Карелин Александр Александрович, трехкратный олимпийский чемпион читать
Котельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьВасилий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьПетляков Владимир Михайлович советский авиаконструктор, создатель самого массового советского фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2 читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьСкобликова Лидия Павловна, единственная в мире 6-кратная Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту читатьМихневич Николай Петрович русский генерал, военный писатель, один из крупнейших русских военных теоретиков, автор военно-исторических трудов читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читать
Прп. Панкратий Печерский жил в XIV веке. Подвизался в Киево-Печерском монастыре в сане иеромонаха. Священствуя Вышнему в преподобии и правде, обогатился чудотворными дарами и от них неоскудно подавал помощь требующим: молитвою, постом и помазанием елея исцелял он болящих. Был погребен в Дальних пещерах.
Память преподобного Панкратия совершается вместе с Собором преподобных отцов Дальних пещер (28 августа/10 сентября), во 2-ю неделю Великого поста и 9/22 февраля — вместе со святителем Панкратием, епископом Тавроменийским (I в).
Преподобный Панкратий был посвящен в сан иеромонаха, прославился в подвигах поста, а также чудотворениями. Имя его упоминается в каноне преподобным Дальних пещер.
Святителя Иоасафа, Белгородского епископа, знала в лицо вся его паства. Отличавшийся строго-подвижнической жизнью, ночное время он посвящал молитве, а день проводил в общении с людьми. Его можно было встретить в самых бедных крестьянских хижинах, где архиерей оставался на ночлег во время поездок по епархии, и в самых отдаленных, стоящих на отшибе, церквушках. Он готов был вникать в нужды каждого человека, для каждого у него было слово поддержки и реальная действенная помощь.
Особое внимание святитель уделял благоговейному отношению к церковной службе и святыням. Однажды он созвал к себе священников всех окрестных церквей, среди которых был один 130-летний старец. Епископ обратил на него внимание и вскоре выяснил, что тот еще в молодости, испугавшись гнева помещика, допустил серьезное нарушение богослужебного устава. Грех этот не отпускал старого священника, обрекая его на мучительное уже долголетие. Святитель призвал его исповедаться, помог примириться с Богом и собственной совестью, и тот, раскаявшись, прямо возле алтаря отошел, наконец, в мир иной.
Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.
Прп. Геннадий еще в ранней юности пришел к прп. Александру Свирскому, когда тот подвизался один на берегах свирских, у Святого озера. Принятый святым старцем в послушание, он быстро достиг высокого духовного совершенства. Спустя некоторое время по благословению святого, прп. Геннадий отошел в уединение на Важезеро, недалеко от Свирской обители, где и подвизался до самой смерти одиноким пустынником. Незадолго до кончины прп. Геннадий предсказал нескольким своим ученикам, что на этом месте будет устроена обитель. Предсказание старца сбылось: прп. Никифор основал здесь Важеозерскую пустынь.
Вполне вероятно, что в земной жизни прп. Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Родом он был из села Важины Олонецкого уезда, из крестьянской семьи. В ранней молодости он пришел к прп. Александру Свирскому и немало лет провел в иноческих трудах. Кроме молитвы, поста и труда, помогавших умерщвлению плоти, он возложил на себя железные вериги, которые носил прямо на теле. Когда Никифор испросил благословения у своего духовного наставника на посещение Киева, тот не сразу отпустил его в столь дальнее странствие. Для опыта и укрепления св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к прп. Кириллу Новоезерскому.
Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный.
Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим.
Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие.
Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем Кирилла, то и сам постригся в иноки под именем Варсонофия. Мать Кирилла перед смертью также восприяла иноческий чин.
В древних русских летописных святцах Святослав III Всеволодович, Юрьевский князь, именуется святым. Он родился 26 марта 1196 года в г. Владимире и был четвертым сыном самого могущественного в то время правителя Руси великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, который небывало усилил Северо-Восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. От его сыновей произошли почти все северные князья- 115 родов. Всеволод Великий стремился княжить без насилия, уважая древние обычаи. Он был мужественным, в боях непобедимым, по возможности старался избегать кровопролития. Княжение его во многом было продолжением внешней и внутренней деятельности старшего брата святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В 1212 году 15 апреля благоверный князь Всеволод (во святом крещении Дмитрий) преставился и положен был в Успенский собор города Владимира, построенный Андреем Боголюбским.
Святитель Симеон - седьмой в сонме епископов Полоцких, и впоследствии первый епископ Тверской. Время отстранило от нас многие стороны его жизни. Мы не знаем, когда он родился, чем занимался в юные годы. Известно лишь, что происходил святитель Симеон из рода князей Полоцких, получил хорошее для того времени образование и был воспитан в духе христианских добродетелей и любви к святым книгам. Не удивительно, что юноша возжелал избегнуть светской жизни и нашел утешение для своей души в одном из полоцких монастырей. Неизвестно, когда он был рукоположен в священнический сан, но есть сведения, что, будучи Полоцким епископом, святой Симеон основал за городом Никольский монастырь.
Епископ Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение.
Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского2. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве3. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей - Андрея и Романа4.
В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы
Григорий родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого
княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены.
Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём сильная
религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство
родителей.
Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул
родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в
Новгородскую землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к
иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра
Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком
невозможно жити» и благословил их направиться в вологодские леса в
Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в
Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости;
Григорий же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был
пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и
любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них
возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, родился в XVI веке,
в царствование Иоанна Васильевича Грозного. О его рождении, жизни в
миру, а также о месте первоначальных иноческих подвигов сведений не
сохранилось. Монашеский постриг он принял в ранней молодости и,
очевидно, большую часть своей подвижнической жизни провел в Жабынской
Введенской пустыни.
Пустынь была основана старцем Онуфрием в
1585 году, в пяти верстах от г. Белева Тульской губернии, при впадении
речки Жабынки в Оку. Существует мнение, что старец Онуфрий и преподобный
Макарий – одно и то же лицо: Онуфрий – имя преподобного Макария до
принятия схимы. В начале XVII столетия г. Белев и его окрестности
неоднократно подвергались разорению от поляков, вторгшихся тогда в
пределы России. В 1615 году Жабынская пустынь была разрушена войском
пана Лисовского – на ее месте остались развалины.
Подвизался в
Ближних пещерах в XII веке. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет
его братом преподобного Тита, пресвитера (память 27 февраля/12 марта). В
службе Собору отцов Ближних пещер о св. Анастасии говорится, что он
имел такое дерзновение к Богу, что получал все просимое.
Преподобномученик
Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах
Афанасий Кальнофийский называет его братом преподобного Тита пресвитера
(+ не ранее 1190: память 27 февраля). В рукописных святцах он называется
диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о преподобномученике
Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал
всё просимое. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю
Великого поста.
Преподобный Лаврентий подвизался в Киево-Печерском монастыре в
XIV веке (не смешивать с одноименным затворником Киево-Печерским,
епископом Туровским, подвизавшимся в
XII в., память которого совершается 29 января/11 февраля).
Сведений о преподобном
Лаврентии почти не сохранилось. Возненавидев красоту и суету мира, восхотел
преподобный жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанной молитвой
прогонять тьму страстей, достигнуть общения со светом Божиим. Этого он и достиг,
переселившись душою на небо, а нетленное свое тело оставив в пещере. И доныне
мощи его почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской
лавры. Память его совершается 20 января/2 февраля. Общая память
преподобного Лаврентия вместе с другими преподобными отцами
Киево-Печерскими, в Дальних пещерах преподобного Феодосия почивающими, 28
августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого
поста.
О жизни прп. Пахомия Кенского известно немного. Ученик и сомолитвенник прп. Александра Ошевенского, вышел из его обители вскоре после смерти святого. Строгий постник, молитвенник, он уединился на месте, где впоследствии находился Кенозерский приход Каргопольского уезда. Много лет провел в уединении. Со
временем к Пахомию за советом и благословением стали приходить местные
жители, некоторые просили старца принять их под свое руководство,
постепенно около кельи преподобного возникла целая обитель иноков. Здесь был поставлен храм в честь Преображения Господня. В своей обители прп. Пахомий (к концу жизни он уже был игуменом), устроил больницу для немощных старцев. Братия сами вместе с настоятелем трудились на земле: сеяли хлеб и убирали его, ловили рыбу, расчищали лесные участки под поля.
Преподобный Евфимий (XIV в.) был
иеромонахом. Жил он чисто и безмолвно и подражал иноческим добродетелям
преподобных. Часто с великим благоговением приносил он Бескровную Жертву и
своими всегдашними молитвами достиг духовного общения и собеседования с
Ангелами. А когда облекся в схиму, тогда, предавшись подвигу безмолвия, ни с кем
ни о чем не беседовал. Одна молитва в церкви и в келлии была в его устах. Также
никакой пищи, приготовляемой на огне, он не ел, а довольствовался одним
зелием. Погребен в Дальних, Феодосиевых, пещерах Киево-Печерского монастыря.
Память его также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого
поста.
Преподобный
Евфимий и его ученик преподобный Харитон подвизались на реке Сянжеме в
конце XV - начале XVI в. Преподобный Евфимий пришел в Спасокаменный
монастырь из Волоколамских пределов. Долгое время он проходил послушания
в монастыре, а затем поселился на восточном берегу Кубенского озера
близ устья реки Кушты. Там, среди непроходимых болот и дремучей чащи,
святой построил небольшую келлию, в которой подвизался в полном
одиночестве. Через некоторое время к нему пришел преподобный Александр
Куштский (+ 1439; память 9 июня), оставивший, как и он, Каменный
монастырь и поселившийся первоначально на реке Сянжеме. Преподобный
Александр упросил преподобного Евфимия обменяться келлиями, так как
искал места совершенно безмолвного.
Перейдя на реку Сянжему,
преподобный Евфимий не стал отказывать местным жителям в духовных
беседах и наставлениях. Туда к нему пришел и преподобный Харитон.
Преподобный Евфимий построил церковь в честь Вознесения Христова и
устроил при ней монастырь. В Ростове при святителе архиепископе Дионисии
(1418 - 1425) он получил разрешение на строительство и, очевидно, тогда
же получил сан священника и был поставлен игуменом устроенной обители.
Сведений о жизни преподобного Евфимия Архангелогородского практически
не сохранилось. Известно, что родом он был из села Вознесенья и с 1585
по 1589 год (по другим данным, он жил гораздо раньше и умер в 1523 году)
был игуменом Михайлово-Архангельского монастыря (23, 50). До нас не
дошло ни воспоминаний, ни свидетельств о его земной жизни. В каноне
преподобному Евфимию Архангелогородскому говорится: «Жизнь свою сотворил
еси в молитвах и пощении, законно препроводил еси, отче, в безстрастие
облечеся, плоти мудрования смирив крепостию Божественнаго Духа» (46,
198).
По преставлении своем преподобный Евфимий был прославлен от Господа
многочисленными чудесами. Ибо сказал Господь: «Всякого, кто исповедает
Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,
32).
Обретение мощей преподобного Евфимия Архангелогородского произошло 7
июля 1647 года. В этот день на дворе архангельского воеводы боярина Юрия
Петровича Буйносова-Ростовского кузнец из Холмогор Евстафий Трофимов
рыл яму для установки кузнечного горна. Когда он углубился в землю
всего-навсего на локоть, показалась деревянная крышка. Кузнец решил, что
нашел сундук с кладом. К его разочарованию, находка оказалась старинным
гробом. «Вот те и барыш»! – только и мог вымолвить раздосадованный
Евстафий.
О жизни этого
Печерского подвижника сохранились весьма скудные сведения. Известно
лишь, что преподобный Макарий жил в 12-ом веке. Согласно преданиям, он
очень строго придерживался поста. За это лаврские монахи прозвали его
Макарием Постником. С таким именем святой и вошел в историю. День памяти
преподобного Макария чтят сегодня вместе с памятью других тезоименитых
ему святых – Макария Великого и Макария Александрийского. Мощи
преподобного Макария Постника и ныне покоятся в Ближних пещерах
Киево-Печерской Лавры.
О преподобном Макарии из Дальних пещер
известно, что он отличался нестяжательностью, имел великое усердие к храму Божию
и постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и посте. По преданию, он
в детстве много болел, и родители дали обет Богу отдать сына в Печерский
монастырь, если он выздоровеет. Кротостью и смирением он заслужил любовь братии,
которая научила его грамоте. За благочестивую жизнь он был возведен в сан
диакона и при жизни имел дар чудотворений. Память его положена 19 января/1
февраля ради тезоименитства с преподобным Макарием Египетским. Помимо этого дня,
память его совершается еще 28 августа/10 сентября и общая память со всеми
Печерскими чудотворцами — во 2-ю неделю Великого поста.
Блаженный Феодор родился
в XIV веке в Великом Новгороде, на Торговой стороне, близ торговых рядов. О
родителях его известно только, что они были люди благочестивые. То
обстоятельство, что блаженный был обучен чтению книг и имел возможность, до
вступления на свой главный жизненный подвиг, свободно предаваться
подготовительным подвигам благочестия и между прочим творил обильную
милостыню, позволяет думать, что он принадлежал семье состоятельной и занимавшей
не низкое общественное положение в городе.
Родителями своими
блаженный Феодор был воспитан в страхе Божием и добрых навыках и «изучен
Божественному Писанию». Доброе воспитание и просвещенный светом
Божественного учения разум дали особое возвышенное направление всем его силам и
способностям. Придя в совершенный возраст, Феодор решил всецело посвятить себя
на служение Богу. Подражая жизни святых, он наложил на себя постоянный
строгий пост, принимал пищу лишь один раз в день, по заходе солнца, а в среду и пятницу
совсем ничего не вкушал; часто ходил к церковным службам, посещал для
молитвы окрестные обители и заботился о бедных, подавая обильную милостыню
нуждающимся, особенно же юродивым Христа ради, которых он любил, подвигам
которых стремился подражать. Укрепив свои силы такими упражнениями, он принял на
себя великий и трудный подвиг юродства, доступный только людям
высокого нравственного совершенства.