конспиративное совещание служителей культа...
Родилась святая преподобномученица Матрона, в миру Матрона Алексеевна Макандина, в 1889 году в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. В 1910 году поступила послушницей в московский Алексеевский монастырь. После закрытия обители она вместе с другими насельницами закрытых безбожной властью монастырей, жила на квартире, сохраняя монашеский устав. 28 декабря 1930 года послушница Матрона была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. На допросах говорила, что вначале относилась к советской власти безразлично, но потом стала относиться отрицательно, потому что эта власть «закрывает монастыри и не дает служить Богу», а старая власть была лучше.
Преподобномученица Александра Дьячкова родилась в 1893 году в деревне Черноголовка Богородского уезда Московской губернии; всего в семье Дьячковых было шестеро детей; Александра — четвертая.
Александра особенно выделялась из всех детей, любила молиться и дома, и в храме, читать Евангелие. Вместе с отцом, матерью и крестной совершала паломничества в разные монастыри. Священник Никольского храма села Макарово говорил отцу: «Береги жемчужину свою», и, видя стремление Александры к монашеской жизни, благословил искать обитель, которая была бы недалеко от дома.
В 1914 году Александра поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в Клинском уезде Московской губернии, недалеко от села Акатово.
Преподобномученица Евдокия (в миру Архипова Евдокия Сергеевна) родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.
Десять лет до революции 1917 года она была послушницей Казанского Явленского монастыря в Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. В монастыре подвизалось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Сразу после революции монастырь был закрыт.
Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. С детства возлюбив Господа, она в ранней юности решила удалиться от мира с его соблазнами и лукавством и служить своему Небесному Жениху. Девятнадцати лет ушла она в Борисоглебский женский Аносин монастырь в 30 верстах от Москвы, в 15 верстах от Звенигорода, на реке Истре, где подвизалась до самого закрытия обители советской властью в 1928 году. Неизвестно с достоверностью, что побудило Дарью выбрать для жительства именно этот монастырь, но к тому времени Аносина пустынь была процветающей, образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям.
Святая преподобномученица Анна, в миру Анна Алексеевна Макандина, родилась 5 ноября 1886 года во Владимирской губернии, в крестьянской семье. У нас мало сведений о ее жизни. Известно, что она окончила сельскую школу и в 1910 году в возрасте 22 лет поступила в Московский Алексеевский монастырь. Все время жизни в монастыре несла послушание на кухне. После закрытия монастыря инокиня Анна поселилась с некоторыми сестрами обители на частной квартире, зарабатывая на жизнь шитьем одеял. Они старались сохранить, насколько это было возможно, монашеский уклад жизни.
Родился в 1888 году в селе Рубановке Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье крестьянина Агафона Коржа.
Окончил церковноприходскую школу, рано полюбил церковную службу и молитву. Отправился на Афон, где, пройдя послушание, принял монашеский постриг с именем Антоний.
Вернувшись в Россию, он был рукоположен во иеродиакона и служил в Кизилташском монастыре Таврической епархии. После закрытия монастыря стал служить в Воскресенском храме в Ливадийской слободке. После закрытия во второй половине 1920-х и этого храма стал служить в Плещеевской церкви, расположенной на кладбище города Ялты. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.