Крузенштерн Иван Фёдорович, совершил первую российскую кругосветную экспедицию читать
Семенов Николай Николаевич, нобелевский лауреат по химии (1956 г) читатьКотляревский Петр Степанович, генерал прозванный за победы на Кавказе и стремительность "генерал-метеор" и "кавказский Суворов" читатьБенардос, Николай Николаевич русский изобретатель, создатель электрической дуговой сварки (1881). читатьДанилов Фома Данилович, унтер-офицер Туркестанского батальона, убит в плену за отказ принять магометанство (1875) читатьЛука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьЯковлев, Юрий Васильевич советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979) читатьОсипов Сергей Александрович - командир 4-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Балтийского флота, капитан-лейтенант. читатьЧеренков Павел Алексеевич, Нобелевский лауреат по физике (1958 г) читатьБорисов Евгений Героманович, четверо суток тяжело раненый, выбирался из окружения, ведя бой с боевиками читатьГрязнов Викентий Григорьевич, бортмеханник ТУ-104, ценой своей жизни спас жизнь пассажирам самолета ТУ-104 (при попытке угона самолета) читатьРод Строгановых, первых русских промышленников читатьКовалевская Софья Васильевна, первая в мире женщина профессор математики читатьМусоргский Модест Петрович русский композитор, член «Могучей кучки» читатьЗавитухин Андрей Анатольевич, подбитый "Ми-24" направил на зенитную установку врага, повторив подвиг Гастелло читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читать
Священномученик Даниил родился в 1870 году в селе Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Василия Алферова. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника и уже при власти безбожников служил в храме в селе Никольское Гремяческого района Воронежской области по соседству с приходом отца Александра Вислянского. До революции отец Даниил принимал участие в народно-религиозных движениях, таких, как Союз русского народа, члены которого постоянно принимали участие в крестных ходах.
В 1929 году советская власть приступила к уничтожению крестьянского сословия; крестьяне тогда неразрывно были связаны с сельскими пастырями, разделявшими с ними все нужды и тяготы, священники были в то время единственными представителями образованного сословия
Священномученик Александр родился в 1870 году в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Иакова Вислянского. Окончив в 1893 году Воронежскую Духовную семинарию, Александр Яковлевич был до 1894 года учителем пения в Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже; в том же году он был рукоположен во диакона к храму в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также преподавал в монастырской школе пение. 30 марта 1897 года он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда Воронежской губернии, в котором он служил до прихода к власти безбожников, ввергнувших страну на многие годы в кровопролитную смуту.
Священномученик Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии[1] в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами — известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.
nikolaj-petrogradskij-rozovПервоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковноприходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе. В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда
Будущий мученик Димитрий родился в 1871 году в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме; переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий работал столяром. В 1940 году Дмитрию Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане. На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского, осведомителя и лжесвидетеля, принесшего много зла духовенству и верующим. Приехав на новое место служения, недостойный священства негодяй протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.
Псковская земля вскормила будущего зосимовского преподобного. Недалеко от губернской столицы, в крестьянской семье села Шибаново, в 1872 году родился Терентьев Василий Терентьевич. В семье было еще два сына: Петр и Александр — всю последующую жизнь крестьянствовавшие. Отец их был человеком грамотным и своих детей обучал сам, дома. Молодым человеком, в двадцать шесть лет, 19 августа 1898 года Василий поступил в пустынь св. Параклита.
Недолго подвизался там начальный послушник и в 1901 году, 25 мая, был перемещен в Зосимову пустынь, с назначением на послушание кровельщика. Вскоре, 16 марта 1902 года, Василий зачисляется в указную братию пустыни.
Священнослужитель родился 26 апреля 1926 года в дворянской семье. В мае 1943 года, едва достигнув 17 лет, ушел добровольцем на фронт.
С 1947 года учился в Первом медицинском институте, после окончания которого в 1951 году работал врачом-терапевтом, затем освоил фониатрию и получил широкую известность как фониатр среди певцов, артистов, певчих и духовенства. Одним из пациентов В.Л. Чаплина, когда он возглавил лабораторию по фониатрии, физиологии и психологии пения, был блаженной памяти Патриарх Алексий I (Симанский).
Для преподавания анатомии, физиологи и гигиены певца Валентин Львович был приглашен в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Затем он вновь сел за студенческую скамью и окончил вокальный факультет этого института, защитил кандидатскую диссертацию (кандидат искусствоведения) и получил ученое звание доцента.
Анна Четверикова родилась в 1873 году. Мученическую кончину она приняла 2 марта 1940 года, когда ей было 67 лет. 6 октября 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии она была причислена к лику святых мучениц.
Родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия Косминкова.
По окончании Московской духовной семинарии был рукоположен во священника, и с 1900 года служил в Покровской церкви в селе Лысцево Коломенского уезда. После революции был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
25 ноября был первый раз арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 5 декабря ему было предъявлено обвинение в том, что "он открыто с амвона произносил контрреволюционные проповеди... Находясь в близких отношениях с бывшим епископом Феодосием, оказывал ему материальную поддержку и при его содействии вёл контрреволюционную деятельность".
На этом документе отец Павел написал: "С епископом Феодосием находился в официальных отношениях, проповеди произносил лишь только касательно истин веры без контрреволюционных целей".
Родился 19 мая 1882 года [1] в селе Гребнево Щелковской волости Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Никологорского, служившего в Никольской церкви в Гребневе.
С 1902 года по окончании духовного училища стал служить псаломщиком в храме во имя Иоанна Предтечи в селе Фряново Аксеновской волости Богородского уезда.
В 1902 году женился на Марии Дмитриевне, сестре Сергия Кудрявцева, будущего священномученика.
В 1917 году был рукоположен во диакона к тому же храму, а в 1921 году - во священника. В этом храме он прослужил до своего ареста.
После того, как был отдан секретный приказ о начале массовых арестов, оперуполномоченный Щелковского отдела НКВД допросил свидетелей, которые могли дать показания о священнике Михаиле Никологорском
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
Преподобномученица София родилась 17 сентября 1871 года в селе Изнаире Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила Селиверстова. Когда Софии исполнилось десять лет, у нее умерла мать, и отец отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной вскоре в монастырь. В приюте София прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург и, работая в прислугах, обучалась на дому рисованию. В этом искусстве она достигла заметных успехов.
В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та порекомендовала ее игумении. Послушанием Софии в монастыре стало обучение монахинь рисованию.
Преподобномученик Петр (в миру Павел Федорович Козлов) родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии. Павел с детства мечтал стать монахом; по достижении двадцатилетнего возраста он оставил родителей, крестьянское хозяйство и поступил послушником в Нилову пустынь. Через некоторое время он принял постриг с именем Петр.
В России произошла революция, началось время гонений, но монах Петр, выбрав крест церковного служения, пожелал стать священником и был рукоположен в сан иеромонаха.
В середине двадцатых годов власти закрыли Нилову пустынь, и иеромонах Петр стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую он отбывал в городе Енисейске. Наученный в монастыре всякому делу, о. Петр зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров.
Священномученик Симеон (Семен Федорович Кулямин) родился 1 сентября 1874 года в селе Ротмирово Владимирского уезда Владимирской губерниив семье крестьянина Федора Кулямина; одиннадцати лет Семен поступил на текстильную фабрику учеником, а затем около двадцати восьми лет работал садовником у фабриканта Лосева. В 1921 году он поступил псаломщиком в Троицкую церковь в поселке Удельное, а в 1925 году был рукоположен во диакона к этой церкви.
В 1934 году в поселке стал жить ушедший по преклонному возрасту на покой митрополит Серафим (Чичагов), и весь причт Троицкой церкви в великие праздники приходил к нему домой служить молебны, поскольку сам владыка по состоянию здоровья не мог посещать храм.
20 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован и 11 декабря 1937 года расстрелян.
26 января 1938 года диакон Симеон был арестован вместе со священником Алексием Никитским и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Священномученик Алексий (Алексей Михайлович Никитский) родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника, служившего в храме Рождества Христова, Михаила Павловича Никитского. В 1902 году Алексей окончил земскую трехклассную школу в Михалеве, в 1906 году — Донское духовное училище, а в 1912 году — Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем второклассной школы при фабрике на станции Балашиха Нижегородской железной дороги. В 1913 году скончался его отец, и в 1914 году Алексей Михайлович был рукоположен во священника на его место ко храму Рождества Христова в селе Михалеве. С приходом советской власти отец Алексий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и отправлен в Бронницы в конный корпус, где его обязанностью было следить за лошадьми. Затем он был определен на должность конторщика в строительный отряд, а позже — телефонистом на Ходынку, где было расположено тогда управление по снабжению воздушного флота. В 1921 году отец Алексий был демобилизован и подал прошение архиерею о принятии его священником в Московскую епархию, и с марта 1922 года стал служить в Троицком храме в поселке Удельное, где и прослужил до дня ареста.
Священномученик Алексий родился в1867 году в селе Гремячево Веневского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Петра Смирнова. После смерти отца его взял на воспитание дед, служивший псаломщиком в одном из храмов Москвы.
В 1890 году Алексей Смирнов закончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Начало священнического служения отца Алексия прошло в Москве, но в связи со слабым здоровьем его жены, семье Смирновых пришлось перебраться в Московскую губернию. 40 лет с 1898 по 1938 год прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатово. Храм на этом месте был известен еще с древних времен и разорен в Смутное время. Последнее здание каменной церкви было построено в середине ХVIII столетия. В начале ХХ века усадьбой, расположенной рядом с храмом, владела Анна Тимофеевна Карпова, урожденная Морозова вдова русского историка Геннадия Федоровича Карпова. Она была почетным членом Общества истории и древностей Российских и в память о муже учредила премию за лучшие исторические работы. Частым гостем в Филатове был художник Василий Поленов. Таковы были соседи по селу и некоторые из прихожан отца Алексия.
Священномученик Николай родился 15 мая 1889 года в селе Ильгощи Кашинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Петра Морковина. В 1913 году он окончил Тверскую духовную семинарию и женился на девице Марии. Впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1913 году Николай Петрович был рукоположен во священника ко храму в селе Петровском Кимрского уезда, затем, уже после революции, обыл переведен ко храму в селе Лосево Горицкого района. В 1929 году священник с женой были арестованы по обвинению в отказе «от выполнения [...] общегосударственных заданий» и в сопротивлении «представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей» и отправлены в ссылку в Вологодскую область.
Священномученики иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов приняли священный сан в годы гонения на Православную Церковь. Их не устрашило, что на их глазах безбожные власти жестоко расправлялись с верующими. Отец Михаил служил в Омском кафедральном соборе в 1917-1918 годы. У него была многочисленная семья из 8-ми детей. После ареста священно-мученика епископа Сильвестра (Ольшевского), батюшку отправили в сельский приход Новосибирской области. Его духовный авторитет был так велик, что к нему ходили люди из 30-ти окрестных сёл и деревень, несмотря на то, что там были свои храмы. Это раздражало безбожную власть.
Священномученик Михаил Пятаев родился в тысяча восемьсот девяносто первом году, в Пензенской губернии. Родители его были крестьянами, но сын смог получить образование, учился в Москве, а затем работал учителем в Саратове. Михаил женился, и вскоре по столыпинской реформе добровольно переехал в Омск. Там он принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцать третьем году Пятаев принял священнический сан и стал служить в селе Малокрасноярка. О священнике отзывались как о человеке добросердечном, охотно помогавшем беднякам, несмотря на то что в его собственной семье было семеро детей. В тридцатом году отца Михаила арестовали. Поводом стало недоразумение – церковный староста принес прошение о разрешении Крещенского крестного хода на «иордань». Бумага была составлена не по форме, вызвали священника.
Священномученик Онисим родился в 1872 году в деревне Марково Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию, в 1904-м был рукоположен во священника и впоследствии возведен в сан протоиерея.
В 1920 году он был назначен священником в Свято-Троицкую церковь в Нижнем Новгороде. Во время организации властями в 1922 году обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя как активные противники Церкви, протоиерей Михаил энергично выступил против раскола.
Осознав необходимость апологетической литературы, чтобы иметь возможность давать достойные ответы на диспутах, которые устраивали государственные пропагандисты атеизма, несколько священников собрались на квартире у протоиерея Михаила Пылаева.
Преподобномученица Ирина родилась в 1882 году в селе Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию. 27 января инокиня Ирина была арестована и заключена в тюрьму в Сергиевом Посаде.