Грязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читать
Носов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьКовалевская Софья Васильевна, первая в мире женщина профессор математики читатьСытинский Николай Андреевич Капитан 90-гo пех. Онежского полка. Кавалер ордена Св. Георгия читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьДокучаев Василий Васильевич – русский ученый-естествоиспытатель, основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования читатьЛука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьПопов Александр Владимирович пловец, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы читатьКочетков Василий Николаевич, солдат империи. Прослужил в общей сложности 81 год. Участвовал в 10 войнах, получив шесть ран читатьСеменов Николай Николаевич, нобелевский лауреат по химии (1956 г) читатьШмидт, Отто Юльевич учёный, математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера. Профессор, Академик читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьЧеренков Павел Алексеевич, Нобелевский лауреат по физике (1958 г) читатьЧохов Андрей, выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. создал большое количество орудий, в т.ч. Царь-пушку читатьНекрасов Александр Владимирович Стрелок-наводчик гранатомета. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читать
Священномученик Пётр родился в 1863 году в селе Меньшины Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского.
После окончания в 1884 году Рязанской духовной семинарии, Пётр Николаевич был назначен учителем начального народного училища в селе Князево-Займище Скопинского уезда, а затем в селах Юраково и Панкино Пронского уезда Рязанской губернии. В 1894 году викарий Рязанской епархии епископ Михайловский Иоанникий рукоположил Петра Успенского во священника к церкви в честь Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского уезда. В 1903 году отца Петра перевели в церковь Рождества Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда. Этот храм один из древнейших в Зарайском крае.
Сергей Александрович Увицкий родился в 1881 г. в селе Хлебниково Вятской губернии в семье народного учителя, ставшего священнослужителем. Сергей учился сначала в Вятской духовной семинарии, в 1900 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую с отличием окончил в 1905 г.
В 1905 г. Сергей Александрович познакомился со своей будущей супругой, они поженились. Направление на служение Сергей Александрович получил в Могилев. В 1905 – 1910 гг. он был преподавателем богословия в Могилевской духовной семинарии, в тот же период принял рукоположение в священнический сан.
Священномученик Иоанн родился в 1885 году в селе Васильевское Угличского уезда Ярославской губернии — это село в тридцатых годах XX века относилось к Большесельскому району Ярославской области.
Отец Иоанн родился и вырос в семье псаломщика Александра Дунаева, он окончил четыре класса городского училища и со временем сам стал служить псаломщиком в Благовещенской церкви в селе Благовещенье Тутаевского района.
По воспоминаниям людей, его знавших, он был добрым и отзывчивым человеком; когда в 1927 году был арестован диакон Благовещенского храма, в семье которого остались одни женщины и им стало трудно справляться с полевыми работами, Иван Александрович сам стал им вспахивать на своей лошади поле. В 1930 году, в возрасте сорока пяти лет он был рукоположен в священника к Благовещенской церкви, где прослужил до ареста семь лет.
Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 года в местечке Петрикове Мозырского уезда в семье священника Димитрия Пашина, служившего помощником настоятеля местной Свято-Воскресенской церкви. Мать его, Надежда Васильевна, происходила из известного священнического рода Завитневичей и была дочерью настоятеля Скрыгаловской церкви Мозырского уезда Василия Завитневича.
4 ноября 1881 года священник Димитрий Пашин был перемещен к Симоновской церкви того же Мозырского уезда, и с семьей выехал из Петрикова. Предположительно, в сентябре 1884 года священник Димитрий скончался. Лишившись супруга и кормильца, Надежда Васильевна со своим малолетним сыном Иоанном переехала к своим родителям в местечко Скрыгалов. Там маленькому Иоанну отца заменил его дед священник Василий - человек замечательных внутренних качеств, благочестивый и усердный, исполненный Христовой любви пастырь . Думается, что именно он оказал решающее влияние на духовное становление будущего владыки-мученика, заложив в нем основы христианского благочестия.
В начале XX века среди многих монастырей Вологодского края особенно славен был духовной жизнью своих насельников Павло-Обнорский Троицкий монастырь, основанный учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским в 1414 году. В начале XX века наместником монастыря стал архимандрит Никон (Чулков). Благочестивый подвижник, он имел и духовные дарования, умел и хозяйственную жизнь привести в процветающее состояние.
В эту эпоху многие духовные наставники создавали общины, которые затем преобразовывались в монастыри. Из самых известных были общины, имевшие своими основателями прп. Серафима Саровского в начале XIX века и прп Амвросия Оптинского в конце XIX столетия. Хотел такую общину устроить и архимандрит Никон, не отказавшись от своего намерения даже тогда, когда после прихода к власти большевиков начались гонения на Православную Церковь. Но для осуществления этого доброго дела нужна была земля, где могли бы поселиться члены общины.
Священномученик Сергий родился 29 июля 1890 года в селе Дьяковское (ныне это село Коломенское в черте города Москвы) Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Воскресенского и его супруги Евдокии Сергеевны. Отец Сергий был настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в селе Дьяковском. При нем была сооружена церковная ограда, уложена мостовая от храма до моста через реку, построена церковно-приходская школа, но открыть ее уже не успели – произошла революция, и начались гонения на Русскую Православную Церковь.
Сергей был крещен в день своего появления на свет священником храма икон Казанской Божией Матери Симеоном Наумовым в присутствии диакона Василия Смирнова и псаломщика Иоанна Нарцисова. В 1907 году Сергей поступил в Перервинское Духовное училище, а затем в Московскую Духовную семинарию. В 1915 году по окончании семинарии он поступил учителем словесности в школу при женском Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде. Обитель была основана в 1890 году при селе Филимонках и располагалась на возвышенном месте среди густого елового леса.
Священномученик Петр Яковлевич Варламов родился в 1897 г. в селе Дияшево Белебеевского уезда Уфимской губернии в крестьянской семье. Он рано, девяти лет лишился отца и воспитывался вдовой-матерью, поднимавшей детей (в семье их было, помимо Петра, еще трое) в тяготах и лишениях. Однако же юноша получил образование: сначала окончил местную школу, затем, в 1915 г. – дополнительные курсы при Второклассной школе для подготовки на должности псаломщиков и диаконов в селе Подлубово Стерлитамакского уезда. По окончании курсов, согласно прошения, Петр Варламов был назначен на место псаломщика к Казанско-Богородицкой церкви села Преображеновка Стерлитамакского уезда. Этот храм и стал местом его крестного служения Богу и Церкви.
Священномученик Николай родился 14 ноября 1885 года в селе Лобаски Лукояновского уезда Нижегородской губернии. На четвертый день после рождения, 18 ноября, он был крещен в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в местном Богоявленском храме, где служил его отец — иерей Алексей Григорьевич Троицкий. Дед и прадед Николая также были священнослужителями. В Нижегородской епархии именно этот священнический род Троицких известен с 1805 года.
У сельского священника Алексея Троицкого и его жены Ольги Флегонтовны было восемь детей. Семья их отличалась строгим укладом жизни. Когда Николаю было девять лет, его отец овдовел, и воспитанием детей занимались родственники и старшие братья с сестрами.
Преподобномученица Мстислава родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина и в крещении была наречена Марией. В деревне Малое Уварово у Семена был земельный надел, но поскольку сам он крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне.
В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как в это время тяжело заболела ее мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала осталась жить с братьями, но поскольку они были членами коммунистической партии и людьми неверующими, она, желая всецело послужить Господу, в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, который принадлежал Коломенскому мужскому монастырю. Здесь она прожила до 1930 года.
Священномученик Александр родился 1 июня 1884 года в семье заштатного псаломщика Ивана Михайловича Виноградова, служившего трапезником при Воскресенской церкви, что на Ваганьковском кладбище в Москве. В 1899 году Александр окончил Донское Духовное училище, а в 1905 году – Московскую Духовную семинарию.
1 октября 1909 года в день Покрова Божией Матери он был рукоположен во священника и определен на служение в Преображенскую церковь в селе Люберцы Московской губернии.
В 1920 году отца Александра на несколько месяцев призвали на военную службу, которую он проходил в тыловом ополчении. В 1929 году он был возведен в сан протоиерея, а в 1932 году награжден палицей.
В подмосковном селе Перхушково Звенигородского района в ноябре 1933 года скончался священник, и священноначалие 21 ноября назначило протоиерея Александра Виноградова в Покровский храм этого села, где он прослужил до самого ареста.
Мученик Сергий Бородавкин родился в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году в городе Красный Холм. Он был купцом первой гильдии и почетным гражданином города. До революции Бородавкин вел торговлю мануфактурой и бакалеей. Была у него и земля в собственности, и свой магазин в Петрограде. После революции все имущество Бородавкина было изъято. В тридцатом году Сергей Матвеевич был арестован и приговорён к двум годам ссылки. После он вернулся в родной город и стал в храме старостой. После арестов и расстрелов священников и верующих в тридцать седьмом году, в конце января тридцать восьмого Политбюро приняло новое решение - «об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии». Спущенные «сверху» нормы «внизу» выполнили оперативно. Шестнадцатого февраля Сергей Бородавкин был арестован, а шестого марта приговорен к расстрелу. Своей вины в приписываемой ему антисоветской агитации Бородавкин не признал. Мученик Сергий был причислен к лику святых в двухтысячном году.
Иерей Михаил Ражкин родился 1 октября 1871 года в селе Елань Саратовской губернии в мещанской семье.
О детстве его известно очень немногое, только то, что родители его были очень верующими людьми и сына своего воспитали в глубокой вере. Это искреннее и смиренное почитание Господа привело впоследствии Михаила к церковному служению.
Со временем семья Ражкиных перебралась в Астрахань, где и осталась на постоянное жительство. Посещая благолепные астраханские храмы, Михаил освоил церковное пение и чтение. Его стали приглашать на клирос, где на него обратил внимание астраханский епископ Сергий (Серафимов). 26 июня 1900 г. владыка благословил Михаила Ражкина на должность псаломщика к Успенской церкви станицы Копановской Енотаевского уезда. Так началось 30 - летнее служение в храме Михаила Ражкина, большая часть которого прошла в селах Енотаевского уезда.
Священномученик Николай Лаурович Дмитров родился 14 мая 1878 года в селе Кунцево Московской губернии в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. После окончания Московской Духовной Семинарии стал работать учителем в селе Кунцево.
В 1909 году в храме Христа Спасителя в Москве он был рукоположен в сан священника храма села Завидова Тверской епархии. Прихожане полюбили его за доброту, отзывчивость и безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, когда у него не стало лошади (при большевиках), он не отказывался идти пешком в дальнюю деревню за двадцать пять километров, чтобы причастить больного. Ещё любили батюшку за то, что он сам, будучи не богатым и имея большую семью, никогда никому не отказывал в помощи, и если не имел возможности помочь деньгами, то помогал сам в крестьянской работе или в починке дома.
Священномученик Алексий (Никольский Алексей Иванович) родился 10 февраля 1877 г. в селе Генино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. По окончании Вифанской Духовной семинарии он в 1898 г. поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил со степенью кандидата богословия в 1902 г. По окончании Академии Алексей Иванович в составе группы студентов совершил поездку на Святую Землю. Вскоре он был назначен на должность помощника ректора Тверской Духовной семинарии; а впоследствии – преподавателем Рославльского Духовного училища. Собранием «Общества во имя святителя Тихона для вспомоществования бедным» был избран помощником секретаря и членом правления этого общества.
Избранный от чрева матери быть сосудом Божией благодати, отец Зиновий не мыслил свою жизнь без Церкви. Он был аскетом в миру. Молитвенное правило владыка большей частью совершал ночью, а день его с утра до вечера принадлежал храму и людям. Келейник владыки вспоминает:
«Владыка всегда молился ночью. Встанет часа в два-три и молится до утра. Бывало, проснешься, скажешь: "Владыка, пожалейте себя, ложитесь"». А он ответит: «Иди спи, у меня своё дело» [1].
Ежедневно он присутствовал на всех службах, а на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком просили помолиться. Если в своей личной жизни владыка отличался простотой и невзыскательностью, то церковные службы он проводил с особым торжеством и благолепием.
Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года — во иеромонаха.
Мученик Андрей родился 3 августа 1872 года в городе Бежецке в семье купца Ивана Гневышева, занимавшегося торговлей мучным товаром и для этой цели арендовавшего в городе лавку. Андрей Иванович наследовал занятия отца и занимался торговлей льняным семенем, льноволокном, став со временем крупным специалистом в этой области. Не оставляя своего торгового дела, он служил сортировщиком во французской фирме «Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке.
В Первую мировую войну Андрей Иванович был призван на фронт рядовым. После революции все его имущество: склады, лавки и дома – было отобрано властями. Дом, в котором он жил с женой, сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый, но его впоследствии отобрали власти, и ему пришлось снимать квартиру.
Мученица Варвара родилась в 1894 году в крестьянской семье, ко времени рождения дочери родители перебрались в Москву, где ее отец работал сапожником. Родители дали Варваре хорошее образование, получив которое она стала работать учительницей. В 1915 году она вышла замуж за Сергея Александровича Лосева; в скором времени он был рукоположен во диакона и затем во священника (новомученик, его память 29 сентября). Варвара Ивановна была арестована 16 февраля 1938 года и заключена в егорьевскую тюрьму.
– Следствие имеет данные, что вы после ареста вашего мужа среди населения вели контрреволюционную деятельность. Дайте ответ, – потребовал следователь.
Мученица Ирина Смирнова родилась в тысяча восемьсот девяносто первом году в Волоколамском уезде. Родители Ирины были из тех крестьян, которые обладали смекалкой и деловой сметкой, и не боялись труда. Помимо имеющейся земли, они арендовали поля у помещика, для уборки урожая нанимали работников, вскоре завели лавку с бакалеей. Семья мужа Ирины была такой же крепкой и хозяйственной. В начале тридцатых и родителей, и свекров Смирновой раскулачили и лишили гражданских прав. Ирина воспитывала детей и отдавала все силы Никольской церкви в селе Черленково, где служила старостой. В тридцать восьмом году ее арестовали, обвинив в дружеских отношениях со священником Виктором Моригеровским и сборе средств в помощь церкви и духовенству. В протоколе приводились ее слова: «Сейчас вот двух священников арестовали; жаль бедных, ни за что страдать пошли, но мы тоже не уступим, одних взяли, других призовем». Вины своей Ирина Смирнова не признала. Ее расстреляли вместе с отцом Виктором на Бутовском полигоне под Москвой.
Мученица Елизавета родилась в 1881 году в городе Веневе Тульской губернии в семье крестьянина Александра Мартынова. В 1912 году Елизавета вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми Тимофея Герасимовича Тимохина, служившего жандармским унтер-офицером при станции Голицыно под Москвой. Хотя Тимофей Герасимович и служил в жандармском отделении, фактически он сотрудничал с революционерами, предупреждая их об обысках и арестах, которые намеревалось произвести жандармское отделение. Сразу же после революции его, как бывшего жандарма, арестовали, но по ходатайству одного из революционеров перед Дзержинским он был вскоре освобожден. Елизавета Александровна до замужества зарабатывала портняжным ремеслом, а когда стала семейной, то занялась воспитанием детей. В 1922 году она была избрана в церковный совет Преображенского храма в селе Большие Вяземы Звенигородского уезда.