Борисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читать
Сусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьСкурлатов, Алексей Иванович разведчик и связист, кавалер двух орденов Красной Звезды прообраз «Алёши», памятника в г. Пловдив читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьМаксим Тотемский блаженный юродствовавший 45 лет, был священником при Воскресенской церкви на Варницах близ города Тотьмы. читатьПавел Обнорский ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, читатьГерман, Алексей Юрьевич кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьКарелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читать
Описание событий в нём приурочено к 24 января 1529 года — дню мученической кончины Иоанна Казанского. Под этим числом рассказ включён в минеи четьи Синодальные, Чудовские, Тулупова.
В 1592 году Казанский митрополит Гермоген, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, обратился к Патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен казанского мученика Иоанна русского из Нижнего Новгорода, который пострадал в плену у татар 24 января 1529 года, и крещеных татар Стефана и Петра, претерпевших смерть за веру от своих прежних единоверцев. Также святитель просил Патриарха установить 24 января (по ст. ст.) память казанских мучеников. Таким образом, именно ходатайством будущего Патриарха Гермогена началось общецерковное прославление первых казанских мучеников, среди которых был и нижегородец Иоанн.
В 2006 году по инициативе сестер Казанская духовная семинария издала книгу «Святой мученик Иоанн Казанский», куда вошли никогда ранее не издававшийся акафист и житие мученика Иоанна. Вот о чем повествует его жизнеописание.
Непосредственным предшественником святителя Герасима был епископ Великопермский Исаакий (1397–1416), который большую часть времени проводил в Москве, а в 1416 году удалился на покой. Святитель Герасим был возведен на Пермскую кафедру после 1416 года, в трудное время, когда положение дел в епархии было весьма неблагополучным. Паства, состоявшая из принявших христианство зырян, страдала от нападения диких языческих племен вогулов, а также от притеснения корыстолюбивой новгородской и вятской вольницы, пользовавшейся тем, что северо-восточная окраина России была слабо защищена отдаленным московским правительством.
Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелянского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была.
Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги, закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!»
Преподобномученица Екатерина (Черкасова) родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии и происходила из крестьянской семьи. Она окончила церковно-приходскую школу в родном селе и в 1915 году поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в деревне Акатово (Клинский уезд Московской губернии). Екатерина подвизалась в монастыре до 1922 года, а затем, в связи с гонениями, как и многие сестры закрытого монастыря, была вынуждена поселиться в селе Мокруша Истринского района Московской области. Сестры обители старались и в миру поддерживать строго-уставную жизнь, принятую в их монастыре, трудились при храме и на мирских службах. Будущая преподобномученица перед арестом работала уборщицей парикмахерской РОКК.
Преподобномученица Евдокия (Кузминова) родилась 17 августа 1884 года в городе Истре Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла в ней послушание сестры милосердия. Когда обитель была закрыта, она вернулась на родину в Истру. За пребывание в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении в правах, но власти ей в этом отказали.
Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов соседи по улице, где жила Евдокия, по требованию сотрудников НКВД подписали против нее лжесвидетельства
Преподобномученик Серафим (в миру Николай Семёнович Булашов) родился в 1872 году в Москве в семье старообрядцев Белокриницкого согласия. С 1893 по 1897 год Николай служил в армии в чине старшего унтер-офицера. 19 ноября 1899 года Николай был присоединён к Православной Церкви и в этот же день поступил в Никольский единоверческий монастырь в Москве. Два года он проходил в монастыре послушание свечника; в 1902 году стал келейником настоятеля. 28 июня 1903 года Николай был определён в число монастырских послушников, а 26 февраля 1904 года пострижен в монашество с именем Серафим. С 1903 года он был письмоводителем настоятеля монастыря.
23 ноября 1906 года монах Серафим был рукоположен во иеродиакона. Начав служить, он продолжал исполнять послушание письмоводителя, к которому присоединилось клиросное послушание. В 1911 году иеродиакон Серафим стал исполняющим должность благочинного Никольского монастыря. 13 апреля 1912 года он был рукоположен во иеромонаха.
Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его Владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.
Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец 1 Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия.
Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя были перенесены в Юрьев, где архимандрит Фотий устроил в местном соборе в честь его придел.
Священномученик Евфимий Тихонравов родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельствам, его отец, Сергий Тихонравов, был священником. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию и, женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преображенского храма села Доронино, в 1904 году переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом.С приходом новой власти начались гонения на Церковь. Священником тогда служил Смирнов Петр Порфирьевич. У него было много детей, и когда ему пригрозили: «Если не откажешься от сана, все имущество конфискуем», - он уступил. После о.Петра прислали другого священника – о.Иоанна Щедрицкого, но и он прослужил недолго – ради детей отказался.
Священномученик Иоанн родился 30 августа 1870 года в селе Большие Соли Ярославской губернии в семье священника Александра Успенского. Иван Александрович окончил духовное училище и в 1890 году был рукоположен в сан диакона, а уже в период начавшихся после большевистской революции гонений — в сан священника и служил в Введенской церкви в селе Введенском Кинешемского района Ивановской области. После начала в 1937 году беспощадных гонений власти арестовали почти всех священников, многих церковных старост, членов церковных двадцаток и наиболее активных мирян. 1 ноября 1937 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Кинешме священник Иоанн Успенский, трое мирян и священник из села Пешково; в силу того, что они были друг с другом знакомы, сотрудники НКВД решили объединить их дела в одно дело. В тот же день начались допросы, которые продолжались непрерывно в течение нескольких дней. — Вы арестованы как участник контрреволюционной поповско-кулацкой группы, расскажите следствию о своей контрреволюционной деятельности, — потребовал следователь от отца Иоанна. — Участником контрреволюционной поповско-кулацкой группы я не являлся, контрреволюционной деятельности не вел, — ответил священник. — Следствию достоверно известно, что вы, будучи враждебно настроенным к существующему строю, среди своего окружения вели систематическую контрреволюционную агитацию, направленную на срыв проводимых мероприятий партии и советской власти. Следствие требует дать правдивые показания. — Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
Священномученик Илия Березовский родился 20 июля 1890 года в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области).
Служил священником в селе Мошкове Новосибирской области.
В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолгaн (ныне Ушконыр) Кaскеленского района Алма-Атинской области.
14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. В уголовном деле значится кaк "священник православной церкви, нa момент ареста безрaботный, без определенного местa жительства". Обвинялся в "систематической a/с пропaгaнде, террористических нaстроениях против руководителей ВКП(б), советского правительствa и коммунистов, среди нaселения с.Чемолгaн вел aгитaцию зa создaние церковной общины и открытия церкви". Виновным себя в предъявленном обвинении не признал.
1 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Aлмa-Aтинской области приговорен к расстрелу.
Священномученик Павел родился 17 июня 1877 года в селе Поляны Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Григорьевича Добромыслова. По окончании Рязанского духовного училища Павел в 1891 году поступил в Рязанскую Духовную семинарию, а в 1897 году – в Московскую Духовную академию. В 1901 году Павел Николаевич окончил Московскую Духовную академию и женился на Клавдии Алексеевне Шуваловой, дочери управляющего имением помещика Салтыкова; впоследствии у них родилось шестеро детей.
1 октября 1901 года епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Павла Николаевича во священника к Старо-Ямской Николаевской церкви в городе Рязани. С 1902-го по 1906 год отец Павел состоял преподавателем Рязанского епархиального женского училища. С 1906-го по 1910 годонбылчленом Рязанского епархиального миссионерского комитета. С 1910 по 1912 год отец Павел исполнял обязанности законоучителя в Рязанской мужской частной гимназии.
Священномученик Петр родился 4 июня 1863-го года в селе Станки Вязниковского Уезда Владимирской губернии в семье местного священника. После обучения в Шуйском Духовном училище Петр Скипетров поступает во Владимирскую Духовную семинарию, которую оканчивает в 1884-м году по первому разряду. Последний год семинарской учебы ознаменовался для Петра важным событием: 8 февраля 1884-го года он вступает в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора Заозерской Антониной Николаевной. Вероятнее всего, этот брак был устроен его братом, Михаилом Ивановичем Скипетровым, проживающим в то время в Петербурге и занимавшим одну из высоких должностей в департаменте военной и морской отчетности. Впоследствии Михаил Иванович, дослужившись до звания тайного советника, стал управляющим этого департамента, а также членом Совета Государственного Контроля.
В последний раз отец Александр был арестован на праздник Крещения Господня, 19 января 1938 года. Задним числом были оформлены показания дежурных свидетелей — председателя сельсовета и его снохи, которые, не читая, подписали заготовленные следователем протоколы допросов со лжесвидетельствами против священника. На проведение следствия в НКВД дали всего один день…
***
Священномученик Александр родился 10 августа 1878 года в селе Куркино Московского уезда Московской губернии в семье священника Владимира Русинова. В 1898 году Александр окончил Московскую духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника. С 1910 по 1920 год отец Александр служил в храме при Серафимовской женской общине в селе Новое Кунцево, затем по 1922 год — в Николаевской церкви в этом селе. За безупречное служение он был возведен в сан протоиерея.
Родился 3 июля 1875 года, жил в Замоскворечье. Семья близко дружила с диаконом Феодором Соловьевым – будущим старцем Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием. По окончании Духовной академии был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.
Прожил в браке 4 года, жена София умерла, отец Сергий остался с трехлетним сыном Борисом на руках.
Священник Сергий Лебедев стал вдовцом после 4 лет семейной жизни. Красавица София умерла, оставив трехлетнего сына Борю. Чтобы поддержать брата, в дом рядом с Новодевичьем переехали сестры Екатерина и Прасковья, а затем и мать – воспитывать внука.
Отец Сергий тяжело переживал смерть жены. В поисках утешения он поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию. Однажды ночью после длинной молитвы отец Алексий открыл мощи преподобного Сергия Радонежского и дал отцу Сергию приложиться:
Священномученик Николай родился 7 мая 1876 года в селе Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе. Николай Константинович окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, расположенной в нескольких километрах от его родного села. С началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны Николай Константинович вернулся работать в школу в селе Городищи. В 1922 году храм в селе был закрыт и превращён в клуб. Власти стали принуждать учителей, чтобы те водили в клуб учащихся. За отказ исполнить кощунственное распоряжение властей Николай Константинович был из школы уволен.
Жизнь человека может проходить насыщенно и стремительно, в хлопотах и заботах. Он получает образование, строит карьеру, встречает других людей, совершает множество поступков и принимает множество важных решений — всё для того, чтобы стать человеком. Но достаточно бывает всего одного решения, чтобы стать святым…
Будущий святой, Владимир Гаврилович Зубкович, родился 26 марта 1863 года в деревне Смолевичи (недалеко от Борисова) в семье деревенского священника. Если писать биографию этого человека в сухих фактах, то получится довольно долгий список названий и дат. За свою жизнь он успел много потрудиться как в общественной, так и в духовной сфере. Занимал ответственные должности в различных ведомствах, но при этом был еще и священником, добрым и чутким пастырем. Впрочем, без дат все же не обойтись…
Священномученик Евгений Герасимович Исадский родился в 1879 г. в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона. Окончил Рязанскую семинарию и в 1901 г. был рукоположен в священника к Петропавловской церкви в с. Маливо Егорьевского уезда (ныне Коломенский район).
Перед престольным праздником сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило.
5 июля 1929 г. о. Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. В тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преп.о Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.
Жители села приняли решение собраться и ходатайствовать об открытии храма. Они составили, под которым подписались все прихожане
Священномученик Михаил Каргополов служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии. До принятия сана он был офицером казачьих войск.
31 января/13 февраля 1919 г. отец Михаил был захвачен отрядом красноармейцев под командованием Щетинкина и расстрелян в километре от села. После ареста отца Михаила посадили на заднюю подводу, а на переднюю сели арестовавшие его красноармейцы. Отъехав немногим более километра от села в направлении деревни Орловки того же, Петровского прихода, они вытащили священника из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук исповедника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили.
В четырех верстах от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у Ростовских князей. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Рассказывая о родителях его, Епифаний Премудрый пишет: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей ...» Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Однажды, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!»
После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. «Мать же его, — пишет автор жития, — с того дня, когда было это знамение... носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище... и как сосуд избранный. И когда в себе ребенка носила и была им беременна, тогда она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом и овощами, и водой питалась.
«...Раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе… Из-за этого несчастья раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж. И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь святого Рождества Христова…
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».