Ануфриева Юлия Евгеньевна, санитарка психоневрологического интерната погибла на пожаре, но смогла спасти 23 пациента. читать
Капланов Лев Георгиевич зоолог, занимавшийся исследованиями и охраной тигров на Дальнем Востоке. Убит браконьерами читатьИсидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьКотельников Глеб Евгеньевич, создает в 1911 году первый в мире ранцевый парашют читатьКрючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читатьГригорий затворник печерский пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим и она исцеляла читатьБрюллов Карл Павлович художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма читатьБотвинник Михаил Моисеевич, 6-й в истории шахмат и 1-й советский чемпион мира читатьГраве, Дмитрий Александрович математик, создатель первой крупной русской математической школы, из которой вышли многие ведущие математики читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читатьЛосев Олег Владимирович, забытый и непризнанный первооткрыватель в области полупроводниковых технологий читатьМихаил Клопский - монах, святой, юродивый. обладал даром пророчества и предвидения. Он также обличал пороки сильных мира сего читатьПреподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, назидал и словом, и примером терпеливой, истинно подвижнической жизни читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьСусанин Иван Осипович, не выдал полякам место пребывания юного царя (Михаила Романова), за что был зверски убит читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читать
Валерий Сергеевич Золотухин родился в семье председателя колхоза. Когда Валерию было 7 лет, с ним случилось несчастье. Он вывалился из окна второго этажа, но отделался ушибом колена. Медицинскую помощь будущему актеру оказали не сразу, да и та была неправильная. Мальчику наложили гипс от бедра до щиколотки. И тут под панцирем завелись вши, Валерий карандашом начал расчесывать ногу. Гипс, к счастью, пришлось снять. Это было сделано вовремя, иначе бы Золотухин остался бы калекой на всю жизнь.
Валерия отвезли в санаторий и там поставили страшный диагноз – туберкулез кости. Предрекали, что он никогда не будет ходить сам. До восьмого класса будущий актер ходил на костылях, не обращая внимания на насмешки окружающих подростков.
Несмотря на свой недуг Валерий Золотухин верил, что когда-нибудь станет артистом. Он признается, что всегда жил с чувством, что достигнет задуманного.
Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе
Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец - Тодоровский
Ефим Гильевич, мать - Островская Розалия Цалевна.
Молодость
будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В
самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский - курсант
Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года - командир взвода в
составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии
Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы.
Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого
лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.
Петр
Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод - первая ночь. Меня бросили
на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась... Я весь
такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел. Это просто жуть:
все взрывалось… А я лежал, прижавшись зубами к земле — от страха меня
просто колотило… Потом, когда все немного утихло, один сержант посмотрел
на меня: "Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел”. Я
сразу не понял, что он имел в виду. Вот от этой сцены очень долго не мог
освободиться, знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно
погибнет, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило
уже в той, новенькой шинели...
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась
Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где
тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в
госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть
как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США.
Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в
итоге он стал работать один, без руководства.
В распоряжении Юрия Яковлева был джип «Виллис». Он был самым
счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей
и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь
он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг — как
знак свыше — появилась мысль о ВГИКе……Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был
неутешителен: «некиногеничен». Но нет худа без добра! В 1948 Юрий
Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе
по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была
двойка. На втором — тройка. А дальше… Дальше, намного позже, его умолял
гениальный Иван Пырьев: «Снимайся у Рязанова!» Но правду говорят, что
«гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из
трудолюбия». И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал
актером академического театра им. Евг. Вахтангова.
«То, что сделал Вадим Юсов, — абсолютный пик развития кинематографа»
На 85-м году жизни скончался выдающийся кинооператор, народный артист
СССР Вадим Юсов. По просьбе «Известий» о нем вспоминают коллеги по цеху.
Кинорежиссер Андрей Прошкин:
Я
работал с Вадимом Ивановичем над фильмом «Апельсиновый сок» уже будучи
не дебютантом, а опытным человеком. Тем не менее для меня это была
большая школа. Юсова отличала невероятная тщательность и серьезное
отношение к кино вообще, и к любому кадру в частности, вне зависимости
от того, что ты снимаешь.
Масштаб его мышления меня еще тогда
поразил. Не могу сказать, что совместная работа была простой, но мы
сохранили теплые дружеские отношения. Он был человеком своеобразным, с
чудесным чувством юмора. Для меня это прежде всего человеческая потеря.
Советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР, Ольга
Александровна Аросева родилась в Москве 21 декабря 1925. Удивительна
история ее имени. Отец решил назвать дочку Варварой, но мать через
некоторое время исправила документы девочки на имя Ольга.
Детство и юность Ольги Аросовой
Отец будущей великой артистки Александр Яковлевич был известным
писателем, а творческую деятельность успешно совмещал с высокими постами
в правительстве. Он был представителем СССР в Литве, Латвии, Швеции,
Чехословакии.
Мама Ольги Аросевой была дворянкой с польскими корнями - Гоппен Ольга
Вячеславовна. Она работала секретарем-референтом у Полины Жемчужиной.
Мать Ольги встретила другого мужчину и сбежала с ним на Сахалин. Юной
актрисе тогда было всего пять лет. Она с отцом и старшими сестрами жили в
Париже. Отец работал в этом городе секретарем советского посольства.
Следовательно, свое детство Аросева провела во Франции. Так же в тех
странах, где работал ее отец. В 1933 году они вернулись в Москву.
Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не
самый популярный среди русских пейзажистов. В этом с ним может
соперничать лишь И. К. Айвазовский. Шишкин знал русскую природу "ученым
образом" (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали
своеобразными символами России.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Его называли "лесной богатырь-художник", "царь леса", "старик-лесовик",
его могли сравнивать со "старой крепкой сосной, мохом поросшей", но,
скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря
на множество поклонников, учеников и подражателей.
У Шишкина была нелегкая личная судьба. Дважды он женился по любви, и
дважды смерть уносила любимых им женщин. У него умирали сыновья. Но
никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжелое состояние
на природу. Он был в полном смысле слова эпическим поэтом.
Шишкин родился в семье небогатого купца. Отец - человек широких
интересов - единственный из близких поддержал (после долгих колебаний)
желание сына стать художником.
Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья: все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках. Художник Федотов рассказывал впоследствии о том, что все изображенное на его картинах есть плод его юношеских наблюдений в Огородниках и все типы, занимающие его, есть продукт чисто московский. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.
К счастью для всех любителей изобразительного искусства, от современных
Василию Андреевичу Тропинину до его почитателей наших дней, Бог вложил в
художника не только огромный талант живописца, но и великие смирение и
мудрость. Иных объяснений трагично-оптимистичной судьбы замечательного
отечественного портретиста, пожалуй, не найти.Приложенный в качестве
приданого невесты графских кровей в семью других графских кровей молодой
крепостной Василий Тропинин, к тому времени замеченный в несомненных
художественных талантах, поселяется в имении новых хозяев, откуда вскоре
его отправляют в Петербург учиться кондитерскому делу.Юноша тайком
посещает рисовальные классы Академии художеств. Когда талант В.
Тропинина становится очевидным и для хозяина, тот устраивает своего
крепостного «посторонним учеником» в Академию. Молодой художник
специализируется в портретной мастерской С.С. Щукина, ему симпатизирует
президент Академии художеств граф А.С. Строганов, но следует еще один
крутой поворот в судьбе В. Тропинина: хозяин прерывает учебу своего
крепостного и отсылает его в свое имение на Украине, чтобы использовать в
качестве… кондитера и лакея. Вскоре одна прихоть хозяина сменяется
другой: В. Тропинин обязан украсить новую усадьбу копиями картин
известных художников, полотнами семьи и портретами хозяев-благодетелей.
Огромную работу проводит уже зрелый годами и состоявшимся талантом
художник по росписи местной церкви. Об этом времени В.А. Тропинин
вспоминал: «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там
без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до
сих пор мною написанных».
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (по новому стилю 7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода.
Место, где прошло детство будущего композитора, – это поселок при заводе, мало чем отличавшийся от деревни. Семья у Чайковских была большая. Петра любили и ласкали, воспитывали и учили, как и всех остальных детей. Отец Петра, Илья Петрович, был очень добрым, жизнерадостным, симпатичным и прямодушным человеком. Доброта была одной из главных черт его характера. Ни жизненные невзгоды, ни горькие разочарования, ни тяжелая школа жизни не смогли убить в нем способность видеть в каждом человеке только положительные качества. Александра Андреевна Чайковская, мать Петра, была доброй, но строгой, и это выражалось больше в поступках, чем в словах. Между родителями мальчика Петруши существовали взаимная любовь и уважение, что и определяло отношения всех остальных членов семьи, которая была дружной, сплоченной и счастливой.
Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни (И. Репин). Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни, как бы ни была солона, и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. Детские годы Мусоргский провел в помещичьей усадьбе в атмосфере патриархального крестьянского быта и впоследствии писал в Автобиографической записке, что именно ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций... И не только импровизаций. Брат Филарет вспоминал впоследствии: В отроческих и юношеских годах и уже в зрелом возрасте (Мусоргский. - О. А.) всегда относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью, считал русского мужика за настоящего человека.
Масштаб и мощь В.И. Сурикова удивляют. Народ и личность, личность и
народ в переломные моменты русской истории — основная тема полотен
художника.
Многочисленные этюды при работе над столь масштабными
полотнами, самостоятельные портретные работы, пейзажи и бытовые картины
В. Сурикова также являются существенным вкладом в отечественную
живопись.
Отметим одно существенное свойство Сурикова-человека.
Находясь в зарубежных поездках и внимательно изучая искусство стран
Западной Европы, В.И. Суриков всегда объективно оценивал все лучшее, что
создано талантами других народов. Но это и есть важнейшая черта
настоящего патриота, пример которого являет наш удивительный живописец.
Никто из русских художников, кроме Карла Брюлова не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники
восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми
композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить
самые злободневные проблемы русской жизни.
Родился будущий художник 5 августа 1844
года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано
обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые,
но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, девятнадцатилетний
юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.
Вся репинская жизнь, и в особенности юность
и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью
редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального
иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном
городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное -
бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая, - оставались
где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.
Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец,
один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор
жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых
сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866),
психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М.
Достоевский», 1872).
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К.
Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему
художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в
Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и
работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств).
Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также
французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра
дюссельдорфской
школы. Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных
художественных выставок. Ранние картины живописца Перова Василия
Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением,
представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство
(«Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862);
художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и
обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.
...Поэтом русской природы является и Нестеров. На него мы уже указывали
выше как на последователя Васнецова, превратившего эффектный и
энергичный шаблон своего учителя в нечто расслабленное, жидкое,
истерическое. Однако эти его недостатки поражают только в его
церковно-декоративных работах (как раз доставивших ему наибольший успех)
и лишь отчасти заметны в тех прекрасных поэтичных картинках, в которых
только он и высказался вполне,
в которых только он и вылил все свое проникновенное умиление перед
русской природой. Нестеров, впрочем, только отчасти подходит к Левитану,
Серову и Коровину. Он не только поэт-реалист, не только открывает в
действительности вечные начала красоты и поэзии, но всей своей природой
рвется из этой действительности, весь отдан глубоким вопросам
сверхчувственного и сверхъестественного порядка, вопросам религии и
жизни в Боге.
Жаль только, что этот одаренный истинно мистической натурой художник до
такой степени спутан чем-то весьма похожим на честолюбие, до того
погружен в чисто суетные интересы,
что мистический идеал, живущий в его душе сильно, с каждым годом меркнет
и теряется.
И эти поэтичные картины Нестерова не свободны от обычных его
недостатков. Мятый, небрежный и местами даже неумелый рисунок фигур,
дешевая подчеркнутость типов, подведенные, якобы экстатические глаза
встречаются и в этих картинах и вредят общему впечатлению. Но все же эти
произведения способны доставить большое наслаждение, навеять чудное,
чисто русское настроение.
В 1865 году Алексею Тарасовичу Маркову было присвоено звание
заслуженного профессора Академии художеств. Этим решением подтверждалось
высокое художественное мастерство живописца и его необычайно
эффективная преподавательская деятельность. Он любил учеников Академии,
старался помочь нуждающимся из них. Академисты были за это признательны
учителю и охотно выбирали А.Т. Маркова своим руководителем.
Родившийся в Новгороде в семье часовщика, юный Алексей Марков в детстве
проявил большие способности к художеству. В одиннадцать лет он стал
воспитанником Академии художеств. Среди его учителей были знаменитые
художники и преподаватели А. Егоров, Андрей Иванов и В. Шебуев. Полотно
выпускника Академии "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора" принесло
ему в 1824 году малую золотую медаль. В 1830 году за конкурсную картину
"Сократ перед кончиною беседует с учениками о бессмертии души" А.
Марков получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку
за границу. В командировке он исключительно много работает: его копии
великих мастеров украсили музеи Петербурга, мастерски выполнил художник и
ряд самостоятельных картин. За одну из них — "Фортуна и нищий",
купленную императором Николаем I, А.Т. Маркову присваивают звание
академика.
Русский художник Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в городе
Острогожске Воронежской губернии. Отец художника был писарем.
Художественные способности у мальчика открыл один из жителей города
ретушер Тулинов, дружба с которым скрашивала его невзрачное детство в
провинциальном городке. Когда Ивану исполнилось пятнадцать лет, мать
отдала его в учение к местному иконописцу, а через год юноша нанялся
ретушером к харьковскому фотографу, вместе с которым много путешествовал
по России. В 1856 году Крамской перебрался в Петербург, где работал у
лучших столичных фотографов.
В 1857 году Крамской поступает в
Петербургскую Академию художеств. С первого года обучения Иван
Николаевич отвергает консервативные устои и каноны, принятые на тот
момент в Академии. У Крамского сложились взгляды на искусство, близкие к
реалистическим воззрениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В
1861 году работая над эскизом программы на Вторую золотую медаль «Поход
Олега на Царь-град», художник изучает данную историческую эпоху, пытаясь
развить свое творческое воображение. Этот метод работы, основанный на
раскрытии выразительности самой жизненной ситуации, Крамской
противопоставляет сложившемуся ранее академическому методу — поиску
красивых, но условных форм. Вторую серебряную медаль живописец получает
за картину «Смертельно раненный Ленский».
Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне
Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте. Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная
с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском
железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.
Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года. В
Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1
серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2
золотые за картину «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло
конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею
право на поездку в чужие края на счет казны.
В 1860 был освобожден от обязательной горной службы. В
1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали
работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в
образовании Петербургской артели художников,под руководством
И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов
родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи
Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил
"вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где
воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем
Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Получив за успехи в
рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824
году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: "Приам
испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”, а в 1827 г. — большой золотой
медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы:
"Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”. Эти картины
наряду с такими произведениями как: "Беллерофонт отправляется в поход
против Химеры” (1829), "Явление Христа Марии Магдалине” (1835) —
принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми
присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией,
распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным
цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных
мифологических и евангельских тем.
Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в
русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной
природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и
критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета
своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед
его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении
останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует
живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.
Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника,
который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи,
если бы не ранняя смерть.
Федор Александрович родился в
Гатчине 22 февраля 1850 года. Переезд в Петербург не улучшил положения
бедной семьи. Отец, мелкий чиновник, был игроком, много пил. Маленькую
квартиру на Васильевском острове не покидала нужда. Уже двенадцатилетним
ребенком, будущий художник служил на почтамте, время для рисования
находил с трудом, занимался по вечерам и воскресным дням.
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26
октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику
исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский
корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский
морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему
все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать
рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его
способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал
стать художником.
В 1860 году, блестяще окончив корпус,
Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в
Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в
материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно
занимался живописью, однако академическая система обучения с ее
нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого
живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин -
"Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он
оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на
интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами
были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и
пейзажей Кавказа.