Многодетная семья Ялтанских. Статья "Почетно ли быть многодетными?" читать
Ткачёв, Иван Терентьевич на его счету к концу войны — 2 роты вермахта, 169 солдат и 10 снайперов читатьНефф Виталий Витальевич, герой России посмертно (2008, Осетия) читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьРжавитин Игорь Викторович, герой России посмертно (Осетия, 2008) читатьКоновалов Александр Николаевич, нейрохирург проведший более 10 тыс. операций, академик РАН, герой труда России (медаль №1) читатьТуполев Андрей Николаевич, русский и советский авиаконструктор, спроектировавший свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно читатьКораблев Алексей Михайлович, развидчик прикрывал отход развед группы, от наседавших бандитов. Вернулся с раненным товарищем читатьСлавянов Николай Гаврилович, изобретатель метода электрической дуговой сварки металлов (1888 г) читатьБелов Сергей Александрович баскетболист, тренер, олимпийский чемп (1972), 2кр чемпион мира (1967 и 1974). читатьБурмистрова Екатерина многодетная мама дает советы по воспитанию детей. Когда рождается третий ребенок читатьШиллинг Павел Львович Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа читатьМилашенков Сергей Васильевич, летчик. В июле 1944 года при атаке вражеской колонны бронетехники был сбит. Направил горящий самолет на врага читатьМастянин Валерий - начальник 25-й пожарной части во время пожара в пос. Базарный Сызган Ульяновской области, вынес из пожара мужчину читатьАлексеев Ростислав Евгеньевич, выдающийся конструктор, создатель советских катеров на подводных крыльях, судов -экранопланов читатьТютчев Федор Федорович, пехотный комбат. Отличился в бою 8 декабря 1914 года у деревни Опационки. читатьАнтропов Алексей Петрович, живописец один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты (стиль барокко) читатьКошкин Михаил Ильич, создатель танка Т-34, которого Гитлер объявил своим личным врагом читать
Александр Михайлович Адамович - уроженец поселка Конюхи, (Минская обл.),
родился третьего сентября, в семье врачей. В 1928 году родители его
проживали на Бобруйщине, и именно там их застала Отечественная война.
Уже в четырнадцатилетнем возрасте Адамович принимал активное участие в
антифашистском подполье, а начиная с 1943 года, служил в отряде
партизан.
Адамович в 1944 переехал на Алтай, к тетушке, и успешно
поступил в техникум на горно-металлургическую специальность. В то
время, пока он проживал в общежитии для студентов, его отец служил на
фронте партизаном.
Ну а после окончания широкомасштабных боевых
действий в нашей стране, возвратился в Белоруссию и поступил в
университет города Минска, впоследствии удачно защитив диссертацию. Чуть
позже защитил и докторскую, проработав в литературном институте имени
Купалы.
В период с 1962 по 1966 проживал в столице и проходил
обучение на высших сценарных курсах, причем это не мешало ему зачитывать
курс белорусской литературы в МГУ Ломоносова. После этого возвратился в
Минск и продолжил работать в литературном институте. Стал
членом-корреспондентом в 1980 году.
Аверченко Аркадий Тимофеевич родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в
семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и
слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора
читал. В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную
контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на
Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в
Харьков.
В 1903 г. в харьковской газете «Южный край» был
опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать
жизнь», в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 г. он
становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью
представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет
другой журнал «Меч», - тоже вскоре закрытый.
В 1907 г.
переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза»,
позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным
редактором этого популярного издания.
Протопоп Аввакум Петров вначале был сотоварищем патриарха Никона и
активным членом кружка «боголюбцев». Однако после начала богослужебной
реформы он становится главным идеологом борьбы за древнерусское
благочестие. Его личность была ярчайшим примером той силы духа, которую
проявляли русские люди в борьбе за идею.
Аввакум родился в 1621
году под Нижним Новгородом в семье священника. Вспоминая свое детство,
протопоп писал: «Однажды, еще мальчишкой я видел, как умирала соседская
скотина, и был поражен до глубины души. Той же ночью я встал тайно перед
образом Богородицы. Рыдания разрывали мою душу. Я не мог успокоиться,
плача о своей душе и осознавая, что и мне когда-то предстоит умирать».
Аввакум рано потерял отца. Едва отрок достиг совершеннолетия, мать
женила его на четырнадцатилетней сироте. Анастасия Марковна, так звали
супругу Аввакума, на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью
восьмерых его детей. Жертвенная любовь к мужу, которую она пронесла
через всю жизнь, была залогом их семейного счастья и надежной опорой в
борьбе Аввакума со своими идейными противниками. Вот лишь один пример их
отношений уже после начала гонений на раскольников. «Опечалился я, —
пишет Аввакум, — сижу, и рассуждаю: "Что сотворю? Проповедаю ли слово
Божие или скроюсь где?
Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую
учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была
неплохая помощь семье.
В
1932 году Федя окончил начальную школу, веркольскую четырехлетку. Но в
только что созданную первую в округе семилетку его, первого ученика, не
приняли: в первую очередь брали всех детей бедняков, красных партизан, а
его сочли сыном середнячки. По словам самого писателя, "это была
страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье - все" (Абрамов
Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии
"Останкино". Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С.
56).
…Обиду
мальчик затаил в себе, и был только один человек, с которым он мог
поделиться своим горем - тетушка Иринья, Иринья Павловна Заварзина,
"старая дева, которая всю жизнь обшивала за гроши, почти задаром, чуть
деревню" (Абрамов Ф.А. Работа - самое большое счастье: Слово в день
шестидесятилетия. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993.
С.23). "И приход ее в каждый дом был великой радостью, потому что вместе
с тетушкой Ириньей в дом входил свет, входила святость, входила
доброта, само милосердие, бескорыстие. <…> В семье прекращались
<…> всякие ссоры.<…>
Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в
купеческой семье. Известный русский художник, общественный деятель,
библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного
художественного музея. Собрание икон Остроухова считалось одним из
лучших в России. Обучался в Московской практической академии
коммерческих наук. Работал в Торговом доме Боткиных. Был попечителем
Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых, Гласным Московской
городской думы. Живописи обучался в частном порядке у таких известных
мастеров как А.А. Киселев, И.Е. Репин, П.П. Чистяков. С 1891 года -
участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года
- Союза русских художников. В 1906 года стал действительным членом
Петербургской Академии Художеств.
Основной мотив в творчестве
И.С. Остроухова - пейзаж средней полосы России. Как наиболее известные
картины данного жанра можно привести «Золотая осень» (1887), «Первая
зелень» (1888), «Сиверко» (1890).
«Боровиковский был портретистом по
призванию. Образы русских людей, им созданные, обнаруживают возвышенный и
вместе с тем правдивый взгляд на человека. Тесно связанный с лучшими
людьми своего века, следуя традиции классического искусства,
Боровиковский перенес в живопись высокие представления о человеке», —
так писал о выдающемся живописце исследователь его жизни и творчества Н.
Машковцев в 1950 году. Расцвет искусства великого портретиста был
недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII — XIX веков, — но
поистине прекрасным.
Владимир Лукич Боровиковский родился 24
июля (по старому стилю) 1757 года в славном украинском городе Миргороде,
в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены
семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя
семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную
службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил
себя искусству.
Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 в Петербурге. Его предки были
обрусевшими выходцами из Франции; настоящая фамилия художника звучала
«Брюлло». В XVIII веке прадед Георг Брюлло приехал в столицу Российской
Империи, где стал работать лепщиком на Императорском фарфоровом заводе.
Его внук и отец будущего живописца Павел Иванович был одарен различными
талантами, занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью.
Благодаря своим успехам, в 1793 он был избран академиком петербургской
Академии художеств и преподавал в классе орнаментальной скульптуры.
Только
в 1822 с высочайшего разрешения императора Александра I братья Брюлло
изменили фамилию предков и, добавив к ней русское окончание «въ», стали
Брюлловыми.
Павел Брюллов был дважды женат. От второго брака с
дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет
четыре сына—Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери — Мария и Юлия.
Все сыновья Павла Ивановича от второго брака учились в Академии
художеств, а их сестра Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра
Федоровича Соколова.
Худрук Мариинского театра сегодня (1 мая 2013 ) получил из рук президента страны медаль «Герой труда». «Известия» встретились с Валерием Гергиевым накануне его 60-летия
Главный дирижер страны завтра отметит 60-й день рождения. К этому дню он приготовил себе роскошный подарок, которого ждал десятилетиями, — открытие нового здания Мариинского театра. Накануне двойного праздника Валерий Гергиев рассказал обозревателю «Известий» о будущем своего любимого оркестра, двух российских театрах-гигантах и хлебе с маслом.
— Мариинский оркестр уже способен обеспечить 2–3 спектакля или концерта, идущих одновременно на разных площадках. Теперь вы набираете полноценный новый оркестр?
— Нет, просто в каждой оркестровой группе появится еще несколько музыкантов. Конечно, «несколько» везде варьируется: туб мы возьмем 1–2, валторн — 3–5, виолончелей — 9–10. Это существенное пополнение.
Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.
Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академии. По приезде в Петербург (1758) юноша благодаря своему прекрасному голосу был определен в штат музыкантов наследника престола Петра Федоровича, где стал получать уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани. На рубеже 1750-60-х гг. Березовский уже исполнял ответственные партии в операх Ф. Арайи и В. Манфредини, шедших на придворной сцене, соперничая в мастерстве и виртуозности с лучшими итальянскими певцами. После дворцового переворота 1762 г. Березовский, как и другие артисты из штата Петра III, был переведен Екатериной II в итальянскую труппу. В октябре 1763 г. композитор женился на танцовщице труппы Франциске Ибершер. Выступая с сольными партиями в оперных спектаклях, Березовский пел также и в Придворном хоре, что обусловило интерес композитора к хоровым жанрам
Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!
П. Чайковский
Из новейших — лучший Аренский, он прост, мелодичен...
Л. Толстой
Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой... Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил в семье. Отец, нижегородский врач, был музыкантом-любителем, хорошей пианисткой была мать. Следующий этап жизни Аренского связан с Петербургом. Здесь он продолжил занятия музыкой и в 1882 г. окончил консерваторию по классу композиции Н. Римского-Корсакова. Занимался неровно, но проявил яркий талант и был удостоен золотой медали. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым
Иван Петрович Аргунов прожил 73 года. Историки, занимающиеся тем временем, неизменно сетуют: мол, был Иван Петрович крепостным, подневольным художником, отсутствие свободы было его трагедией. Все так, конечно, быть крепостным это ужасно. Но настолько ли несчастен был этот замечательныи творец? Так ли горька и беспросветна была его жизнь? Родился Иван Петрович Аргунов в крепостной семье архитекторов и живописцев: семья эта сначала принадлежала князю Черкасскому, в 1743 году Аргуновы перешли в собственность графов Шереметевых. Рос и воспитывался будущий художник у своего петербургского дяди С. М. Аргунова: он служил управителем «Миллионного дома» своего хозяина... Дядя был человеком любопытным, энергичным и, когда рассмотрел в парнишке искорку таланта, тут же дал знать об этом графу Шереметеву. Шереметевы любили искусство, боготворили театр. Их крепостные, имевшие склонность к какому-либо искусству, получали основательное образование по той или иной «творческой специальности». Из Ивана Аргунова задумал граф сделать «домового» живописца.
Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств
В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых, их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела.
Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи.
Алексей Антропов с молодости отличался трудолюбием и добросовестностью — эти наследственные качества были присущи нескольким поколениям мастеров Антроповых.
24 мая исполняется 100 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова - лауреата Нобелевской премии и одной из крупнейших фигур официальной советской литературы. Вековой юбилей писателя отмечают не только торжествами на его родине и в столичном Большом театре: ЮНЕСКО объявило 2005-й год годом Шолохова, в Москве откроют еще один его памятник - на Гоголевском бульваре, а созданная при Институте мировой литературы РАН "шолоховская группа" выпустила целую серию монографий и сборников статей о писателе, опубликовала сборники его писем. При этом личность и творчество Шолохова до сих пор являются предметом споров в кругах литературоведов и историков. Эти дискуссии в преддверии важной даты не только не затихли, но, наоборот, стали звучать громче на почве возросшего интереса к юбиляру. В частности, до сих пор никак не закроется одна из самых острых тем - подлинность авторства "Тихого Дона", самого главного романа Шолохова, принесшего ему Нобелевскую премию.
Михаил Шолохов умер более 20 лет назад, в 1984 году, однако вплоть до начала подготовки к нынешнему юбилею никто так и не собрался написать его биографию. О писателе, одном их немногих русских, пополнивших список нобелевских лауреатов по литературе, можно было узнать либо из кратких биографических справок, либо съездив на его родину - в станицу Вешенская в Ростовской области, где потомки Шолохова создали его музей.
Алексеев Федор Яковлевич (1753/1755-1824) — русский живописец, один из основоположников национального городского пейзажа. Родился в Петербурге. Сын сторожа при Академии наук. Большая одаренность Алексеева проявилась уже в раннем детстве. В 1766- 73 гг. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», и только затем в пейзажном, что гораздо больше соответствовало его наклонностям. В 1773 г. за один из пейзажей получил золотую медаль, которая дала ему право на поездку в Италию. В течение трех лет в Венеции художник занимался театральными декорациями и писал пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775). Вернувшись в Петербург, Алексеев работает декоратором при театральном училище (1779-1786), но это занятие не увлекает его. Все свободное время он посвящает копированию произведений Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Берне в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех, благодаря чему он смог оставить свою работу декоратора и заняться пейзажем. Художник пишет акварельные этюды с натуры, а по ним создает виды городов. Одна из самых известных его работ — «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Третьяковская галерея, Москва). Зеркальная гладь Невы, закованной в гранит; лодки, плывущие по реке; величественные здания на противоположном берегу, отражающиеся в зеркале воды; высокое небо с легкими белоснежными облаками — все придает пейзажу величественный и монументальный вид.
Иван Никитич Никитин был первым из плеяды замечательных мастеров русской реалистической живописи. Один из «птенцов гнезда Петрова», он работал в пору великих преобразований начала XVIII века.
Именно Никитин отразил в своих живописных произведениях новое отношение русского общества к человеческой личности. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. Вместе с тем в его произведениях нашла выражение и глубокая внутренняя связь живописи XVIII века с лучшими достижениями нашего искусства предшествующего времени. Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, но н того высокого уровня, который был свойствен многовековой художественной культуре русского народ.
Вместе с мастерами «артилерного дела» и «навигацких наук» Петр I вызывал из-за границы и живописцев.
Главной заботой Петра I было развитие русского национального искусства. Для этого было недостаточно отдавать молодых людей в учение к заезжим иностранцам. Петр I отправил ряд молодых русских художников за границу для изучения ими лучших образцов западноевропейского искусства. В 1716 году в Италию поехали и братья Никитины, Иван и Роман.
А. Ф. Зубов - крупнейший русский гравер петровской эпохи, один из первых мастеров светской гравюры.
После смерти в 1689 г. отца - Федора Зубова, выдающегося иконописца Оружейной палаты, - братьев Зубовых, Алексея и старшего Ивана (впоследствии тоже гравера) зачисляют туда учениками-иконописцами.
В 1699 г. Зубов был определен в ученики к голландскому граверу А. Шхонебеку, который приехал в Россию годом ранее по личному приглашению Петра I. Шхонебек научил Зубова работе в технике офорта, резцовой гравюры и так называемой "черной манеры" - меццо-тинто. Учеба заключалась прежде всего в копировании западноевропейских образцов. Но дать Зубову столь же прочную подготовку в рисовании с натуры, анатомии, пространственных построениях Шхонебек не мог.
М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога — пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...
Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры.
Творчество Римского-Корсакова представляет собой одну из ярчайших страниц русской музыки XIX века. В нем органично сливаются русские фольклорные, национальные профессиональные традиции, связанные с музыкой Глинки, живописность и яркие краски романтического искусства. Композитору свойственно пристальное внимание к русской старине в различных ее проявлениях — к истории, былинам, к языческим верованиям и обрядности.
Произведения Римского-Корсакова отличает удивительное мастерство. «С той же артистической добросовестностью и любовью к делу, какие каждому бросаются в глаза при любовании работой народных мастеров резьбы ли, вышивки, тканья, живописи, чеканки, — что в целом можно назвать влюбленностью художника в свое мастерство или красотой ремесла, — работал над своей музыкой Римский-Корсаков. Это качество было глубоко присуще и Глинке, но у Римского-Корсакова оно дошло до степени преклонения перед красотой мастерства и любования (до граней поэтической восторженности, как и у его Берендея) качеством художественной работы», — писал академик Б. Асафьев.
В доме грозной и капризной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натопленных комнат нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив, и прекрасен был окружавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все зто, если запрещено покидать комнаты, запрещено играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты родителей и неприязненно морщится, когда матушка приходит к нему с его маленькой сестренкой?
Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном, — но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки любимой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходит к бабушке, мальчик сам научился читать.
Когда ему минуло десять лет и бабушки уже не было, родители стали учить его разным наукам, музыке и языкам.
Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля.
Дмитрий Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухов. Первые ростки неожиданного таланта домашние приметили, едва Дмитрию исполнилось шесть лет.
Примечено было, что отрок обладает прекрасным чистым голосом, да к тому же еще и поет правильно, без фальши. Причем схватывает мелодии буквально на лету, даже повторять не надо. Через несколько месяцев привели Бортнянские Дмитрия в певческую школу.
Училось ему легко. Ко всему проявлял новичок большой интерес. До пения был охотен, а это и было главным, ибо не столько учение, сколько постоянная служба была правилом для глуховских школяров. Дмитрий часто выставлялся в качестве солиста. Уже в школе Бортнянский начал учиться игре на одном из музыкальных инструментов, а в дальнейшем — приобретать навыки в области композиции.
Бортнянский обладал особым голосом — дискантом, присущим мальчикам до определенного подросткового возраста. Чистота дискантов всегда имела важнейшее значение для хора. Летом 1758 года избранные певчие глуховской школы отъезжали в Петербург.
Матушка перекрестила Дмитрия, сунув ему в узелок с дорожными гостинцами маленькую иконку. Обоз тронулся и вскоре скрылся за поворотом. Больше своих родителей Дмитрий Бортнянский не увидит никогда…