Курчатов Игорь Васильевич, советский физик, создатель атомной бомбы, и первой в мире атомной электростанции читать
Михаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьКузьмин Матвей Кузьмич, повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя немецкий батальон на русские пулеметы (1942) читатьКрамник Владимир Борисович чемпион мира по «классическим шахматам» (по версии ПША) в 2000—2006, 14-й официальный чемпион мира читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьКапица Петр Леонидович, нобелевский лауреат по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьКапланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьЛаптев Харитон Прокофьевич русский полярный исследователь 1739—1743 на шлюпке вышел из устья Лены исследовать берег Сев Ледовитого океана читатьФедоров Святослав Николаевич, впервые в мире внедрил целый ряд новейших методов микрохирургии глаза читатьЦзю, Константин Борисович боксёр, трёхкратный чемпион СССР 1989–1991, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов читатьШелохвостов Иван Юрьевич капитан спецназа Герой России. В 2003 году в Аргуне, прикрывая отход группы, уничтожил 14 бандитов читатьШильдер, Карл Андреевич конструктор первой в мире подводной лодки, оснащенной ракетами (1834 г) читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читать
Димитрий отличался горячей любовью к Богу, любил молитву и церковную службу, что и повлияло на его выбор пути священнослужителя
В 1894 он поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию. Дмитрий жил в семинарии на полуказенные средства. Окончил полный курс по первому разряду.
В 1900г. выпускник семинарии Дмитрий Гливенко обвенчался с Ольгой Флориановной Тишко, дочерью таможенного служащего из Таганрога (1880г.р.). Ольга Флориановны была богословски грамотной, у нее был красивый голос, она пела в храме, где молодые люди и познакомились.
5 октября 1900г. Дмитрий был определен на диаконоучительское место в г.Ейске, а 6 января рукоположен в сан диакона и определенв церковь свмч.Пантелеимона.
Алексей Петрович Смирнов родился 4/17 марта в 1867 году в селе Гремячево, Венёвского уезда, Тульской епархии, из духовного звания, сын причетника.
В метрической книге Троицкой церкви Новоприборной Слободы Гремячевского селения, которая хранится в Государственном архиве Тульской области, имеется запись за № 4 о его рождении/крещении 4/5 1867 года (по старому стилю). «Родители новорожденного: Новоприборной Слободы Троицкой церкви пономарь Петр Тимофеевич Смирнов и его законная жена Евдокия Андреевна, оба православного вероисповедания. Восприемники: города Венёв мещанин Алексей Васильев Костолындин и жена мещанина того же города Владимира Автономова Меркелова Мария Ивановна». (Ф.3. Оп.15. Д.478. Л.1302 об.-1303)
Священномученик Михаил родился 8 июля 1874 года в селе Щеглятьево Старицкого уезда Тверской губернии[1] в семье псаломщика Григория Маслова. Михаил окончил церковноприходскую школу и один год учился в духовном училище, затем помогал отцу в крестьянском хозяйстве. В 1895 году он был призван в армию и отправлен в город Белосток. По окончании в 1899 году срока военной службы Михаил Григорьевич вернулся на родину и стал служить храме в селе Козьмодемьянском Тверской губернии. В 1907 году он был рукоположен во диакона ко храму в селе Мелково Тверской губернии, где прослужил до 1924 года, а затем был направлен в храм Архангела Михаила в село Микулино Лотошинского района Московской области.
В 1930 году диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму села Гурьево. С 1935 года он стал служить в храме родного села Щеглятьево.
Мученик Владимир родился в 1885 году в селе Конобеево Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Егора Ушкова. В своё время Владимир окончил сельскую школу и, придя в возраст, женился; у них с женой родилось четверо детей. Имея большую семью, Владимир Егорович кроме работы в сельском хозяйстве занимался извозом. Призванный в 1914 году на Первую мировую войну, он был тяжело ранен, потерял руку и был демобилизован. После революции Владимир Егорович в поисках средств к существованию завёл мастерскую по выделке пуговиц. В двадцатых годах он был избран старостой в Троицкой церкви в родном селе Конобеево.
В 1930 году Владимир Егорович подпал под категорию лиц, лишённых советской властью гражданских прав, и всё имущество инвалида отечественной войны было описано и отобрано властями. Вслед за этим ему предложили уплатить налоги, но поскольку налоги ему платить было уже нечем, то 2 февраля 1930 года он был арестован и приговорён к пяти годам заключения в концентрационном лагере и к пяти годам ссылки
Священномученик Иоанн родился 8 марта 1868 года в селе Владыкино Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье священника Василия Знаменского. В 1882 году он окончил Белозерское духовное училище Новгородской епархии и в 1887 году был определен псаломщиком к Троицкой церкви в селе Варнакушки той же епархии. В 1898 году Иван Васильевич переехал в Туркестанскую епархию и был назначен в Покровский храм в селе Покровка Пржевальского уезда. В 1902 году он был переведен в Георгиевский храм в село Токмак Пишпекского уезда.
В 1903 году Иван Васильевич был рукоположен во священника ко храму в селе Георгиевка Пишпекского уезда и назначен законоучителем церковноприходской школы. Через год отец Иоанн был переведен в храм Михаила Архангела в станицу Голубевскую Джаркентского уезда и назначен законоучителем в церковноприходской школе станицы. В 1906 году он был переведен в село Георгиевка Пишпекского уезда.
Священник Иоанн Знаменский был расстрелян безбожниками-большевиками в 1923 году в городе Талды-Кургане и погребен в безвестной могиле.
Преподобномученица Анна родилась в 1896 году в селе Чанки в семье крестьянина Ивана Горохова; в 1914 году она поступила послушницей в Успенский Брусенский монастырь, а затем, как и Ксения, в 1919 году вернулась в родное село и стала помогать престарелому отцу по хозяйству.
Во время гонений на монашествующих в начале тридцатых годов обе послушницы были арестованы – 22 мая 1931 года – и заключены в коломенскую тюрьму. На допросах они подтвердили, что ходили вместе с другими верующими в Введенскую церковь, собираясь около церкви, вели между собой разговоры о продовольственном снабжении, урожае, говорили, что Господь за грехи не дает ни урожая, ни продуктов, ни товаров, и все это происходит за безбожие и за насмешки над Святой Церковью.
10 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушниц к трем годам ссылки в Казахстан, и они были этапом отправлены в Караганду.
Преподобномученица Ксения родилась в 1897 году в селе Чанки Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Семена Петрухина. В 1913 году Ксения поступила послушницей в Успенский монастырь в Коломне. В 1919 году, после того как монастыри стали безбожной властью закрываться, послушница вернулась в родное село и стала помогать при Введенской церкви; сначала она жила в сторожке при храме, а затем у знакомых, зарабатывая себе на пропитание шитьем одеял.
Преподобномученица Надежда родилась в 1891 году в деревне Денисово Починковской волости Егорьевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Круглова. С девяти лет родители отдали ее в церковноприходскую школу, где она училась три года, а затем работала вместе с родителями в крестьянском хозяйстве. Когда Надежде исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Троице-Мариинский монастырь в Егорьевске.
Обе послушницы, Антонина и Надежда, поступив в монастырь вскоре после его основания подвизались в нем до его закрытия безбожными властями в 1918 году, после чего они поселились в Егорьевске и, зарабатывая рукоделием, помогали по храму, сохраняя все монашеские правила, о чем впоследствии, при их аресте, показали свидетели и что ОГПУ и было поставлено послушницам в основную вину.
Послушницы были арестованы 19 мая 1931 года и заключены в егорьевскую тюрьму. Всего тогда по этому делу было арестовано тридцать монахинь и послушниц.
Преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были послушницами Свято-Троицкого Мариинского монастыря.
Антонина Новикова родилась в 1880 году в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии, в семье владельца кирпичного завода. С 8 лет она жила при Рязанском Иоанно-Богословском монастыре, затем перешла в Егорьевский Свято-Троицкий Мариинский монастырь.
Надежда Круглова родилась в 1887 году в деревне Денисиха Егорьевского уезда, в семье крестьянина. Послушницей в Свято-Троицкий Мариинский монастырь она поступила в 1907 году.
После закрытия обители в 1918 году послушницы продолжали молиться в Троицком храме обители. Когда в 1929 году храм закрыли, Антонина и Надежда перешли в Знаменский храм деревни Алешино. В Знаменской церкви Надежда пела на клиросе, а Антонина убирала храм и была церковным сторожем. 19 мая 1931 года тридцать монахинь и послушниц Свято-Троицкого Мариинского монастыря вместе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму.
Преподобномученица Екатерина родилась в 1887 году в деревне Саврасово Солнечногорской волости Клинского уезда Московской губернии в семье зажиточного крестьянина Григория Константинова, владельца столярной мастерской и чайной, при которой была мелочная лавка. В 1905 году Екатерина поступила послушницей в Скорбященский монастырь в Москве, находившийся на Долгоруковской улице недалеко от Бутырской заставы. Здесь она подвизалась до его закрытия в 1918 году, после чего вернулась на родину в деревню Саврасово. В 1919 году скончались ее сестра с мужем, а их трое маленьких детей остались сиротами; Екатерина взяла их к себе и воспитала. Все это время она хотя и жила вне стен обители, но продолжала исполнять все монашеские правила и старалась как можно чаще бывать в храме. Зарабатывала она шитьем одеял и починкой мешков для колхоза.
Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. В юности она поступила послушницей в Князь-Владимирский монастырь, расположенный неподалеку от села Филимонки Подольского уезда Московской губернии.
Этот монастырь был основан в память сохранения жизни императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года. Задумав основать монастырь, фрейлина ее императорского величества княгиня Вера Борисовна Святополк-Четвертинская 9 января 1889 года направила прошение, касающееся этого вопроса, на имя московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Желая испытать, возможно ли практическое осуществление задуманного, она пригласила в свое имение, находившееся в Московской губернии рядом с селом Филимонки, для монашеского жительства двадцать пять сестер, и когда стало ясно, что доходы имения достаточны для содержания монашествующих, она в феврале 1890 года отправила дополнительное прошение в Московскую Духовную консисторию.
Преподобномученица Мария (Грошева) (1876-1938), монахиня, в миру Грошева Мария Наумовна, родилась в 1876 году в селе Варюковка Московской губернии в семье крестьянина. У него было три дочери — Мария, Матрона и Пелагия. Как-то в молодости они посетили некоего старца в Рязанской губернии, которого многие почитали за подвиги и прозорливость, и спросили его, как им жить. Марии и Матроне старец сказал: "В монастырь, в монастырь...", а Пелагии: "В нечестивую семью, в нечестивую семью, замуж".
В 1909 году сестры Мария и Матрона поступили послушницами в монастырь в селе Евлево, где пробыли до его закрытия после революции, а затем вернулись на родину и поселились при храме великомученицы Параскевы в селе Туголес Шатурского района Московской области.
Преподобномученицы Мария и Матрона были сестрами по плоти. Мария родилась в 1876 г., а Матрона - в 1882 г., в д. Варюковка Рязанской губернии Егорьевского уезда в семье крестьянина Наума Евдокимовича и Платониды Грошевых. Отец их, Наум Евдокимович, был крестьянином-середняком, а мать Плоня, так называли ее простые люди, была весьма полезной и нужной женщиной в то время в крестьянском обществе, поскольку оказывала неотложную помощь женам-роженицам, т.е. была бабкой-повитухой. Родители были людьми благочестивыми и очень набожными, к чему неустанно приучали своих детей, которых в семействе было пятеро: четыре дочери: Мария, Матрона старшая. Матрона младшая, Пелагея и сын Максим.
Преподобномученик Нил родился 4 мая 1871 года в селе Ольявидово Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Федора и Анны Тютюкиных и в крещении был наречен Николаем. Окончив сельскую школу, он поступил на фабрику Позднякова в городе Дмитрове – сначала учеником, а затем ткачом. Позднее работал в Орехово-Зуеве на ткацкой фабрике Зимина. В 1901 году он уехал в Москву и стал прислуживать в одной из церквей.
Избрав монашеский путь, Николай в 1904 году поступил в Иосифо-Волоколамский монастырь и через два года был принят туда послушником. В 1907 году он был пострижен в мантию с именем Нил. В 1909 году монах Нил был назначен на должность эконома, в 1910 году рукоположен во иеродиакона, в 1913-м – назначен исполняющим должность благочинного. В том же году он был рукоположен во иеромонаха и утвержден в должности благочинного.
Священномученик Николай Розов боролся с пьянством и основал династию ученых
Его памфлет о народном пьянстве назывался «Непобежденный богатырь», где богатырь — это водка, а не русский народ. В семье священника пили отец и брат (тоже священнослужители), поэтому борьба с пьянством для о.Николая Розова (память 5 марта) была не просто «социальным служением»
«Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России. Гибнет, захлебываясь в море водки русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..», — так писал отец Николай в своем памфлете, изданном петербургским Александро-Невским обществом трезвости трезвения, участником которого он являлся.
18 марта празднуется память иеродиакона Феофана (Графова), который в начале 1930-х годов служил в Успенском храме Сергиева Посада.
Родился он 6 января 1874 года в слободе Никитской Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Графова и в крещении был наречен Феодосием. В 1902 году Феодосий поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, в 1907 году пострижен в мантию с именем Феофан, а в 1908-м – рукоположен во иеродиакона.
В 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, в том числе Борисоглебский. Монахам пришлось разъехаться. Иеродиакон Феофан обосновался в Сергиевом Посаде и был принят в штат Успенского храма.
Преподобномученик Мардарий родился 4 января 1886 года в деревне Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье и в крещении был наречен Михаилом. Окончив сельскую школу, он до двадцати четырех лет жил вместе с родителями.
В 1919 году Михаил поступил в Желтиков монастырь в Твери и был пострижен в монашество с именем Мардарий. В 1922 году он был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского Петра, служил псаломщиком в соборе в городе Рыбинске, был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске. В 1924 году отец Мардарий рукоположен во иеродиакона, а в 1925-м — во иеромонаха и направлен служить в храм в село Федорицкое Мологского района Ярославской области. С 1929 года он стал служить в храме в селе Деревеньки Угличского района.
Священномученик Иоанн 6 августа 1937 года и заключён в ярославскую тюрьму. 16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27–28 сентября дело было рассмотрено Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Миротворцев скончался в Ухтпечлаге 18 марта 1938 года от тягот заключения. Прославлен в лике святых в 2000 году.
Священномученик Иоанн Николаевич Миротворцев[1] родился 25 марта 1881 года в селе Елшанка (по другим источникам — Шевырёвка) Саратовского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Николая Миротворцева. Окончил Саратовское духовное училище, а в 1904 году — Саратовскую духовную семинарию по второму разряду.
Был рукоположен во священника и 21 августа 1904 года назначен в Александро-Свирскую церковь села Покурлей Хвалынского уезда (ныне Вольского района Саратовской области).
Священномученик Николай Дмитриевич Покровский родился 14 августа 1890 года в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Дмитрия Покровского.
В 1905 году Николай Дмитриевич окончил Волоколамское Духовное училище, а в 1912 окончил по второму разряду Вифанскую Духовную Семинарию (при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры) и был определен учителем церковноприходской школы в деревне Губинское Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии (ныне Орехово-Зуевский район Московской области).
Был женат, у него были дети: сын Николай и дочь Анна, работавшая учительницей.
В 1915 году Николай Дмитриевич был рукоположен во диакона и направлен в Покровский Хотьков женский монастырь близ Сергиева Посада. В 1916 году его перевели служить в Москву в Троицкую церковь, что в Троицком на Самотечной улице.
Удивительный человек, с удивительной судьбой. На первый взгляд жизнь святителя Луки может показаться полной противоречий: сын истово верующего католика стал православным; успешный врач в разгар антицерковной кампании, принимает сан; в нем сочетались стремление к Божественной истине и жажда знания, основанного на научном опыте, и, наконец, Лука Крымский стал первым и единственным священнослужителем – лауреатом Сталинской премии. Но это все внешнее. Личность Луки Крымского оставалась цельной и непротиворечивой: он исцелял души и тела своей паствы, всецело посвятив себя делу милосердия.