Попов Александр Владимирович пловец, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы читать
Осипов Сергей Александрович - командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота, капитан-лейтенант. читатьПесков Василий Михайлович советский писатель, журналист, тележурналист, ведущий телевизионной программы «В мире животных» (1975—1990). читатьХарламов Валерий Борисович, двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), восьмикратный чемпион мира, Пятикратный обладатель Кубка СССР. читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьРусанов Владимир Александрович русский арктический исследователь, исследовал Новую Землю, Шпицберген читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьЕгорова Любовь Ивановна, шестикратная олимпийская чемпионка, прозванная царицей лыжни читатьРавноапостольный Николай, епископ Японский читатьМарков Алексей Тарасович русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств. читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьКрузенштерн Иван Фёдорович, совершил первую российскую кругосветную экспедицию читатьОсканов, Суламбек Сусаркулович, генерал-майор, летчик-испытатель, погиб, уведя неисправный МИГ29 от жилых домов Липецка читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьФедотов, Павел Андреевич русский живописец и график. Известен по картинам "Сватовство майора" "вдовушка" читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьЕлеазар Анзерский преподобный Русской церкви, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря. читатьЗавитухин Андрей Анатольевич, подбитый "Ми-24" направил на зенитную установку врага, повторив подвиг Гастелло читать
Священномученик Иоанн родился 13 февраля 1888 года в селе Новое Ракитино Лебедянского уезда Воронежской губернии в семье священника Григория Алешковского. Окончив в 1909 году Духовную семинарию, он был рукоположен во диакона, а в 1915 году – во священника и направлен в один из приходов в Финляндии, где прослужил до 1918 года; после отделения Финляндии от России отец Иоанн вернулся на родину.
Впервые он был арестован в 1929 году, но вскоре освобожден; в том же году у него отобрали дом и все имущество за неуплату налогов. В тридцатых годах отец Иоанн служил в Никольском храме в селе Малышево Раменского района Московской области.
Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 года в селе Рождество Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона Петра Сокольского. В 1895 году Евстафий Петрович окончил Духовную семинарию и в течение года служил сельским учителем. В 1896 году он был рукоположен в сан священника к Никольской церкви села Каменское, относящегося ныне к Наро-Фоминскому району Московской области1. Это одна из древних церквей Московской епархии, которая была построена во второй половине XIV века. Село Каменское входило в состав вотчин московского Архангельского собора.
Прихожане любили священника за ревностное служение, за то, что ему в трудных условиях удалось организовать церковный хор: пели антифонно на два клироса, в каждом было по восемь человек. За требы он никогда не просил денег, а если и предлагали, то он, видя, что семья бедная, всегда отказывался, говоря, что им самим нужно.
Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии – в миру Михаил Платонович Красноперов – родился в 1868 году в бедной семье псаломщика. Окончил духовное училище и Вятскую семинарию, в 1890 году рукоположен во священника.
Овдовев, отец Михаил принял решение целиком посвятить себя служению Церкви, закончил Казанскую духовную академию и принял монашеский постриг с именем Мефодий. Кандидат богословия, самоотверженный и попечительный воспитатель юношества, о. Мефодий много потрудился на разных должностях в духовном образовании Уфимской епархии. Известный, талантливый проповедник, миссионер.
В 1913 году наречен во епископа Акмолинского, викария Омской епархии, и стал соратником другого великого архипастыря – священномученика Андроника (Пермского). Они развернули борьбу против порока пьянства, принимавшего в начале XX века в России все более угрожающий масштаб, а также с укоренявшимися в Сибири сектантами – баптистами и хлыстами.
Мученик Михаил родился 13 октября 1875 года в поселке Дрезна Орехово-Зуевского уезда Московской губернии в благочестивой семье Евграфа Агаева. Евграф Агаев был владельцем чайной в Дрезне и прихожанином храма великомученицы Параскевы Пятницы; будучи человеком состоятельным, он содержал церковный хор. После смерти отца Михаил стал хозяином чайной и продолжал содержать церковный хор, в котором был регентом.
В 1918 году советская власть национализировала чайную, и она была превращена сначала в столовую, а затем снова в чайную. Михаил Евграфович был оставлен при ней заведующим. Но при начале новых гонений против крестьян и всех бывших собственников он поступил работать сторожем на фабрику в Дрезне. Он был председателем ревизионной комиссии при храме и во время богослужений пел в хоре. Настоятелем храма был в то время священник Сергий Скворцов, с которым Михаил Евграфович дружил.
Преподобномученик Владимир родился в 1870 году в слободе Кутейниково Амвросиевского уезда Донской губернии в благочестивой семье крестьянина Филиппа Загребы и в крещении наречен был Василием. В 1888 году Василий поступил в Нилово-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии, где был пострижен в мантию с именем Владимир и в 1914 году рукоположен во иеромонаха. С этого времени по 1919 год он подвизался в Новосоловецкой пустыни, расположенной на острове озера Вселуцкого, приписанной к Нилово-Столобенской пустыни. В 1919 году иеромонах Владимир перешел в Новоторжский Борисоглебский монастырь в городе Торжке, где подвизался до его закрытия в 1931 году. 6 июня 1931 года все монахи Борисоглебского монастыря, жившие в Торжке, были арестованы и заключены в тюрьму в городе Твери, и среди них иеромонах Владимир. Сотрудник ОГПУ, объясняя причины ареста монахов, писал: «Дело возникло из поступивших в районный аппарат Новоторжского уполномоченного ОГПУ сведений, что монахи, проживающие в городе Торжке, ведут среди верующих злостную антисоветскую и антиколхозную агитацию.
Священномученик Василий родился 4 февраля 1887 года в селе Федоровка Астраханского уезда Астраханской губернии в семье псаломщика Даниила Залесского. В 1908 году Василий окончил Астраханскую Духовную семинарию и 29 августа того же года был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в городе Астрахани, а 5 октября 1916 года – во священника ко храму во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при Александринском приюте. После прихода к власти безбожников в первую очередь были закрыты домовые храмы и среди них Алексеевский, и 20 марта 1920 года отец Василий был снова назначен служить в храм Рождества Христова.
Адриан Александрович Троицкий родился 26 августа (8 сентября) 1870 года в селе Билярское Чистопольского уезда Казанской губернии в семье диакона Александра Троицкого. После обучения в Духовном и городском училищах города Чебоксары, в 1890 году он выдержал псаломщический экзамен, а в 1893 году — испытание на звание сельского учителя. В 1894-1897 годах Адриан Троицкий нес послушание преподавателя Соляновской церковно-приходской школы, исполняя при этом с 5 августа 1896-го по 20 ноября 1897 года должность псаломщика чебоксарской Михаило-Архангельской церкви.
В 1897-1899 годах А.А. Троицкий находился на военной службе, по возвращении с которой, 23 февраля 1899 года, поступил на место псаломщика в Покровскую церковь города Чебоксары. 3 октября 1902 года в Комиссии при Казанской Духовной семинарии он выдержал диаконский экзамен, 2 марта 1903 года был рукоположен во диакона, а 3 февраля 1904 года определен в храм села Пестрецы Казанского уезда Казанской губернии, где прослужил более 6 лет.
Священномученик Тимофей родился в 1875 году в городе Симферополе Таврической губернии в семье садовника Спиридона Изотова.
Образование он получил в церковноприходской школе. Трудно теперь установить, почему Тимофей избрал путь служения Богу, но в 1909 году, когда ему было уже тридцать четыре года, он поступил псаломщиком в кафедральный собор в Симферополе. В 1912 году за беспорочную жизнь и усердие по службе Тимофей Спиридонович был рукоположен во диакона и служил в кафедральном соборе. В 1916 году он был назначен в аутскую церковь города Ялты, а в 1921 году переведен в храм Всех святых в городе Симферополе.
Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1878 года в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Иоанна Томилова. Окончив Тверскую Духовную семинарию, он в 1904 году был рукоположен во священника ко храму в родном селе Еськи на место отца. В этом храме отец Иоанн прослужил всю свою жизнь. В начале 1931 года против священника и некоторых крестьян было возбуждено судебное дело за неуплату налогов. 1 марта 1931 года состоялся суд и отец Иоанн был обвинен в том, что он «получил контрольное задание на выполнение 30 центнеров молока в декабре месяце 30-го года; в продолжение одного месяца и 17 дней молока еще не сдал. Основание к несдаче молока (по объяснению обвиняемого), что корова выкинула, неосновательно, так как, допуская при выкидыше понижение удоя на 50%, то и 50% удоя молока обвиняемый должен был сдать по принадлежности». Суд приговорил отца Иоанна к пяти годам ссылки с конфискацией имущества. Однако приговор не был приведен в исполнение, священника не выслали, и он продолжил служение в храме.
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Вольского уезда, Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.
Протоиерей Николай Мезенцев (1863–1938) родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Рано осиротев, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году.
Установление советской власти повлекло немало трагических событий, как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич — офицер Добровольческой армии — прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения Богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение.
Преподобный Никита, родом киевлянин – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни, и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.
Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Пимена и Евфросинии Наливайко. Огромное влияние на воспитание мальчика имела его мать, Евфросиния Романовна, усилиями которой он получил хорошее церковное образование, прекрасно знал Священное Писание и полюбил читать духовные книги.
После установления советской власти, когда начались гонения на Православную Церковь, Евфросиния Романовна стала ходить по соседним селам с проповедями. Власти предупредили ее: «Бабка, кончай проповедовать, а то иначе посадим». Но не послушалась их Евфросиния. Наконец зимой 1927 года пришли ее арестовывать. Она надела кожух, а о втором кожухе говорит парню, которому было поручено ее арестовать
Владимир Иванович Хрищенович родился в 1876 году в деревне Гезгалы Лидского уезда Виленской губернии в простой крестьянской семье. По достижении совершеннолетия поступил в Слуцкое духовное училище, которое окончил в 1911 году. Будучи скромным и богобоязненным человеком, он длительное время служил псаломщиком при церкви святителя Николая Чудотворца в деревне Горки Бобруйского уезда Минской губернии. В 1930 году епископ Слуцкий Николай (Шеметилло) рукоположил его во иерея. Время тогда было страшное, по всей стране набирала силу кампания по обезземеливанию крестьян, многие тысячи простых сельских тружеников лишались крова, ссылались в Сибирь. Это, однако, не остановило Владимира Хрищеновича, и он сделал свой выбор, стал священником гонимой богоборческими властями Церкви.
Проживая в Горках, отец Владимир часто посещал соседний приходской храм Преображения Господня в деревне Языль (ныне Стародорожского района). Здесь он совершал богослужения, что было вызвано отсутствием в Языле своего священника, который, по всей вероятности, был арестован ранее.
Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими подвигами добродетельного иноческого жития — постом, молитвами, смирением, послушанием — благоугодил Богу и преставился душою на небо, а телом в пещере нетленно почивая, всем приходящим бывает скорый помощник ко спасению. Память его местно празднуется 12 февраля (30 января).
Нет в Христовой Церкви большего и труднейшего подвига, чем подвиг юродства Христа ради. Сам Господь благословляет на этот путь только редких избранников Своих. Именно на эту стезю была поставлена Богом блаженная Пелагея Ивановна.
Родилась она в октябре месяце 1809 года в городе Арзамасе в семье купца Ивана Сурина и жены его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее жил довольно богато, хорошо торговал, имел свой кожевенный завод и был человеком умным, добрым и благочестивым. Вскоре он умер, оставив жену и троих малолетних сирот. Отчим, вдовый купец Королев, невзлюбил их. Жизнь маленькой Пелагеи сделалась невыносима, и в ней родилось желание уйти от таких родных. Еще с малолетнего возраста с ней приключилось что-то странное. Она заболела и, пролежавши целые сутки в постели, встала не похожей сама на себя. «Из редко умного ребенка вдруг сделалась она какою-то точно глупенькой. Уйдет, бывало, в сад, поднимет платьице, станет и завертится на одной ножке, точно пляшет. Уговаривали ее и срамили, даже и били, но ничто не помогало, так и бросили».
Священномученики Иоанн (Гранитов), Константин (Зверев) и Леонтий (Клименко)
Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Гранитов) родился в 1875 году. Он был рукоположен во священника; со временем возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Николаевской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области.
Священномученик Константин (Константин Иванович Зверев) родился в 1881 году, окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Он был рукоположен во диакона и служил в Николаевском храме в селе Талгар Верненского уезда.
Память 29 января и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1887 году и служил в селе Евгеньевка Верненского уезда Семиреченской области.
Был обвинен безбожниками в контрреволюционных выступлениях, в насмешках над партией коммунистов, в хранении боевых припасов и в отказе молоть хлеб коммунистам.
Расстрелян в ночь на 12 февраля 1920 года вместе с протоиереем Иоанном Гранитовым и еще 5-ю мучениками. Тела зверски убитых святых были погребены в безвестной могиле близ станицы Талгар.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Гранитов) родился в 1875 году. Он был рукоположен во священника; со временем возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Николаевской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области.
Священномученик Константин (Константин Иванович Зверев) родился в 1881 году, окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Он был рукоположен во диакона и служил в Николаевском храме в селе Талгар Верненского уезда.
11 февраля 1920 года, во время начавшихся безбожных гонений, протоиерей Иоанн был арестован большевиками по обвинению «в контрреволюционных выступлениях против советской власти... и в укрывании запасов хлеба». Во время ареста мучители вырвали у священника бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею
Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/ 9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.