Крючков Козьма Фирсович, первый из рядовых, награжденный в 1914 году георгиевским крестом за неравный бой с немцами читать
Исидор Юрьевский - священномученик, убитый в 1472 году ливонцами за отказ принять католичество, с ним были убиты 72 человека прихожан читатьВещий Олег князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882. читатьБутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читатьЦыденжапов, Алдар Баторович матрос погиб во время тушения пожара на эсминце "Быстрый" предотвратив взрыв и гибель 300 человек читатьЛебедев Иван Николаевич, командир крейсера "Дмитрий Донской" принявшего бой с превосходящими силами японского флота (1905 г) читатьЕрмак Тимофеевич, казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства читатьВойно-Ясенецкий Валентин Федорович, хирург, профессор медицины и духовный писатель, епископ, а с апреля 1946 архиеп. Симферопольский читатьСахаров Андрей Дмитриевич, физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. читатьСуриков, Василий Иванович русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. читатьПрокудин-Горский, Сергей Михайлович пионер цветной фотографии (1902) читатьВологдин Валентин Петрович, создает первые в мире высоковольтные ртутные выпрямители. Разработал с токами высокой частоты читатьБабицкий Андрей Витальевич, зав.отделением детской паталогии, при отключении света 20 минут вручную качал воздух в аппараты детям читатьКоролев Сергей Павлович, конструктор и создатель первого в мире искусственного спутника Земли читатьЛандау Лев Давидович, выдающийся советский физик, Нобелевский лауреат (1962), Герой Социалистического Труда (1954). читатьЗырянов Дмитрий Борисович стрелок пулеметчик 1-й группы спецназа в/ч 6749 погиб при штурме с. Комсомольское. Награжден орденом мужества читатьПолзунов Иван Иванович, русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя. читатьЛазарев, Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды вместе с Беллинсгаузеном Ф.Ф. читать
В 1875 окончила Мариинскую женскую гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э. Блюменталъ-Тамарина. С 1885 начала выступать на любительской сцене. В 1887 дебютировала в профессиональном летнем театре в Петровском парке в Москве (Китти — «Кин, или Беспутство и гений» Дюма-отца), в 1889 — у М.В. Лентовского в «Театре мелодрам и разных представлений» (б. театр «Скоморох»). В 1890-1901 работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В 1901-14 и в 1921-33 — актриса московского Театра Корша (в советское время назывался Драматическим театром и театром «Комедия» (б. Корш)). В 1914-15 играла в театре Суходольского, в 1918-20 — в Показательном государственном театре. В 1933-38 — в труппе Малого театра. Большую роль в творческой жизни Блюменталь-Тамариной сыграл выдающийся режиссер Н.Н. Синельников, с которым она работала в течение ряда лет (1894-1910) сначала в провинции, затем в московском Театре Корша. Блюменталь-Тамарина выступала главным образом в ролях старух.
Бенедикт Лившиц - явление в нашей литературе незаурядное. Но до сих пор его место в пестрой и сложной картине культурной жизни ХХ века остается неуясненным. Среди поэтов он - поэт. Среди переводчиков - блистательный мастер перевода, единоличный создатель уникальной антологии новой французской поэзии. Для историков литературы - участник и летописец зарождения русского футуризма. Для искусствоведов - знаток авангардистской живописи, прежде всего отечественной, но также и французской В одном лице - и теоретик, и практик, и историк. Он интересовался музыкой, обожал и собирал живопись, не чужд был философии, любил книгу. Он был эрудитом в лучшем смысле этого слова, жадно набрасывающимся на новые знания не ради них самих, а для того, чтобы понять себя и эпоху, найти свой путь в искусстве, правильно оценить предшественников и современников. Знания для него были постоянно действующей творческой силой.
Вильгельм Александрович Зоргенфрей (1882-1938) — сын военного врача, лифляндского немца по происхождению; мать — армянка. Жил у родственников в Пскове, где закончил гимназию, затем учился в Петербурге сначала на физикоматематическом факультете университета, затем в Технологическом институте. Преподавал арифметику в Торговой школе, служил в Министерстве торговли и промышленности; в советские годы работал инженером-технологом.
Начал печататься в 1904 (газетные статьи либерального характера о русско-японской войне, о событиях Первой русской революции). Как поэт дебютировал в многочисленных сатирических журналах 1905-1907 годов («Маски», «Зритель» и др.) под псевдонимами ZZ и Гильом ZZ. Тогда же напечатал несколько лирических стихотворений в символистских изданиях.
Биография этого удивительного писателя и поэта больше похожа на авантюрно-приключенческий роман с трагическим финалом. За свою недолгую, но яркую жизнь Бруно Ясенский сменил не только несколько стран и паспортов, но и множество масок, каждая из которых на какое-то время становилась его собственным лицом: лидер польского футуризма, хулиган и позер, активист левого движения, изгнанник, советский номенклатурный писатель... О девяти воплощениях одной из самых противоречивых личностей в истории польской литературы рассказывает Игорь Белов.
Порфирий Казанский родился в с. Каревское Богородской волости Томского уезда, в семье чиновника тюремного ведомства. По окончании гимназии поступил в Томский технологический институт, но в 1903 году был исключён за участие в студенческой антиправительственной демонстрации и разбрасывание листовок в театре. В 1906-07 состоял в РСДРП, выступал в рабочих кружках. С 1906 года в томских сатирических журналах «Бич», «Ёрш», «Красный смех», «Рабочий-юморист» печатаются его стихотворные фельетоны под псевдонимом Премудрая крыса Онуфрий. Сотрудничал в газете «Сибирские отголоски», журналах «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент». В 1911 окончил юридический факультет Томского университета.
Родился он 21 января (2 февраля по новому стилю) 1892 года в станице Таналыкская Орского уезда Оренбургской губернии, в семье священника. Учился в духовной семинарии, откуда был исключён за участие в первомайской демонстрации. Окончил Оренбургскую гимназию, получив диплом народного учителя. Два года работал учителем в посёлке Акбулак Тургайской области. Окончил в Москве историко-философский факультет народного университета имени А.Л. Шанявского, после чего надолго связал свою жизнь с педагогической и культурно-просветительской деятельностью.
Работая в Челябинском губернском отделе народного образования, В. Правдухин активно боролся с беспризорностью, участвовал в создании детских домов и трудовых исправительных колоний, читал лекции по литературе, вместе с женой Л. Сейфуллиной создал один из первых в России детских театров и сам писал для него пьесы. Не случайно первой его книгой, изданной в 1920 году в Челябинске, стала пьеса «Народный учитель».
Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет»,«Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.
Ранние годы
Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.
1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.
20 августа 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения одного из авторов книги – Григория Георгиевича Белых.
Детство его прошло в Петрограде. На Измайловском, 7стоял «двухэтажный почерневший от старости деревянный дом, который с незапамятных времен носил звучное имя «Смурыгин дворец»…
Будни и праздники здесь были одинаково шумны. За этот шум брючники из соседнего рынка и окрестили дом «домом веселых нищих».
Кличка пристала. Скоро даже в участке, допрашивая пьяного подмастерья, околоточный не раз, махнув рукой, говаривал:
– Бросьте в камеру проспаться. Верно, из дома веселых нищих», – так позднее описывал свой дом Григорий Белых в повести «Дом веселых нищих».
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Константин Алексеев родился 5 (17) января 1863 года в Москве, в многодетной (всего у него было девять братьев и сестер) купеческой семье, состоявшей в родстве с крупнейшими заводчиками и меценатами того времени — С.И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Отец — Сергей Владимирович Алексеев, мать — Елизавета Васильевна (урожденная Яковлева). Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра — Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР. Дед Константина Станиславского, П. Алексеенко, родился на Украине и после женитьбы переехал в Москву, где сменил фамилию на Алексеев.
За недолгий творческий путь (около 25 лет) Малышкин написал скромное количество произведений. Так, в сборниках и собраниях сочинений писателя, как правило, печатались 14 рассказов, 2 повести и 1 роман. Такая "непродуктивность" объясняется тем, что над каждым произведением писатель работал очень трудно, тщательно подбирая каждое слово и нередко перечёркивая написанное.
Однако дух времени Александр Малышкин передавал в своей манере и со своей точкой зрения, не внимая спускаемым сверху директивам. О чём же писал этот автор?
Ранние рассказы Малышкина: 1913 - 1915
Особый интерес для современного читателя могут представить дореволюционные рассказы Малышкина, которых ещё совсем не коснулась советская идеология, отчего они выдержаны в модернистской манере.
- Идеи картин у документалистов рождаются на базе неотснятого материала. Потому что когда снимаешь картину, набирается еще параллельно достаточно интересный материал. Поэтому всегда у режиссера-документалиста в каких-то блокнотах накапливаются записи. И бывает, что возникают такие вещи, которые, как ты чувствуешь, могли бы стать игровым фильмом. Тем более, что я заканчивал мастерскую игрового кино, я учился у Григория Наумовича Чухрая. И он во время занятий нам тоже всегда говорил, что кино не делится так уж радикально на игровое и документальное. В принципе, если человек обладает кинематографическим талантом, то он может делать и то, и другое. Дальше уже все зависит от его личных пристрастий, куда его больше тянет. Допустим, даже в моей мастерской, где я учился, разделение произошло уже на первом курсе. Сразу было видно, кто фантазер, любит придумывать истории. Например, таким был и остался у нас Ираклий Квирикадзе, Рустам Хандамов
Владимир Курдов - автор монументальной, декоративной и станковой скульптуры, пейзажей, портретов, натюрмортов. Он создал памятники: В. И. Ленину (1962, Колышлей [совместно с А. А. Фоминым]; 1973, Н. Ломов), А. Н. Радищеву (1968, с. Радищево), Д. В. Давыдову (1984, Пенза) и др. Преподавал в Пензенском художественном училище (1961–63). Член Союза художников РСФСР с 1961, предедатель Пензенской организации Союза художников.
Владимир Георгиевич прошел всю войну, дважды был тяжело ранен. Выстоял. Тема войны стала главной в его творчестве. Десятки мемориалов воинской доблести в селах и райцентрах области - это все дело его рук. Памятники советским воинам в Никольске, в Нижнем Ломове, в Пензе - на призывном пункте. Создавались они во времена жестких идеологических канонов под неусыпном оком советской цензуры.
В свой 80-летний юбилей Владимир Курдов решил всех удивить
В копилке поистине НАРОДНОГО артиста - более 60 ролей, таких же, как и он сам: ярких и разноплановых. Карандышев, Хлестаков, Шариков, Чонкин, Петя Трофимов... Коллеги по цеху говорят: вместе с Потаниным ушла целая театральная эпоха. Вспоминает Сергей Карпов, народный артист России: «Я бы его так называл - «пластилин». Что хотел режиссер от него, то он и делал. Он мог, по-моему, абсолютно все. Один раз его даже приглашали танцевать в театр оперы и балета, настолько он многогранен. И я думаю, что это еще не выбранные пласты ушли с ним, это был действительно великий артист». Все, кто соприкасался с ним, знали Валерия Потанина как человека веселого, жизнерадостного, искреннего и доброго, от которого всегда исходили позитив, особый свет и мощная энергетика.
«В начале 1937 года был арестован самый популярный из наших преподавателей, профессор Медведев, известный лектор, которого знал весь Ленинград. Почему? За что? Никто не знает…», – писал в 1977 г. Анатолий Краснов-Левитин, высланный из СССР за правозащитную деятельность. Он писал это далеко от России в своей книге «Лихие годы, 1925–1941» и ошибся годом. Всё произошло позже: арест, конфискация имущества, научного архива, ссылка семьи в г. Киров (Вятку), изъятие книг П. Н. Медведева из библиотек и, как стало известно лишь в годы «перестройки», – расстрел.
58-я статья и 10 лет дальних лагерей без права переписки – вот всё, что было дано знать о нём на протяжении более пятидесяти лет.
Н. Огнёв (иногда также «Николай Огнёв», настоящее имя Михаил Григорьевич Розанов, 1888—1938) — русский советский писатель.
Родился в семье присяжного поверенного. В 1906 начал публиковать в газетах рассказы, написанные под влиянием Л. Андреева, Ф. Сологуба и А. Белого, в которых говорится о трупах, мертвецах, могилах, вампирах; в том же году был арестован за нелегальную деятельность. С 1910 работал педагогом в Обществе попечения об учащихся детях Бутырского района Москвы. В 1916 призван в армию, служил писарем.
После революции продолжил работу с детьми, основал первый театр для детей в Москве и написал для него много пьес, которые позже ставились и в других городах. В 1921—1924 работал в Московских детских колониях. В 1925 собрал свои рассказы в сборник и с тех пор посвятил себя только литературному труду. Вошёл в группу конструктивистов, а позднее в группу «Перевал».
Владимир Тимирев родился 20 сентября 1914 года в Петрограде, в семье морского офицера Сергея Николаевича Тимирева (1875-1832) – тогда флаг-капитана штаба Балтийского флота. Сергей Николаевич служил на многих судах Балтфлота. Одно время он командовал «Полярной звездой» — императорской яхтой Александра III и Николая II, а уже одно это стало криминалом после революции.
Во время гражданской войны контр-адмирал С. Тимирев был отправлен на Дальний Восток. Там якобы он командовал Морскими силами белого движения, которых, как уверяют современные историки, и в помине не было, а контр-адмирал сначала скрывался в Японии, а затем жил в эмиграции в Шанхае. Иначе его судьба едва ли сильно отличалась бы от того, что произошло с его однокашником и коллегой Колчаком, расстрелянным в Иркутске в феврале 1920 года.
Казаченко, Григорий Алексеевич - композитор и дирижер (родился в 1858 г.). Музыкальное образование получил в императорской певческой капелле у Рыбасова и Гунке и в Петербургской консерватории у Игансена и Римского-Корсакова (композиция) и у Аменда и Штейна (фортепьяно). Кончив консерваторию (в 1883 г.), получил место хормейстера Петербургской оперы, а также преподавателя хорового пения при опере, в училище правоведения, разных гимназиях и институтах. В 1898 г. выступал в Париже в русских симфонических концертах в качестве дирижера. Казаченко написал оперы: "Князь Серебряный" (1892, Мариинский театр), "Пан Сотник" (1902, поставленную в Петербургском Народном доме), 2 восточных сюиты, балетную сюиту, кантату "Русалка", для сопрано, смешанного хора и оркестра, хоры, симфонию, романсы, фортепьянные пьесы и т. п.
Широкой известностью в России и за рубежом пользуется имя композитора Самуила Моисеевича Майкапара, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти ярко образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара.
Интерес к творчеству Бориса Пильняка сегодня нарастает, а в 20-е годы ХХ века его имя гремело. Его ценили, критиковали, но и публиковали. Те, кто учился на филфаке, знакомились с романом Пильняка "Повесть непогашенной луны". Запомнилось: жизнь писателя была трагически прервана в 1938-м: ему было всего 42 года (1894–1938). После трагической гибели писателя с 1938 по 1975 годы книги Пильняка не издавались. В 1964 году журнал «Москва» опубликовал главы из романа «Соляной амбар». Ныне, в немалой степени благодаря интернету, можно подробнее познакомиться с творчеством Пильняка, понять и осознать, в чем его тайна, в чем его необычность в русской литературе и почему так рано и трагически оборвалась его жизнь , ощутить стиль писателя.
Мандельштам и Ахматова приходили в ярость, писала Надежда Мандельштам, когда литературоведы приписывали в акмеисты кого им вздумается. Настоящих акмеистов всегда было шесть: Николай Гумилев, сама Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут.
В 1906 году, окончив Глуховскую классическую гимназию, Нарбут был зачислен на факультет восточных языков Петербургского университета. В 1910 году в издательстве «Дракон» вышел его первый сборник – «Стихи», а в 1912 году Нарбут принял самое активное участие в создании «Цеха поэтов». Когда «Блудный сын» Гумилева («Первая акмеистическая вещь Коли», – говорила Ахматова) был прочитан в «Академии стиха», вспоминала позже Н. Мандельштам, Вячеслав Иванов подверг «Блудного сына» настоящему разгрому.