Тимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читать
Алексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьНартов Андрей Константинович, создатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизир. суппортом, и еще 30-ти изобретений. читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьКапитонов Виктор Арсеньевич, первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту (1960 г. Рим) читатьБондарь Хрисанф Григорьевич, пулеметчик, полный Георгиевский кавалер читатьПопов, Александр Степанович открывает явление радиолокации (1897 г), легшее в основу радаров читатьЕвфимий Сянжемский подвизались на реке Сянжеме в конце XV - начале XVI в. читатьМенделеев Дмитрий Иванович химик, открыл периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания. читатьЮрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета читатьЕвфимий, схимник, в Дальних пещерах почивающий почитается в лике преподобных. читатьКириллин Алексей Юрьевич, герой России (посмертно) читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьЧилингаров Артур Николаевич, впервые в истории опустился на дно Северного Ледовитого океана в географической точке Северного полюса читатьВерещагин Василий Васильевич выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. читатьКульбертинов, Иван Николаевич один из самых результативных снайперов ВОВ. Уничтожил 487 солдат противника читать
Однажды Илья Ефимович Репин сказал Ивану Константиновичу Айвазовскому, что на его картине фигуры освещены солнцем с двух сторон, на что художник ответил: "Ах, Илья Ефимович, ну какой же вы педант!”
Морской пейзаж, или марина — особый жанр живописи. У его истоков стояли фламандские живописцы во главе с великим Питером Брейгелем Старшим, но расцвет марины и ее высшие достижения связаны с голландской школой. Интерес к жизни моря, издавна существовавший у нации выдающихся мореплавателей и смелых рыбаков, и породил новую разновидность пейзажного жанра — марину. Поначалу маринисты были заняты «портретированием» кораблей или изображением исторических событий на море — знаменитых битв или прибытий высокопоставленных личностей. Эти сюжеты сохранялись в течение всего XVII столетия, но на первый план выступило уже само море, правда, опять-таки в тесной связи с человеческой практикой. Чистая марина — море без кораблей и без стаффажа (от нем. Staffage, staffieren - украшать картины фигурами) — появилась лишь в XIX веке. Именно тогда в этом жанре произошел качественный скачок, потребовавший от художников разработки новых живописных технологий: ведь невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. Как утверждал выдающийся мастер марины Иван Константинович Айвазовский, «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры».
Бородин Александр Порфирьевич (Borodin, Alexandr Porphirevich), русский композитор и ученый-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов.
В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.
Режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра. Вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Спектакли: «Юлий Цезарь» (1903), «Брандт» (1906), «Братья Карамазовы» (1910), «Пугачёвщина» (1925), «Воскресение» (1930), «Враги» (1935), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940) и др.
Владимир Иванович Немирович-Данченко родился на Кавказе, в местечке Озургеты около Поти 11 (23) декабря 1858 года. Отец — подполковник, помещик Черниговской губернии, мать — урождённая Ягубова, армянка.
Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе. Рядом с домом находился летний театр, который увлёк десятилетнего мальчика. В четвёртом классе он написал две пьесы, а затем начал заниматься в любительских театральных кружках. В гимназии Владимир не только хорошо учился, но и зарабатывал репетиторством.
Странно писать о Станиславском. Все равно что о значении углерода для жизни на Земле. Толчок, который дал Станиславский, - это и есть театр всего столетия. Кажется неправдоподобным, кажется, что это просто перегруженная мифологией фигура, однако это так. Потому что Станиславский сделал и выразил то, для чего культура уже созрела и перезрела, на что имелся эстетический и социальный запрос.
Сколько его свергали и опровергали, но чем быстрее бежали от него вперед, тем быстрее приближались к нему же. Поэтому писать об этой старой крепости не только странно, но и трудно, а трудность связана еще и с тем, что подобных личностей среди режиссеров и актеров уже давно нет и просто не на что указать как на аналог, чтобы неофиту могло быть понятно, о чем, собственно, идет речь.
Давно нет тех, кто любит искусство в себе, а не себя в искусстве. Давно нет экспериментаторов. К тому же, кто только не писал о Станиславском! От легендарного Павла Маркова (Миша Панин в "Театральном романе" М. Булгакова) и самого Михал Афанасьича до Виктора Некрасова, оставившего документальное свидетельство середины июня 1938 г.: "В углу дивана, глубоко погрузившись в его мякоть, сидит длинноногий человек в ботах. Сквозь большие круглые стекла пенсне с тесемкой на нас смотрят маленькие, слегка иронические глаза. Лицо малоприветливое".
Об Исааке Левитане российский писатель Григорий Горин как-то заметил: "Исаак Левитан был великим русским художником. И сам о себе так и говорил... Когда ему говорили: но ты же еврей! Он говорил: да, я еврей. И что? И ничего. Умные люди соглашались, что он - великий русский художник и еврей!"
Исаак Ильич Левитан - один из крупнейших художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русского "пейзажа настроения", родился 18(30) августа 1860 г., в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в бедной еврейской семье железнодорожного служащего. Несмотря на бедность, дед Левитана был уважаемым раввином селения Кибарты.
В начале 1870-х гг. Исаак вместе семьей переехал в Москву. В выборе жизненного пути Исаака решающую роль сыграл его старший брат - художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Д. Поленова и А.К. Саврасова.
Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Исаака с братом и двумя сестрами "на улице". Несмотря на то что в Училище живописи ваяния и зодчества Саврасов прочил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака - братья Коровины и Николай Чехов - всякий раз затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа, жить в Москве было трудно и одиноко юному художнику. Ночевал Левитан в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась там от сторожа по прозвищу "Нечистая сила". Сестра, жившая по чужим людям, изредка подкармливала его.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город. В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.
«В Саратов была привезена однажды копия с фрески Микеланджело «Страшный суд», - рассказывала сестра Михаила Анна. - Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат усиленно просил повторить осмотр и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во всех характерных подробностях».
Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.
Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Чего только не делали мастера и мастерицы: вышивка, резьба по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники - все это мог видеть любознательный и пытливый мальчик.
Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
Одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века – это творчество Василия Дмитриевича Поленова.
Многогранное творчество художника, где он стремился, применить все свои дарования не знали границ. Он живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, во многих отношениях выступал как новатор.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью.
Владимир Семенович Высоцкий (25.01.1938 — 25.07.1980) — поэт, актер театра и кино, прозаик, автор и исполнитель песен, значимость таланта которого увеличивается по мере осмысления его наследия. Талант Высоцкого играл самыми разными гранями, он мог быть трагичным, исповедальным, романтическим и лирическим, комическим, поэтическим…
Уже в детстве Высоцкого притягивал мир сцены, игры, музыки. Начиная с 7-го класса он часто прогуливал уроки ради того, чтобы оказаться совсем в иных местах — в саду «Эрмитаж», где постоянно выступали известные артисты, в кинотеатрах… Потом были посиделки у его друга с Большого Каретного — с музыкой и шумными развлечениями.
Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача московской Мариинской больницы для бедных. Получил хорошее образование в пансионе и в Петербургском Главном инженерном училище. В 1834 году был зачислен в Инженерный департамент, но вскоре вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первая его повесть «Бедные люди» имела успех. С 1847 года писатель посещал кружок М.В. Петрашевского, увлекаясь идеями утопического социализма. Через год за участие в этом кружке был приговорен к смертной казни. В последние минуты казнь заменили каторгой. Через 9 лет, после каторги и службы рядовым в Семипалатинске, он вернулся в Петербург. Он создал великие произведения: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Показывая страшные потаенные бездны человеческой души, он раскрывал и величие человека, ориентируясь на высокий идеал: Иисуса Христа.
В 1959 году бывший советский разведчик Овидий Горчаков опубликовал статью в «Комсомольской правде», а в 1960 году вышла написанная им в соавторстве с польским писателем Янушем Пшимановским повесть «Вызываем огонь на себя», посвящённая подвигу Анны Морозовой и её группы. В 1963 году Сергей Колосов по материалам повести создал радиоспектакль. Постановка, в которой также были задействованы реальные участники событий войны, вызвала широкой отклик слушателей, создатели получили много писем и после неё Колосов решил взяться за фильм. Показ первого советского телесериала (4 серии) «Вызываем огонь на себя» режиссёра Сергея Колосова с Людмилой Касаткиной в главной роли начался 16 февраля 1965 года по первой программе телевидения. В фильме показаны события вокруг аэродрома в Сеще. После показа этого фильма ветераны Великой Отечественной войны, общественные организации обратились к руководству СССР с предложением присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза