Бутлеров Александр Михайлович химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» химиков читать
Котляревский Петр Степанович, генерал прозванный за победы на Кавказе и стремительность "генерал-метеор" и "кавказский Суворов" читатьСедов Георгий Яковлевич российский гидрограф, полярный исследователь, организатор первой российской экспедиции к северному полюсу читатьОтрощенко Анастасия многодетная мама (детям – 13, 11, 7 и 1,5 года), учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. читатьНосов Виктор Петрович, лётчик-торпедоносец направил свой горящий самолёт во вражеский транспорт, совершив первый таран бомбардировщика читатьТимирязев, Климент Аркадьевич русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист читатьЛука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, прославленный в сонме новомучеников и исповедников Российских читатьГлинков Родион, (в 1760 г) почти на десятилетие раньше англичанина Д. Харгривза создает прядильную машину на своей фабрике читатьПепеляев, Евгений Георгиевич, летчик сбивший 24 реактивных американских самолета (Корея 1951г) читатьДокучаев Василий Васильевич – русский ученый-естествоиспытатель, основатель современного научного почвоведения и комплексного исследования читатьМухин Ефрем Осипович профессор Московской медико-хирургической академии Заложил основы отечественной травматологии читатьФомин Алексей Юрьевич, Принимал участие в ликвидации бандитов, вторгшихся в Республику Дагестан. Герой России. читатьКалюжный Иван Иванович тренер-преподаватель Подготовил более 40 мастеров спорта по греко-римской борьбе, одного заслуженного мастера спорта. читатьЧохов Андрей, выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. создал большое количество орудий, в т.ч. Царь-пушку читатьРавноапостольный Николай, епископ Японский читатьХарламов Валерий Борисович, двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), восьмикратный чемпион мира, Пятикратный обладатель Кубка СССР. читатьМусоргский Модест Петрович русский композитор, член «Могучей кучки» читатьНекрасов Александр Владимирович Стрелок-наводчик гранатомета. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды, посмертно. читать
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Сделавшись иноком, преподобный Исаакий возлюбил суровую жизнь: он не только надел на себя власяницу, но велел еще купить себе козла и снять с него кожу; из этой кожи, еще сырой и мокрой, он сделал себе одеяние и носил его сверх власяницы, так что кожа та высыхала на его теле.
Тогда же Исаакий затворился в одной тесной пещере, которая была размером всего около четырех локтей3, и там молился Богу со слезами; пищей ему служила одна лишь просфора, но и ту он вкушал через день; жажду он утолял водой, и то лишь в небольшом количестве. И пищу и питье приносил ему преподобный Антоний и подавал чрез столь узкое оконце, что в нем могла поместиться одна только рука; кроме того, преподобный Исаакий никогда не ложился на одр, но сидя, подкреплял себя кратковременным сном. Так, среди великих подвигов, он пробыл семь лет, не выходя из своей тесной келлии.
Преподобномученица Ирина родилась в 1882 году в селе Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова. Окончив сельскую школу, она поступила в Новодевичий монастырь в Москве, в котором подвизалась и тогда, когда пришла безбожная советская власть и началось гонение на Русскую Православную Церковь и захват монастырских помещений. Покинув место своих иноческих подвигов в 1932 году, она поселилась в доме отца в родном селе.
В конце тридцатых годов, когда начался период наиболее ожесточенных гонений на Русскую Православную Церковь, сотрудники НКВД 23 января 1938 года допросили в качестве дежурных свидетелей должностных лиц, которые дали показания, необходимые следствию. 27 января инокиня Ирина была арестована и заключена в тюрьму в Сергиевом Посаде.
Преподобномученица Вера родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.
28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами.
Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Анна окончила сельскую школу; в 1914 году она поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся на Верхней Красносельской улице. В обители она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире, где они в своей жизни сохраняли монашеские правила и устав, зарабатывая на пропитание шитьем одеял.
В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря 1930 года послушница Анна была арестована. На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет ее родная сестра и еще три монастырских сестры. Все они занимаются шитьем одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу»
Мученик Павел Сергеевич Соколов родился 3 марта 1892 года в уездном городе Руза Московской губернии. Его отец — Сергей Гаврилович служил псаломщиком в храме великомученика Димитрия Солунского, а мать — Екатерина Степановна занималась воспитанием пятерых детей. Позднее, в 1912 году, Сергей Гаврилович стал диаконом, а в 1917 году был рукоположен во священника и служил до глубокой старости (в 1938 году, когда ему было уже 75 лет, он служил в селе Дуброво Рузского района).
Оба брата Павла Сергеевича — старший Александр и младший Николай в разные годы окончили Вифанскую Духовную семинарию (Александр в 1911 году, а Николай в 1915 году).
Сам Павел окончил Волоколамское Духовное училище и в августе 1906 года также поступил в Вифанскую Духовную семинарию, где обучался до мая 1914 года. В марте 1914 года вместе с другими воспитанниками 6–го класса он был посвящен в стихарь.
Священномученик Евгений родился в 1886 году на погосте Вырки[1] Покровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Евгения Никольского. Евгений окончил шесть классов иконописной школы; с 1908-го по 1911 год он служил в армии и был полковым регентом. После возвращения из армии Евгений был рукоположен во диакона и служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Уползы Игнатьевской волости Богородского уезда Московской губернии[2].
В ноябре 1937 года в связи с распоряжением коммунистической партии и советского правительства о повсеместных арестах церковнослужителей и других категорий народа сотрудники НКВД допросили некоторых штатных свидетелей, а также местных руководителей, которые, по их мнению, должны были быть свидетелями по должности, и те подписали протоколы допросов, составленные следователями, большей частью содержащие различные домыслы.
Попов Михаил Михайлович родился 22 февраля 1872 года в селе Подлесная Слобода Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Попова. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его отца перевели служить в соседнее село Горетово, куда и переехала вся семья. Здесь Михаил окончил сельскую школу, после чего поступил в Зарайское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную семинарию.
По окончании семинарского курса занимался преподаванием, а в 1902 году епископом Рязанским и Зарайским Полиевктом был рукоположен во священника к Введенской церкви в селе Жилконицы и назначен законоучителем в местное земское училище.
Священник Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда в семье священника Луки Калабухова.
С 1900 года работал в Москве в булочной приказчиком. В 1908 году переехал в Архангельск, где год работал весовщиком на железнодорожной станции, а потом приказчиком у частного булочника. В 1915 году Иван Лукич поступил в Архангельскую Духовную семинарию, которую окончил экстерном. В апреле 1917 года он был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Холмогорского уезда Архангельской губернии.
В 1920 году отец Иоанн перешел служить в село Смотраковское Шенкурского уезда той же губернии. В 1920 году был приговорен за антисоветскую проповедь к трем месяцам лишения свободы. В Шенкурском уезде отец Иоанн прослужил до 1925 года.
Священномученик Иоанн родился 12 апреля 1887 года в Москве в семье священника Владимира Косинского. Окончил Перервинское Духовное училище. С 1909 года был учителем в церковноприходской школе, в 1914 году был рукоположен во диакона. В 1919 году отец Иоанн был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, где его поставили на тяжелые, черные работы. В 1920 году он был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Заворово Бронницкого уезда Московской губернии.
В первый раз отец Иоанн был арестован в 1927 году по обвинению в нарушении 168 й статьи уголовного кодекса, грозившей лишением свободы до двух лет за «присвоение, то есть удержание с корыстной целью, чужого имущества, вверенного для определенной цели…». В данном случае отец Иоанн судим был за то, что продал принадлежавшую ему корову, описанную властями за неуплату налогов.
Священномученик Парфений родился 30 января 1874 г. в селе Троицкое-Рязанцево Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Грузинова.
После окончания в 1890 г. Перервинского Духовного училища Парфений Грузинов до 1896 г. обучался в Вифанской Духовной семинарии, а в 1900 г. он окончил Московскую Духовную Академию. Отец умер в 1885 г., поэтому образование юноша получил за казенный счет. Мать Парфения Васильевича Параскева Петровна трудилась просфорницей в Пятницкой церкви при Троице-Сергиевой Лавре.
В 1901 г. митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) Парфений Васильевич был назначен псаломщиком к церкви святого архидиакона Стефана за Яузой. В 1903 г. он был перемещен на должность псаломщика к московской Софийской на Лубянке церкви.
Священномученик Владимир родился 6 июня 1871 года в семье священника Алексея покровского в городе Москве. Окончив Духовную семинарию, Владимир Алексеевич в 1894 году был рукоположен во священника к Вознесенскому храму в селе Бурцево Верейского уезда Московской губернии, здесь он прослужил более сорока лет.
В 1937 году, когда началось беспощадное уничтожение Церкви, следователи НКВД, для придания этому уничтожению видимости законности, допросили дежурных свидетелей, которых у них довольно было в каждом районе и в каждом селе. Двое свидетелей - священник соседнего села и псаломщик - показали, что священник Владимир Покровский - "ярый противник существования советской власти. Вокруг себя группирует монашек, религиозный фанатиков и другой антисоветский элемент… Покровский антисоветский человек. В ноябре 1937 года Покровский… сказал: "Написали новую конституцию. Это не конституция, а кусок бумаги, написанная для обмана народа. По конституции сделали нас равноправными перед массами, а на самом деле всех сажают и не дают нам никакого житья. Хорошо пожить, наверно, не придётся"".
Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 году Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 году он женился. 31 июля 1894 года Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 году он был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 года. В 1922 году отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 году – награжден палицей. В 1931 году он переехал в село Жигалово Щелковского района Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.
Священномученник Иоанн Покровский родился в 1874 г. в семье священника Николаевской церкви села Аксиньино Коломенского уезда Московской губернии Симеона Иоанновича Покровского. Кроме него в семье были еще дети, известно, например, об Анастасии. С юных лет молодой Иван идет по духовной стези. Сначала обучался в Духовном училище, затем в Московской Духовной Семинарии. После завершения учебы женился, а в 1897 г. стал на путь священнического служения. За время семейной жизни в семействе Покровских родилось двое сыновей: Сергей (1898 г.) и Василий (1899 г.). В начале века отца Иоанна постигла тяжелая утрата, умерла его супруга, и он остался один с двумя малышами. В мае 1916 г. священник Иоанн Покровский был назначен настоятелем Покровской церкви села Чиркино Коломенского уезда, которая находилась в нескольких верстах от села Аксиньино, где служил его отец.
В марте 1885 года в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева родился сын Василий. Он был вторым ребенком, старшей была дочь.
Оба ребенка были привлекательны, белокуры и кудрявы. Случайно увидевшие их барин и барыня просили отдать им этих детей на воспитание. Но родители не согласились. Всего в семье было пятеро детей.
Василий окончил церковно-приходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос. Настало время, когда старшую дочь выдали замуж, в семье не стало хватать женских рук, и глава семьи решает женить старшего шестнадцатилетнего сына Василия.
Священномученик Николай родился 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородицкого уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Окончив два класса духовного училища, в 1902–1903 годах Николай Алексеевич работал учителем начальной школы, а с 1904 по 1920 год служил чиновником почтового ведомства в Москве.
Господь призвал его к служению в 1920 году. Тогда, в самый разгар Гражданской войны, голода, во всю силу развернутых гонений на Церковь, чиновник почтового ведомства в возрасте 45 лет стал диаконом. Очевидно, что при таких обстоятельствах вступление в клир гонимой Церкви означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 1920-ые годы точно неизвестно. В 1930–1931 годах он был диаконом в храме великомученика Димитрия Солунского в Москве. В это время он был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.
Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область), в семье сельского диакона. У Зосимы было ещё три брата. Все они получили образование в духовном училище Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской Духовной Семинарии, а по окончании её в 1914 году был направлен в Московскую Духовную Академию.
Душевные качества Зосимы — доброта, отзывчивость, любовь к храму и церковному Богослужению, рано предопределили его священническое призвание. Наделённый от природы музыкальным слухом и певческим голосом, он ещё в Семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. Годы обучения в М. Д. А. (1914-1918) окончательно определили пастырскую направленность, воспитали преданность Православию в его святоотеческой традиции. Он прошёл через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и Смоленской Зосимовой пустыни. В общении с любимыми преподавателями Академии архимандритом Иларионом (Троицким) и священником Павлом (Флоренским) укрепилось его стремление жить благодатной жизнью Церкви и послужить Ей
Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского. Детство святителя было наполнено впечатлениями от православного богослужения.
Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души, и юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Вследствие того, что архимандрит Сильвестр имел слабое зрение, в обязанности чтеца входило чтение ему вслух сочинений богословского характера. Иустин был в это время, как он сам как-то выразился, «очами и пером» ученого-богослова и монаха-подвижника. Приближайшей технической помощи Иустина Ольшевского архимандритом Сильвестром были написаны первые два тома из пятитомного труда «Догматическое богословие».
Память 13 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых
Родился 21 марта 1878 на погосте Котельно Островского уезда Псковской губернии в семье священника.
В 1896 г. окончил Порховское духовное училище.
В 1896-1898 гг. служил псаломщиком в церкви погоста Купуй Великолукского уезда, затем до 1903 года в церкви погоста Врев Островского уезда; преподавал пение во Вревской школе.
31 августа 1903 г. рукоположен во диакона к храму Рождества Богородицы погоста Дубровно Порховского уезда.
В 1919 году во время гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Василий Триумфов был арестован и расстрелян в г.Новоржеве. Память совершается 13/26 февраля в день мученической кончины, 2/15 мая в день прославления в лике святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.
В ряду имён священномучеников Псковской епархии стоит имя протоиерея Покровской церкви с. Бежаницы Триумфова Василия Александровича (1848 – 1919). К лику святых его имя было причислено на Юбилейном Соборе в 2000 году. Имя и дела священника, его жизненный путь не только часть истории церкви, но и часть истории нашей Родины и нашего края. Трагическую судьбу бежаницкого священника позволяют восстановить скупые архивные документы и мемуарные записи членов семьи Философовых. Строители и прихожане православного храма в Бежаницах Философовы на протяжении столетий хорошо знали служителей церкви и участвовали в церковной жизни.